Культура, искусство и история родного края
методическая разработка (1, 2 класс) на тему

Сафиуллина Меляуша Накиповна

Фундамент формирования у детей с нарушениями интеллекта любви к малой Родине, родному краю, уважения к национальным традициям, своего народа, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края, развития гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей закладывается в младшем школьном возрасте. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед учителями начальных классных, является создание у детей представлений о родной стране,  жизни и труде людей, достижениях нашего народа.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств младших школьников, расширении кругозора, развитии их творческого потенциала. «Малая Родина» - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

В течение последних лет мы целенаправленно работаем над обогащением детей с нарушениями интеллекта знаниями о родном крае, воспитанием нравственных качеств и гордости к своей малой Родине. В системе построить работу с детьми позволила программа «Культура, искусство и история родного края». 

Основной целью данного курса является расширение и углубление  знаний учащихся по истории, культуре родного края. Реализация данной работы происходит через следующие задачи:

- повышение уровня знаний о родном крае, знакомство с историей, традициями и культурой;

- формирование познавательной деятельности и коррекции психических функций;

- воспитание гармонично развитой личности, знающий  историю и культуру родного края, бережно относящейся к      его духовным ценностям и занимающей активную гражданскую позицию.

Предмет  «Культура, искусство и  история родного края» в коррекционной школе  введен за счет часов  школьного компонента, предусматривает изучение предмета по 1 часу в неделю.  Программа составлена с учетом учебного плана и  на основе программы подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2010 года, под редакцией Воронковой В.В.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

- изобразительное искусство;

- трудовое обучение;

- музыка;

- чтение и развитие речи.

Формы проведения занятий:

- экскурсии по родному городу и краю;

- инсценированные представления;

- интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением;

- оформление фотоальбомов;

- тематические праздники;

- встречи с земляками поэтами, художниками и людьми разных   профессий.

Предлагаемое планирование предназначается с 1 по 4 класс. Обучение в коррекционной школе VIII вида основано на концентрическом изложении материала. Поэтому  большинство изучаемых  тем предыдущего года находят свое продолжение на втором году обучения.  Такое планирование позволяет углублять, расширять и систематизировать знания учащихся, вооружать их практическими  умениями и навыками о родном крае и её истории, актуализировать те знания, которыми дети уже владеют, и на этом фоне дать им новые знания.

Таким образом, реализация программы позволяет значительно повысить уровень знаний детей с нарушениями интеллекта о родном крае, формировать опыт и развивать познавательную активность и творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         История и культура родного края    

                                                           1 класс

                                                           

  №

 п/п

Кол-во

 часов

                  Тема урока

                Содержание урока

1 четверть (9 часов).

  1.

1

Родной дом – родине начало.

Понятие о доме, дворе. Соседи по дому. Внешний вид дома. Я живу в городе Чистополь. Дом. Адрес.

  2.

1

Моя улица.

Её название. В каком районе находится. Название соседних улиц.

  3.

1

Моя семья.

Родители, братья, сестры, дедушки и бабушки.  Меня зовут…  Маму, зовут…Папу, зовут… Моя фамилия…

  4.

1

Экскурсия «Улица, на которой стоит мой дом».

  1. С чего начинается родина?
  2. Улица, на которой ты живешь?
  3. Мы одна семья.
  4. Воинская слава моей семьи.

  5.

1

Я иду в школу.

Уметь рассказать дорогу в школу.

  6.

1

Моя школа.        

Адрес школы. Месторасположение.

  7.

1

Экскурсия по школе.

Рассказ учителя о школе, где дети получают знания, приобретают умения читать, писать, считать. Беседа о школьных помещениях (классы, кабинеты, спортивный зал, библиотека, столовая). Режим работы школы и о правилах   поведения детей на уроках, перемене, о вежливом общении друг с другом и  с взрослыми.

  8.

1

Мой город.

Где я живу. Отличие города от села.

  9.

1

Экскурсия в Скарятинский парк.

Ознакомить учащихся с названиями  деревьев, кустарников и трав.

2 четверть (7 часов).

 10.

1

« У природы нет плохой погоды». Осенние изменения.

Приметы осени; осенние месяцы.

 11.

1

Деревья, кустарники, травы  на улицах города Чистополя.

Беседа о растениях, о значении в жизни человека и воспитание бережного отношения к растениям. Растения – живые существа, они питаются, дышат, растут, размножаются и умирают. Деревья используют для пищи, топлива, строительного материала.

 12.

1

Трава вдоль дорог: подорожники, полынь, одуванчик.

Запомнить названия трав.

 13.

