Методическая разработка учебного занятия
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Лозовая Ольга Сергеевна

Методическая разработка учебного занятия по курсу "Я- Златоустовец"

Тема: "Животные нашего края" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

МКУ «Управление образования Златоустовского городского округа»

Муниципальное автономное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением английского языка № 25»

Методическая разработка учебного занятия

по курсу « Я- Златоустовец»

Тема: « Животные нашего края» 1 класс

                                                                                       Составила учитель начальных

                                                                                 классов МАОУ СОШ № 25

                                                                              Лозовая Ольга Сергеевна

г. Златоуст

 2017 г.

Технологическая карта учебного занятия

Название учебного курса, класс.

« Я- Златоустовец», 1 класс

Тема занятия:

« Животные нашего края»

Цель:

  • Знакомство с животным миром (фауной) родного края. расширение знаний о разнообразии животных, условиях обитания, охране животных и среды их обитания.

Задачи:

  • Углубить знания детей  о разнообразии животных, условиях  их обитания и охране.
  • Развивать познавательную активность, творческие способности детей, речь, мышление, память.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировать представление детей о разнообразии животного  мира нашего города, расширить знания детей о зверях и  птицах,  познакомить с животными  из Красной книги Челябинской области.

Метапредметные :

Регулятивные: воспитывать умение работать в паре  и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес к предмету.

Личностные:

осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей

человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития

творческих способностей.

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная,  работа в парах, в группах.

Средства обучения:

Мультимедийное  оборудование,  презентация; иллюстрации птиц, зверей; маски для детей с изображением  птиц, зверей; рабочая тетрадь «Я- Златоустовец», 1 класс.  

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

-Сегодня  на занятии мы совершим виртуальную экскурсию. Куда? Отгадайте загадку:

   Дом со всех сторон открыт,
   Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
       Чудеса увидишь в нём! (лес)

  - Правильно! Я приглашаю вас совершить  виртуальную экскурсию в наш родной лес.  (Слайд 2)

- Кого мы можем увидеть в лесу?

- Определите тему нашего занятия.

-В лесах Златоустовского Урала водится великое множество разнообразных животных. Сегодня мы познакомимся с ними.

Приветствуют  учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему занятия.

II. Изучение нового материала.

 - Отгадайте загадки о лесных жителях  нашего  края. Соотнесите загадки с картинками- отгадками.

 -Запишите отгадки  в рабочей тетради.

  Кто там прыгает, шуршит,

  Клювом шишки потрошит?

  Голоском  речистым, чистым –

  Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.  (Клёст) (Слайд 3.)

 -Что знаете про клеста?

 -   А эта загадка о ком?  

   Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»?  (Кукушка.) ( Слайд 4.)

-Отгадайте следующую загадку:

 Хоть я не молоток –

 По дереву стучу:

 В нем каждый уголок

 Обследовать хочу.

  Хожу я в шапке красной….(Дятел) ( Слайд 5.)

-Слушайте следующую загадку:

Чертит, но не на бумаге,

Щёлкает, но не орехи,

Глухой, но слышит. (Глухарь) ( Слайд 6.)     

- Ребята, как одним словом можно назвать все слова-отгадки? (Это птицы.) 

Отгадывают загадки.

 Ребёнок- птица рассказывает «про себя». (смотри приложение)

Ребёнок- птица рассказывает «про себя». (смотри приложение)

Ребёнок- птица рассказывает «про себя». (смотри приложение)

Ребёнок- птица рассказывает «про себя». (смотри приложение)

III. Физминутка

-Птицы предлагают нам отдохнуть. 

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют:

Чик-чирик, чик-чирик.

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели

И на место сели.

Учащиеся повторяют упражнения за детьми-птицами.

-А сейчас вы будете работать парами.  По рисункам-схемам  составьте  «Правила друзей природы» (по отношению к птицам). ( Слайд 7-8)

-Послушайте стихотворение- обращение к нам птиц. 

-А каких зверей можно  увидеть в нашем лесу? Разгадайте  ребусы и узнаете названия лесных зверей.

1)

РЫСЬ  ( Слайд 9)

2)

КАБАН  ( Слайд 10)

3)

ЛОСЬ ( Слайд 11)

4)

 КУНИЦА ( Слайд 12)

5)

КОСУЛЯ  ( Слайд 13)

6)БАРСУК ( Слайд 14) 

-Некоторые животные нашего края знакомы нам по сказкам. Отправимся в сказку «Колобок».  Давайте разобьёмся на 4 команды. Возьмите листочки с заданиями. Угадайте зверя по описанию и нарисуйте в  рабочей тетради. (смотри  тексты в приложении)

1группа-  заяц ( Слайд 15) 

2 группа- медведь ( Слайд 16) 

3 группа- лиса ( Слайд 17) 

4 группа- волк ( Слайд 18) 

– Как называют этих  животных ?

