Технологическая карта урока
методическая разработка (3 класс) на тему

Лемайкина Ольга Викторовна

Лемайкина Ольга Викторовна - учитель эрзянского языка МОУ «СОШ №18» г. Саранска

Предмет: эрзянский язык

Класс: 3 Б   

 Тема урока: «Ярсамопелень анокстамось» - «Приготовление пищи»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_sosh_no18_lemaykina_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №18»

ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

«Лучшая методическая разработка урока учителя мордовского (мокшанского, эрзянского) языка»

Номинация «Методическая разработка урока эрзянского языка»

ТЕМА УРОКА: «ЯРСАМОПЕЛЕНЬ АНОКСТАМОСЬ. ПИДИТЯНО ДУРАК КУЯР» («ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ. ПАРИМ ТЫКВУ»)

                                                                                                             

                                                                                                               ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА

                                                                                                                                                                                   ЛЕМАЙКИНА О.В.

                                                                                                                                              САРАНСК 2017

Технологическая карта урока  

Лемайкина Ольга Викторовна - учитель эрзянского языка МОУ «СОШ №18» г. Саранска

Предмет: эрзянский язык

Класс: 3 Б                                                                                                                                                                                                                                                     Тема урока: «Ярсамопелень анокстамось» - «Приготовление пищи»  

Цель урока: изучение и первичное закрепление новых лексических единиц;

                      создать  на уроке условия   для  формирования положительной  мотивации и интереса к эрзянскому языку;

Задачи урока:

Предметные:   изучить и закрепить новые лексические единицы и активизировать лексику по ранее изученным темам;

                        развивать умения и навыки в чтении: понимать прочитанный текст.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-самостоятельно организовывать деятельность в соответствии с учебной задачей;

-адекватно воспринимать оценку и отметку

Коммуникативные:

- донести свою позицию до собеседника,  высказывая свою точку зрения;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения,  уважительно относиться к позиции другого;

- читать вслух и про себя текст  учебника и при этом  вести «диалог с автором» (искать ответы на вопрос, проверять себя),  выделять главное;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий; развитие логического мышления, воображения;

Личностные:  приобщение учащихся к национальной культуре родного края;

Оборудование к уроку: компьютер, экран, мильтимедийная презентация по теме «Ярсамопелень анокстамось», карточки с заданиями для работы в группах.                                                                                                

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 Слайд 1.

 Зярс гайги эрзянь келесь

Семс монгак эрян.

Оятненень, ялгатненень

Шумбрачи мерян!

-Шумбратадо, эйкакшт! -  Шумбракстнетяно кужинесэ:

 кундадо кедте-кедьс, мереде: «шумбрачи»    

- Озадо, эйкакшт.

Течинь уроксто минь тынк марто карматано важодеме кужинесэ. Кужинетнеде колмо: васенце, омбоце, колмоце.

 

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие,  мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

 Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

 

 

  Фонетическая зарядка.

Келень ливчакавтома.

- Ютавтано келень ливчакавтома, помнясынек ловомкатнень.

Яхим-тюхим,

Пенч арась,

Пенчесь муевсь,

Сонсь ёмась.

Сонсь а сыре, сонсь а од,

Лишминезэ – пароход.                                    

Косто неи качамо,                                  

Тозонь сови ярсамо.

 Ютатано седее тов.

- Расскажите о себе на эрзянском языке. Можете придерживаться плана.

- Тон кие?

- Кода тонь леметь?

- Кодамо классо тон тонавтнят?

- Зяро тонь иеть?

- Кодамо иень шкасто тонь чачома чить?

- Косо тон эрят?

Слайд 2, 3.

 Обращает  внимание на произношение слов на эрзянском языке, на правильно данный ответ, на правильный перевод предложений.

 

Читают  хором в группах, отвечают на вопросы, переводят предложения

 

Регулятивные: 
формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать и слышать собеседника.

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и его цель.

   - Уроконь теманть мон тыненк а ёвтаса, содынк сонзэ тынсь. Эрявить ютавтомс валтнэ рузонь кельстэ эрзянь кельс.

Младший брат – ялакс

Бабушка – сырькай

Младшая сестра – сазор

Мама – ава

Я – мон

Дедушка – покштя

Старшая сестра – патя

Папа – тетя

Старший брат – леля

Внук – нуцька

Слова, по какой теме мы с вами вспомнили.( Семья)

По выделенным  буквам переведённых слов составьте слово.

- Какое слово получилось? (Ярсамопель)

- Кто догадался, как переводится это слово? (Еда)

- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Слайд 4

 - Ловносынек вейсэ уроконь теманть: «Ярсамопелень анокстамось».  («Приготовление пищи»)

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься,  учитывая тему урока? 

- Знакомиться  с новыми словами

- Читать и писать слова, тексты на эрзянском языке

- Переводить  с эрзянского на русский и с русского на эрзянский язык слова и предложения

- Отвечать  на вопросы.

