Открытый урок в 3 классе, программа «Планета знаний» Дополнительное образование; курс «Доноведение» «Тайны Донской земли»
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Татьяна Викторовна Хмарук

На занятии формируются доступные для  возраста третьеклассников  представления об истории и исторических источниках, хронологии; о далёком прошлом нашего края, его населении, занятиях этих людей.  

Способствовать развитию чувства гордости за своё Отечество

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donoved.tayny_donskoy_zemli.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе, программа «Планета знаний»

Дополнительное образование; курс «Доноведение»

«Тайны Донской земли»

Учитель Хмарук Татьяна Викторовна

Цели урока: Сформировать  доступные для  возраста третьеклассников  представления об истории и исторических источниках, хронологии; о далёком прошлом нашего края, его населении, занятиях этих людей.  

Способствовать развитию чувства гордости за своё Отечество

Задачи урока

Образовательные:

  • выявить знания детей по данной теме
  • научить  определять  понятия  «история,  исторические  источники», «современники,  предки, потомки»;  «археологи, археология»
  • ввести новые понятия  «курган», названия кочевых племён, населявших территорию нашей области
  • закрепить уровень усвоения нового материала

Развивающие:

развивать умение:

  • читать карту Ростовской области;
  • организовывать учебное сотрудничество, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, элементарные навыки самооценки результатов своей деятельности;
  • работать с различными источниками информации;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопричастности к родному краю
  • воспитывать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение темы.

Оборудование:

    Конверт  с письмом для третьеклассников;

    Таблички со словами ( новые понятия);

    Словарь С.И. Ожегова;

    Сундук с импровизированными историческими источниками;

    Проектор, компьютер, диск по доноведению

    Книга для чтения М.П.Астапенко, С.Ю.Сухаревская «Природа и история родного края»,                        рабочая тетрадь «Доноведение» 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

Примечания

Орг.момент

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные  хозяева, окажем им внимание.

Ребята, сегодня у нас с вами на уроке гости, пожалуйста, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успехов, садитесь.

Мы с вами продолжаем изучение замечательного предмета «Доноведение».

 Скажите, пожалуйста, а чему мы учимся на этих уроках?

Верно, молодцы и сегодня мы эту работу продолжим.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Актуализация знаний

1. -Урок сегодня будет необычным, урок-исследование         
- Все вы  станете  исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь?

- А где можно найти точный ответ на этот вопрос?

 Лена обратилась  к словарю С.И. Ожегова): 

 

2.   Сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени. А вот куда, это вы должны определить,  прочитав  отрывок из текста

Так куда мы с вами отправимся путешествовать?

3. Разгадайте кроссворд (можно сразу дать на листочках с текстом)

  1. Эти люди  жившие в далёком прошлом. (предки)
  2. Это те люди, которые живут сейчас. (Современники)
  3. Это люди, которые будут жить после нас. (Потомки)

Прочтите слова. Что  они означают?

Как распределить эти слова на ленте времени?

О каких людях есть исторические свидетельства в прочитанных текстах?

( в толковом словаре)

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».  

работа в группах (чтение отрывков  и определение места ) см. тексты

после урока

В степь.

Сначала предки, потом современники, а затем потомки.

О предках, живших в степи.

Постановка проблемы.

Сегодня мы попытаемся заглянуть в далёкое прошлое, чтобы выяснить, кто жил в Донских степях в древнейшее время.

Подумайте, какие вопросы можно задать по этой теме?

1.  Как жили люди в древности?

2.  Кто они были?

3.Чем они занимались?

4. Какие свидетельства своей жизни они оставили нам?

Вот на эти вопросы мы попытаемся найти ответы.

Давайте определим  тему  сегодняшнего урока?

Тогда, какая цель будет нашего урока?

вопросы выносятся на доску

Цель урока: узнать новое о людях  населявших территорию нашей области в далёком прошлом.

Исследовательская деятельность

  1. Как можно исследовать какую либо проблему? Как найти ответы на вопросы?