1

Наш огород, сад.

Овощная викторина « Витамины с грядки». Плодовые и ягодные культуры.

 14.

1

Животный мир нашего города.

Дикие и домашние животные. Игра «Кто больше знает животных?».

 15.

1

Зимующие и перелётные птицы.

Названия зимующих (синица, снегирь)  и перелётных (скворец, грач) птиц. Какие птицы  улетают от нас осенью? А каких птиц  можно встретить зимой рядом с кормушкой?

 16.

1

Мои друзья.

Близкий друг. Друзья. Совместные игры и развлечения.

3 четверть (10 часов).

 17.

1

«У природы нет плохой погоды». Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Приметы зимы; зимние месяцы.

 18.

1

Наша почта.

Ознакомить детей с почтой как средством связи. Почта - одно из средств  связи, возникшее для того, чтобы можно было сообщить свои новости людям из других городов (сел). Современная почта – своеобразное  предприятие по приему, пересылке и доставке писем.

Работники почтовых отделений- сортировщики писем, почтальоны и другие. Почтовые принадлежности: конверты, марки, штемпель.

 19.

1

«Промышленные и продовольственные магазины».

Беседа о магазинах.

 20.

1

Экскурсия. Игра – путешествие  «Знаешь ли ты свой город?»

Экскурсия по городу, знакомство с достопримечательностями города.

 21.

1

Культурный центр.

Рассказ о культурных центрах города.

 22.

1

Профессии  наших родителей.

Знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек, приглашение их в школу.

 23.

1

« У природы нет плохой погоды». Весенние изменения в природе.

Приметы весны; весенние месяцы.

 24.

1

Река Кама города.

Значение воды в жизни людей.

 25.

Экскурсия на Каму.

 26.

1

Транспорт нашего города.

Беседа о видах транспорта, профессиях людей, работающих на транспорте, правилах поведения в транспорте.

4 четверть (8 часов).

 27.

1

Урок – игра «Знай правила дорожного движения».

 28.

1

Экскурсия в Ледовый Дворец.

Знакомство с Ледовым Дворцом города.

 29.

 

1

Детская библиотека нашего города.

Рассказ учителя о детской библиотеке города.

 30.

1

Аллея героев. Экскурсия.

 31.

1

« У природы нет плохой погоды». Летние изменения в природе.

Приметы лета; летние месяцы.

32.

1

Строительство в нашем городе.

Ознакомить учащихся со строительством в своём городе, с профессиями людей, занятых в нем. В любом городе постоянно идёт стройка: перестраивают старые здания, строят новые (жилые дома, школы, детские сады, школы). В строительстве заняты люди разных профессий : каменщики, штукатуры, маляры, плотники.

33- 34.

2

Основные признаки времен года.

Беседа о временах года, последовательности их смены и их продолжительности.

Игра «Когда это бывает?».



Предварительный просмотр:

                                                                        История и культура родного края

                                                                                     2 класс                

                                                                         

  №

 п/п

 Кол-во

  часов

                  Тема урока

                Содержание урока

1 четверть (9 часов).

  1.

1

Введение в изучение родного края.

Что мы называем родным краем.

Дом, школа. Рассказ учителя о родине каждого человека- том месте, где человек рождается и где проходят годы его жизни, и труда.

  2.

1

Моя семья.

Подготовка сведений о своей семье. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.

  3.

1

Ролевая игра « Будем знакомы»

Принести фотографии членов семьи. Рассказ о семье, друзьях.

  4.

1

Профессии наших родителей.

Выяснение кем работают родители.

  5.

1

« Здравствуй, школа!»

История школы. Ознакомить детей со школой, её устройством, профессиями тех, кто в ней работает .  Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу, средствам обучения (учебникам, учебным принадлежностям).

  6.

1

Улица моя.  Дом мой.

Беседа об улицах  города. Продолжение знакомства с названиями улиц, чьё имя носят улицы, почему их так назвали?

  7.

1

Экскурсия по близлежащим улицам.

Какие улицы находятся рядом с нашей школой? В честь кого они названы? Какие здания находятся на ней? Где они располагаются по отношению к школе (справа, слева, сзади, спереди)?

  8.

1

Природа нашего края. Времена года. Осень.

Осень - одно из времен года; осенние месяцы; приметы осени: неяркое солнце, дожди, холодная погода, пожелтевшая листва, отлет птиц, запасание корма некоторыми животными и другие.

  9.

1

Экскурсия в молодежный парк.

Наблюдение за погодой осенью. Какого цвета листья берёзы и клёна? Какие деревья не сбрасывают листья?

2 четверть (7 часов).

