Внеклассное мероприятие "Берёза - символ России"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

внеклассное мероприятие

по модулю «Основы светской этики»

«Береза – символ России  и НАО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тороповой Ольги Васильевны

г. Нарьян-Мар

МБОУ СОШ № 5

Адрес: ул. Хатанзейского 22-3

Тел: 8-911-656-83-21

 

Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Н. Рубцов

 

 

Тема: «Берёза – символ России  и НАО»

 

Цель: формирование представлений о березе – символе России  НАО, источнике эстетического и патриотического воспитания личности.

 

Задачи занятия:

Ø  Познакомить детей с приметами, связанными с русской берёзой, расширить знания об этом растении.

Ø  Развивать общекультурные компетенции обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие.

Ø  Воспитывать экологическую культуру учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды, любовь к Родине, патриотизм.

Форма проведения: изучение нового материала.

 

Предварительная подготовка: рисунки с изображением берёзы, картинки берёзы, разрезанные для проведения конкурса, самостоятельное разучивание стихотворений о берёзе детьми.

 

Понятия  урока: картины И. Левитана «Березовая роща», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Куинджи «Березовая роща», берёза, Троица, полотно, короб, туесок.

Межпредметные  внутрипредметные связи:

*становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей.

*развитие навыков сотрудничества

*готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

*готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку

событий;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

*умение осуществлять информационный поиск.

 

Ход урока

 

Этапы урока и время,

затраченное на них

Содержание

Приёмы обучения и познавательность обучающихся

Оргмомент (5-8) минут

-Как называется наша страна? (слайд 1)

-В каком округе мы живём? (слайд 2)

-Назовите столицу НАО? (слайд 3)

-Как выглядит наш любимый город? (слайд 4)

- Давайте вспомним гимн НАО и его незабываемые красивые места. (слайд 5-21)

 Звучит музыка «Берёза – моя берёзонька»  

Отгадайте загадку:

                                В платье белом девушка стоит,

                                И народ её благодарит

                                За её печальную красу,

                                За её зелёную косу  (берёза). (слайд 22)

-Ребята, а в нашем округе есть берёза?

 

беседа

-активизация познавательной активности школьников

-умение отгадывать загадки

Сообщение темы урока

(3-7)

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

(2-3)

минут

Прочитайте слова, записанные на доске:

                               Люблю берёзку русскую,

                               То светлую, то грустную.

                               Люблю её нарядную,

                               Родную, ненаглядную,

                               То ясную, кипучую,

                               То грустную, плакучую.

                                                       (А. Прокофьев)

- Как вы понимаете эти слова?

Приходит весна. Лес просыпается после длительного сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то далеко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.

   Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть и развернуть первую зелень.

   Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Всё больше и больше слышно в лесу птичьих голосов. На лесных полянах появились первые проталины. Пахнет смолистыми почками, корой деревьев. Поют дрозды. Придёт радостный день – зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса

                                   Лист зелёный, молодой.

                                  Смотри, как листьям молодым

                                  Стоят овеяны берёзы,

                                  Воздушной зеленью сквозной,

                                  Полупрозрачною, как дым.

   А в берёзовой роще совсем по-весеннему. Белые стволы молодых деревьев ярко блестят на солнце, а от этого кругом становится ещё светлее.

   Деревья, хотя и не покрыты листвой, но уже пробудились. В этом легко убедиться. Если осторожно срезать ножом сучок берёзы, оттуда побегут светлые капли сока.

   Скоро на ветках набухнут почки, а потом деревья зацветут и зазеленеют.

Офтальмотренажор  Л.Г. Масько

продуктивный труд

беседа

-технология обсуждения проблем, активизация познавательной активности школьников;

-просыпание природа от зимнего сна

-деятельность животных

-выстроить цепочку, пробуждения  природы

Изучение нового материала.

(10-14)

минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

(2-3)

минут

- Какие приметы, связанные с берёзой, вы знаете?

Есть и такая примета: если из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Решите задачу: «За 25 дней берёза может дать 100 литров сока. Сколько сока даёт берёза за сутки?»

- Какой вред деревьям приносит сбор сока?

