Урок кубановедения «Устное народное творчество»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Кубанские колядки, щедровки, пословицы, поговорки, сказки, песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_kubanovedenie_ustnoe_n.t.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Кубановедение

4 класс.

Тема уроков: « Устное народное творчество».

( кубанские колядки, щедровки, пословицы, поговорки, сказки, песни.)

Подготовила: Стрелец И.В.

МБОУ гимназия № 1.

ст. Брюховецкая.

Цель: расширить кругозор учащихся, пополнить их словарный запас, воспитывать патриотизм на основе произведений устного народного творчества.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

- прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД:

- формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

- развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

- развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД:

- развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

- формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: проигрыватель, пластинка «Государственный кубанский казачий хор», костюмы для инсценировки. 

1.Вводная часть.

Среди необозримых просторов нашей Родины есть место, где мы живём. Это место – Краснодарский край, ещё его называют Кубанью, по имени реки. Когда слышишь слова «цветущая Кубань», перед мысленным взором встают шумящие пшеницей и подсолнечником раздольные степи, наливающийся под южным солнцем живительным соком виноград, опоясанные садами станицы и города. На фоне этих пейзажей вырисовываются устремлённые в небо трубы заводов, ажурные нефтяные вышки. А вдоль морского побережья протянулись полоски пляжей, поднялись светлые корпуса здравниц.

Богат наш край. Богат дарами природы, богат сокровищами, созданными умом и трудом человека.

Кубань родная.    В.Подкопаев.

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны

Сады и лиманы –

Всё это родная Кубань.

Родные станицы,

Разливы пшеницы,

Плывёт за комбайном комбайн…

Огни городские,

Гудки заводские –

Всё это родная Кубань.

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой –

Всё это родная Кубань.

Весёлые песни летят в поднебесье,

Открытая высь голуба…

И нету красивее

Края России,

Чем наша родная Кубань.

2.Лингвистическая страница.

Кубань богата традициями. Наши предки пришли сюда с Украины и со всей России, поэтому язык здешних поселенцев был необычным: перемешались говоры украинские и русские.

Мы часто слышим в речи окружающих слова местного диалекта. Давайте проверим, все ли знания их нам ясны.

На доске:        бачить – видеть,

                        видсиль – отсюда,

                        гай – лес,

                        гарно – красиво,

                        геть – вон,

                        кочет – петух,

                        драбына – лестница,

                        дружина – жена,

                        думка – мысль,

                        ясочко – солнышко,

                        зараз – сейчас,

                        злякаться – испугаться,

                        кавун – арбуз,

                        худоба – домашний скот,  

                        качка – утка.

- А теперь давайте  проверим, как вы усвоили смысл слов кубанского диалекта. Вставьте в предложения необходимые слова.

На плакате:  Когда в казачьих ………. не было  электричества, вместо ламп коптились лучины. Из мягкой, но очень прочной домашней ткани………. шила одежду для всех членов семьи. Казак ухаживал за ………… . Кроме ……….. во дворе водились и ………. В огороде под ярким ……… поспел ……… .

Правильный вариант: хата, дружина, худоба, качки, кочеты, ясочко, кавун.

3.Литературная страница.

         

Кроме говора на Кубани перемешались и традиции.

   Щедрик, ведрик,

Дайте варэник,

   Грудочку кашки,

    Кильце ковбаски.

- Каков жанр этого произведения? (Колядки или щедровки)

- Когда ходят колядовать и щедровать? (На Святки; от Рождества до Крещения)

- Знаете ли вы другие колядки и щедровки?

- Где можно узнать другие?

- Давайте разучим детский вариант одной из щедровок.

Мыланка ходыла,

Васыльку просыла:

- Васыльку, мий тату,

Пусты мэнэ в хату.

Я жыто нэ жала,

Золотой крест даржала,

Золоту кадыльницю,

Надийтыся, люды,

До вас Хрыстос будэ,

Богу свичу ставтэ,

А нам калач дайтэ.

4. Музыкальная страница.

Кубань славится на всю Россию не только богатым урожаем зерна, красотой природы, но и своими песнями.

- Какие кубанские песни вы знаете?

- Объясните смысл их названия. ( «Ой, мий мылый варэничкив хоче», «Ты ж мэнэ пидманула».)

- Какой известный коллектив исполняет эти и другие казачьи песни? (Государственный кубанский казачий хор)

Слушании песни «За Кубанью, братцы, за рекой».

- О чём эта песня?

- При каких обстоятельствах она исполнялась?

Инсценировка песни «Ой мий мылый варэничкив хочэ»

5.Домашнее задание.

Найти и прочитать казачьи сказки, готовиться к инсценировке песни.

6.Итог урока.

- Что запомнилось?

- А теперь проверим, как вы усвоили язык кубанского диалекта?

- Давайте переведём небольшой текст, который записан с помощью букв славянской азбуки кириллицы, и запишем его буквами современной азбуки.

Текст для перевода:

I провелi борозду казакi в дiкую степь. Обозначiлi главную улiцу красную.

( И провели борозду казаки в дикую степь. Обозначили главную улицу Красную.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Кубановедения в 3 классе по теме: "Устное народное творчество"

Урок по теме: "Устное народное творчество" знакомит учащихся с жанрами фольклора на Кубани....

Урок чтения: "Устное народное творчество (защита проектов)".

Содержание урока соответствует программе УМК «Планета знаний», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личн...

Карточки для уроков литературы "Устное народное творчество"

Карточки могут быть использованы для индивидуальной работы, групповой, парной....

Урок кубановедения "Устное народное творчество".

Урок кубановедения "Устное народное творчество"....

конспект урока по кубановедению "Устное народное творчество"

Разработка урока по кубановедению "Устное народное творчество"...

Кубановедение "Устное народное творчество" 4 класс

Урок кубановедения в 4 классе по теме "Устное народное творчество". Цель урока- изучение культурных традиций Кубани и её этнографических особенностей....