Достижение предметных результатов на уроках кубановедения в полиэтническом классе через эмоциональное погружение.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Османова Евгения Александровна

Работа представлена на муниципальном конкурсе общественно-значимых педагогических инноваций в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования, 2016 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12

имени Маршала Жукова

муниципального образования город-курорт Геленджик

 

 «Достижение предметных результатов

на уроках кубановедения

в полиэтническом классе

через эмоциональное погружение»

Османова Е.А.

учитель

начальных классов

2016 г.

 «Достижение предметных результатов на уроках кубановедения

в полиэтническом классе через эмоциональное погружение»

Османова Евгения Александровна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №12 им. Маршала Жукова

Обоснование проекта: Современное общество становится полиэтническим в силу многих объективных факторов. И наша задача  - создать такие условия, в которых будут сосуществовать народы разных культур, сохраняя свои традиции и приобщаясь к новым. Безусловно, пришедший в методику не так давно термин «классы с многонациональным составом» или «полиэтнические классы» нуждается в уточнении. Учащиеся - инофоны – это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали. Учащиеся - инофоны владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на пороговом уровне, на так называемом бытовом уровне. Современный уровень жизни обновляется и требует поиска новых путей реформирования предметно-содержательной стороны образования. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выработались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишнее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру.

Ситуация в моём классе  сложилась таким образом, из 21 учащихся – 5%  узбеков, 17 % татар, 5% армян и 73 % - русских. Условия созданы такие, что я  заинтересована  продумать свою работу.  

Удивительно, что дети мигранты, посещающие мой класс, свободно говорят и читают на русском языке, но жизненный опыт своей культуры не позволяет понять быт, особенности семейного и общественного уклада жителей Краснодарского края. В то время, как все изученные мною методики предполагают работу со слабоговорящими на русском языке.

Поэтому у меня возникла потребность в поиске новых методов преподавания кубановедения, чтобы получить желаемый результат.

Цель: использование метода эмоционального погружения в достижении предметных результатов учащихся полиэтнического класса на уроках  кубановедения.

Объект: интерес учащихся полиэтнического класса к курсу кубановедения.

Предмет: достижение предметных результатов на уроках кубановедения в полиэтническом классе через  эмоциональное погружение. 

Гипотеза: использование метода эмоционального погружения на уроках кубановедения будет способствовать повышению познавательного  интереса  к предмету и достижению предметных результатов, которые помогут детям-мигрантам социализироваться на Кубани.

Задачи:

-изучить особенности полиэтнического класса;

-изучить современные образовательные технологии,  методические приемы, которые могут способствовать достижению предметных результатов на уроках кубановедения в полиэтническом классе;

-подобрать и апробировать их на практике в учебно - образовательном процессе;

-провести оценку результатов;

-сделать выводы по теме;

- создать методическую копилку;

- разработать методические рекомендации по работе с материалами.

Участники проекта: учащиеся 2 класса (21 человек), родители, педагог.

Методологическая основа

 Вопрос работы с детьми мигрантами волнует многих преподавателей и методистов. В данном направлении работают Мацкявичене Ю.А. «Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми-мигрантами (инофонами)», Климова С. Н. «Проблемы обучения русскому языку учащихся-инофонов»,  Пряхин В.В. «Методики обучения детей-инофонов в школе», Тамакаев А.А. «Освоение русского языка и адаптация детей — инофонов в условиях школы с полиэтническим составом» и другие.

 Ими были выпущены статьи  и  методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми-мигрантами (инофонами). В своих работах авторы освещают проблему обучения русскому языку учащихся - инофонов. Строят работу на уроке таким образом, чтобы дети- мигранты получали  такие задания, которые соответствуют уровню их  языковой  подготовки, используют разноуровневые задания, увеличивают  количество  заданий на те явления,  которые особенно трудны для нерусских учащихся. Для повышения познавательного интереса и расширения  словарного запаса детей - инофонов, используют  на  уроках  дидактический материал игрового характера, пословицы, поговорки, народные сказки, экскурсии, образовательные фильмы.

