Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_pervogo_dopolnitelnogo_klassa_po_fgosam.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса _________учебный год по изобразительной деятельности в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации работы в данном классе.

 Характеристика детей с умеренной умственной отсталостью, обучающиеся в данном классе проявляется не только в общей психической неполноценности, но и в различных неврологических и соматических симптомах, что является показателем недоразвития и неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма. Имеются дефекты слуха, зрения, речи (не говорящая девочка), пороки развития внутренних органов. Одна произносит короткие фразы (другая воспитанница не говорит), дети трудно понимают даже несложную, обращенную к ним чужую речь.
Особенности

Умственная отсталость затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Девочка испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. 

Восприятие

   Особенности формирования восприятия у обучающихся в этом классе характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие, дети не могут установить связи между объектами.

Имеются нарушения кинестетического восприятия.

   Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, мелкие движения, мелкая моторика пальцев.

Память

    Особенности нарушения памяти у детей этого класса заключается в их неспособности быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что они даже не успевают воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводят неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном дети запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

     Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего детям вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

Внимание

У детей этого класса наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает им осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Дети быстро теряют интерес, отвлекаются, чтобы зафиксировать внимание им приходится прилагать большие усилия.

Мышление

Мышление этих детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление обучающихся характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, дети обращают внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц им не понятен, они не способны перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

Обучение таких детей– нелегкая задача. Они плохо усваивают материал, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не могут.

   Мышление отличается не критичностью –дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

  Конкретное мышление детей ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

Речь

Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

У этих детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко, произнося слова, заменяет звуки. Речь развивается слишком медленно, оказывая влияние на общее развитие психики ребенка.

Поведение

Поведение этих детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

Дети этого класса воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, которая приносит удовольствие.

Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот, апатия.

Общие признаки детей этого класса:

  • снижен уровень интеллекта;
  • мотивация в поведении отсутствует;
  • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
  • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
  • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
  • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
  • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги;
  • дети могут обучиться простейшим навыкам;
  • замедленное развитие психических функций;
  • неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена; 
  • трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне;
  • эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение;
  • логическое мышление отсутствует;
  •  Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. 

0 баллов – не выполняет даже с помощью, инструкцию не соблюдает, (просто режет на мелкие кусочки, мажет кистью везде, карандашом красит не соблюдая контуров)

1балл – выполняет только с помощью

2балла – иногда необходима  помощь

3 балла - выполняет самостоятельно

А – о качестве не заботится

В - настроен на положительный аккуратный результат, но не всегда получается

Б - выполняет аккуратно

 «+» - Всегда присутствуют эмоции радости при хорошем выполнении работы, при похвале

«=» - Эмоции радости при выполнение работы, при похвале испытывает по настроению

«- » - Эмоции радости при выполнение работы, при похвале не испытывает

разделы

Планируемые результаты

Фамилия, имя  ученика

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Начало года

Середина года

Конец года

Лепка

Узнаёт (различает) пластичные материалы: пластилин (зернистый, восковой, моделин, обычный), тесто, глина.

Узнаёт (различает) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.

Разминает пластилин (тесто, глину).

Раскатывает тесто (глину) скалкой.

Отрывает кусочек материала от целого куска.

Откручивает кусочек материала от целого куска.

Отщипывает кусочек материала от целого куска.

Отрезает кусочек материала стекой.

Размазывает пластилин по шаблону (внутри контура).

Катает колбаску на доске (в руках).

Катает шарик на доске (в руках).

Получает форму путем выдавливания формочкой.

Вырезает заданную форму по шаблону стекой (ножом, шилом и др.).

Сгибает колбаску в кольцо.

Закручивает колбаску в жгутик.

Переплетение: плетёт из 2-х (3-х) колбасок.

Проделывает отверстие в детали.

Расплющивает материал на доске (между ладонями, между пальцами).

Скручивает колбаску (лепешки, полоски).

Защипывает края детали.

Соединяет детали изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).

Лепит предмет из одной (нескольких) частей.

Выполняет тиснение (пальцем, штампом, тканью и др.).

Наносит декоративный материал на изделие.

Дополняет изделие мелкими деталями. Наносит на изделие рисунок.

