Игра "Поле Чудес" на тему "Хакасия - мой край родной"!
план-конспект

Игра "Поле Чудес" на тему "Хакасия - мой край родной"!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО автора: Корж Наталья Сергеевна, учитель первой квалификационной категории

Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Озерная средняя школа № 9

Редактор: MS WORD, MS OFFICE POWER POINT

Тема занятия: Внеурочная деятельность.  Игра «Поле чудес» по теме  «Хакасия - мой край родной»

Область применения: Внеурочная деятельность

Номинация конкурса: Духовно – нравственное воспитание, патриотическое воспитание

Возрастная группа обучающихся: Обучающиеся 7 класса

Цель:

  • Закрепить прежние и дать новые знания в области истории Хакасии, полезных ископаемых и климате, животном и растительном мире, символике малой Родины.

Задачи:

-совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;

- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам, соперникам по игре;

-формировать гуманное отношение к малой Родине;

-закреплять умение вести себя в соответствие игровым правилам.

Формирование УУД:

Познавательные действия: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные действия: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (не успешной) деятельности; оценивать результаты деятельности.

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Оборудование: презентация, барабан

Я считаю, что человек, живущий на хакасской земле, должен, нет, просто обязан знать о ней всё: традиции народа, историю развития, особенности животного мира и природы.

Когда и где об этом узнавать, если не в школьном возрасте?

Результативной работа будет в том случае, если она интересна детям.

Поэтому я и предлагаю разработку внеурочного занятия  – игры “Поле чудес”, думаю, что ученикам будет, не только интересна, но и полезна та информация, с которой они познакомятся.

Внеурочное занятие, предлагаемое мною, состоит из 4 туров. Во вступлении оговаривается форма внеурочного занятия  и тема.

На протяжении всей игры появляются неожиданные гости: учитель истории, учитель географии, учитель биологии, которые сообщают учащимся интересные сведения о Хакасии, затем каждый из них задаёт вопрос команде игроков. Цель их сообщения – заинтересовать детей в изучении родного края.

Наши гости являются авторами вопросов в каждом туре. Также присутствуют эксперты, которые объясняют происхождение загаданного термина, слова, рассказывают легенду, историю возникновения этого слова, понятия, после того, как оно отгадано.

Ребята разделены на 3  группы и по очереди капитаны команд крутят барабан, отгадывая слова.

1 тур посвящен истории Хакасии, первый вопрос задаёт учитель истории.

Во 2 туре учитель географии  рассказывает о полезных ископаемых, климате Хакасии и следующий вопрос задаёт он.

3 тур представляет учитель биологии. Он рассказывает о животном и растительном мире Хакасии и задаёт свой вопрос.

В 4 туре происходит общение с учителем. Это позволит игрокам задуматься над вопросом “А что значит Хакасия для меня?” Ребята высказывают свои мнения и записывают на жетонах, которые помещаются в воздушный шарик, и впоследствии отпускается в небо. Учитель задает  вопрос, касающийся изображения на гербе Хакасии.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап (5-7 минут)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру «Поле чудес». (слайд 1)Вспомним все то, что мы изучали про нашу Родину – Хакасию. Надеюсь на предыдущих занятиях  вы внимательно меня слушали и сможете ответить на все вопросы. Давайте вспомним правила игры:

1. Крутим барабан только один раз.

2. Если неверно назвал букву, ход переходит к другому игроку.

3. Если стрелка укажет на сектор с буквой «Б» (банкрот, все очки, которые набрал участник, сгорают, ход переходит к следующему.

4. Ход переходит к другому и в том случае, если стрелка остановится на цифре «0».

5. Если стрелка укажет на сектор «+», то игрок может открыть любую букву.

Обучающиеся внимательно слушают, постепенно включаются в работу.

Регулятивные УУД:

самостоятельно организовать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (20-25 минут)

Для начала мы с вами образуем 3 команды, в которых вы будете совещаться и давать правильные ответы. Гости – учителя будут задавать вопрос и в соответствии с правилами, вы будете отвечать на них. Итак, начнем игру.

1 тур посвящен истории Хакасии.

Слово предоставляется учителю истории…

- Хакасия — это земля дивной красоты и место развития древних цивилизаций. Территория Хакасии была заселена людьми задолго до наступления нашей эры. Здесь располагаются многовековые памятники истории и культуры: мавзолеи, древние крепости, некрополи, каменоломни, курганы, которые являются следами существования различных эпох и цивилизаций. На территории Республики Хакасия имеется более 30 тысяч археологических памятников (некоторым из них более 5 тысяч лет).
Хакасия располагается в центре Азии на Саяно-Алтайском нагорье. Ученые-археологи считают, что местная территория начала заселяться около 300 тыс. лет назад, первой была заселена область Хакасско-Минусинской котловины.
На протяжении многих веков Хакасия была поприщем для деятельности многочисленных народов и культур: иранских, угро-финских, древне-тюркских. На территории древней Хакасии постоянно проходили стычки между южно-сибирскими и древнекитайскими народами. Стычки чередовались периодами затишья, во время которых производился обмен культурой, при этом активно развивалась сфера торговли. В Хакасии налаживались караванные пути с Китаем, Монголией, Индией и Тибетом. Через территорию Хакасии когда-то очень давно проходила одна из ветвей знаменитого шелкового пути, соединяющая Хакасию с Тувой.

