Проект "Мой край - Бурятия"
проект (4 класс)

Ревина Елена Ивановна

Проект способствует раскрытию творческого потенциала детей младшего школьного возраста через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мой край - Бурятия"29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо – Татауровская СОШ»

РЕКОМЕНДОВАНО

        Центром классных

руководителей

«  » ________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

         «  » ________ 2014 г.

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ»

«  » ___________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Проект

« Мой край - Бурятия»

Внеурочная деятельность

4  класс

2014 - 2015

(срок реализации программы)

(автор программы)_Ревина Е.И.

(Ф.И.О. учителя)

Класс ______4_____________

Учебный год 2014 - 2015

Старое – Татаурово

Проект «Мой край - Бурятия»

«Раскрытие творческого потенциала детей младшего школьного возраста через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности»

Руководитель проекта: Е.И.Ревина — кл. руководитель 4 класса;

Консультант проекта: 

Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта:   2014-2015 учебный год.


Участники проекта:

Учащиеся 4 класса МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Актуальность проблемы:

Каждый школьник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

«Удивительное рядом» — назвал свой замечательный фильм С. Образцов. Этот фильм учит видеть разнообразные чудеса цвета, формы, фактуры окружающего мира: необыкновенные переливы красок неба, воды, листьев, цветов, оперение птиц – и всему этому радоваться.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания  школьников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания детей младшего школьного возраста имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей   к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно  школьный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы с детьми младшего школьного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей   через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

— занятость родителей;

— загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Данный проект предназначен для детей младшего школьного возраста, их родителей, или других значимых взрослых .

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, учителей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Интернет-ресурсы.

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Учителя: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: совместно с детьми подготавливают материал ,закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Принципы реализации проекта:

 - доступность

— учет возрастных особенностей детей;

— адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

—   повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами , родителями о ходе реализации проекта;

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование   по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: октябрь — февраль)

Оформление уголка «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

  Рассказ о нашем удивительном крае;

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» ;

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

Просмотр   видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в классе по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в классе;

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в сельскую библиотеку;

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Здравствуй мир ;

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «В краю родном»);

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;

Викторина с детьми   участвующими в проекте «Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (техника на усмотрение детей) «Мой край у Байкала», «Детство»;

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Составление презентации проекта для педагогов, с последующим  обсуждением.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Кол-во часов

Дата

Дата по факту

1

Подготовительный этап

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование   по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

1

2

Основной этап

Оформление уголка «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

  Рассказ о нашем удивительном крае;

1

3

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент»

1

4

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

1

5

Просмотр   видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

1

6

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

1

7

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

1

8

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

1

9

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в классе по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в классе;

1

10

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

1

11

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

1

12

Экскурсия в сельскую библиотеку;

1

13

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Здравствуй мир ;

1

14

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

1

15

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

1

16

Заключительный этап

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «В краю родном»);

Викторина с детьми   участвующими в проекте «Что я знаю о родном крае»;

1

17

Коллективная работа (техника на усмотрение детей) «Мой край у Байкала», «Детство»;

1

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии «Живые алмазные бусинки родного края»

проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий....

Проект Республика Бурятия - мой родной край.

Формирование системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия....

Конспект урока "Наш край - Бурятия. Поверхность нашего края"

Конспект урока " Поверхность нашего края".Использование различных форм работы позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий хара...

Урок по окружающему миру 2 класс " Край родной, Бурятия!"

Технологическая карта урока.  2 класс.Тема: Край, в котором мы живем. Природа нашего края. Цель: 1) формирование  знаний учащихся о родном крае, богатстве и неповторимости края...

Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"

Рабочая программа по краеведению: "Мой край - Бурятия"  (1 - 4 кл.)...

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока:  « Символы Республики Бурятия»...