Я изучила  методические рекомендации Масленниковой О.М. «Технология погружения как модель концентрированного обучения», в которых было освещено погружение как модель длительного занятия одним или несколькими предметами, предложенное основателем и директором экспериментальной общеобразовательной школы интернатного типа М.П. Щетининым.

Подробное описание «погружения» есть у Р. М. Грановской. Под погружением она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации внушения и игры». Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся на убеждение, «метод погружения» в значительной мере опирается на внушение. Результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей.        

Основная идея

 При изучении предмета кубановедение младший школьник должен достигнуть следующих предметных результатов:

• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Как было сказано ранее, я решила использовать метод погружения, который  опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения.

Термин «погружение» (толковый словарь Ожегова) обозначает – ныряние, углубление, врастание.

Тема урока раскрывается при помощи видеосюжетов, которые сопровождаются музыкальной композицией. В качестве видеоряда используются обработанные мною отрывки из художественных и документальных фильмов о быте и укладе жителей Кубани прошлого и настоящего, об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах,  писателях, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины и др., о хозяйственной деятельности жителей родного края.

Подборка материала на темы для 2 класса была взята из музыкального фильма- комедии режиссёра Ивана Пырьева «Кубанские казаки» и сделана следующим образом:

Тема

Сюжет

Содержание

Казачья станица. Земляки - жители моего района.

Жизнь и быт казаков

Казаки умели трудиться, любили и развлечения. Распространенным занятием были скачки лихих парней на лошадях.

Особенности казачьего быта.

Перечисление и описывание предметов казачьего быта. Исполнение народных песен.

Основным занятием у казаков- было скотоводство и птицеводство. В сюжете показаны животные на полях, домашние птицы под исполнение русской народной песни «Ты раздолье моё- степь широкая»

Труженики родной земли. 

Описание видов деятельности жителей Кубани. Перечисление основных производств, профессии своих земляков.

Одной из распространенной профессии на Кубани- хлебороб. В видеофрагменте показа уборка урожая пшеницы. Видеоизображение совпадает с музыкальным сопровождением.

Например, при даче нового материала на тему «Труженики родной земли», показан весь процесс уборки урожая пшеницы, ведь дети- инофоны прибыли из регионов, где нет таких машин, как комбайны. Им трудно по картинкам на слайдах прочувствовать и соответственно понять и запомнить данный материал. На этом уроке учащиеся получают удовольствие и релаксацию от увиденного. Осуществляется единство сознательного и подсознательного, т.е. то, что было увидено и услышано, сливается с тем, что прочувствовано. Возникает двусторонняя связь в процессе обучения между учителем и учеником.

Основная идея заключается в том, чтобы через эмоциональную составляющую пробудить у детей интерес к данному предмету, что создаст условия для достижения предметных результатов.

Механизм реализации

Данный проект рассчитан на 3 года.

Состоит из следующих этапов:

Наименование

Действие

Сроки

Ожидаемый результат

Аналитический

Включает в себя выделение проблемы, изучение актуальности и имеющегося теоретического и практического опыта

Сентябрь- октябрь

2016 г.

Выделение проблемы, изучение опыта других педагогов

Диагностический

Включает в себя разработку листа динамического наблюдения, проведение диагностики

Ноябрь- декабрь

2016 г.

Лист динамического наблюдения учащихся- инофонов, диагностика

Реализационный

Включает в себя разработку методической копилки, проведение уроков с использованием методических разработок, регулярное заполнение листов динамического наблюдения, создание детских проектов…

Январь

2017 г.-апрель

2019 г.

Создание методической копилки, заполнение листов динамического наблюдения

Презентация проекта

Представление проекта педагогической общественности (педсовет, конференции, ГМО)

Май 2019 г.

Участие в краевой конференции

Целевые индикаторы, показатели проекта

 Качество предметных результатов.

Диагностические методы и методики

Я разработала листы динамического наблюдения учащегося- инофона. На каждого такого ученика заполняется лист еженедельно непосредственно на уроке кубановедения. (Приложение № 1) 

В начале проекта я   сравниваю интерес учащихся к предмету кубановедение в виде анкетирования.

Анкета на выявление интереса к предмету кубановедение

  1. Твоё отношение к предмету кубановедение

- нравится

- не нравится

          2. Хотел (а) бы ты рассказать своему (ей) другу (подруге) о том, что нового узнал (а) на уроке кубановедения?

