РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Морянка и краеведение" для 3 класса.
рабочая программа (3 класс) по теме

Шардыко Надежда Витальевна

Программа курса разработана для 3 а класса МБОУ "СОШ №1 г. Онеги" . В областную программу внесены изменения с учётом использования ресурсов данного региона..В программу включены экскурсии в онежский историко - мемориальный  музей, Водлозерский национальный парк, на предприятия г. Онеги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»»

Учитель начальных классов: Шардыко Надежда Витальевна

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Морянка и краеведение»

для 3 «а» класса

2016 – 2017

       учебный год

Пояснительная записка к курсу «Морянка»

Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования*:

  1. «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур  и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;…
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств».

Для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка».

Основная идея:

конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.

Содержание и методика курса краеведения «Морянка» обеспечивают:

  • программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;
  • книга для чтения «Морянка»,
  • рабочая тетрадь для 3 класса,
  • словарь-справочник;
  • рекомендации по реализации курса.

Общая характеристика курса:

            Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредством учебного курса, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Культурное ядро программы составляют универсальные общечеловеческие, национальные, региональные ценности.

            Материал выстроен на основе краеведческого принципа, позволяющего обучающимся осмысливать важные взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют между человеком, окружающей и социальной средой.

            В программе соблюдён принцип природосообразности. Изучение материала начинается с ближайшего его окружения – дома, семьи, самого себя, затем следует расширение содержания и акценты перемещаются на деревню, село, город, в котором живут ученики, область как часть мирового пространства.

            В основу курса краеведения положены системный, ценностный, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. При этом, согласно концепции регионального компонента Архангельской области, системный, ценностный и культурологический подходы являются основными: знания о регионе конкретизируют общие знания об окружающей действительности и обусловливают ориентацию личности в системе ценностей: чем больше их объём и систематичность, тем шире кругозор обучаемого и тем больше круг объектов может войти в систему его личностных ценностей. Изучение курса строится на деятельностной основе – через «открытие» новых знаний, применение их в общении (свободном и деловом), в условиях преднамеренно созданных учебных ситуаций. Компетентностный подход проявляется через специально организованное решение проектных задач, выполнение целостных проектов и исследований, где ученик не только «присваивает» учебное содержание, но и получает возможность воспользоваться им в конкретной учебной, а также и реальной, жизненной ситуациях.

            Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.

            Реализация цели предполагается через систему задач:

  • формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе;
  • формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

             В программе курса представлены следующие содержательные линии:

  1. «Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко судьбу малой родины.
  2. «Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера.
  3. «Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины и способствует формированию нравственного идеала поморов.
  4. «Мой Север, скупой чародей!» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины. Задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы. Понять, что природу надо любить и охранять.
  5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане:

               Курс представлен как самостоятельная единица образовательного процесса, обеспечивающая непрерывность образования детей 2 – 4 классов по краеведению.

               Программа рассчитана на три года обучения (2 – 4 классы) по 17 часов в год. Для реализации курса используется время, определяемое вариативной частью Базисного учебного плана.

               В данном третьем классе учебный курс изучается во в первом полугодии учебного года по 1 часу в неделю, всего 17 часов, во втором полугодии будет изучаться факультативный курс «Север в старину», который дополняет курс «Морянка» сведениями об Онежском районе – 17 часов.

Планируемые результаты:

               В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать:

  • символику родного края;
  • древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности;
  • особенности северного народного костюма;
  • имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3);
  • названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения;
  • географическое положение Архангельской области;
  • основные водоёмы родного края;
  • основные виды профессий нашего края;

               уметь:

  • объяснять значение символики Архангельской области;
  • записывать названия стран и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов;
  • правильно вести себя в природе;
  • приводить примеры животных и растений родного края;
  • соблюдать правила здорового питания;

                  иметь представления:

  • о смелости, талантливости, щедрости и великодушии поморов;
  • о творчестве музыкантов, художников Севера;

Формирование УУД:

             Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований».

              Формирование универсальных учебных действий (УУД) в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и в ходе работы по курсу краеведения «Морянка».