Эйкакшт, сёрмадсынек течинь чинть ды уроконть теманзо.

Слайд 5,6.

Выдвигает проблему.  Организует формулирование темы урока учащимися.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Составляют план урока.

Познавательные:  развивать логическое мышление.

Регулятивные:  уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

4.

Обобщение и систематизация знаний.

 Цель:

1)Тренировка навыков чтения с общим пониманием содержания текста, поисковое чтение.

2)Тренировка навыков устной речи.

1) игра

Прежде чем приступить к первому пункту плана, вспомним слова, которые мы уже с вами знаем по данной теме.

Налксема « Ярсан – а ярсан».

   -Бути те ярсамка, цяпадьсынек кедьтнень.

     (Если слово обозначает съедобное, то хлопаем в ладоши.)

  Ям, кши, чувто,  лопа, куяр, сывель, чипай, лов, умарь, капста, пурька, оска, чурька,  куз, модамарь, якстерькай.

Слайд 7.

Организует игру, обеспечивает контроль  за выполнением задания.

Играют

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем;
проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы.

2)знакомство с новыми словами

А теперь дополним наш словарный запас новыми словами. Послушайте, я прочитаю вам слова.

Чапамо ловсо –  кислое молоко

Суронь пачалгсеть –  блины из проса

Панжакай – ватрушка с картофелем или с творогом

Каждая группа готовила домашнее задание. Проверим.

1-це кужинесь ёвтни – чапамо ловсодо

2-це кужинесь - суронь  пачалгседе

3-це кужинесь – позадо

- Какие блюда национальной кухни вы знаете, ребята?

- Какое национальное блюдо готовят у вас в семье?

(Рассказ учителя о еде мордовского народа.)

- Эйкакшт, течи минь тынк марто карматано дурак куяронь пидими.

 (-Сейчас мы затопим с вами печь и поставим тыкву париться.)

(Учительница подходит к печке, накладывает тыкву в чугунок и с помощью ухвата ставит чугун в печь.)

Слайд 8,9

Знакомит с новыми словами.

Следит за речью детей.

 Читают по-одному, хором в группах.

Рассказывают о блюдах мордовского народа.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3)  физкультминутка

Эйкакшт, дурак куяронть путынек каштомс пиими.

 Ютатано седе тоа.  Весе стядо, оймсетяно.

Если слово указывает на то, что в небе – руки поднимаем вверх, а если на земле – садимся.

Менель, мода, покш, вишине, нимиляв, скал, мекш, нумоло, нармунь, тейтерне,  чипай, верьгиз, варака, сея, пель,  сеель, чувто, менель, мода.

-Эйкакшт, кода минь мольтяно?

-Вана истя минь мольтяно (показывают).

-Эйкакшт, кода тынь чийтядо? (Кирнявтадо? Эрятадо? Озатадо?)

Даёт задание, проводит инструктаж.

Выполняют физкультминутку

.

Познавательные:

Развивать операции мышления (классифицировать

объекты по существенному признаку)

4) работа по учебнику стр.44, упр.4.

Пока наша тыква парится в печи, мы с вами поработаем.

Эйкакшт, панжинк книганк, муинк текстэнть стр.56, упр.

Рассмотрите рисунок. Назовите членов семьи на эрзянском языке.

  • Чтение рассказа учителем.
  • Чтение по цепочки.
  • Перевод
  • Ответы на вопросы

Организует беседу.

Читают текст, переводят слова, отвечают на вопросы

Личностные:

выражать своё отношение к героям в тексте.

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий:

Коммуникативные:

производить

убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

5.

 Закрепление пройденного материала

 У меня на доске записаны слова.

Чурька, ловсо, куяр, ой, модамарь, ал, пурька, топо, сывель, капста, почт, помидор, сахар, сал, велькс.

Сейчас мы с вами будем готовить  блюда.(Работа по группам)

1-це кужинесь - Капста ям: …, …, …,…

2-це кужинесь - Пачалгсеть: …, …, …

3-це кужинесь - Салат: …, …, …

Запишите, какие продукты вам необходимы, чтобы приготовить данные блюда.

Слайд 10

 Организует работу в группах, следит за выполнением задания.

Осуществляет проверку.

 Дети работают в группах.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, делать выводы, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

6.

Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

 

 Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к нашему плану. Смогли ли мы сделать всё, что запланировали?

- Понравился ли вам, дети, сегодняшний  урок?

Дополните мне предложения

- Я сегодня узнал(а)...

- Я сегодня запомнил(а)...

- На уроке мне понравилось…

- Я оцениваю свою работу на уроке на…

- Урок заставил меня задуматься о …

Огонь в печи давно погас, и наш урок подошёл к концу. Наша тыква сварилась, и я приглашаю всех отведать это блюдо.

Слайды 11. 12, 13

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности,  формировать адекватную

самооценку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...