– Почему их так называют?

-Чем дикие животные отличаются от домашних?

- А знаете ли вы, что в нашей местности водятся пресмыкающиеся: гадюки, ужи, медянки, ящерицы. ( Слайд 19)

-Послушайте сказку «Про ужа и гадюку». Подпишите героев сказки в рабочей тетради.

 ( Слайды 20-21)(смотри текст в приложении)

-Ребята, вы слышали о Красной книге ? Что это за книга, для чего она нужна?  ( Слайд 22)

-В Красную  книгу  Челябинской области   занесены 176 видов  животных. Среди них: степная пищуха,  тушканчик, лемминг,   белка-летяга,  русская выхухоль и другие. ( Слайды  23-27)

-Любите природу, не обижайте животных и тогда  вы и ваши дети будут радоваться богатству нашей планеты!

Ребёнок- представитель  животного мира рассказывает «про себя»

(смотри приложение)

 

Ребёнок- представитель  животного мира рассказывает «про себя»

(смотри приложение)

Ребёнок- представитель  животного мира рассказывает «про себя»

(смотри приложение)

Ребёнок- представитель  животного мира рассказывает «про себя»

(смотри приложение)

Ребёнок- представитель  животного мира рассказывает «про себя»

(смотри приложение)

 

Хорошо читающие дети в группе читают текст, все вместе угадывают животное, рисуют в рабочей тетради.

Ответы детей.

Учитель читает с хорошо читающими детьми  или сам.

Ответы детей.

IV. Закрепление изученного материала.

-Разгадайте кроссворд о животных родного края.

 ( Слайд 28)(смотри приложение)

Дети отгадывают загадки кроссворда.

V. Итог занятия. Рефлексия.

-Что узнали нового?

-Что показалось самым интересным и познавательным? -О ком (о чём) бы ещё  хотели  узнать?

 ( Слайд 29)

Творческая работа:  дома из пластилина и шишек слепите любое  животное  нашего края .

Следующее занятие- экскурсия в отдел природы городского  Краеведческого музея или Парк птиц.

Ответы детей.

Приложения

Рассказы для детей про птиц:

1)Зимой в наших краях можно увидеть меня-  клеста. Я-  большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества  мы не любим, держимся стайками. Нас  можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да ведь семена шишек – наша  основная пища. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? Обратите внимание на мой  клюв. На что он похож? Вы правы, клюв  у меня  напоминает щипцы: толстый, сплюснутый  по бокам,   а на конце устроен так, что верхняя и нижняя его части перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. И что ещё интересно: мы вьём гнезда и выводим птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только!

2)Не все птицы сами выкармливают своих птенцов. Есть птицы,  которые  подкидывают птенцов в гнёзда других птиц.

Это я-  кукушка. У моих птенцов более полутора сотен родителей. Чаще всего такими приёмными родителями являются пеночки, коньки, трясогузки, зарянки, славки, камышовки.  Мой вес 100 г, а  яйца не больше воробьиных – весят всего около 3 г.  Яйца по величине и цвету обычно сходны с яйцами мелких птичек, в гнезда которых я  их подкидываю. Я  или сразу откладываю  туда свои яйца, или приношу  в клюве и раскладываю  по одному в каждое гнездо, предварительно удалив из него одно чужое.

3)Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу?

Это я- дятел. Работаю, древесину долблю, деревья лечу: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаю. У меня очень длинный язык – сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Ими я  и достаю  насекомых. Могу  засунуть язык в узкие ходы, которые насекомые проложили в дереве, поэтому и называют меня- дятла лесным доктором. Зимой я – кузнец, а летом – доктор.

4)Я-Глухарь – самая крупная лесная птица, коренной житель лесов Сибири, Урала. Весной, в марте, начинаются глухариные тока. В мае моя жена- глухарка устраивает себе гнездо, которое помещается прямо на земле, под кустом или под стволом поваленного дерева. В неглубокую ямку, слегка выложенную стебельками и листьями трав, она кладет от 6 до 9 яиц. Много ума, природной хитрости нужно проявить ей , чтобы вырастить глухарят и спасти их от многочисленных врагов: лисиц, хорьков, куниц, ястребов. Наша пища довольно разнообразна. Весной мы кормимся распускающимися почками, свежей зеленью и сохранившимися под снегом ягодами: рябиной, калиной и т. д. Летом, кроме насекомых, их личинок и куколок, муравьиных яиц, мы  охотно и помногу едим  различные ягоды: землянику, ежевику, дикую вишню. Зимой основным нашим  кормом является хвоя сосны. Хвоя довольно питательна и, кроме того, помогает нам избавиться от многих внутренних паразитов.