“При каком царе Хакасия вошла в состав России?”

П

ё

т

р

П

е

р

в

ы

й

Слайд 2

После того, как отгадано слово, выступает эксперт, который рассказывает о происхождении термина.

- В 1707 году при Петре I Хакасия вошла в состав России. Это произошло сразу же после появления первого острога. Впоследствии на юге Хакасии построили еще один острог – Саянский, так Хакасия окончательно закрепилась за Россией. Правительство России очень интересовали медные и железные руды, которые в изобилии располагались на этой земле. Постепенно в Хакасии начало развиваться скотоводство, охотничьи и пушные промыслы.
В ХХ веке Хакасия превратилась из аграрного региона в индустриальный. В 1930 году образовалась Хакасская автономная область, а в 1991 – Республика Хакасия, которая существует и сегодня.

2 тур.

Ребята, второй тур посвящен полезным ископаемым, климате Хакасии К нам в гости пришел учитель географии….., который нам сейчас задаст вопрос.

На территории Хакасии представлены различные виды минерального сырья, необходимого для развития чёрной и цветной металлургии - месторождения железных руд и флюсовых материалов, запасы медных, молибденовых и свинцово- цинковых руд, драгоценных и редких металлов. Здесь имеются большие ресурсы минерального топлива, различных строительных материалов и некоторых видов химического сырья. Всё это открывает довольно широкие перспективы для развития тут горной и горнозаводской промышленности.

В богато представленном комплексе минеральных сырьевых ресурсов республики наибольшее хозяйственное значение имеют руды чёрных и некоторых цветных металлов, а также месторождения каменного угля.

Климат Хакасии резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Территория Хакасии получает большое количество солнечного тепла. Продолжительность солнечного сияния изменяется от 2030 часов в абаканской степи до 1950 часов в поясе темнохвойной тайги. Реки, озера, водоемы, пушные ценные звери, дикие животные, хищники - все это Хакасия. на территории Хакасии 500 озер и очень много рек.

В Хакасии 18 посёлков городского типа и 5 городов.

«В каком городе Хакасии ведется большая добыча угля?»

Ч

е

р

н

о

г

о

р

с

к

Слайд 3

После того, как отгадано слово, выступает эксперт, который рассказывает о происхождении названия города.

- Черногорск расположен в 16 км к северо-западу от Абакана, в Минусинской котловине, на северной окраине Абаканской степи, к югу от Подкунинской гряды. Вдоль восточной границы города проходит федеральная автомагистраль Р257«Енисей», на восток от которой, до впадения реки Абакан в Енисей у посёлка Усть-Абакан, порядка пяти километров.

История города начинается в 1907 году с начала эксплуатации угольной шахты, основанной Верой Арсеньевной Баландиной. Рядом с шахтой образуется рабочий посёлок Черногорские Копи, состоявший из двух бараков, полдесятка землянок и одной больницы. К 1930-м годам в посёлке открывается горно-промышленное училище, дом культуры, детские сады, школа, проводится водопровод. Среди промышленных предприятий, кроме рудника, действуют центральная электростанция, механические мастерские, хлебозавод, кирпичный и дробильный заводы, столярная мастерская.

20 января 1936 года населённому пункту, образовавшемуся после слияния посёлка Черногорские Копи и нескольких пришахтных посёлков Минусинского угольного бассейна, присваивается официальное название город Черногорск.

3 тур.

Этот тур посвящен животному и растительному миру Хакасии.

Следующим нас посетил учитель биологии….

- Республика Хакасия приютила на своих просторах немало разных видов животных.

Из млекопитающих здесь водятся: джунгарские хомяки, зайцы-русаки, полевки, длиннохвостые суслики, кроты. Здесь можно встретить и норку с ондатрой. Постоянными обитателями этих мест являются: степная пеструшка, узкочерепная полевка, землеройка и барсук.

Также обитателями этих мест являются лисицы, волки, бурые медведи, рыси, росомахи

Растительный мир Хакасии довольно своеобразен и необычен. Здесь растут как привычные всем людям растения, так и виды, малоизученные человеком. Здесь можно увидеть как степную и луговую растительность, так и высокогорные и таежные районы.

Как правило, горно-таежные пояса пригодны для возрастания темнохвойных и подгольцовых кедровых лесов. В таких лесах часто встречаются береза круглолистная, багульник болотный, жимолость алтайская, ольха кустарниковая и ива серая. Также здесь возрастают: брусника, черника. А в травостое встречаются: ожика волосистая, ортилия, бадан, герань сибирская.

Нужно любить свою природу и разумно пользоваться её дарами.

