Программа по внеурочной деятельности "Родничок" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Ануфриева Светлана Романовна

Программа кружка внеурочной деятельности «Родничок» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, краю, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_rodnichok.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР С. ЛОПХАРИ»

«Родничок»

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

1    класс

                       Руководитель: Ануфриева Светлана Романовна

2016-2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Программа кружка внеурочной деятельности «Родничок» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, краю, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.

          Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом, районом, округом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

        Программа внеурочной деятельности «Родничок» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  • научная достоверность используемого материала;
  • соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  • комплексность решения задач обучения и воспитания;
  • постоянство требований и систематическое повторение действий;
  • гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  • единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

       

Актуальность программы состоит в том, что сейчас назрела острая необходимость в воспитание активной гражданской позиции, бережного отношения ко всему, чем богата ямальская земля. Именно с любви к своей малой родине, к родному краю, где человек родился и вырос, и начинается формирование любви к своей стране. Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях поможет восстановить связь поколений, пробудить национальное достоинство, воспитать патриота, хозяина своей земли.

Особенность программы

       Программа состоит из трёх разделов: «Моё село. Моя семья»,  Мой край – Ямал», «Природа и мы». Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, культуре, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

       Данная  программа позволит осуществить  краеведческое и патриотическое направление во внеурочной деятельности.

Программа интегрированная, так как включает знания по истории, географии, экологии, культурологии.

 Цель: с помощью интересной вне учебной деятельности создать условия для развития интереса к изучению своего родного края, воспитание думающей, творческой личности, которой можно будет доверить будущее родного края.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

1)        Образовательные:

  • дать представление об особенностях нашего края
  • познакомить с основными достопримечательностями
  • изучить символику Ямало-Ненецкого автономного округа, Шурышкарского района, села.  
  • изучить особенности природы нашей местности
  • дать представление об основных источниках знаний, сформировать умения работать с различными источниками знаний

2)        Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю,
  • сохранение духовной культуры, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому наследию предшествующих поколений
  • активизировать работу по экологическому воспитанию

3)        развивающие:

  • развитие познавательного интереса к изучению родного края
  • расширить школьные знания по краеведению и экологии
  • совершенствование практических умений и навыков
  • мотивация учащихся на творческую деятельность

Формы и  режим занятий:

       Программа предполагает проведение групповых занятий с постоянным составом учащихся. Она ориентирована для учащихся 1 класса. Достаточным условием зачисления в кружок является желание самого ученика и способность справляться с учебной нагрузкой.

       Программа обучения рассчитана на 33 занятия по 35 мин. (1 занятие в неделю).

Режим работы объединения:

 1 год обучения - 1 занятие в неделю.

Ожидаемым  результатом программы будет:

устойчивый интерес к истории своей малой родины,

знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,

 знания по истории, природе, культуре родного края, знания  правил охраны природы, способность творчески мыслить и рассуждать,

умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,

способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,

способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Ожидаемый результат.

Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения.
Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родничок» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Родничок» является формирование следующих умений:

  • Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику Шурышкарского района, ЯНАО, названия сёл, городов района, рек и других объектов.

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села, района, округа.

Ориентироваться по карте, находить объекты (села, города, реки, улицы.)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Фамилии известных земляков, внёсших вклад в развитии села, района, округа.

Заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

Животных, растения нашего края.


Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности:

- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)

Формы работы

       Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразного дидактического материала.

- наличие мультимедийного оборудования.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов.

Дата

Содержание занятий

Ожидаемые результаты

Дата проведения

1

Мое село

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

1

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

Понятия:

Родина, малая родина

2.09

2

Экскурсия по селу.

1

Наблюдение, знакомство с названиями улиц, зданиями

Название

улиц села

Умение ориентироваться по улицам села

9.09

3

Как появилось наше село

1

Рассказы, беседа

Историческое прошлое нашего села

16.09

4

Безопасный путь в школу и из школы домой.

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута

23.09

5

«Историческое прошлое моего села»

1

Экскурсия в школьный музей

30.09

6

Моя семья

« Моя семья»

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

7.10

7

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

1

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

Понятие о

генеалогии

Составление родословной

14.10

8

    Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

 1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная

21.10

9

Праздники и обычаи моей семьи.

1

Беседа.

 Творческая работа с привлечением родителей.

Название  праздников, их особенности.

28.10

10

Мой прадедушка на войне

1

Творческая работа, сочинение, поиск информации

11.11

11

Мой край - Ямал.

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

(гимн, флаг, герб страны)

Творческая работа

18.11

12

Символика Ямало-Ненецкого автономного округа

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

Символы ЯНАО

( флаг, герб)

25.11

13

Заочное путешествие по Ямалу

1

Работа по карте, презентация слайдов

Названия городов, сел

2.12

14

Мой Шурышкарский район

1

Рассказ, презентация.

Достопримечательности, памятные места района

Презентация

9.12

15

Чем славится наш край

1

Осуществление поиска информации, работа с различными источниками информации

16.12

16

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Историческое прошлое

23.12

17

Наши знаменитые земляки

1

Беседа, просмотр презентации.

Работа с информацией.

13.01

18

Национальные праздники северных народов

1

Праздник с приглашением гостей

Какие праздники есть у северных народов

20.01

19

Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

1

Экскурсия

Писатели- земляки, их произведения.

Правила поведения в библиотеке

27.01

20-21

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

2

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек. Долг детей – помогать птицам в трудное время.

 Навык изготовления кормушек.

3.02

10.02

22

Мы – друзья птиц. Прогулка в лес. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

Наблюдение

24.02

23

«Растения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие растений.

Определение названия растения по листьям.

3.03

24

«Доктор- природа».

1

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

10.03

25-26

Красная книга ЯНАО

2

Заочное путешествие по страницам книги

Красная книга

Оформление Красной книги нашего района

17.03

24.03

27-28

Природа моего края

2

Экскурсия в природу

Фотовыставка

7.04

14.04

29-30

Люблю, тебя, мой край родной!

2

Конкурс чтецов

21.04

28.04

31

Моя малая родина.

1

Выставка детских рисунков

5.05

32-33

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.

12.05

19.05

Методическое обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение:

-кабинет

-географические карты

-буклеты

-книги

-фотографии

-наборы открыток
-научная литература

Литература

1. «Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе», Казачкова С.П., Волгоград – 2011.

2.«Уроки по окружающему миру. 1 класс» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е. В., Саркисян Ю. В., Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы

1. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/ 

2. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР; http://festival.1september.ru/articles/513975/

3. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя http://zanimatika.narod.ru/

4. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна http://festival.1september.ru/articles/513978/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/12/17/programma-kraevedcheskogo-kruzhka-moy-rodnoy-kray

Медиа-ресурсы

1. CD Природа и мы.

2. CD Кирилл и Мефодий.

3. CD Сборник ямальских песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...