Эссе " Я - учитель"
статья на тему

 Маргарита Кимовна Морокова

- учитель родного языка, преподаю селькупский язык в школе. Всем языковедам ясно, что  язык - это целый мир. Язык -  живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш родной язык - это язык, на котором мы говорим с детства. Это язык моих предков, это язык моих детей и будущих внуков. В светлых глубинах родного языка отражается не только природа нашего уникального края, но и вся история духовной жизни народа селькупы. Недаром говорят, что кто не знает своего родства – измучается, кто не знает свою историю – заблудится. Как учитель родного языка,  я с сожалением замечаю  равнодушных людей, которые стыдятся своего родного языка. Мечтаю о том, чтобы в нашем обществе  были люди, которые с гордостью говорили бы на своем родном языке, ведь наш  язык красивый и певучий, выразительный и образный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_morokovoy_margarity_kimovny.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель»

Муниципальное образовательное учреждение

Толькинская школа-интернат среднего общего образования

 с. Толька,

Мороковой Маргариты Кимовны

Как я стала  учителем? Наверное, не случайно. Мне нравилось играть с младшими сёстрами и  братьями, заниматься с ними, учить буквы - это мои первые педагогические опыты. Все свои школьные годы я твердо знала, кем буду, когда вырасту. А стать я хотела учителем, поэтому после школы поступила в педучилище, а затем- в педагогический институт. Годы учебы пролетели как один миг. Особенно нравилась педагогическая практика.

Придя в школу, я была очень горда собой, ведь я - проводник в мир знаний. Хотелось работать, творить, вселять в учеников веру в себя, веру в людей и учить говорить. Но в то же время задавала себе вопрос: а справлюсь ли я с такой огромной ответственностью, возложенной на меня?

Какова роль учителя в современном мире? Я часто задумываюсь над этим вопросом. Учитель, преподаватель, педагог, наставник, просветитель, тьютор, репетитор. Как только не называют представителей педагогической профессии, но возложенная на них миссия - воспитать достойного гражданина, способного социализироваться в обществе и приносить пользу своей Родине - очень и очень нелегка.
Мы живем в стремительно развивающемся мире, который диктует свои правила поведения. Найти себя в нем - наисложнейшая задача. Современному школьнику предоставляется огромное количество возможностей применения собственных сил и умений. Помочь ему определиться, сделать верный выбор,  наверное, это и есть миссия учителя. Школа должна учить детей творчески мыслить, а не заставлять запоминать факты, которые легко найти в различных источниках.
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, индивидуализацию обучения.
Одно из направлений личностно-ориентированного обучения - проектная деятельность школьников, где необходимым условием является работа в команде. Работа в команде, в коллективе требует от человека умения излагать свои мысли, доносить свои идеи до всех.

Я - учитель родного языка, преподаю селькупский язык в школе. Всем языковедам ясно, что  язык - это целый мир. Язык -  живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш родной язык - это язык, на котором мы говорим с детства. Это язык моих предков, это язык моих детей и будущих внуков. В светлых глубинах родного языка отражается не только природа нашего уникального края, но и вся история духовной жизни народа селькупы. Недаром говорят, что кто не знает своего родства – измучается, кто не знает свою историю – заблудится. Как учитель родного языка,  я с сожалением замечаю  равнодушных людей, которые стыдятся своего родного языка. Мечтаю о том, чтобы в нашем обществе  были люди, которые с гордостью говорили бы на своем родном языке, ведь наш  язык красивый и певучий, выразительный и образный.


Я работаю в школе учителем начальных классов. Моя задача - понемногу, шаг за шагом, пройти нелегкий путь от звуков до самостоятельного, развернутого высказывания, подготовить учеников к  следующей ступени обучения. И какая бывает радость, как светятся счастьем глаза ребенка, когда ему удается научиться   писать грамотно, строить предложения! Ребенок рад, когда он может выразить свое мнение.         

Я стараюсь побудить своих учеников к самостоятельному поиску ответа, учу аргументировать свои мысли, доказывать, выслушивать мнения других и не бояться изменить своё мнение.

На уроках литературного чтения дети объясняют, почему им нравится тот или иной персонаж. Художественные произведения снимают тревоги и воспитывают уверенность в детях. Переживая вместе с героями сказок, ребенок  радуется или огорчается,  оценивает поступки персонажей,  понимает, что зло всегда наказуемо. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи.
К сожалению, в наше непростое время, когда все измеряется материальными благами, большая часть детей дает высокую оценку ценностям социального характера, таким, как богатство, благосостояние. И куда более низкую оценку получают такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие, бескорыстие, доброта, совесть… Нам есть о чем поразмышлять с детьми.

Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы.

Учитывая современные требования к результату образования, ищу новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, такие, как классные часы,  беседы, акции и другие, определяю для себя приоритетные целевые ориентиры: любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект.

Свою деятельность классного руководителя я строю на основе нормативно-правовой базы, регулирующей воспитательный процесс: Закона об образовании, Воспитательной программы школы.

В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Мы выбираем актив класса: учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, редколлегия. Строго распределяются обязанности. Все это способствует формированию лидерских качеств у моих учеников.

Совместно с детьми работаем над созданием портфолио. Оно позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, игровой, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Развивающемуся обществу нужны  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые в ситуации выбора могут самостоятельно принимать решения,  способны к сотрудничеству.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Наше образовательное учреждение не стало исключением, мы работаем по ФГОС. Опыт пока небольшой, но есть некоторые наработки.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии  урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? В условиях внедрения новых образовательных стандартов я использую системно-деятельностный подход в обучении школьников на уроках.         Деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Главный принцип данного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.        Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе занятия через самостоятельную  познавательную деятельность. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, я использую различные приёмы рефлексии: метод незаконченного предложения,  свободное высказывание.

Я считаю, что предлагаемый системно-деятельностный подход к преподаванию  имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества. Происходит это в группах, в которые объединяются учащиеся. Работа в группах постепенно раскрепощает ребят, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует  успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет исполнять роль проводника в мире информации. Моя задача- не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок, дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор.

С позиции человека, учителя  я понимаю, что обучение, воспитание, донесение до ребенка осознания необходимости получения знаний - это, конечно, неотъемлемая часть всей педагогики. Но в сегодняшнем мире, когда мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью людей по отношению друг к другу, я считаю, что первостепенной миссией учителя должно быть воспитание нравственных и моральных качеств у детей.
И кто, если не школа и не мы, учителя, будем воспитывать в детях доброту и веру в добро? На мой взгляд, этому миру недостает доброты, и прежде всего учитель не должен остаться равнодушным к этой проблеме.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я- учитель" на конкурс "Учитель года России -2015"

Сочинение - эссе с изложением своей педагогической концепции, взгляов на образование, с попыткой филосовского осмысления своей профессии....

Эссе "Я - учитель" к конкурсу "Учитель года 2015"

мои размышления о выбранной мной профессии учителя...

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"

эссе "Я - учитель" на Республиканский конкурс "Учитель года Адыгеи 2015"...

Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"

Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016"....

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...