Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Гончаренко Наталия Анатольевна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 4 классе "Математический калейдоскоп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat._kaleydoskop_4_kl._goncharenko_n.a.docx160.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Математический калейдоскоп» Программа внеурочной деятельности 4 класс. Учитель: Гончаренко Н.А.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Направленность программы  научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это прежде всего единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели курса: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи курса: формирование у обучающихся начальных классов умения найти свое место в школьной социальной среде, формирование положительной «Я концепции», формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать, развитие навыков рефлексивных действий, знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного творчества, развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

Ожидаемые результаты: улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе; развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка; укрепление здоровья школьников.

Планируемые личностные результаты

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование: мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная); самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;  эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Нравственноэтическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества в разных ситуациях; эстетические потребности, ценности и чувства.

занятия

Кол-во
часов

Содержание занятия и развиваемые способности

Дата
проведения занятия

1

1

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Понятие симметрии. Вводный урок.

2

1

Знакомство с понятием цикл. Симметричные фигуры. Развитие умения выдвигать гипотезы.

3

1

Работа с информацией. Развитие умения сравнивать и геометрического мышления.

4

1

Загадкиомонимы. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения и творческого мышления.

5

1

Совершенствование мыслительных операций. Задачи на построение конструкции. Тренировка внимательности.

6–7

2

Проект: Изготовление поделок из осенних листьев и плодов. Развитие творческих способностей.

8

1

Знакомство с типом задач «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения обобщать. Тренировка умения видеть проблему и удерживать различные точки зрения.

9

1

Развитие логических способностей. Построение графа возможностей в комбинаторной задаче. Симметрия в задачах. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетку».

10

1

Знакомство с системой записи чисел Древней Руси. Развитие концентрации внимания. Развитие умения устанавливать причинноследственные связи.

11

1

Развитие логических способностей. Развитие творческого воображения.

12

1

Задачи на взвешивание. Цикл. Симметрия в словах. Развитие умения встать на другую точку зрения.

13–14

2

Проект­творческая работа: изготовление объёмных снежинок из бумаги и организация украшения помещения.

15

1

Понятие пересечения фигур. Знакомство с римской системой нумерации. Совершенствование умения строить гипотезы. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Бусы».

16

1

Совершенствование мыслительных операций. Задача  «о рюкзаке с целыми мерками». Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы.

17

1

Графы в логических задачах. Развитие умения выдвигать гипотезы.

18

1

Тренировка умения обобщать. Развитие коммуникативных навыков и умения строить стратегию в парной игре.

19

1

Развитие умения строить стратегию в задачах на взвешивание. Развитие творческого воображения.

20

1

Развитие умения строить логическую цепочку. Тренировка внимания.

21–22

2

Проект: Твоя малая Родина.

23

1

Тренировка умения работать с двумерными таблицами. Развитие коммуникативных навыков в парной игре.

24

1

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка внимательности.

25

1

Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм — работа по конструированию.

26

1

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Развитие умения находить неоднозначные решения проблемы и творческого мышления.

27

1

Развитие аналитических способностей в задаче  «о рюкзаке с целыми мерками». Тренировка геометрического воображения.

28

1

Развитие умения строить логические цепочки, классификации.

29

1

Развитие аналитических и конструктивных способностей с помощью задач на разумный перебор. Совершенствование внимательности.

30

1

Развитие коммуникативных навыков и творческого воображения в командной игре «Артист».

31

1

Тренировка умения анализировать. Циклы при умножении. Развитие умения выдвигать гипотезы.

32

1

Развитие умения строить алгоритм в задачах на взвешивание. Тренировка умения обобщать и задавать вопросы.

33

1

Тренировка внимания, развитие умения строить алгоритмы в конструктивных задачах.

34

1

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года.

Итого: 34 часа

 Содержание учебной программы

В 4-м классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные формы деятельности:

— динамические

— познавательно­логические

— коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка. Это задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.

В 4-м классе возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и силу рук и послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные, интегрированные.

Виды заданий: словесные, наглядные,  практические, игровые.

 Методическое обеспечение

— примерная рабочая программа курса;

— поурочные разработки для учителя;

— рабочая тетрадь для ученика.

 Материально-техническое обеспечение

— материалы для оформления и детского творчества;

— наличие канцелярских принадлежностей;

— цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

Список литературы и интернетисточников:

 1. Ковалева Г. С., Логинова О. Б., Серков М.В.

 2. Материалы конкурса «Русский медвежонок».

 3. Материалы математического конкурса «Кенгуру».

 4. Перельман Я. И. Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.

5. Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.

6. Сайт для любителей головоломок с интересными задачами по различным наукам (математика, физика, химия). Турниры по решению задач. diofant.ru

7.  Igraza.ru Игры, Ребусы, Загадки. Учимся играя http://www.igraza.ru/pagecooper.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 2 класс "Игры народов мира"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятелности "Юнные инспектора дорожного движения" разработана согласнсо ФГОС Цель программы: Формирование обязательного минимума знаний и умений, к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...