   Если у берёзы забрать сок, то летом на ней листочки начнут засыхать, как осенью. Вскоре на ветках не останется ни одного зелёного листочка. Следующей весной берёза не распустится, кора её отвалиться. Но люди всё равно берут сок. Он имеет лекарственное значение, поэтому можно собирать небольшими количествами и очень бережно  относиться к самому дереву.

В весенний день мальчишка злой

Проткнул ножом кору берёзы, -

И капли сока, точно слёзы,

Текли прозрачною струёй.

                                          ( Ф. Сологуб )

- Как вы прокомментируете случившееся?

Учитель. Есть такие символы природы, которые постоянно вдохновляют художников, поэтов, композиторов на создание своих произведений.

Одним из таких символов является береза – национальное достояние России, символ эстетического и патриотического воспитания личности.

По своей духовной сущности береза святое дерево – ее кора – береста пахнет свежестью, не подвержена тлению и в этом подобна мощам святых угодников.

Береза – самое светлое и приветливое дерево на Руси. О красоте русской березки сложено много стихов, песен. Россия и образ березки – понятия неотделимые друг от друга.

 

В русских календарных обрядах придавалось особое значение ветвям. Березку как знак благодарной силы вносили в дом. Это было на семик - праздник, знаменующий конец весны. Березка, как известно, стала символом дома, символом родной земли.

 

По народным поверьям, березка красоту свою и буйный рост должна передать злакам. Распространенный обычай заплетать венки, завивая березе ветки в знак добрых надежд, в знак загадочной мечты, нес пожелания хорошего урожая, здоровья.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. «Троица без березы – что Рождество без елки», - говорят в народе и украшают все – дома, дворы, церкви – молодыми деревцами, ветками и травой.

Обычай украшать избы березовыми ветками и травой на Троицу существовал всегда. Их развешивали на стенах, раскладывали на полу, втыкали за иконы, зеркала, оконные наличники.

Белая береза, чистое поле, цветы лазоревые сопутствуют многим темам устного и изобразительного фольклора. Человек, растения объединены стихией жизни, несущей вечное обновление миру. Молодую девушку сравнивали с березкой, дерево очеловечивается, наделяется душой.

Береза вобрала в свое одеяние два цвета русской природы – белизну снега и зелень лугов и полей

Учитель. Какое влияние оказала береза на наше искусство:

- танцевальный ансамбль «Березка» - гордость российской национальной культуры. Плывет «Березка» мадоннами русскими по всему миру. Загадка женского образа воплощена в ансамбле «Березка»;

- песни, романсы, написанные в честь русской березки;

- картины русских художников, прославляющих это скромное дерево.

   В течение 2-3 минут дети подбирают как можно больше прилагательных к слову «берёза» и после зачитывают, какая у них получилась берёза.

Конкурс «Собери картинку».

   Детям даётся разрезанная на мелкие части картинка с изображением берёзы. Тот, кто быстрее соберёт картинку – победитель.

   В среднем берёза живёт около 150 лет, достигает высоты 20-25 метров. Интересно, что кора молодой берёзы тёмная. Существуют виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. Всего ботанический вид берёзы насчитывает около 65 видов. А карликовая берёза растёт даже на севере (высота её 60-70 см),  если в коробе или туеске из коры берёзы хранить сметану или масло, то эти продукты надолго останутся свежими.

проблемная ситуация

 

-целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование

-развитие их творческих способностей

- уметь  обсуждать и делать выводы

-значимость красоты и важности берёзы на России

- берёза символом дома, символом родной земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

познакомить с высотой и  разнообразием берёз,

 

Закрепление нового материала.

(10-15) минут

Учитель предлагает рассмотреть картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», А. И. Куинджи. «Березовая роща» о березе – символе России.

Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», где главным художественным образом является береза.

И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный.

И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез – «плакучую» ее разновидность. И действительно, в «Февральской лазури» береза – единственная основа художественного образа.

В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края.

Художник так рассказывал историю создания этого полотна. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа, как будто, праздновала какой – то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

В «Февральской лазури» И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. В картине художник передает все градации голубого цвета – от светло зеленого внизу, до ультрамаринового наверху.

 

А.И. Куинджи «Березовая роща».

