Разработка урока по русскому языку для 1 класса программы "Планета знаний". Тема: "Сочетания чу-щу".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Это урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass_sochetaniya_chu-shchu.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 1 класс

Тема урока: Сочетания чу-щу

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:   - познакомить с правилом написания  сочетаний  чу-щу;

                        - способствовать развитию навыка письма, формированию умения писать слова с сочетаниями чу-щу, умения списывать с пись-

                    менного и печатного текста;

                       -развивать фонематический слух, внимание пополнять словарный запас учащихся;

                    способствовать воспитанию  интереса  к предмету.

Ход урока:

1

2.

3.

Оргмомент:

Актуализация знаний:

Чистописание:

Физ.минутка для глаз

Изучение нового.

Физ.минутка

Работа в тетради

Работа с учебником

Подведём итоги

- Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

- Вспомните, ребята, над правописанием каких орфограмм мы работали на двух последних уроках?

- Давайте поиграем в игру «Исправь ошибки»

1. ежи

2. ерши

3. чайка

4. волчата

5. пища

6. лыжи

7. роща

8. машина

- На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

- Ребята, помогите мне отгадать загадки:

Черепаха понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве ….

- Что вы можете рассказать об этой букве?

- Отгадайте вторую загадку:

Щуке в речке каждый день

Щёткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща –

От леща осталась …

-Что вы знаете о букве Щ?

-Открываем тетради, записываем:

16 апреля.

Классная работа.

- Пропишем сочетания с этими буквами в тетрадь.

Чу                                  щу

- Как вы думаете, с какими орфограммами мы будем работать сегодня на уроке?

- Прочитайте, что записано ниже.

- Что вы прочитали?

- Докажите, что это предложение.

- Нам всё понятно из этого предложения?

- Давайте распространим это предложение.

- Как оформляем предложение на письме?

- Нарисуйте схему этого предложения.

-Какие орфограммы встретились вам в предложении?

- Подчеркните их.

-Запишите, сколько вы должны найти соединений в слове деревня.

 ˅ -3 раза             . – 7 раз                                1/2 - 7 раз         1/3 – 10 раз

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг,

Вверх, вниз, на дверь, в окно,

Глазкам видеть всё дано.

Обведу я снова круг

И глаза закрою

1, 2, 3, 4, 5 –глазки

Видят всё опять.

  1. Работа по учебнику.

-Упр.1

- знаешь ли ты, из каких сказок эти строки?

-…Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою….

- Царь Салтан дивится чуду.

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

- Кто автор этих строк?

- Обрати внимание на написание выделенных слогов.

- Есть ли в них мягкие согласные звуки?

-Какие?

- А сейчас послушайте ещё одну сказку.

Сказка( В. Волина “Русский язык в рассказах, сказках, стихах”, стр.122-123.)
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: 
чу-щу, ча-ща.


Так об этом говорится в сказке.

-А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я?

-Прочитаем правило.

-Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении. 

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи). 
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши). 
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча). 
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу). 
Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща). 
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу). 

- А теперь надо добавить и записать слово.

-1. От досады чуть не плачу –

Не могу решить ……(задачу).

- Какая орфограмма встретилась в слове, которое вставили?

- Сколько ещё раз встречается это сочетание в этом предложении?

-2. -Образуй от данных слогов слова. Покажи стрелкой порядок соединения слогов.

Чулок, чудо, плачу, чучело, кричу.

Щурить, щука, свищу, щупать, тащу.

- Упр.2

-Запиши слова по образцу: ищет – ищу.

Подчеркни сочетания чу-щу.

Молчит - ….(молчу)

Фырчит - …(фырчу)

Кричит - … (кричу)

Простит - … (прощу)

Грустит - … (грущу)

Строчит - …(строчу)

Упр.3.

- Спиши, заменяя слово МЫ на слово Я. Если нужно, измени и другие слова текста.

Мы хотим (Я хочу) хорошо учиться. Мы учим (Я учу) уроки. Мы получим (Я получу) в школе прочные знания!

-Игра «Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Жираф, чашка, Щавель, щука, задача, чудо, машина, чугун, лыжи.

-Прочитаем все вместе правило:

В сочетаниях жи-ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча-ща

Пишем только букву А.

В сочетаниях чу-щу

Пишут только букву У.

-Урок окончен.

Жи – ши – пиши с буквой и.

Ча – ща – пиши с буквой а.

Слова с сочетаниями жи-ши, слова с сочетаниями ча-ща

Чэ

- Буква ч обозначает звук[ч ´]. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Ща

- Буква щ обозначает звук[щ ´]. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

- ЧУ -Щу

-Ищут добычу.

- Предложение.

- Предложение выражает законченную мысль.

- Нет, мы не знаем, кто ищет добычу.

- Люди ищут добычу.

- Звери ищут добычу.

- Начало предложения пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку. Слова пишутся отдельно друг от друга.

˾    ̲ . (2)

-Чу, щу.

- «Сказка о золотой рыбке»

- «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ,
О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ
КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ
И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ».

- Александр Сергеевич Пушкин.

-[ч ´],[щ ´].

- Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.

- ЧУ-ЩУ пиши с буквой У: чудо, чулок, щука, щупальцы.

-Чу

- 2 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"

Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ  "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...

Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте....

Разработка урока русского языка по теме Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу

Разработка урока русского языка по теме Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу...

технологическая карта урока по русскому языку 1 класс по теме: сочетания ча-ща

Работа содержит конспект урока по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета знаний" по теме "Сочетания ча-ща"....

Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Методическая разработка урока для 4 класса по УМК "Перспектива". Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и уменийЦель урока: обобщить знания об имени прилагательном, как части...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Сочетания ча- ща".

Создание условий для формирования знаний об особенностях звуков {ч}? {щ}....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши».

Конспект урока русского языка 2 класс по теме:  « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»....