Развитие речи по родному языку во втором классе
статья (2 класс) на тему

Андреева Елена Михайловна

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В основу начального курса родного языка положено всестороннее развитие речи. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом, - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах.

Для примера приведен план одного из уроков – повторений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_na_urokah_rodnogo_yazyka_vo_2_klasse.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи по родному языку во втором классе

Андреева Елена Михайловна

Учитель начальных классов МОБУ «Хатасская СОШ

им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых», ГО «город Якутск»

Актуальность данной работы состоит в том, что важнейшим этапом современного обучения родному языку является повышенное внимание речевой подготовке школьников. Обучение в начальной школе начинается с усвоения понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст», что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте как основе письменной речи, для обогащения лексического грамматического строя речи, для ее стилистической дифференциации. Только усвоив свой родной язык, ребенок сможет успешно освоить свой родной язык, ребенок сможет успешно освоить русский язык.

Развитие устной и письменной речи будет эффективным, если на уроках родного языка применять комплекс речевых умений: умение правильно и точно воспринимать смысл слова, строить словосочетание, создавать свой текст из связных между собой предложений.

Проблема формирования и развития речевой деятельности учащихся является актуальной и привлекает внимание учёных-лингвистов, филологов. О чем свидетельствует поток научных исследований Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломанова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, М.Р. Львова и др. Ещё в 60-ых годах известные в Якутии учителя-исследователи, авторы учебно-методических комплектов Самсонов Парфений Никитич, заслуженный учитель школ РСФСР и ЯАССР, кавалер орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», награжденный медалью К.Д. Ушинского, и Самсонова Надежда Евменьевна, заслуженный учитель ЯАССР, отличник народного просвещения, кавалер ордена Ленина, писали о связи названной проблемы с актуальными вопросами современности: повышения речевой подготовки учащихся, развития разговорной речи, работе над текстом.

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логическая четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика-показатель его умственного развития. Успехи  учащихся в связной речи обеспечивают и, в большей мере, определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу начального курса родного языка положено всестороннее развитие речи. Развитие речи - это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над четкостью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом, - вот основное содержание уроков по языку в начальных классах.

Для примера приведем план одного из уроков – повторений. Урок строится по принципу- от простого к сложному – и состоит из нескольких этапов.

Первый этап – работа с отдельным словом, когда проводится лексическая работа – объясняется значение слова.

Второй этап – работа со словосочетаниями. Используя данное слово, составляются словосочетания.

Третий этап – правильное составление предложений из нескольких слов и словосочетаний.

Заключительный этап – составление связного текста.

 Работы учащихся.

Будищев Семен.

Снежана уонна Артем аа5а олороллор. Артем кэпсииргэ бэлэм буолла. Кини учууталыгар кэпсээбит уонна биэс сыана ылбыт. Онтон биһиги кулуупка ыллыы барбыппыт. Биһиги саамай YчYгэйдик ыллаатыбыт уонна грамота ыллыбыт.

Соболева Милена.

О5олор оскуола5а Yɵрэнэ кэллилэр. Таня уонна Ваня оскуола5а дьурууһунайдар. Ангелина уонна Эрсан кинигэ аа5аллар. Артем кɵрYдYɵргэ сынньана та5ыста.

Иванов Илья.

Математика уруога.

О5олор оскуола5а кэллилэр. Звонок тыаһаата. Уруок са5аланна. Бастакы уруогунан математика буолла. О5олор суот суоттуу олороллор. Сеня саамай бастакы бүттэ уонна биэс сыана ылла.

Слепцова Ангелина.

Биһиги бары оскуола5а сылдьабыт.

Мин уонна Эрсан аа5ан бүттүбүт. Марина хоһоону нойосуус этэн биэс сыана ылла. Марина үɵрэ-кɵтɵ дьиэтигэр барда.

Татаринов Эрсан.

Биһиги бары үɵрэнэ олоробут. Биһиэхэ бүгүн түɵрт уруок буолар. Yɵрэх кэнниттэн хорга тахсабыт. Ол кэнниттэн кулуупка ыллыы барабыт.

Для выявления результатов обучения учащихся провели мониторинг по развитию речи. Взяли работы, выполненные в конце первого класса, в конце первой и второй четвертей второго класса. Критериями анализа являются количество слов в предложении, количество предложений в тексте и количество орфографических ошибок.

Вывод: из проведенного мониторинга видно, что у большинства учеников есть улучшения по всем трем критериям. Вначале они составляли предложение, в основном, из двух слов, в конце второй четверти второго класса – количество слов в предложении доходит до семи. Тексты составлялись от двух до семи предложений. В результате, орфографические ошибки свелись к минимуму.

Особо подчеркнем, что проблема сохранения самобытности якутской национальной культуры никогда не стояла так остро, как в настоящее время. Усвоение языка в речевой деятельности учащихся может приобрести яркую воспитательную направленность, когда на ребенка будет воздействовать среда, пропитанная духом родной культуры и уважением к традициям и обычаям якутского народа. Родной язык в школе является учебным предметом, не только дающим ребенку знания, но и предметом, формирующим его как человека.

Указанные методические закономерности и принципы в своей совокупности являются теорией методики обучения родному языку и развития речи, руководствуясь которой целесообразно строить работу по развитию речи младших школьников, определять содержание, отбирать и структурировать средства и методы обучения на современном этапе.

XI Самсоновские чтения.

Материалы республиканского педагогического чтения учителей и школьников

2013 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Урок русского языка во втором классе по теме: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.

Технологическая карта и презентация урока русского языка во втором классе. Образовательная система 2100. Урок постановки и решения учебной задачи,лностью соответствует требованиям ФГОС.  Представ...

Урок развития речи по русскому языку во 2 классе по картине Решетникова "Опять двойка"

Учащиеся познакомятся с  некоторыми сведениями о творчестве художника  Фёдора  Павловича  Решетникова, научатся назвать его две картины на школьную тему: «Опять двойка» и «Прибыл н...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение".3 класс

Урок развития речи по русскому языку "Капризное настроение". 3 класс. Содержит конспект урока, презентацию и готовое приложение, необходимое для работы на уроке....