«Правила друзей природы» (по отношению к птицам):

 Нельзя разорять гнёзда.

 Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.

 Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.

 Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

                                          А. Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Небогаты их корма – горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Рассказы для детей про зверей:

1)Я-Рысь – хищная лесная кошка довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом. На  моих ушах – кисточки. Пятнистость шерсти делает меня  незаметной среди растительности леса. Мой рацион питания огромен: зайцы, птицы, мелкие и крупные грызуны, молодые кабаны, лани, косули и даже лоси и олени.

Я занесена в Красную книгу.

2) Я- ближайший родственник домашней свиньи - Кабан  или дикая свинья. Живу в умеренной и жаркой зоне Евразии, а также в Северной Африке. Меня можно встретить  в лесах и в местностях, поросших кустарником. Взрослый кабан достигает в длину 170 см, высота его до 90 см, вес – от 200 до 300 кг. Окраска густой щетины изменяется от черно-бурой до серовато-желтой. Моя пища очень разнообразна. Я ем  и растения, и охочусь  на небольших животных.

3) Я-  самый крупный и сильный зверь наших лесов- Лось. Я-  зверь растительноядный, но вступить со мной  в  бой осмелится не всякий волк или медведь. Взрослые самцы (такие, как я)  бывают более 2м в высоту и весят до 570 кг. Рога у нас  лопатообразные, они похожи на человеческую ладонь с раздвинутыми пальцами, по количеству этих отростков можно вычислить года зверя. Зимой мои  рога  отпадают, а к лету вырастают заново. Самки безроги. Кто знает, как по-другому называют нас  из-за рогов? (сохатый)Я – ценный зверь во всех отношениях. Охотиться на меня  начали еще древние люди. Мясо лося – лосятина вкусна и питательна. А лосиное молоко исключительно полезно не только для лосят, но и для людей!

4) Я- Куница. Довольно крупное животное длиной 33-55 см и хвостом 15-25 см с пушистым, мягким мехом серо-коричневым на спине и более светлым по бокам. На горле четко выражено оранжевое пятно, которое зимой немного блекнет. В отличие от своего ближайшего родственника соболя, который обитает в основном в Сибири, я  живу по всей Европе, а иногда встречаюсь и на восточном Урале.

5) Я- Косуля- грациозный маленький олень. Легкий, быстроногий. Спасаясь от хищников, могу бежать со скоростью до 60 километров в час, а прыгаю  на 10 метров в длину! Мою голову (самца) венчают крепкие рога с маленькими отростками. Я  пускаю их в ход в жестоких схватках за самку. Родившиеся весной малыши слабы и беспомощны, лежат, притаившись, в траве. Но уже через неделю они начинают всюду следовать за матерью и с удовольствием жуют сочную зелень. Мы  питаемся зимой веточками и корой осины, ивы, березы, кустарников, а летом предпочитаем  сочные травы, ягоды, грибы. Когда лежит глубокий снег, нам трудно передвигаться, и мы  часто гибнем от голода или становимся жертвами волков и бродячих собак.

6) Я  хищный зверь-  барсук.  У меня  острая  мордочка  и густая, длинная   грубая  шерсть. Я  всё время  рою нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор – склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору я делаю на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у меня  получается. Там я провожу  основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для меня. А вот ночью  я спешу  на охоту, хожу-брожу  вокруг своей норы, уплетаю  за обе щёки всё, что мне  покажется вкусненьким: насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливаю  свой ценный жирок. Ведь, как известно, барсучий жир – отличный лечебный продукт, просто кладезь биологически активных веществ.

В северных широтах в осенний период я  погружаюсь  в спячку. И до весны просьба меня  не беспокоить! Мои детёныши появляются на свет весной. Если кто-то окажется в лесу ночью, то может услышать громкий, тягучий крик, похожий на крик гуся – это я  кричу. Надо же мне  когда-то покричать!

Угадайте зверя по описанию .