Куинджи в русской пейзажной живописи по силе света превзошел всех других художников. Картина отличается необычной силой, колоритом и смелостью контрастов.

Урок живописи:

1. Создать акварельный этюд «Березка».

Учитель предлагает на основе полученных впечатлений изобразить березу. В начале, необходимо каждому определить место и назначение этой березки в своей душе, в своем эстетическом мировидении. Характер березы будет выражать не перечисление всех веток, а ее пропорции, соотношение ширины кроны к высоте, силуэт, цвет зелени и цвет ствола, расположение основных сучьев и ветвей. Вот это главное и будет создавать, если можно так выразиться, образ березы.

 

 

диалог-сравнение

беседа

-создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

-знакомство с художниками, картинами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-развитие  творческих способностей

-передача красоты образа берёзы через эстетическом мировидении

Подведение итогов урока.

(4-5) минут

Даже в тяжёлые времена, вдали от Родины, люди вспоминали о русском символе

( дети читают по четверостишью).

                   Ты тоже родился в России –

                   Краю полевом и лесном.

                   У нас в каждой песне – берёза,

                   Берёза под каждым окном.

                                                               На каждой весенней поляне –

                                                               Их белый живой хоровод.

                                                               Но есть в Волгограде берёзка –

                                                               Увидишь, и сердце замрёт.

                  Её привезли издалёка

                  В края, где шумят ковыли.

                  Как трудно она привыкала

                  К огню волгоградской земли.

 

                                                                 Как долго она тосковала

                                                                 О светлых лесах на Руси,-

                                                                 Лежат под берёзкой ребята,

                                                                 Об этом у них расспроси.

                 Трава под берёзкой не смята:

                 Никто из земли не вставал.

                 Но как это нужно солдату,

                 Чтоб кто-то над ним горевал!

                                                                 И плакал – светло, как невеста,

                                                                 И помнил – навеки, как мать.

                                                                 Ты тоже родился солдатом,

                                                                 Тебе ли того не понять?

                Ты тоже родился в России,

                В берёзовом милом краю.

                Теперь, где ни встретишь берёзу,

                Ты вспомнишь берёзку мою.

                                                                  Её молчаливые ветки,

                                                                  Её терпеливую грусть…

                                                                  Растёт в Волгограде берёзка,

                                                                  Попробуй её позабудь.

- О чём это стихотворение?

Сегодня вы познакомились с березой – символом России, сформировали некоторые представления о природном и духовном значении березы в нашей жизни и искусстве.

беседа-диалог

-развитие психических процессов

- передача всей красоты берёзы, через стихотворение

Домашнее задание.

(1-2)

минуты

Написать сочинение (по желанию) по теме: «Берёза».

Учитель зачитывает одно из сочинений детей.

Берёза по-своему красива в любое время года. Она - самое  нежное и нарядное и дерево на свете. Но  не все люди ценят эту красоту. Мне и самой становится больно, когда я вижу, как вытекает сок из ран берёзки. Люди, если вы берёте у берёзы сок, то замазывайте ранки, чтобы дерево не погибло!

 

диалог-сравнение

-обобщение

-умение передавать чувства, восхищения от увиденного и услышанного

 

 

 

 

 

 

Оформление доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.И. Куинджи «Березовая роща»

 

 

Ты до того, березонька красива

И в полдень жаркий и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Н. Рубцов

 

 

 

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

 

Учебно – методическая литература:

1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.

 2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011

3. Энциклопедия «Вокруг света».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_toropovoy_o.v.docx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Символы России"

Родина - одно изсамых важных понятий для человека. Чувство любви к Родине, стремление ее защищать нужно прививать с самого детства. Внеклассное занятие" Символы России" знакомит с гербом, гимном, флаг...

Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России

Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Внеклассное мероприятие Тема «Государственные символы России и Татарстана»

Внеклассное мероприятиеТема «Государственные символы России и Татарстана»...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (для детей 10-11 лет)

АннотацияТема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо е...

Внеклассное занятие "Символы России"

Материал занятия может быть использован во внеклассной работе,  на уроках предмета  "Окружающий социальный мир"  по теме "государственная символика" в начальной и ср...