 10.

1

Растительный мир нашего города.

Рассказ учителя о красоте и разнообразии растений с демонстрацией живых и гербарных растений. Запомнить названия растений, которые растут около дома, школы, на огороде и в саду.

 11.

1

Животный мир нашего края.

Дикие и домашние животные. Игра «Кто, где живёт?».

 12.

1

Клумбы нашего города.

 Ознакомить учащихся  с названиями  цветов (ноготки, астры, георгины, розы, маргаритки, тюльпаны, пионы). Однолетние    и многолетние цветы. Луковицы, клубни и корневища.

 13.

1

Экскурсия по сбору семян цветов.

 14-15.

2

« Заглянем в кладовые Земли».

Как люди используют богатства земельных кладовых.

Овощи, фрукты, ягоды. Игра «Волшебный мешочек»  (взять из мешочка растение или часть. Нужно назвать предмет и описать его.

 16.

1

Труд людей зимой.

Труд людей зимой: уборка снега, снегозадержание, ремонт тракторов и других сельскохозяйственных машин.

3 четверть (10 часов).

 17- 18.

2

Зима в моём городе.

Экскурсия « Зимние праздники».

Зимние изменения в природе.

Зимние игры.

 19- 20.

2

Экскурсия « Зима в нашем парке».

Зимующие птицы. Кто поет в зимнем лесу.

Народный календарь и народные приметы.

Зимующие птицы, их приспособления к переживанию неблагоприятных зимних условий (кочевки снегирей, свиристелей).

 21.

1

Транспорт нашего города.

На каких видах транспорта вам приходилось ездить по городу?

 22.

1

Ролевая игра «Я – пешеход».

Закрепление знаний о правилах дорожного движения в процессе сюжетно- ролевой игры.

 23.

1

Моя дорога в школу.

Выставка рисунков.

 24- 25.

2

Экскурсия « Природа и труд в нашем крае весной».

Беседа о весне, весенних месяцах, приметах. Рассказ учителя об изменениях, происходящих в живой природе.

 26.

1

Посадка рассады.

Опыт. Лук, рассады цветов.

4 четверть (8 часов).

 27-28-29.

3

Промышленность города Чистополя.

ЧЧЗ.

Швейная фабрика.

Хлебозавод.

Молокозавод.

Познакомить учащихся с понятием «промышленность». Промышленность - это важнейшая отрасль народного хозяйства . Промышленность- это фабрики, заводы, где работают рабочие, инженеры. Они производят с помощью сложных машин, инструментов, приборов самую различную продукцию.  Всё, что нас окружает в  доме,  школе, на улице создано  на промышленных предприятиях рабочими разных промышленных профессий. Знакомство с предприятиями нашего города: молокозавод, хлебозавод и т.д.

 30.

1

Экскурсия по городу « Знаешь ли ты свой город?»

Урок- экскурсия. Обобщение изученного материала в 1-2 классах.

 31.

1

Художественная школа.

Знакомство с художественной школой. Практическая работа: изготовление поделки.

 32.

1

Дворец школьников.

Знакомство учащихся Дворцом школьников.

 33.

1

Дворец спорта. Спортивный комплекс «Батыр»

Беседа о спортивных объектах города.

 34.

1

Летние изменения в природе.

Беседа о лете, летних месяцах и приметах.



Предварительный просмотр:

Сафиуллина  М.  Н. , учитель- дефектолог, первой квалификационной категории; ГБС(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Разработка урока , 4 класс

Тема урока: Национальные костюмы русских, татар и чуваш.

Цель:

- познакомить учащихся с национальными костюмами  русских, татар и чуваш.

Задачи:

- способствовать развитию творческих способностей учащихся;

- развивать вкус  и умение видеть прекрасное;

- воспитание интереса и уважения к культуре народов, любви к родному краю.

Оборудование:

Выставка  книг о национальных костюмах, мультимедийная презентация, выставка – экспресс из работ учащихся, карточки с пословицами, кроссворд, песня «Матрёшки», народные плясовые песни.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Добрый день. Дорогие друзья! Постарайтесь меня внимательно слушать, всё запомнить и полученные знания в своей работе применять. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно  оно поможет вам в работе.

  1. Актуализация знаний.

Повторим ранее полученные знания.

  1. «Соедини стрелкой». Слайд №1.

Сабантуй                            начало учебного года

8 марта            праздник после окончания посевных работ

Масленица          Международный женский день

1 сентября                проводы зимы, встреча весны.

  1. «Полсловечка за вами». Слайд №2.

Чисто

Жу

Строи

Трам

Ули

  1. Игра «Наоборот». Слайд №3.

