Овеянные славою флаг наш и герб
классный час (3 класс) по теме

Овеянные славою флаг наш и герб

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oveyannye_slavoyu_flag_nash_i_gerb.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Овеянные славою флаг наш и герб»

классный час

Автор: Дорофеева Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 с. Натырбово

2014 г.

Цели:

- способствовать развитию нравственных ценностей детей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);

- развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области   государственной символики;

    -формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.

 Задачи:

      - популяризация государственных символов Российской Федерации  и Республики Адыгея (флага, герба, гимна);

                - расширение исторических знаний и представлений  обучающихся.

Оборудование:

- изображения государственного флага и герба РФ и других стран;

- физическая карта России;

- мультимедийная установка;

- компьютер;  

- стенд с изображением символики РФ и Адыгеи;

- запись гимна Российской Федерации и Адыгеи.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с государственными символами РФ и РА. А теперь послушаем стихотворение Е. Серова «Мой дом».

Ученик:          У меня есть родной

Удивительный дом.

Нет стены ни одной

В этом доме моем.

Только есть потолок –

Голубой – голубой,

Только много дорог –

Знай, шагай по любой!

Очень дом мой огромен –

От песков и от льдин!

Хорошо, что я в доме

Живу не один!          

                 

Учитель:  О каком доме говорится в этом стихотворении? Как называют люди этот дом?  На все эти вопросы мы найдем ответ, правильно разгадав кроссворд.

Вопросы:

1.        Осень в сад к нам пришла

Красный уголок зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И галдя ее клюют.  ( Рябина)

      2. Птица мира. (Голубь)

      3. Третий день недели. (Среда)

      4. Не куст, а с листочками,

           Не рубашка, а сшита,

           Не человек, а рассказывает. (Книга)

       5. Ночью ей не спится –

           В зеркало глядится. (Луна)

       6. Кто на себе свой дом носит? (Улитка) (слайд 2)

Учитель:  Молодцы, ребята! Правильно разгадали кроссворд. Это слово – Родина!  Родина – это дом, в котором мы живем, это и голубое небо, много дорог, русская береза, василек в поле. Это место, где мы родились и выросли.

            А наша Родина – это Россия. Это страна, где мы живем и учимся. (слайд 3)

А какой самый главный город нашей страны?

Ученики: Самый главный город нашей страны – Это Москва.  Москва – столица России. (слайд 4)

Учитель: А что является символом нашей столицы Москвы?

Ученики: Кремль.

Учитель: А над кремлем развевается государственный флаг – символ Российской Федерации.

Слово «флаг» - греческого происхождения,  от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть»

Учитель:  Какие же цвета на Государственном флаге?

Ученики: Белый, синий, красный. (слайд 5)

Учитель: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей до 19 века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.

 Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный  -  символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое, чистое.         

Государственный флаг важный символ страны. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. В дни траура флаг приспускается или к нему прикрепляют в верхней части черную ленту. Это говорит о всеобщей скорби народа. Флаг это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. День государственного флага Российской Федерации торжественно отмечается 22 августа.         

Воины всегда шли под флагом, давали присягу, целуя край флага. Флаг ставили на завоеванную землю, на самое высокое здание в городе. Нести флаг доверяли лучшим, это особая честь. Любое мероприятие государственной важности начинается с поднятия государственного флага и под звуки гимна. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны.

-Ребята, как вы считаете, как нужно обращаться с государственным флагом? (Ответы ребят).

Долг каждого гражданина оберегать честь нашего флага. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести.

А теперь, ребята, проведем познавательную игру «Флаг России».

(Раздаю детям рисунки флагов некоторых стран без подписей). Можно предложить детям  сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы – белая, зеленая, красная) , Нидерландов ( горизонтальные полосы – красная, белая, синяя)

    Задание: среди этих флагов отличить флаг Российской Федерации.

Учитель: Ребята, где можно увидеть изображение флага России?

Ученики: ответы.

Учитель: Флаг России постоянно развевается  на зданиях, где работают Президент РФ и другие государственные люди. Его поднимают при проведении важных мероприятий под гимн. Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе России трехцветный флаг. Во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований в нашей стране поднимается флаг России. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали и занимают призовые места, поднимается вверх российский флаг (Олимпийский игры). (слайд 6)

Учитель: А что такое герб? (Ответы).

Учитель: Герб – это символ, знак независимости страны. Слово «герб» пришло в русский язык  из немецкого языка «гербе», что означает «наследие». Герб может иметь государство, город, род(семья). Его помещают на печатях, на денежных знаках нашей страны и т.д. (слайд 7)

 На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел – символ единения народов России. Правой лапой орел сжимает скипетр (это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями). В его левой лапе  - держава ( золотой шар  с крестом наверху). Скипетр и держава подразумевают сильную власть  и  защиту государства, его единства. Над головами орлов мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками  царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено  изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий  Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

      Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. А теперь, скажите, пожалуйста, где мы можем увидеть герб, где он может изображаться?

(Ответы ребят).

-на знамени

- на печатях

-на государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении,

аттестатах, вузовском дипломе, правительственных наградах)

- на фасадах зданий руководителей нашего государства

-на пограничных столбах  (слайд 8)

Учитель: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. Как вы думаете, ребята, что эта за песня? (Ответы ребят).

