Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Назаренко Людмила Николаевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Назаренко Людмила Николаевна

Урок русского языка в 1 классе

Тема: Буквосочетания  ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи:

-образовательные: отработка усвоенного навыка написания данных сочетаний;

-развивающие:

 1.развивать внимание;

2.развивать фонематический слух;

3.развивать орфографическую зоркость;

4.развивать способность к рациональной организации труда и рабочего места.

-воспитательные:

1.воспитыватьлюбознательность;

2.формировать интерес к изучению родного языка;

3.воспитыватьчувство уважения, взаимовыручки.

Планируемые результаты: 

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.) умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.  Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД:  действие смыслообразования, содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

Оборудование:

Таблица №   Сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

веер слогов -20шт., карточка для чистописания, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли у тебя на месте,

Всё ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

Старательно трудитесь!

-Ребята, давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

« Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)

2.Чистописание.

-Угадайте, какую букву мы будем сегодня писать?(пользуемся таблицей «Алфавит»)

 

  6     15      8

  е      н       ?  

-Что вы можете о ней сказать?

 ( Буква Же обозначает всегда твердый, звонкий, парный, шипящий согласный звук.)

ж / ж// ж///…  

-Продолжи цепочку. Догадались как?

Познавательные: 

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3.Актуализация знаний.

4.Построение проекта выхода из затруднения

                           

5.Реализация построенного проекта

Послушайте сказку:

Жили-были на свете шипящие: Ж, Ш,Ч, Щ. А рядом гласные У, Ю,Ы.И,А,Я. Жили очень дружно. Однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, а остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Шипящие многих нашли. Вот только не могли найти гласные Ы,Ю,Я. Искали., искали, устали и поздно вернулись домой. Видят: сидят эти гласные, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие - и с тех пор дружба у них врозь! Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы., Ю.Я.Дружат только с И, А,У. Так в русском языке появились сочетания :….Кто скажет?

ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,ЖИ-ШИ.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? ( Дети сообщают тему). ( Слайд №1)  А

Какова же цель? (построить правило написания гласных букв после шипящих и научиться пользоваться этим правилом)

Вспомним, какие из данных согласных всегда мягкие? (Ч и Щ)

Какие твёрдые! (Ж и Ш) Какие гласные показывают мягкость согласных? Какие твёрдость?

Будем работать по плану:

(на доске)

1.Узнать секрет согласных;

2.Применить секрет для выбора букв;

3.Сделать вывод.

Первый пункт плана помогу вам раскрыть я. Раскрою вам исторический секрет. Когда-то буквы Ж, Ш были мягкими и после них писали букву и, а Ч,Щ были твёрдыми и после них писали букву а .Но а сейчас всё наоборот. Но по старой традиции  после них пишут и , А.У.

На доске таблички.

Вот мы с вами и составили правило! (слайд №2)

(работаем по плану: задумываюсь, применяю правило, выбираю букву…)

(слайды с загадками №3-№5)

-Отгадайте загадки. Запишите слова – отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на месте. (Часы)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями  деревьев. (Жираф)

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

-Объясните правописание слов.

Проверка в парах.

Физминутка: Топай мишка,

Хлопай мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, руки вниз.

Улыбайся и садись.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

6.Самоопределение к деятельности.

Выборочный диктант.

Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд – с сочетаниями ЧА – ЩА, третий ряд – с сочетаниями ЧУ – ЩУ.(Игра «Ловкий вратарь»)

ЖИ – ШИ пиши с буквой и.

ЧА – ЩА пиши с буквой а.

ЧУ – ЩУ пиши с буквой у.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

7. Работа по теме урока.

Самостоятельная работа

 Работа в парах. Заполнение таблицы слов на изученное правило.

 Самопроверка. Выявление пар, не допустивших ошибок.

Исправь ошибки. (слайд №6-№7)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.Физкультминутка.

Бежит ёжик- туп-туп,

Весь колючий,

Ёжик, ёжик, ты куда?

Что с тобою за беда?

Ёжик ножками- туп-туп!

Ёжик глазками луп-луп!

Чу! скребётся в листьях мышь!

Беги, беги ёжик!

Не жалей ты ножек!

Личностные: формировать представление здоровьесберегающем поведении.

6. Закрепление изученного материала.

1.Работа в группах по рядам.

Составь слова из слогов.(Слайд №8-№9).Отчёт групп. Проверка.

2.Самостоятельная работа.

Запиши в тетрадь слова, вставив нужные буквы. Проверка.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Упражнения на логическое мышление

Составление анаграмм в парах.

Подбор синонимов в парах.

Личностные: формировать представление  о здоровьесберегающем поведении.

Рефлексия учебной деятельности

На доске таблица:

     Я  узнал

     Научился

     Запомнил

     Удивился

-что нового узнали на уроке?

-Какую цель ставили?

-Чему научились?

-Что вызвало затруднение?

-Что запомнил?

На столе карточки:

-зелёная - положительный ответ;

-жёлтая - сомнение;

-красная – отрицательный ответ.

*я знаю , правописание буквосочетаний

ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.

*В самостоятельной работе у меня всё получилось;

*я сегодня был в учебной деятельности;

*я доволен своей работой.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"

Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ  "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Комбинированное коррекционное занятие по русскому языку и ПДД для 2 класса Тема: Сочетания ЖИ-ШИ

Комбинированное занятие по русскому языку и ПДД позволяет в занимательной форме закрепить правописание слов с сочетаниями ЖИ и ШИ, развивать орфографическую зоркость через словарную работу, корректиро...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Сочетания ча- ща".

Создание условий для формирования знаний об особенностях звуков {ч}? {щ}....