Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме : «Заглянём в кладовые земли» Школа России.
учебно-методический материал по теме

 Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме :

«Заглянём в кладовые земли»  Школа России.

                                                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по теме :

«Заглянём в кладовые земли»  Школа России.

                                                                                       УЧИТЕЛЬ: Чухлебова Т. В.

Учебный предмет: окружающий мир

Автор УМК: А.А. Плешаков.

Класс : 2  

 Тема урока:  ЗАГЛЯНЁМ В КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ. 

 

Цель урока:  познакомить с горными породами и минералами; учить различать составные части гранита.

Задачи:

Образовательная:  дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам. 

Развивающая: развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 

Тип урока: урок- исследование.

Планируемые результаты:

Личностные:    готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: учить  различать составные части гранита, а также горные породы и минералы, получить  возможность научиться составлять собственную коллекцию.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

 коллективная, индивидуальная,  парная

Средства обучения: учебник "Окружающий мир" для 2 класса (автор – Плешаков А. А. ),  атлас-определитель: “От Земли до неба”,  коллекция полезных ископаемых,  план описания полезного ископаемого, иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче, презентация в программе PowerPoint. Карта Воронежской области.

  Основные понятия,   изучаемые  на уроке: полезные ископаемые, горные породы минералы.

Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупы, учебники, тетради, , инструкция, листы с заданиями, карта ВОРОНЕЖСКОЙ  области.

     Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  УУД

Организационный момент.

Цель этапа: побудить учащихся к активной деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории.  Мы с вами – научные сотрудники.  А значит , чем мы будем заниматься на уроке? (урок-исследование).

Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на

сотрудничество. Слайд 1

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку.

Этап мотивации

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к изучению нового материала.

Девиз урока:

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать
.

Итак, у нас 3 команды.

Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите консультанта.

Слайд 2

Ученики называют правила дружной работы.

Выбирают консультанта.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

Этап актуализации знаний

Цель этапа: постановка проблемы и поиск решений.

Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли.

        - Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.

(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита.)

Кто может назвать тему урока и сформулировать цели .

Начальные представления о горных породах.

1.- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.

2. С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (МЕЛ)

                                     

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (ГЛИНА)

Слайд 3

- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.

Чтение текста учебника и статьи «Горные породы»,

Этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.

- У кого дома есть такая книга?

- А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?

 ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА СТРАНИЦАХ УЧЕБНИКА.

Делают выводы.

Объясняют суть понятий.

Пытаются сформулировать тему и цели урока.

Строят речевые высказывания.

Объясняют суть понятия.

Отгадывают загадки.

Обобщают и

систематизируют новый материал.

Читают статью.

Делают выводы.

Объясняют суть понятий.

Строят речевые высказывания.

Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания.

  Открытие новых знаний.

Цель этапа:

стимулировать:

- интерес к природным богатствам;

- ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение»

Знакомы ли вам эти понятия?

А как убедиться, что вы правильно объясняете значение этих слов?

А как по-простому их называют? (камни). Каменный век – все делали из камня.

А где они находятся? (под ногами).

Камни – это дети самой природы, одно из чудес природы.

А в чем заключается это чудо?

(красота, польза) . А раз польза, то как их называют? (полезные ископаемые.)

Слово полезные – я поняла, а ископаемые?

Слайд 4.5.

Высказывания мнений .

Словарь . Атлас-определитель.

Учебник  с.   45  Чтение и ответ.

Запишите в рабочей тетради определения.

Делают выводы.

Объясняют суть понятия.

Познавательные умения: - раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы»,  «полезные ископаемые»;

- познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями;

5.Этап целеполагания

Цель этапа:

Что же мы будем исследовать в лаборатории? Состав, свойства, применение горных пород и минералов.

Объясните значение слова «минералы». (Природные вещества.)

Объясните значение выражения «горные породы». (Природное соединение одного или нескольких минералов.)

Слайд 6

Постановка целей и задач урока.

После чтения в учебнике учащиеся объясняют значения слов и выражений.

Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение»,  и использовать их в активном словаре;

Практическая работа «Состав гранита»

Цели: исследовать образцы минералов и горной породы – гранита;

- определить состав и свойства гранита.

Работа в ГРУППАХ.

1.ГРУППА-РАССМАТРИВАЕТ ЗЁРНА –ПОЛЕВОГО ШПАТА.

2 ГРУППА-РАССМАТРИВАЕТ ЗЁРНА КВАРЦА.

3 ГРУППА РАССМАТРИВАЕ ЗЁРНА СЛЮДЫ.

Отчёт научных групп.

Минералы  полевой шпат, кварц, слюда образуют гранит.  Сравните образцы минералов и опишите их свойства.

Слайд7

Назовите горные породы. (Песок, глина, гранит, мел, мрамор.)

Можно ли утверждать, что горные породы встречаются только в горах? Обоснуйте своё мнение. Слайд 8. 9. 10.

Рассматривают  экспонаты коллекции, используя лупы. Пытаются объяснить, что каждый минерал придает граниту (цвет, прочность, блеск).

Сравнивают образцы минералов.

Заполняют в тетради  таблицу.

Ставят друг другу вопросы и делают вывод.

Сообщения учеников , где мы встречаем гранит (постаменты, колонны, метро, гранитные берега Невы….).

Личностные: оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов;

Предметные:

- различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;

- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

. Кладовые Земли.

Цели :-познакомить с полезными ископаемыми;

- дать объяснение выражению «полезные ископаемые»;

- узнать использование и применение полезных ископаемых.

Давайте обратимся к теме нашего урока.

Как понимаете название?

Исследования продолжаются, изучаем следующие экспонаты коллекции.

Фронтальная беседа:

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные?

Слайд 11.12.13.

Объясняют , что такое клад, кладовые.

Рассматривают полезные ископаемые, описывают свойства и применение их в промышленности и быту.

Рассказывают о глине, песке, торфе , мраморе, нефти, каменном угле, металлах. (материал из приложения 3).

Остальные добавляют известные сведения о полезных ископаемых.

Ответы детей на поставленные вопросы находят в литературе или учебнике.

Самостоятельная работа в тетради.

Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Предметные:

— наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;

 Добыча полезных ископаемых.

Цели: учить добывать нужную информацию.

Сведения о местах добычи,

их применение и способы добычи; месторождения полезных ископаемых.

Слайд 14.15.

Читают по учебнику и в атласе – определителе о шахтах, рудниках.,

буровых установках. Каждая группа рассказывает о месторождении.

Предметные: дать сведения о месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые в  ВОРОНЕЖСКОЙ области.

Работа по карте Воронежской области.

Цель : полезные ископаемые Воронежской области на карте.

Какие полезные ископаемые добывают в ВОРОНЕЖСКОЙ  области?

Какие полезные ископаемые узнали по условным обозначениям.

Рассматривают карту  ВОРОНЕЖСКОЙ области и называют , что у нас добывают.

Личностные: - воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные:- определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

Подведение итогов работы.

О каких минералах и горных породах узнали на уроке?

Для чего добывают?

Что узнали нового?

Работа над тестом .

Слайд  16

Работа со схемой.

Ответы детей.

Отвечают на вопросы теста.

Самостоятельная работа .Заполнение схемы «Состав гранита»

Личностные: самоопределение по изучаемой теме.

Рефлексия.

Приём Лесенка успехов.

слайд 17.

. Д/з . Найдите интересный материал о полезных ископаемых ВОРОНЕЖСКОЙ области и подготовьте сообщение.

Оценка собственной деятельности.

Познавательные:

Оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные: 

Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. 

Коммуникативные:

Уметь выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру (1 класс) по теме "Откуда в наш дом приходит и уходит вода?"

УМК "Школа России". По учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир". 1 класс....

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме "Семейный Бюджет"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Задачи урока: ·        Формировать представление о структуре семейного бюджета;·...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс по теме разнообразие животных "Школа России"

Тема: разнообразие животныхЦель: Создать условия для формирования представлений о разнообразии животного мира, умения выявлять отличительные групповые признаки;  расширить знания о животном мире....