Фрагмент урока литературного чтения с элементами региона. Л.Лапцуй " Моя Любовь"
план-конспект урока

Светлана Степановна Попова

Учащиеся познакомятся с творчеством ненецкого писателя и его произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_kraevedeniya_3_klass_bets.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного краеведения 3 класс

Тема урока Л. Лапцуй «Моя любовь».

Цели: познакомить с творчеством ненецкого поэта Л. Лапцуя, расширить знания учащихся о традициях, обычаях «малых» народов севера, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь и уважение к коренным народам севера.

Оборудование: портрет Л.Лапцуя, выставка работ учеников «Мой край», диск с песнями о Новом Уренгое, колокольчик, Карта Ямало -  Ненецкого автономного округа.

  Урок комбинированный.

                                        Ход урока.

      I Орг. момент.

Ань торова нецики!

Здравствуйте ребята!

Я поздоровалась с вами на ненецком языке, языке коренных жителей нашего края.

Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обычаями ненцев Больше узнаем о нашем городе. Прочитаем стихотворение Л. Лапцуя «Мой край»

-Как называется наш округ?

- Ямало- Ненецкий автономный округ.

-Назовите столицу округа.

-Салехард.

Фамилия губернатора округа.

- Д. Кобылкин.

-Назовите газовую столицу округа.

- Новый Уренгой.

        Многие из вас родились в Новом Уренгое. Для вас этот город стал родным и близким. Это ваша родина.

    Росли вы,  рос и город. А несколько десятилетий назад на этом месте царило белое безмолвие зимой и непроходимое болото летом.

    Отправимся в путешествие в прошлое.

      Представим, что мы оказались в непроходимом безлюдном месте.  Это место коренными жителями считалось святым. Поэтому здесь не селились. .Рассказывают, что на этом месте, где сейчас стоит наш город, находилось древнее захоронение. По некоторым версиях Уренгой в переводе на русский язык означает «гиблое место», Или «обгоревший холм» обдуваемый злыми ветрами.

 Но почему в таком месте возник город?

- Подготовленный ученик рассказывает сказку о злом волшебнике Нуме

  -   Давным - давно жил на земле злой волшебник Нум. Разозлился он на зверей и птиц и решил спрятать тепло. Заковал он тепло в большой ледяной сундук и спрятал глубоко под землей. Холодно стало зверям и птицам. Но, вот пришли геологи во владения злого Нума. Нашли тепло глубоко под землей и отдали людям.

- Послушайте загадку. О каком тепле говорят?.

                        Где стоял железный конь,

                        Голубой нашли огонь,

                        Он в земле рождается

                        В доме огнем загорается.

Миллиарды кубометров газа добывают на ЯМАЛе.

 Много стихотворений и песен написано о нашем городе.

  Чтение детьми стихотворения

         Жизнь моя, судьба моя

         Все связано с тобой.

         Ты дорог мне среди ветров

         И бури снеговой.

         На самой вечной мерзлоте

         Прекрасный город мой.

 

 Слушанье песни об Уренгое.

- Назовите коренных жителей населяющих тундру.

- Ненцы, ханты, манси, селькупы.

 

 Работа над новым материалом.

- Сегодня мы с вами прочитаем Стихотворение «Моя любовь»

 -Начало стихотворения читает учитель, продолжают ученики

 Работа по содержанию стихотворения:

  1. Какой край любит автор?
  2. Как Л.Лапцуй описывает природу?
  3. Без чего автор не смог бы прожить?

Звенит колокольчик.

   Такие колокольчики вешались на шею маленькому ребенку, чтобы он не потерялся на бескрайних просторах тундры, и маленьвому олененку, чтобы он не отстал от стада.

 Стихотворение о тундре читает ученик

               Тундра,,,  Снежные дали без края

               Серебристый песцовый мех.

               Без меня проживешь, ты ,я знаю

               Без тропинок твоих и вех,

               У тебя, их тропинок, без меры,

               Словно косы сплелись на снегу.

               Тундра! Тундра! Вот я наверно  

               Без тебя прожить не смогу.

Сегодня мы познакомимся с обычаями и традициями народов тундры

- Как называются ненецкие сани?

 - Нарты.

   Физкультминутка

  Ну-ка, парты превратитесь в нарты!

   

    Сильный северный олень,

    Нас катает целый день.

    Едем, веселимся, К чуму мы примчимся.

- Что обозначает слово «Чум»?

- Жилице ненцев.

Блиц турнир.

1.Главная пища оленя.

2.Верхняя мужская одежда.

3.Петля для ловли оленей.

4.Верхняя женская одежда.

5.Сколько оленьих шкур идет на зимний чум?

6.Какая река делит город Салехард на две части?

7.Символ города Новый Уренгой.

8.Фамилия мэра нашего города.

9Название .какого полуострова говорит о его величине.

Попробуем написать с вами стихи:

Стоит морошка на тоненькой  (ножке)

На Ямале мы живем, потому что здесь наш (дом)

Крутится снежинка как белая (пушинка)

И сказал ему отец; «Ну ты просто «молодец».

Вы талантливые, способные, творческие дети.

Итог урока:

С творчеством какого поэта вы познакомились?

Какие стихотворения Л. Лапцуя вы читали.?

   

 

 

         

                                             

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент урока литературного чтения ( 1 класс.)

публикую небольшой фрагмент урока литературного чтения, чтобы  на примере показать, как можно рабоитать в парах и группах на уроках чтения....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Фрагмент урока литературного чтения в 1 классе. Использование методики формирования навыка смыслового чтения при знакомстве с лирическими стихотворениями.

Представление личного опыты работы в 1 классе на уроке литературного чтения  с лирическими стихотворениями. Тема урока "А.Н.Майков"Весна", Т.Белозеров "Подснежники", С.Я....