              УУД:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • осуществлять пошаговые действия, проводить пошаговый и итоговый контроль;
  • следовать установленным правилам;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей и других людей;
  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • моделировать различные ситуации, схемы, макеты;
  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
  • владеть диалогической формой коммуникации;
  • сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра;
  • аргументировано критиковать допущенные ошибки;
  • обосновывать своё решение;
  • осознавать себя гражданином России, испытывающим чувство гордости за свой край и свою Родину;
  • иметь представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, смелости, талантливости, щедрости поморов;
  • владеть основами национального самосознания;
  • проавлять положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;
  • воспринимать прекрасное на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • владеть способностью к самооценке;
  • осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
  • проявлять устойчивый интерес к изучению истории своего края;
  • осознавать ответственность за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • демонстрировать осознанное положительное отношение к культурным ценностям родного края;
  • уметь оценивать свои эмоциональные реакции;
  • проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств своих близких и других людей, сопереживание им;

Рекомендуемая литература:

1. Большкова Л.В., Голышева В.В., Гуляева В.И. и др. Ознакомление младших школьников с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова  // http://www.ippk.arkh-edu.ru/ Архангельский областной банк педагогической информации.

2. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 1994.

3. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2004.

4. Голубева Т.С. Великий сын русского народа // Начальная школа. 2011. № 1.

5. Младшим школьникам о М.В. Ломоносове: методический материал для учителя. / Авторы-составители Николаева Э.И., Полякова И.Ф. и др. 2-е изд., доп. и перераб. – Архангельск, 2006.

6. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. Школьное ломоносововедение: начальные классы // Начальная школа. 2011. № 1.

7. Полякова И.Ф. Учебно-методический комплекс регионального компонента начального школьного образования // Начальная школа. 2009. № 3.

8. Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов / Отв. ред. И.Ф. Полякова – Архангельск, 2010.

9. Пугина Н.Н. Опыт введения темы о М.В. Ломоносове // Начальная школа. 2009. № 3.


«Морянка» 3 класс

Тематическое планирование

(рассчитано на изучение со 2 полугодия, 1 час в неделю, спланировано 17 часов) 

№ п/п

Дата прове-дения

Темы занятий

Содержание занятий

Вот она какая, дорогая родина моя! (3 часа)

1

Север синий на краю России.

Герб, флаг, гимн, географическое положение Архангельской области.

2

Древние города и сёла Севера.

Холмогоры, Каргополь, Вельск, Сольвычегодск, Мезень, Архангельск, Нёнокса, Вавчуга

3

Древние города и сёла Севера.

Родом из Поморской славной стороны. (6 часов)

4

Как рукодельница семью одевала.

Народный костюм Русского Севера.

5

Архангельская семья богата талантами.

Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Писатели, поэты и художники: Ф.Абрамов, С.Писахов, Б.Шергин, Н.Рубцов, А.Борисов и другие.

6

Архангельская семья богата талантами.

7

Архангельская семья богата талантами.

8

Архангельская семья богата талантами.

9

Архангельская семья богата талантами.

Славные поморы. (2 часа)

10

М.В.Ломоносов – путь в науку.

Годы учёбы М.В.Ломоносова в Москве, Санкт – Петербурге, Марбурге и Фрейбурге.

11

М.В.Ломоносов – путь в науку.

Мой Север, скупой чародей! (4 часа)

12

Водоёмы нашего края.

Моря, омывающие Архангельскую область. Реки, озёра родного края.

13

Лесные богатства нашего края.

Значение леса в жизни северян.

14

Болота и луга как сообщества нашего края.

Многообразие растений и животных лугов, болот. Значение лугов и болот.

15

Природа в опасности!

Охрана природы Архангельской области.

Вырастешь большой, будешь хороший и баской. (2 часа)

16

А профессий на Севере немало …

Профессии основных отраслей хозяйства (лесная, рыбная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и др.).

17

А профессий на Севере немало …


1 полугодие.

Разделы, темы

Содержание программного курса

Формы работы

Виды контроля.

    Раздел 1.

Влияние природы Севера на жизнь людей.

Создание проекта: альбом по изученному материалу.

1.

Север. Река Онега.

03.09.16.

Что такое Север

Части света.

Архангельская область.

Река Онега: исток, устье, притоки.

Болото, озеро.

Работа с картой, создание презентации, использование фотографий.

Практическая работа: заполнение схемы – раскраски. Воспроизведение понятий.

2.

Белое море. Онежский залив.

10.09.16.

Растения, животные, занятия людей, связанных с Белым морем; объяснение названия моря.

Просмотр презентации о Белом море, словарная работа, работа с картой, фотографиями, заочное путешествие.

Творческое задание: нарисовать рисунок, связанный с темой Белого моря.

3.

Лес на Севере.

17.09.16.

Хвойные и лиственные растения. Животный мир. Что даёт лес людям. Предприятия г. Онеги и онежского района, связанные с лесом.

Работа с иллюстрациями, чтение текстов, просмотр презентации, беседа, выполнение заданий в парах.

Нарисовать животное и растение северного леса, ответить на вопрос: почему мы должны беречь лес?

4.

Долгие зимы, короткое лето.

24.09.16.