Учитель: Совершенно верно, ребята, это - гимн. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Учитель: Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего

современного российского гимна?

-Сегодня гимн России звучит на слова С. Михалкова и музыку А. В. Александрова.

-Ребята, прошу встать под гимн России. (звучит запись) (слайд 9)

-Ребята, наша большая Родина Россия, а как называется наша малая Родина? Да, Адыгея это частица нашей великой Родины России. Ребята, мы с вами живем в одной из красивейших республик России.

Учитель: Ребята, как называется столица нашей республики?

-Правильно, столица нашей республики-Майкоп.

Учитель: Ребята, назовите главу нашей республики? (Тхакушинов Асланчерий Китович) (слайд 10)

Место рождения человека это его малая Родина. Для многих из нас это Республика Адыгея. Адыгея тоже имеет свои символы.

- Ребята, что вы знаете про флаг нашей республики? Что означают символы на нем?

(Ребята высказывают свои предположения). (слайд 11)

Зеленый цвет флага республики Адыгея в современной трактовке - символ жизни, вечности. 12 золотых звезд соответствуют 12 основным племенам адыгского народа, а три перекрещенные стрелы - единство, союз этих племен. Государственный флаг Республики Адыгея имеет прямое отношение к истории и культуре адыгского народа.

Ребята, посмотрите внимательно на герб. (слайд 12) Как вы видите, в середине ленты большая звезда, с боковых сторон - листья дуба, клена (слева), золотистые колосья пшеницы, початки кукурузы (справа). Круг замыкается аббревиатурой слов `Российская Федерация` - буквами РФ, над которыми изображен национальный стол - анэ с хлебом и солью. В середине круга - главный герой нартского эпоса Нарт Саусруко на огненном летящем коне. На гербе в руке всадника - пылающий факел, богатырь похитил его у богов для блага людей. И лучи от этого огня, как бы рассыпаются по небосводу двенадцатью звездочками. Полет всадника на коне символизирует полет молодой республики в будущее, к прогрессу. На переднем плане герба расположен и традиционный адыгский стол с хлебом-солью: тем самым наряду с мужеством подчеркивается другая главная черта народа - гостеприимство и устойчивость жизненного уклада. Законченность гербу придает опоясывающая его гирлянда, включающая в себя характерные для Адыгеи элементы богатой флоры: колосья пшеницы, початки кукурузы, просо, листья клена, дуба . Они характеризуют географические и природные особенности республики, что расположена она на живописных северных склонах Кавказского хребта и долинах рек Кубани и Лабы, и плодородной Прикубанской равнине, говорят о лесных богатствах края. Изображенная в верхней части герба большая пятиконечная звезда, олицетворяет единение и братство многонационального населения Республики Адыгея. В целом герб выражает желание связать прошлое, настоящее и будущее в их единстве, историческом развитии. Эскиз герба был исполнен известным художником Адыгеи, членом Союза художников Д. Меретуковым.

Учитель: Герб Республики Адыгея, несущий в себе глубочайший смысл, как нельзя точно отражает особенности и специфику жизни горских народов.

О каком символе мы еще не сказали? (Ответы).

Верно, ребята, это гимн Республики Адыгея. Прошу встать под гимн.(звучит запись гимна) (слайд 13)

В каких торжественных случаях вам приходилось слушать гимны России и Адыгеи в нашей школе? Правильно, на торжественных линейках Первого сентября и 25 мая на последнем звонке. При звуках гимна у многих начинает взволнованно биться сердце. А какие чувства вы испытываете, когда звучит гимн? (Ответы).

Символика герба и флага складывались постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной  культуры, историю страны, ее достижений и побед. Символика отражает нам то, чем гордятся народы страны, государство и общество. И вы, школьники, должны расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его флаг и герб.

Ученик:

                                  Нет на гербе моей Отчизны

                                  Ни льва, ни хищного орла.

                                  Она свой герб во имя жизни,

                                  Для мира в небе подняла.

                                  Союза крепче и сильнее

                                  Еще не видела земля.

                                  Народы в нем родных роднее –

                                  Республик дружная семья.

                                  Одна семья народов славных,

                                  Которой спаяннее нет.

                                  Семья, где равные средь равных

                                  Идут под знаменем побед.

                                                                       (Т. Шмаков)

В заключение мне хотелось бы отметить, что все символы России и Адыгеи воплотили в себе историю и традиции русского и адыгского народов, историю нашего государства и нашей республики. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны, своей республики. Государственные символы достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овеянные славою флаг наш и герб

Сценарий классного часа "Флаг России"....

Конкурс "Овеянные славой флаг наш и герб"

В этой папке история флага и герба Росси...

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЙ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4-го класса...

Презентация "Овеянные славою флаг наш и герб"

Здест рассказывается о символике России и Республики Адыгея...

Конспект урока «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Материал конспекта может быть использован не только на уроке, но и на воспитательном мероприятии....

Презентация к уроку «Окружающего мира» по теме: «Овеянные славою флаг наш и герб»

Презентация позволяет не только проследить историю развития герба и флага России, но и проверить знания детей по теме занятия....