1) Это небольшое лесное животное, грызун. Обитает в основном в лесных зонах, избегает открытых мест (лугов, полей). Окраска меха зависит от времени года. Летом он серый, а зимой он белеет (за исключением кончиков ушей). Уши у него длинные, что свидетельствует о хорошем слухе. Длинные задние ноги позволяют ему делать большие прыжки и убегать от преследования. Днём он спит, затаившись среди травы, а по ночам выходит кормиться. Питается он сочными частями травянистых растений, корой деревьев и, конечно же, не откажется от капусты.  (ЗАЯЦ)  

2) Это самый большой и сильный зверь северных лесов. У него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. С виду он неуклюж, хотя в действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и переплывать небольшие речки. Это животное- всеядное. Он питается растительной и животной пищей и большой охотник до сладкого мёда.  Занесён в Красную книгу. (МЕДВЕДЬ)

Интересный факт: на Южном Урале в национальном парке «Таганай» обнаружили гигантского медведя, похожего на гризли. Увидели его, когда просматривали кадры так называемой фотоловушки. Это специальное устройство для отслеживания животных, напоминающее видеорегистратор. Рост косолапого около 2,5 метра, хотя у обычного бурого медведя он не превышает метра восьмидесяти. Зоологи пытаются выяснить, откуда богатырь забрел на Урал.                 

3) Типичный хищник. В летнюю пору рацион  составляют лягушки, мелкие птички, зверьки. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь. Слышали ли вы  её голос ? Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то они так пронзительно визжат, что мало не покажется. Папа и мама – заботливые родители. Она – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней. Отличается большой сообразительностью, хитрит.
Слух у этого зверя – великолепный. Зимой - внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь.  Тут же разгребает снег и настигает добычу. Говорят, что она  «мышкует». (ЛИСА)

4) Это лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Относится к семейству псовых. Морда у него шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен. В зимнюю пору они  сбиваются в стаю. Вожак стаи – непререкаемый авторитет, он самый сильный и опытный . Именно он выводит «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются они  к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесном массиве их  добыча – лоси, косули, кабаны, олени. Могут вся и всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. (ВОЛК)

Сказка о уже и гадюке

В стародавние, сказочные времена гадюка и уж были очень похожи друг на друга. Лесные звери и птицы совсем не могли их различить, хотя уж – змея добрая, неопасная, а вот гадюка – ядовитая, злая. И если гадюка кусала какого-нибудь зверька, то тому приходилось несладко: он долго болел и лечился разными травами.

И вот отправились звери и птицы к мудрой волшебнице сове и попросили её о помощи. "Научи нас, сова, как различать ужа и гадюку, а то от хитрой гадюки нам совсем покоя не стало. Притворится она добрым ужиком, а потом возьмет да и укусит!" "Хорошо, - сказала сова, - я вам помогу. Позовите ко мне ужа и гадюку!" Засомневались тут звери, говорят: "Уж к тебе придет, а гадюка, наверное, не захочет!" " А вы скажите, что я им приготовила хорошие подарки", - ответила сова.

Приползли к сове уж и гадюка. И действительно, дала им волшебница подарки: ужу яркую желтую шапочку, гадюке – богатое пестрое платье. Обрадовалась модница гадюка нарядному платью и тут же на себя его надела.

С тех пор все лесные жители знают, что змея в пёстром узорчатом наряде – это гадюка, а змея, у которой на голове два жёлтых пятна, - это уж.

Запомни и ты, как выглядят уж и гадюка!

Кроссворд о животных родного края.

3

5

1

2

4

1.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы? (заяц)

2. Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

3. По веткам скачет, да не птица

Рыжая, да не лисица? (белка)

4. Думал кошка. Крикнул: Брысь!

Оказалось, это… (рысь)

5. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт? (лиса)            

Список  литературы

1. Златоуст- город крылатого коня/ Авт.- сост. А.В. Козлов.- Златоуст: ООО «Фотомир»,2004.-336с.

2.Легенды Южного Урала / Авт.- сост. И.А.Кириллова - Челябинск: Аркаим, 2008.- 208с.

3. Таганай : Справочник- путеводитель по национальному парку. / Авт.- сост. А.В. Козлов.- Златоуст.2002

4.Таганай- гора молодого месяца/ Ред.-сост. А.В.Козлов.- Златоуст: ООО «Фотомир»,2011.-272с.

5.Я- златоустовец. 1 класс: методическое пособие/ Администрация ЗГО, МКУ Управление образования ЗГО.- Златоуст, 2013.-54с.

6. Я- златоустовец. 1 класс: рабочая тетрадь/ Администрация ЗГО, МКУ Управление образования ЗГО.- Златоуст, 2013.-54с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

Методическая разработка учебного занятия

С целью формирования и поддержания у учащихся устойчивого учебно-познавательного интереса, учитель может строить работу на уроке так, чтобы каждый из них был включен в активную учебную деятельно...

Методическая разработка учебного занятия в 3 классе по экологической проблематике

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для уроков окружающего мира. Цель: ознакомление учеников с проблемой охраны природы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.Истоминой

Урок изучения нового материала в 3 классе по учебнику Н.Б.ИстоминойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Математика   Класс: 3Тема урока:  Учимся решать задачи.Место и рол...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой

Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония»    Предмет: Окружающий мир   Класс: 3Тема у...