Урок -исследование "Жизнь и творчество северных писателей Л.Лапцуя и Р.Ругина"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Пандо Ольга Николаевна

Данный урок предназначен для обучающихся 4-5 классов базового уровня изучения предмета родная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_24_noyabrya_15_g.docx18.6 КБ
Файл master-klass.pptx434.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь и творчество северных писателей Л,Лапцуя и Р.Ругина

Цель: познакомить детей с биографиями писателей

Задачи: научить рефлексивному чтению: определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к описанным событиям произведений

2.осмысливать нравственные ценности произведений и высказывать собственное суждение

Материалы к уроку: тексты о жизни творчестве писателей Л.Лапцуя и Р.Ругина. Листы для записи фактов, ватман, презентация

Планируемые результаты. Дети учатся:

*определять тему и идею произведения:

*анализировать произведения с целью определения авторской позиции;

*выдвигать гипотезы, находить произведения, необходимые факты для подтверждения гипотез

Ход занятия.

Уч. Вуща олаты! Нгани торава! Добрый день!

-Как здорово, что мы собрались на нашей гостеприимной ямальской столице Салехард!

2.Актуализация знаний.

-Внимательно посмотрите на портреты и скажите.

-Кто эти люди?

-Что объединяет всех этих писателей?

-Как вы думаете, есть ли какая-то общая тема в их творчестве?

(Писали о Родине, о земле, о людях, живущих на этой земле, о красоте природы)

- Почему разные авторы, жившие в разных местах Ямала,  обращают внимание на одну и ту же тему, с чем это связано?

(записать на доске!!!)

Гипотезы

-связаны с жизнью самих писателей

-связана с идеей произведений

(На доске разделить облачки на две группы_

- Итак, у нас определились две группы гипотез.

-Как мы сможем их проверить?

(Прочитать рассказы о жизни писателей, об особенностях того времени, которая описана в произведениях)

(Выслушать детей и вместе с ними

определить цель исследования: выяснить,

Цель: почему в литературных произведениях разных авторов поднимается тема любви к родине?

2.Исследование в малых группах.

-Составим план.

-Как мы будем работать с источниками информации?

-Что мы должны там искать?

(Обсудить с детьми план исследования)

План.

1.Прочитать текст, посмотреть фотографии

2.Выделить в тексте факты о жизни писателей и об особенностях времени, в котором они жили

3.Выписать факты и поместить их на плакате  «Жизнь и творчество Л.В,Лапцуя» «Жизнь и творчество Р.П.Ругина»

(Каждая группа работает с текстом и фотографиями,относящимися к биографии Ругина и Лапцуя.

По окончании работы в группе учащиеся приклеивают факты и фотографии на общий плакат

3.Обмен информацией.

Группы представляют плакаты, знакомя с фактами биографии Лапцуя, Ругина.(Стихотворения читают дети)

4Связывание информации обобщения.

-Давайте посмотрим внимательно на плакаты, есть ли связь между особенностями жизни писателя и его произведениями.

Выслушать ответы детей.

То же выполнить и по отношению к другому плакату.

-Как мы теперь ответим на вопрос, почему разные авторы, жившие в разных уголках нашего Ямала, обращают внимание на тему Родины?

Формулируется и записывается вывод.

Детство и жизненный опыт писателя влияют на его творчество

(Темы произведений)

5.Подведение итогов, Рефлексия.

-Вернемся к гипотезам, выдвинутым вами в начале урока.

Какие гипотезы о жизни писателей подтвердились?

Учитель снимает с доски соответствующие облачка из первой группы и зачитывает гипотезы.

-Что мы можем сказать о гипотезах, связанных с идеей произведений? Найдено ли подтверждение к каким- то из них?

Выслушать детей и сформулировать идею, объединяющие эти произведения:

(Произведения пробуждают чувства любви к родине, сострадание по отношению к снегирям….)

6 Д.з.

Познакомиться с другими произведениями.

Предлагаю выполнить ряд творческих заданий. Выбери одно.

  1. Нарисуй иллюстрации к стихам поэтов, сопроводив их строками на ненецком, хантыйском и русском языках.
  2. Напиши сочинение–миниатюру , озаглавив его строкой Леонида Лапцуя “Эта мудрая сказка реет, как туман над землей Ямала”. « Романа Ругина».Расскажи о том, что тебя удивило, поразило, очаровало, вызвало положительные эмоции, запомнилось, обрадовало в такой близкой и мудрой лирике Леонида Васильевича Лапцуя и Романа Ругина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование Жизнь и творчество северных писателей Л.Лапцуя и Р.Ругина Пандо О.Н., учитель родного (ханты) языка МОУ Школа с.Аксарка

Слайд 3

Почему разные авторы, жившие в разных местах Ямала, обращают внимание на одну и ту же тему, с чем это связано?

Слайд 4

План. 1.Прочитать текст, посмотреть фотографии 2.Выделить в тексте факты о жизни писателей и об особенностях времени, в котором они жили 3.Выписать факты и поместить их на плакатах «Жизнь и творчество Л.В,Лапцуя » «Жизнь и творчество Р.П.Ругина »

Слайд 5

Детство и жизненный опыт писателя влияют на его творчество

Слайд 6

Домашнее задание 1.Нарисуй иллюстрации к стихам поэтов, сопроводив их строками на ненецком, хантыйском и русском языках. 2.Напиши сочинение–миниатюру , озаглавив его строкой Леонида Лапцуя “Эта мудрая сказка реет, как туман над землей Ямала”. « Романа Ругина ».Расскажи о том, что тебя удивило, поразило, очаровало, вызвало положительные эмоции, запомнилось, обрадовало в такой близкой и мудрой лирике Леонида Васильевича Лапцуя и Романа Ругина .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством детского писателя

Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...

Районный конкурс чтецов "Творчество пермских писателей и поэтов".

Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса чтецов, прведённого в Ленинском районе города Перми "Творчество пермских писателей и поэтов"....

Презентации к уроку литературного чтения "Биография и творчество русских писателей" (2 презентации)

Презентация к уроку литературного чтения (дополнительный материал) "Биография и творчество Л.Н.Толстого"Презентация к уроку литературного чтения (дополнительный материал) "Биография и творчество А.П.Ч...

«Диалектные слова в сказках северного писателя М.Попова» Исследовательская работа

Мы предположили, что в ходе изучения произведений северного писателя  М. Попова ребята обогащают свой словарный запас диалектными словами  (поморской лексикой)....

Фрагмент урока литературного чтения с элементами региона. Л.Лапцуй " Моя Любовь"

Учащиеся познакомятся с творчеством ненецкого писателя и его произведениями....