Конспект урока по ОСЭ.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Васильченко Нина Владимировна

Конспект урока по ОСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx57.11 КБ

Предварительный просмотр:

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи

        СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Сценарий урока составила:

учитель начальных классов

ВасильченкоН.В.

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

ПРЕДМЕТ

Основы религиозных культур и светской этики

КЛАСС

4

УРОК №

21

ТЕМА УРОКА:

Стыд, вина, извинения.

ТИП УРОКА:

Урок «открытия» нового знания

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ:

формирование этических норм поведения в обществе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых понятий

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с понятиями: стыд, вина, извинение.
  2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА:

45 минут

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

19.02.2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Технология деятельностного метода обучения

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

Проблемный метод; частично- поисковый

ОБОРУДОВАНИЕ:

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики», фонограмма песни Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте», фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями для групповой работы.

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

СЦЕНАРИЙ УРОКА.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

(1-2 минуты)

ЦЕЛЬ: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Звучит музыка Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте»

- Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Улыбнитесь друг другу, и жизнь, пусть на малую капельку, станет радостнее и добрее.

-Садитесь, ребята.

Учащиеся улыбаются друг другу.

Рассаживаются на свои места.

Коммуника-тивные УУД

Актуализация знаний

(4-5 минут)

Цель: организовать повторение знаний

- Вспомните тему прошлого урока. А теперь давайте выполним тест по теме «Золотое правило нравственности».

- Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

- В этом правиле заключается добро человеческих отношений; это даёт людям добро и радость и т.д.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

Цель: организовать постановку цели урока

-Ребята, послушайте фонограмму.

Включаю фонограмму Л. Н. Толстого

« Косточка».

- Ребята, почему заплакал мальчик?

- А почему ему стало стыдно?

- Как вы понимаете слово стыд?

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? 

- Сформулируйте тему урока.

-  Какие цель поставим?

Слушают фонограмму.

Учащиеся предлагают варианты.

- о стыде.

Называют тему урока.

Узнать что такое стыд, вина, извинения.

Регулятив-ные УУД

Личностные УУД

Открытие нового знания

(7-8 минут)

Цель: организовать выполнение учащимися пробного учебного действия

- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания.

Работа в группах

1 группа

Прочитайте рассказ и дайте ответ. Почему стало перед соловушкой стыдно?

2 группа 

Распределите на две группы:

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам)

3 группа 

Объясните пословицы.

4 группа

Соотнесите понятия и примеры.

Проверка выполненных заданий.

Так что же такое стыд?

Работа в группах.

Высказывания учащихся.

Познавательные УУД

Коммуника-тивные УУД

Личностные УУД

Физминутка

-А теперь немного отдохнём. «Танец-отдых»

Выполняют физминутку.

Коммуника-тивные УУД

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

-Ребята откройте учебник с. 44

Прочитаем текст.

Что такое стыд?

С.45

-Что такое вина?

Что такое извинения?

-Какие были у нас предположения?

 Работа над репродукцией картины А.Ф.Решетникова  «Опять двойка». С. 44 учебник

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины чувства каждого героя.

- Кто является главным героем?

   - Какие чувства испытывает мальчик?

   - Как вы думаете, почему?    

-Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

   - Что можете сказать о младшем брате?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

   - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

   -Какие поступки вызывают  чувство стыда?

- Испытывали ли вы

похожие чувства и при каких ситуациях?

Читают текст с 44.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой

Извинение - избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели.

Обсуждение.

Учащиеся высказывают варианты.

Коммуника-тивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(4-5 минут)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать самопроверку по эталону.

-Ребята, попробуйте составить памятку «Как нужно извиняться».

Проверка задания.

Учащиеся составляют памятку.

Регулятив-ные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Цель: организовать повторение.

-Ребята, расположите слова по порядку:

стыд, вина, раскаяние, прощение, извинения.

Составляют схему.

- Стыд связан с переживанием чувствста вины.

Вина ответственность перед собой.

После признания   чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. Когда человек извиняется, наступает прощение.

Познавательные УУД

Регулятив-ные УУД

Личностные УУД

Рефлексия      деятельности.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведём итог нашего урока.

- Дополните фразы подходящими словами

- Легче на душе становится, когда

тебя ….  

 - Прощение дает нам свободу от чувства…

Хочется урок закончить словами Л.Н.Толстого: «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»

- А теперь оцените работу на уроке.

Я         УЗНАЛ

            ЗАПОМНИЛ

…прощают

…вины

Оценивают работу.

Личностные УУД

♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣♣

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест по теме «Золотое правило нравственности.

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

                          а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

                           б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

                           в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

                 

2) Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

                  а) Потому что это закон государства.

                  б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

                  в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

3) Вставь пропущенное слово.

                Как аукнется, так и                   …          .      

                Что             …                 , то и пожнешь.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

1-я группа

Прочитайте рассказ и дайте ответ. Почему стало перед соловушкой стыдно?

2-я группа

Распределите на две группы:

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам)

3-я группа

ОБЪЯСНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ

  1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.П. Чехов)
  2. Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. (Л. Толстой)

4-я группа

Соотнесите понятия и примеры.

ПРОЩЕНИЕ

ОБИДА

Раскаяние

Совесть

Извинение

Ошибки

Признание

Месть

Гнев

Угроза

Злопамятность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...