Тёмный, мягкий, лёгкий и т.д.

Релаксация для пальцев. «Бабочка».

  1. Постановка учебной задачи.

- В какой республике мы живём?

- Люди, каких национальностей проживают в нашей республике?

- А как мы можем различить этих людей?

Прочитайте пословицы. Подумайте  они о чём? Чтение пословиц цепочкой.  (О родине и дружбе). Сегодня мы познакомимся с национальными костюмами  русских, татар и чуваш.

- Какие пословицы подходят теме нашего урока?

Ребята, самое главное не национальность, а взаимопонимание, дружба и уважение среди людей.

Физминутка для глаз.

  1. Работа над новой темой.

У всех у нас родина Россия, а малая родина- республика Татарстан. Изучение новой темы начнём с изучения русского национального костюма. Слайд №5.

1.Русский мужской.

Костюм состоял из рубахи, пояса, длинных нешироких штанов (порты)  и головного убора. Обратите внимание, рубаха доходит до колен. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани. Длинные штаны - порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Порты  заправлялись в сапоги. На голову надевали фуражку, шапку из сукна.

Женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Женский костюм не мыслим без головного убора. Повседневно носили- платок, а на праздниках- кокошник. Сарафаны украшали спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом или узорными пуговицами. Сарафан носим и сегодня.

        Хочу познакомить вас с картинами художников, где мы можем увидеть национальные костюмы. Например, картина 2. Бориса Кустодиева «Праздники в деревне». Слайд № 6

Сказочные герои всегда бывают в национальных костюмах. 3. Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». Слайд №7.

Физминутка. Танец «Матрёшки».

  1. Слайд №8.

- А эти костюмы,  какой национальности? (татар).

Татарский мужской костюм состоял из рубашки, жилета (камзола), штанов. Ещё сверху надевали казаки. На голове тюбетейка. На ногах читек- это мягкие сапоги из меха.

Женский костюм состоял из  платья, камзола и передника. Головной убор- это платок, калфак. На ногах вышитые туфли или читек.

Хочу познакомить с картиной Б.Урманче. Обратите внимание на переднем плане женщина в повседневном национальном костюме. Слайд №9.

5. Словарная работа.

Порты- штаны

Кокошник- головной убор

Читек- сапожки

Камзол- жилет

Тухья, хушпу- чувашский национальный головной убор

Чуаки- обувь

  1. Слайд №10.

Посмотрите, какой красивый чувашский костюм.

Старинный женский костюм состоит из туникообразной белой рубашки. Головные уборы называются тухья и хушпу.

Мужской костюм состоит из рубашки и брюк.

  1. Слайд №11. Картина Ф.Н. Ивановича «Чувашские девушки».
  2. Итог. Каждый народ,  создавая свой национальный костюм, стремился его сделать красивым, ведь такую одежду в старину надевали  только по праздникам.

-  А теперь, где можно увидеть старинные национальные костюмы? (В музеях, театрах).

IV. Практическая творческая работа учащихся. Теперь выполним практическую работу. Вам нужно разукрасить национальные  узоры, орнаменты.

Улыбнитесь ещё раз друг- другу. Помните – хорошее настроение это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи народных песен. После организуем выставку- экспресс.

  1. Рефлексия. Для закрепления материала отгадаем кроссворд.
  1. Предмет для сидения (стул);
  2. Рабочий стол ученика в школе (парта);
  3. Занавеска на окне (штора);
  4. Первый учебник ученика букварь);
  5. Мама связала дочери тёплый … (шарф);
  6. Дикая полосатая лошадь (зебра);
  7. Тёмное время суток (ночь).

С

Т

У

Л

П

А

Р

Т

А

Ш

Т

О

Р

А

Б

У

К

В

А

Р

Ь

Ш

А

Р

Ф

З

Е

Б

Р

А

Н

О

Ч

Ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час , посвященный истории родного края "Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска"

Классный час Тема: Наше интересное прошлое. Экскурс в историю древней Булгарии и Свияжска. Цели: знакомство с прошлым своего народа, с историческим прошлым Татарстана   ( историче...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Проектно- исследовательская работа «История моей семьи в истории родного края»

Практическая значимость данной работы заключается в обогащении кругозора учащихся дополнительной информацией, повышении учебной мотивации посредствам осознания себя, как субъекта деятельности и формир...

КВН по истории родного края «Село моё родное – родная сторона»

КВН по истории родного края«Село моё родное – родная сторона»Цели и задачи:- приобщение учащихся к предметному миру прошлого, расширение границ школьного курса;- формирование интерес...