Повторяются все методы исследования (опорные карточки выносятся на доску)

  1. Наблюдать
  2. Прочитать
  3. Посмотреть по телевизору
  4. Спросить у других людей.
  5. Посмотреть в Интернете
  6. Позвонить специалисту, другу
  7. Подумать самостоятельно

Составление плана исследования

С чего же мы с вами начнём исследовать эти вопросы?

  1. Подумать самостоятельно
  2. Прочитать
  3. Посмотреть по телевизору (презентацию)
  4. Спросить у других людей.
  5. Позвонить специалисту, другу

на доске из всех карточек остаются только те, что нужны и распределяются по порядку как вам хочется.

сбор информации

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах

 Вспомним правила работы в группе.

Дети на листочках пишут что они

  1. Сами знают (2мин)
  2. Читая текст учебника

1подгруппа (стр.69-70 – 1часть)

2 подгруппа (стр.72)

3 подгруппа (стр.73)

  1. Смотря презентацию
  2. и  5 одновременно. Два ребёнка идут спрашивать учителей, а два ребёнка звонят родителям.

работа по группам и по плану. 

дети на каждый вопрос - ответ записывают на отдельных листочках . для этого внизу листочка ставиться номер вопроса (как стр.)

обработка информации

Дети самостоятельно   составляют текст по плану из листочков.

Сообщение докладов

Каждая группа выходит к доске и каждый ребёнок из группы рассказывает только по 1 вопросу плана.

Вопросы докладчикам

-Другие дети задают вопросы группе по их сообщению. Группа должна попробовать дать ответы на эти вопросы. Учитель им помогает

итог урока

  1. Как назывался наш край в разные исторические времена?

Почему?

  1. Что такое история, археология, археологи….
  2. А зачем нам с вами необходимо знать эту историю?

Пройдёт  время…на Донской земле произойдёт огромное количество исторических событий, которые нам с вами предстоит изучить. Появятся кочевники, затем казаки, о тех и других  тоже узнаем много интересного и подробней на наших уроках – путешествиях в далёкое прошлое нашего края.

-Танаисом

-так раньше назывался Дон

-Скифией,Сарматией.

-Диким полем.

Историю нам нужно знать, чтобы мы помнили, как тяжело жилось в прошлом людям и ценить настоящее время….

Историю надо знать, чтобы понимать, как появилась посуда, одежда, почему люди стали заниматься охотой, рыболовством …..

1группа. Равнина обливалась золотом первых солнечных лучей и, покрытая росой, сверкала, точно усыпанная бриллиантовой пылью. Туман прогнало утренним ветром, и он остановился за рекой свинцовой стеной. Ржаные колосья, головки репейника и шиповника стояли тихо, смирно, только изредка покланиваясь друг другу и пошептывая. Над травой и над нашими головами, плавно помахивая крыльями, носились коршуны, кобчики и совы. Они охотились... И только тень кургана напоминала, что здесь когда-то бурлила жизнь. Существует легенда, что под этой каменной грудой покоится тело какого-то татарского хана, боявшегося, чтобы после его смерти враги не надругались над его прахом, а потому и завещавшего взвалить на себя гору камня....

2 группа.

Перед глазами путешественника, расстилалась широкая, бесконечная равнина с загорелыми, буро-зелеными холмами, исчезающими в лиловой дали, и опрокинутое над ними небо. Здесь в знойный полдень наступала тишина, и даже отдельные звуки не нарушали тишины и не будили застывшего воздуха, а, напротив, вгоняли природу в дремоту. Было слышно, как плакали чибисы, как кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки тянули в траве свою скрипучую монотонную музыку. И только кое-где виднелись курганы, вырастала на мгновение серая каменная баба – свидетели далёкого прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 1 класса программы "Планета знаний". Тема: "Сочетания чу-щу".

Это урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка 2 класс.Программа "Планета Знаний"

Календарно - тематическое планирование уроков русского языка 2 класс.Программа "Планета Знаний...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...

Презентация к уроку литературного чтения "У лукоморья дуб зеленый" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку литературного чтения "У лукоморья дуб зеленый" 3 класс программа "Планета знаний"...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...