               -да

               -нет

          3.  Испытываешь ли ты затруднения при подготовке домашнего задания по кубановедению?

                -да

                -нет

Анкетирование показало, что все   учащиеся-инофоны проявляют слабый интерес к предмету кубановедение.

Для определения уровня предметных результатов я использую тест на знание учебного материала.

Тестирование определения уровня предметных достижений

 по кубановедению

Цель: определить уровень  предметных результатов обучающихся на уроках кубановедения.

Тестирование проводилось в моём классе среди 21 присутствующих ученика.

Тест по  кубановедению  для 2 класса

1.  Напиши главный город Краснодарского края.

______________________________________________________

2. Рассмотри герб. Напиши, какой герб видишь?

_________________________________________

 

3. Допиши слова гимна  " Ты, Кубань, ты наша родина!"

Из    далёких  стран     ...             ,

Из заморской  ...      ,

Бьём тебе челом ....,

Твои верные ...    .

4.Зачеркни "лишнее" слово. Обоснуй ответ.

Подорожник, крапива, береза, мята.

_______________________________________________

5. Напиши названия морей, которые омывают территорию нашего края.

Описание: C:\Users\Admin\Downloads\раскраска новый год\вов\море\i (20).jpg_______________________________

__________________________________

6. Перечисли несколько (не менее 3) представителей из животного мира, занесенных в Красную книгу Кубани.

________________________________________________________________

Критерии оценивания:

1. Максимальная сумма баллов, которая может быть получена за тестирование- 9 баллов.

2. За каждое правильно решенное тестовое задание присваивается по от 05, до 3  баллов.

3. Время, отводимое на написание теста, не должно быть больше 20 минут.

4. Отметки о правильных вариантах ответов в тестовых заданиях делаются  учеником разборчиво, но исправления допускаются.

Уровни оценивания:  

0-3,5 баллов – низкий уровень предметных результатов

4-6,5 баллов – средний уровень;

7-9 баллов – высокий уровень.

Результаты тестирования представлены в диаграмме.

Анализ качественных результатов тестирования показал, что низкий уровень предметных результатов по кубановедению в моём  классе у 6 учащихся (29%), средний уровень у 9 (42%) и высокий уровень у 6 (29%).

Основная цель контроля по кубановедению – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), викторин, тестов, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Оценивание осуществляется по следующим критериям. Предполагается оценивание таким образом.

 При подаче нового материала даю видеоряд. В конце урока предлагаю учащимся тесты на усвоение нового материала, которые оцениваются по пятибальной системе.

% выполненных заданий

отметка

98-100

5

75-98

4

50-75

3

менее 50

низкий

Текущий контроль по кубановедению осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме тестов и практических работ. Работы текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по кубановедению проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты моих наблюдений за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ.

Ожидаемый результат: повышение интереса к изучению предмета кубановедения и достижение предметных результатов как учащихся, проживающих в нашем крае, так и учащихся-мигрантов. Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает культурный шок и становится способным принять чужую культуру.

Практическая значимость: повышается качество предметных результатов по предмету кубаноноведение и происходит социализация детей- инофонов, проживающих на Кубани.

Приложение № 1

Лист динамического наблюдения  учащегося _____ класса

__________________________________________ (Ф.И.)

№ урока

Дата проведения урока

Подготовка к уроку

Выполнение домашнего задания

Работа на уроке

Тетрадь

Учебник

Полностью

Частично

Не выполнено

Активно

Пассивно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по математике для оценки достижения предметных результатов учащихся 3 класса

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике в 3 клас...

Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для оценки достижения предметных результатов учащихся 2го класса (итоговый контроль).

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по английскому языку во 2 классе.Основная цель и сод...

Листы оценки достижений предметных результатов 2 класс

Оценочные листы разработаны для 2 класса УМК "Школа Росии"...

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку в 3 классе для оценки достижения предметных результатов ( итоговый тест ) УМК "Школа России".

Итоговый тест содержит 2 группы заданий. Назначение 1 группы - проверка базовой подготовки. 2 группа содержит задания повышенной сложности....

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающи...