Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме : «Заглянём в кладовые земли» Школа России.
учебно-методический материал по теме
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме :
«Заглянём в кладовые земли» Школа России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме :
«Заглянём в кладовые земли» Школа России.
УЧИТЕЛЬ: Чухлебова Т. В.
Учебный предмет: окружающий мир
Автор УМК: А.А. Плешаков.
Класс : 2
Тема урока: ЗАГЛЯНЁМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ.
Цель урока: познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.
Задачи:
Образовательная: дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Тип урока: урок- исследование.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: учить различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить возможность научиться составлять собственную коллекцию.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ), атлас-определитель: “От Земли до неба”, коллекция полезных ископаемых, план описания полезного ископаемого, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче, презентация в программе PowerPoint. Карта Воронежской области.
Основные понятия, изучаемые на уроке: полезные ископаемые, горные породы минералы.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупы, учебники, тетради, , инструкция, листы с заданиями, карта ВОРОНЕЖСКОЙ области.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | |||
Цель этапа: побудить учащихся к активной деятельности на уроке. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории. Мы с вами – научные сотрудники. А значит , чем мы будем заниматься на уроке? (урок-исследование). Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. Слайд 1 | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку. | |
Этап мотивации | |||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к изучению нового материала. | Девиз урока: Орешек знаний тверд, но все же. Итак, у нас 3 команды. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите консультанта. Слайд 2 | Ученики называют правила дружной работы. Выбирают консультанта. | Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; |
Этап актуализации знаний | |||
Цель этапа: постановка проблемы и поиск решений. | Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. - Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока. (Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита.) Кто может назвать тему урока и сформулировать цели . Начальные представления о горных породах. 1.- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. 2. С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (МЕЛ)
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу. (ГЛИНА) Слайд 3 - Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. Чтение текста учебника и статьи «Горные породы», Этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия. - У кого дома есть такая книга? - А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать? | ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНИКА. Делают выводы. Объясняют суть понятий. Пытаются сформулировать тему и цели урока. Строят речевые высказывания. Объясняют суть понятия. Отгадывают загадки. Обобщают и систематизируют новый материал. Читают статью. Делают выводы. Объясняют суть понятий. Строят речевые высказывания. | Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания. |
Открытие новых знаний. | |||
Цель этапа: стимулировать: - интерес к природным богатствам; - ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение» | Знакомы ли вам эти понятия? А как убедиться, что вы правильно объясняете значение этих слов? А как по-простому их называют? (камни). Каменный век – все делали из камня. А где они находятся? (под ногами). Камни – это дети самой природы, одно из чудес природы. А в чем заключается это чудо? (красота, польза) . А раз польза, то как их называют? (полезные ископаемые.) Слово полезные – я поняла, а ископаемые? Слайд 4.5. | Высказывания мнений . Словарь . Атлас-определитель. Учебник с. 45 Чтение и ответ. Запишите в рабочей тетради определения. Делают выводы. Объясняют суть понятия. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые»; - познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; |
5.Этап целеполагания | |||
Цель этапа: | Что же мы будем исследовать в лаборатории? Состав, свойства, применение горных пород и минералов. Объясните значение слова «минералы». (Природные вещества.) Объясните значение выражения «горные породы». (Природное соединение одного или нескольких минералов.) Слайд 6 | Постановка целей и задач урока. После чтения в учебнике учащиеся объясняют значения слов и выражений. | Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение», и использовать их в активном словаре; |
Практическая работа «Состав гранита» | |||
Цели: исследовать образцы минералов и горной породы – гранита; - определить состав и свойства гранита. | Работа в ГРУППАХ. 1.ГРУППА-РАССМАТРИВАЕТ ЗЁРНА –ПОЛЕВОГО ШПАТА. 2 ГРУППА-РАССМАТРИВАЕТ ЗЁРНА КВАРЦА. 3 ГРУППА РАССМАТРИВАЕ ЗЁРНА СЛЮДЫ. Отчёт научных групп. Минералы полевой шпат, кварц, слюда образуют гранит. Сравните образцы минералов и опишите их свойства. Слайд7 Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор.) Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение. Слайд 8. 9. 10. | Рассматривают экспонаты коллекции, используя лупы. Пытаются объяснить, что каждый минерал придает граниту (цвет, прочность, блеск). Сравнивают образцы минералов. Заполняют в тетради таблицу. Ставят друг другу вопросы и делают вывод. Сообщения учеников , где мы встречаем гранит (постаменты, колонны, метро, гранитные берега Невы….). | Личностные: оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов; Предметные: - различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; - определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение; |
. Кладовые Земли. | |||
Цели :-познакомить с полезными ископаемыми; - дать объяснение выражению «полезные ископаемые»; - узнать использование и применение полезных ископаемых. | Давайте обратимся к теме нашего урока. Как понимаете название? Исследования продолжаются, изучаем следующие экспонаты коллекции. Фронтальная беседа: — А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? — А из чего делают автомобили, самолёты? — Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми. — А почему они полезные? Слайд 11.12.13. | Объясняют , что такое клад, кладовые. Рассматривают полезные ископаемые, описывают свойства и применение их в промышленности и быту. Рассказывают о глине, песке, торфе , мраморе, нефти, каменном угле, металлах. (материал из приложения 3). Остальные добавляют известные сведения о полезных ископаемых. Ответы детей на поставленные вопросы находят в литературе или учебнике. Самостоятельная работа в тетради. | Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно. Предметные: — наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; |
Добыча полезных ископаемых. | |||
Цели: учить добывать нужную информацию. | Сведения о местах добычи, их применение и способы добычи; месторождения полезных ископаемых. Слайд 14.15. | Читают по учебнику и в атласе – определителе о шахтах, рудниках., буровых установках. Каждая группа рассказывает о месторождении. | Предметные: дать сведения о месторождениях полезных ископаемых. |
Полезные ископаемые в ВОРОНЕЖСКОЙ области. Работа по карте Воронежской области. | |||
Цель : полезные ископаемые Воронежской области на карте. | Какие полезные ископаемые добывают в ВОРОНЕЖСКОЙ области? Какие полезные ископаемые узнали по условным обозначениям. | Рассматривают карту ВОРОНЕЖСКОЙ области и называют , что у нас добывают. | Личностные: - воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Познавательные:- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение; |
Подведение итогов работы. | |||
О каких минералах и горных породах узнали на уроке? Для чего добывают? Что узнали нового? Работа над тестом . Слайд 16 Работа со схемой. | Ответы детей. Отвечают на вопросы теста. Самостоятельная работа .Заполнение схемы «Состав гранита» | Личностные: самоопределение по изучаемой теме. | |
Рефлексия. | Приём Лесенка успехов. слайд 17. . Д/з . Найдите интересный материал о полезных ископаемых ВОРОНЕЖСКОЙ области и подготовьте сообщение. | Оценка собственной деятельности. | Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные: Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.
Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса. Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...
Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"
УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: · Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме разнообразие животных "Школа России"
Тема: разнообразие животныхЦель: Создать условия для формирования представлений о разнообразии животного мира, умения выявлять отличительные групповые признаки; расширить знания о животном мире....
Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".
Цель: формирование представлений о многообразии растений....