Календарь; особенности времён года на Севере; «белые ночи»

Прослушивание учителя, работа с наглядным материалом, словарная работа, обобщающая беседа.

Решение задач «Когда это бывает?» на тему «Календарь»; нарисовать «белую ночь»

Раздел 2.

Как жили люди на Севере.

Поморы и их жизнь.

5.

Северная изба.

01.10.16.

а. Жилища людей на Севере.

Кто такие поморы.

Основные элементы избы; жилая часть, поветь, крыльцо, чердак, крыша, окна, материал для строительства избы, как украшали избу.

Экскурсия в онежский историко – мемориальный музей.

Лепка из пластилина и воспроизведение понятий.

6.

Изба внутри.

08.10.16.

Горница, мебель, русская печь, «красный угол», полати.

Беседа, работа с наглядным материалом, словарная работа, игры.

Экскурсия в музей.

Решение загадок  об избе; игра «Угадай, что это»

7.

Что такое деревня?

15.10.16.

Понятие «деревня», отличие её от  города; где чаще располагались деревни; кто в них жил

Деревни Онежского района.

Словарная работа; практическое задание – «строительство деревни», беседа.

Текст с рисунками и фотографиями: «Где деревня, а где город?»; объяснить почему.

б.) Занятия людей в деревне.

8.

Земледелие – выращивание растений.

22.10.16.

Земледелие; орудия труда; какие растения выращивали на Севере; амбар.

Экскурсия в музей.

Пересказ с опорой на наглядность.

9.

Скотоводство – разведение домашних животных.

29.10.16.

Скотоводство; домашние животные, для чего их разводят; хлев.

Презентация, чтение текста, беседа, проблемное задание.

Тест: Дикие и домашние животные.

в. Северная кухня.

10.

2 четверть.

Что ели на Севере

12.11.16.

Особенности северной кухни. Традиционная пища поморов; блюда из рыбы, молока, грибов, овощей; каши, пироги. Северная посуда.

Рассказ учителя, работа с наглядностью

Найти рецепт какого-то блюда.

11.

«Приготовление» поморского обеда. 19.11.16г.

Повторение особенностей северной кухни; «приготовление» обеда из набора «продуктов»             ( пластилин, аппликация)

Игра, аппликация, рисование.

Описание порядка работы.

12.

Северные пироги.

- 26.11.16г.

Тесто, дрожжи, фарш, начинка, украшения; виды изделий из теста.

Иллюстрированный рассказ учителя; показ слайдов, фотографий, практическое задание – лепка.

Лепка «пирога с ягодами», тест с картинками о ягодах.

Одежда.

13.

Какую одежду носили поморы?

- 03.12.16 г.

Особенности одежды на Севере, зависимость её от климата, «порты», «рубахи», «сарафан» и др.

Работа с наглядностью, словарная работа, беседа.

Самостоятельная работа.

14

Шитьё сарафана или рубахи 10.12.16 г.

Повторение предыдущей темы; что необходимо для шитья изделия; шитьё.

Устное повторение изученного материала, выполнение практического задания.

Устный понятийный диктант; изготовление изделия рисование, раскраска)

15

Северная вышивка – 17.12.16 г.

Особенности северной вышивки; где она применялась: полотенце, постельное бельё, одежда и т.д.

Экскурсия в музей.

Выполнение рисунка вышивки.

16.

Прядение и ткачество.

24.12.16 г.

Что такое прядение и ткачество. Северная прялка, веретено, ткацкий станок.

Работа с наглядностью, старинными предметами, беседа, рисование.

Рисование или раскрашивание узора северной прялки.

17.

Вязание.

14.01.17 г.

Что чаще всего вязали северянки; северные узоры; материалы для вязания: нити, крючок, спицы.

Словарная работа, практическое задание.

Вязание крючком или спицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Окружающий мир" 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой (Программа «Окружающий мир 1-4 классы» – М.: Вентана-Граф, 2011).  В авторскую программу ...

Рабочая программа курса Технология для 3 класса

Рабочая программа по технологии для 3 класса по  программе Занкова Л. В....

Рабочая программа курса «Технология» для 4 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

Рабочая программа курса «Технология» для 2 класса

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной основной образовательной программы ...

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс Уровень программы базовый Надомное обучение.

Данное календарно-тематическое планирование  составлено на основе Рабочих программ «Окружающий мир» Плешаков А.А. 1-4 классы (Москва «Просвещение» 2012г.), которые разработаны на основе Федеральн...

Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...

Рабочая программа курса "Морянка"

Курс «Морянка» несёт в себе большой развивающий потенциал, обеспечивает условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития учащихся в начальной школе. Знания, формируемые посредств...