«Этот цветок   растет  у нас в Хакасии и  символизирует процветание города. Также этот цветок называют купальницей»?

Ж

а

р

к

и

Слайд 4

Огнем горят горы Хакасии, когда цветут жарки, или купальница азиатская. Цветы символизируют конец весны и начало лета.

Растет она в Сибири, на Полярном Урале, в Средней Азии, Монголии.

Вот хакасская легенда о происхождении этих удивительных цветов:

Жил-был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле-еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии.

Жарки растение многолетнее, их можно найти как на сырых лугах, так и на болотах, в лесу, среди кустарников, по берегам водоемов.

Численность растения повсеместно, сокращается. Основная причина – разрушение мест обитания и неумеренный сбор. Важно знать, что букет жарков стоит в воде всего несколько часов, и потом увядает, после чего его можно только выбросить.

4 тур.

Ребята, этот тур посвящен символике Хакасии.

- Ребята, а что для каждого из вас Хакасия?

(Далее следуют высказывания игроков.)

Чтение учителем стихотворения о Хакасии:

Хакасия моя! Мой край обетованный…
Раздольные поля и пряный дух степей,
В торжественный закат и на заре туманной
Несказанной красой любуюсь я твоей.

Сибирский рай! Земля в цветенье диком,
Где в полыхании трав горят огнём жарки,
Алмазный трепет звёзд в ночном мерцанье тихом
И ветер, как изгой, гуляет у реки.

Рассказ о Родине:

- Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы …Родина начинается у моего дома: С берёзки, шумящей на ветру; с земли, заросшей травой или покрытой снегом; с улицы, уходящей вдаль.

Любовь к Родине становится с годами всё сильнее, всё глубже. Во имя этой любви человек трудится, совершает подвиги, а иногда и отдаёт свою жизнь.

Будущее Родины в наших руках. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Берегите свою Родину, берегите, как свою мать!

Учитель задает  свой вопрос:

Изображение этого животного рисовали на стенах скал еще древние хакасы. Помимо этого, он символизирует мужество, прямоту и идейность?”

И

Р

Б

И

С

Участники по буквам угадывают слово.

Слайд 5

После этого эксперт говорит:

- В 1992 г. был принят Герб республики. Текст закона гласит: “Государственный герб республики Хакасия представляет собой изображение снежного барса.”

Герб Хакасии олицетворяет вечность жизни на земле, внутреннюю силу республики и преемственность культур современного и древнего населения Хакасии. Над барсом расположен солярный знак – знак солнца, предмет поклонения хакасов, олицетворяющий расцвет жизни, её обновление. Фигура барса (ирбиса) обрамлена берёзовыми ветвями, которые являются священным деревом не только у хакасов, но и у русских. Это дерево символизирует дружбу народов. В нижней части герба надпись “Хакасия.”

Показываю изображение герба.

Класс разбивается на команды. Учащиеся смотрят презентацию. Отгадывают слова. Принимают активное участие.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение сотрудничать со взрослыми.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата.

Познавательные УУД: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение извлекать информацию, представленную в виде текста.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «малая родина». Уважение к своей родине, ее традициям, природе,  радость и гордость от того, что мы родились и живем в Хакасии.

Коммуникативные УУД: участвовать в игре, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.

3. Подведение итогов, награждение (5-6 минут)

Сегодня среди нас нет победителей и нет проигравших. Мы ещё и ещё раз объяснились в любви своей малой родине – своей Хакасии. Для каждого она своя: дома, целые улицы, люди, проходящие мимо, чистый воздух, ласковое солнце, каждая травинка под ногами, каждый куст и всё вокруг говорит о том, что жизнь - прекрасна! И нужно радоваться каждому прожитому дню и быть счастливым оттого, что ты являешься частью этого мира, частью истории нашей Хакасии.

Обучающиеся внимательно слушают, капитаны команд получают грамоты.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (не успешной) деятельности; оценивать результаты деятельности.

4. Рефлексия (5-7 минут)

Рефлексия:

1. Ребята, давайте вспомним тему нашей игры

2. Что нового и полезного для себя узнали?

3. Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным?

Слайд 6

Учащиеся отвечают на вопросы, делятся своими эмоциями.

Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД: способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Корж Наталья Сергеевна, учитель МБОУ Озерная СШ № 9 Поле Чудес «Хакасия – мой край родной»

Слайд 2

1 тур П ё т р П е р в ы й

Слайд 3

2 тур Ч е р н о г о р с к

Слайд 4

3 тур Ж а р к и

Слайд 5

4 тур И р б и с

Слайд 6

Участники игры М О Л О Д Ц Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кузбасс - мой край родной

Программа по краеведению и статья о патриотическом воспитании младших школьников с применением ИКТ...

Край родной

Презентация знакомит детей с красотами Краснодарсккого края. Эта маленькая частичка той красоты, которую можно увидеть побывав на Кубани....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

"Алтайский край-мой край родной".

Материал  об Алтайском крае....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Край родной , родимый край.

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...