Лепит изделие с нанесением растительного (геометрического) орнамента.

Лепит несколько предметов, объединённых сюжетом.

Аппликация

Узнаёт (различает) разные виды бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.

Узнаёт (различает) инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

Сминание бумаги.

Отрывает бумагу заданной формы (размера).

Сгибает лист бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

Намазывает поверхность клеем.

Выкалывает шилом: прокол бумаги, выкалывает по прямой линии, выкалывает по контуру.

Разрезает бумагу ножницами: выполняет надрез, разрезает лист бумаги.

Вырезает по контуру.

Собирает изображение объекта из нескольких деталей.

Конструирует объект из бумаги: заготовляет отдельные детали, соединяет детали между собой.

Соблюдает последовательность действий при изготовлении предметной аппликации: заготовляет детали, собирает изображения объекта, намазывает детали клеем, приклеивает детали к фону.

Соблюдает последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации: заготавливает детали, собирает орнамент способом чередования объектов, намазывает детали клеем, приклеивает детали к фону.

Соблюдает последовательность действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывает сюжет, составляет эскиз сюжета аппликации, заготовляет детали, собирает изображения, намазывает детали клеем, приклеивает детали к фону.

Соблюдает последовательность действий при изготовлении аппликации геометрической (геометрический конструктор),  из осенних листьев, из ватных дисков.

Рисование

Узнаёт (различает) материалы и инструменты, используемые для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды.

Оставляет графический след.

Осваивает приемы рисования карандашом.

Соблюдает последовательность действий при работе с красками: опускает кисть в баночку с водой, снимает лишнюю воду с кисти, обмакивает ворс кисти в краску, снимает лишнюю краску о край баночки, рисует на листе бумаги, опускает кисть в воду и т.д.

Освоила приемы рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием  наращивания массы.

Выбирает цвет для рисования.

Получает цвет краски путем смешивания красок других цветов.

Рисует точки.

Рисует вертикальные (горизонтальные, наклонные) линии. Соединяет точки.

Рисует геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Закрашивает внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура).

Заполняет контур точками.

Штрихует слева направо (сверху вниз, по диагонали), выполняет двойную штриховку.

Рисует контур предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).

Дорисовывает части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.

Рисует предмет (объект) с натуры.

Рисует растительные (геометрические) элементы орнамента.

Дополняет готовый орнамент растительными (геометрическими) элементами.

Рисует орнамент из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).

Дополняет сюжетный рисунок отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.

Располагает объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.

Рисует приближенный и удаленный объект.

Подбирает цвет в соответствии с сюжетом рисунка.

Рисует сюжетный рисунок по образцу (срисовывает готовый сюжетный рисунок) из предложенных объектов (по представлению).

Рисует с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, «граттаж», «под батик», «рисование песком», «рисование на песке», «рисование опилками и на опилках», «рисование на красках», «рисование пластилином из шприца», «Пластилино графия», «рисование ладошками, пальцами», «Кляксография», рисование «спиралью».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по математике для оценки достижения предметных результатов учащихся 3 класса

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике в 3 клас...

Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для оценки достижения предметных результатов учащихся 2го класса (итоговый контроль).

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по английскому языку во 2 классе.Основная цель и сод...

Листы оценки достижений предметных результатов 2 класс

Оценочные листы разработаны для 2 класса УМК "Школа Росии"...

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку в 3 классе для оценки достижения предметных результатов ( итоговый тест ) УМК "Школа России".

Итоговый тест содержит 2 группы заданий. Назначение 1 группы - проверка базовой подготовки. 2 группа содержит задания повышенной сложности....

Таблицы требований предметных результатов по русскому языку 1-4 классы ПНШ

Методическая разработка направлена на отслеживание учебных успехов младших школьников  Разработка была представлена на городском методическом семинаре....

Достижение предметных результатов на уроках кубановедения в полиэтническом классе через эмоциональное погружение.

Работа представлена на муниципальном конкурсе общественно-значимых педагогических инноваций в сфере общего, дошкольного и дополнительного образования, 2016 г....

Сводная таблица достижений предметных результатов по математике в 1классе

Сводная таблица достижений предметных результатов по математике в 1 классе...