Главные вкладки

    Рабочая программа (2 класс) на тему:
    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Моя малая Родина", 2 класс

    Гоппе Наталья Сергеевна

    Данная модифицированная программа составлена на основе курса "Культура, литература и история родного края". Формирует интерес к историческим и культурным ценностям Республики Хакасия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_mmr_2_kl._2.doc152.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Белоярская средняя общеобразовательная школа

    Принято:                                                                                            Согласовано:        

    На заседании ШМО                                                                 ___________________      

    Классных руководителей                                                        Зам.директора по ВР

    от  25.08.2014 г. №1.                                                              

    Утверждено приказом по школе от 29 .08.2014 г. № 78/1

    Рабочая программа курса  внеурочной деятельности учащихся

    по духовно-нравственному направлению

    «Моя малая Родина»

    Класс- 2

    Сроки реализации- 1 год

    Количество часов – 35 часов

    Учитель –Гоппе Н.С.

    с. Белый Яр

     2014 г.

    Пояснительная записка

    Характеристика курса

    Основания

    Рабочая программа разработана   на основе следующих  документов:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования    (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об  утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования»);

    • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Белоярская СОШ;

    •     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина     России;

    Актуальность

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира.

    Практическая значимость

    Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

    Вид программы Данная модифицированная программа составлена на основе программы курса «Культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы), разработанная Балгазиной А.Н., 2000 г..

    Цели: Формирование интереса к историческим и культурным ценностям Хакасии, к природе, истории и культуре родного края.

    Задачи:

     Обучающие задачи: способствовать  развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края. 

    Воспитательные задачи: создавать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

    Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

    Особенности группы учащихся:

    Состав группы- 12-15 человек. Группа набирается на основе заявлений родителей (законных представителей учащихся).

    Формы и методы работы: на занятиях используются проекты, викторины, КВН, экскурсии, поисковые исследования, презентации, самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая), праздничные мероприятия. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Основные методы и технологии: игровая технология, проектная технология, технология  обучения в сотрудничестве, проблемно- диалогическая, коммуникативная технология.

    Место курса в учебном плане

    Программа рассчитана на 1 год.  Занятия проводятся 1 раз в неделю  – 35 ч. (35 уч. нед.) по 35 минут.   Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 2 -х классов. Программа курса помогает расширить знания учащихся в таких предметных областях, как окружающий мир и литературное чтение.

    Основное содержание курса

    Раздел

    Количество часов

    Краткое содержание

    «В гости к осени».

    1

    Экскурсия в природу.

    Географическое положение Хакасии.

    Природные богатства.

    2

    Работа с картой. Выявление географического положения Хакасии.

    Климат нашей местности.

    Сезонные изменения в природе.

    3

    Создание дневника погоды и народных примет

    Водоёмы нашего края.

    1

    Знакомство с водоёмами Хакасии.

    Заповедные места Хакасии.

    3

    Знакомство с заповедниками Хакасии.

    Растения нашего края.

    5

    Знакомство с растениями Хакасии.

    «В гости к зиме».

    1

    Экскурсия в природу.

    Птицы нашего края.

    3

    Знакомство с птицами Хакасии.

    Животные  нашего края.

    2

    Знакомство с животными Хакасии.

    Сельское хозяйство нашей местности.

    2

    Знакомство с особенностями ведения сельского хозяйства в республике Хакасия.

    Писатели и художники о природе Хакасии.

    2

    Знакомство с произведениями художников и писателей Хакасии о природе.

    «Особое царство – грибы».

    1

    Знакомство с грибами.

    «В гости к весне».

    1

    Экскурсия в природу.

    Экология Хакасии.

    6

    «Я живу в Хакасии»

    2

    Подведение итогов изучения курса.

    Планируемые результаты и система оценки

    Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы «Моя малая Родина»:

    Личностные:

    - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

    - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметные (УУД):

    Регулятивные УУД:

    - Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

    - Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

    - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

    - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

    - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Познавательные УУД:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения поставленной  задачи в один шаг.

    - Делать предварительный отбор источников информации для  решения поставленной задачи.

    - Добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

    - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Коммуникативные УУД:

    - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    - Слушать и понимать речь других.

    - Выразительно читать и пересказывать текст.

    - Вступать в беседу на занятии и в жизни.

    - Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметные:

    Знать:

    - рельеф, горы, равнины Республики Хакасия;

    - климат и погоду;

    - реки и озера;

    - необходимость охраны природы;

    - природные сообщества Хакасии;

    - некоторые виды растений Хакасии;

    - о растениях, которые занесены в Красную книгу Республики Хакасия;

    - традиции республики, села;

    Уметь:

    - составлять брошюры народных примет погоды;

    - составлять памятки: «Правила поведения на водоёмах», «Правила поведения в природе»;

    - составлять рассказы о растениях Хакасии;

    - составлять гербарии растений;

    Система оценки планируемых результатов

     

    Результат

    Инструмент

    Критерии

    Участие в  школьных олимпиадах по окружающему миру

    КИМы, предложенные организаторами олимпиад

    Анализ рейтинга участников.

    Наличие призовых мест.

    Участие во всероссийских конкурсах «Политоринг –Мониторинг», «Человек и природа»

    КИМы, предложенные организаторами конкурсов

    Анализ рейтинга участников.

    Наличие призовых мест.

    Итоговое тестирование

    КИМы в форме  теста (15 вопросов)

    От 13 до 15 баллов – высокий уровень

    От 10 до 12 баллов – средний уровень

    От 7 до 9 баллов – ниже среднего

    Менее 7 баллов – низкий уровень

    Календарно - тематическое планирование

    № п/п

    Тема занятия

    Характеристика основных видов деятельности

    Планируемые результаты

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    В гости к осени

    Участие в экскурсии, сбор природного материала.

    Проявлять знание основных моральных норм поведения.

    2

    Территория, границы, географическое положение Хакасии

    Работа с физической картой России и полушарий, глобусом.

    Формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывание.

    3

    Богатства нашей земли.

    Подбор фотографий, создание фоторепортажа.

    Проявлять интерес к новому  учебному материалу.

    4

    Климат нашего края.

    Наблюдение за климатическими явлениями местности, создание дневника погоды.

    Осуществлять поиск  нужной информации в справочной литературе, пользоваться знаками, символами,  приведенными в ней.

    5

    Времена года. Сезонные изменения в природе.

    Участие в коллективном мини-проекте «Сезонные изменения в природе».

    Подготовка короткого сообщения.

    Проводить сравнение, классификацию.

    6

    Времена года. Сезонные изменения в природе. Осень.

    Наблюдение за погодой, подбор пословиц, поговорок, примет. Подготовка странички в  дневник народных примет погоды.

    Анализировать изучаемые факты, выделять их отличительные признаки.

    7

    Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища.

    Просмотр  и обсуждение фильма-презентации про водоёмы.

    Анализировать изучаемые факты, выделять их отличительные признаки.

    8

    Заповедные места Хакасии.

    Подготовка короткого сообщения. Обсуждение сообщений.

    Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

    9

    Заповедные места. Охрана животных и растений.

    Подготовка короткого сообщения.

    Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач.

    10

    Заочная экскурсия в заповедник «Хакасский»

    Просмотр  и обсуждение фильма-презентации про заповедник. Участие в

    виртуальной экскурсии.

    Адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

    11

    Растения нашего края. Лекарственные растения.

    Практическая деятельность по созданию презентаций  (5-8 слайдов). Творческий отчет.

    Проявлять интерес к новому  учебному материалу.

    12

    Лекарственные растения, их виды, правила  сбора.

    Исследова-

    тельская работа: подготовка сообщений, просмотр и обсуждение презентации.

    Осуществлять поиск  нужной информации в справочной литературе.

    13

    Леса нашего края.

    Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

    Ответы на вопросы викторины.

    Строить понятное для партнера высказывание.

    14

    Парк села Белый Яр

    Участие в экскурсии, сбор природного материала. Создание отчёта по результатам экскурсии.

    Допускать существование  различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию;

    15

    Берёзка – символ родины моей.

    Участие в празднике «Русской берёзки»: просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи, чтение стихов, ответы на вопросы викторины.

    Действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

    16

    В гости к зиме.

    Участие в экскурсии, сбор природного материала. Создание отчёта по результатам экскурсии.

    Проявлять знание основных моральных норм поведения на природе.

    17

    Акция «Кормушка»

    Обсуждение темы «Как следует помогать птицам» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в парк. Создание макетов кормушек. Изготовление кормушек

    Создавать свои собственные проекты.

    18

    Птицы зимой.

    Участие в игре- беседе: ответы на загадки, вопросы викторины. Создание рисунков птиц.

    Активизировать словарь  при общении, при работе с информацией.

    19

    Редкие птицы

    Участие в коллективном мини-проекте: создание странички «Любимая птица нашей местности».

    Создавать свои собственные проекты.

    20

    Животные нашего края.

    Подбор фотографий, создание фоторепортажа.

    Создавать свои собственные проекты.

    21

    Редкие животные нашего края.

    Подготовка коротких сообщений,  рисование животных, участие в конкурсе рисунков.

    Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости.

    22

    Сельское хозяйство  нашего края. Чем занимаются люди на селе.

    Экскурсия в районный краеведческий музей.

    Проявлять

    интерес к новому  материалу.

    23

    Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства.

    Подготовка сообщений из сказок из рассказов о природе Хакасии.

    Участвовать в проектной деятельности.

    Создавать свои собственные проекты.

    24

    «Писатели о природе Хакасии»

    Участие в работе литературной гостиной: чтение рассказов, стихов, изображение содержания в виде рисунков.

    Воспринимать на слух прочитанное.

    Сравнивать художественный и

    научно-познавательный тексты.

    25

    «Художники о природе Хакасии»

    Виртуальная экскурсия в

    художественную галерею: знакомство с презентацией, обсуждение. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи.

    Видеть красоту хакасской природы, изображённую в произведениях художников.

    26

    Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен.

    Подготовка кратких сообщений.

    Отгадывание загадок, рисование грибов.

    Осуществлять поиск  нужной информации в справочной литературе

    27

    В гости к весне.

    Участие в экскурсии в парк.

    Участие в играх на свежем воздухе.

    Принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости.

    28

    Как природа залечивает раны.

    Сравнение фотографий, на которых человек нарушает природный ландшафт местности (свалки, котлованы, вырубание лесов), с фотографиями создания красивых мест

    (ландшафтный дизайн).

    Активизировать словарь  при общении, при работе с информацией.

    29

    Экология Хакасии.

    Создание экологических знаков.

    Проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

    30

    Будь природе другом.

    Анализ экологического состояния своей

    местности: выявление источников загрязнения природы.

    31

    Красная книга Хакасии.

    Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Подготовка индивидуальных сообщений.

    Формулировать собственное мнение и позицию; строить понятное для партнера высказывании.

    32

    “Край,  в котором я живу”

    Подготовка вопросов для команд-соперниц к игре «Что? Где? Когда?» (работа в группах).

    Составление кроссворда «Земля – наш общий дом».

    Выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

    33

    Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу.

    Создание памяток «Правила поведения в лесу» для дошкольников

    Проявлять знание основных моральных норм поведения; переживать этические чувства на  основании анализа простых ситуаций.

    34

    Итоговое занятие “Я живу в Хакасии”.

    Участие в тестировании: ответы на вопросы теста.

    Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    35

    Подведём итоги

    Ответы на вопросы викторины, подготовка индивидуального отчёта по результатам изучения курса.

    Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

                 Материально-техническое обеспечение

    Наглядные пособия:

    а) натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;

    б) изобразительные:

    - муляжи плодов.

    - таблицы групп растений и животных;

    - физический глобус Земли, компас;

    - атлас для начальных классов;

    - настенные карты: «Политическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира»;

    - рисунки;

    3. Медиаресурсы:

    Интернет-ресурсы.

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

    2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

    3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

    4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

       5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

    6.  Программа «Окружающий мир» из серии «Наглядная школа» для интерактивной доски.

    Технические средства обучения.

    1.  Персональный компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Интерактивная доска.

    Список литературы:

    1. Учебник «Моя Хакасия». Книга для чтения по программе «Культура, литература, история родного края»./Под ред. А.Н. Балгазиной. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2001г.

         2.   Программа курса «Культура, литература и история родного края» для изучения в          начальных классах в общеобразовательной школе (1 – 4 классы). 
    Автор: Балгазина А.Н. – Абакан: Отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. – 28 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

    Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"

    Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

    Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 2 класс

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 2 класс на 2016-2017 учебный год разработана на основе ФГОС НОО (2010), с опорой на авторскую программу Н.Б.Истомино...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ГОРОД МАСТЕРОВ» 2 КЛАСС

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Город мастеров» составлена на основе ФГОС НОО (2010), Концепции ду¬ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, плани...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДЕТСКАЯ РИТОРИКА» 2 КЛАСС

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Детская риторика" 2 класс на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с авторской программой коллектива под руководством Т.А. Ладыженс...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Радуга общения 2 класс

    Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...