Использование игровых технологий
классный час

Бадынам Чечена Анай-ооловна

Загадка как средство повышения интереса к учению младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadka_kak.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе.

(Перевод работы по самообразованию)

        В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.  Поэтому  необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться.

И ставится цель моей работы:

  • развитие личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание учиться и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического образования детей            

Задачи:

  • добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком
  • развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
  • сохранить здоровье учащихся
  • развивать психологическую, личностную, психофизиологическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и самосохранению здоровья собственными силами.

        В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение современных педагогических технологий: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, развивающие (частично) и игровые.  Эти технологии применяются мной как в урочной, так и во внеклассной деятельности.

        Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии всегда остаются инновационными, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными  работу учащихся начальных классов на творческо-поисковом уровне.

Цели при использовании игр:

•  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

             

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.       Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  •  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из разных сборников,  интернет ресурсов, журналов, от коллег и т.д.

Любая игра, и не только относящаяся к разделу логические игры, развивают логические способности ребенка

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разных этапах урока.  Я часто использую на своих урока интересный вид игр – загадки.  

Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем на уроке, во внеклассной работе во время отдыха, так как всегда  интересны детям.

 Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребёнок учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование). А также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез). Загадки могут быть различной степени сложности,  это зависит от числа признаков (детям трудно учитывать все признаки предмета) и от того, насколько они характерны для данного объекта. Поэтому чем младше дети, тем меньше количество признаков должно содержаться в загадке. Но они должны быть наиболее характерными для данного предмета

Далее я представляю свою работу по теме:

 «Загадка как одно из средств активного усвоения знаний на уроках тувинского языка».

                                                  Дед говорил, вплетая слово в слово.

                                                  Мир пёстрых сказок в юрте оживал.

                                                  Так языка тувинского родного

                                                  Я, несмышленым, волшебство узнал.

                                                                                Александр Даржай.

Актуальность:

         По мнению писателя Л.Н Толстого, родной язык выполняет ряд важнейших функций «Во-первых, он позволяет ученику понять смысл изучаемого материала и поэтому процесс учения приобретает осмысленный характер.

Во-вторых, родной язык является связующим звеном в цепи поколений, с помощью которого один народ передает новому поколению веками наработанное, накопленное и апробированное духовно-нравственное богатство. Обучение на родном языке развивает у детей врождённую способность к общению, обладанию этими  сокровищами».        

      Практика учителей показывает, что применение загадок на уроках  даёт положительные результаты, так как они знакомят с окружающим миром, раскрывают богатство родного языка, развивают логическое мышление.

          Мы, учителя   начальных классов,   преподаём все предметы, включая и родной язык. Опыт моей многолетней работы показывает, что уроки родного языка  для городских младших школьников относятся к числу сложных, нелюбимых предметов. В связи с этим, проблема поиска методических путей, методов активизации деятельности учеников на уроках родного  языка является актуальной. Очень мало занимательных материалов по тувинскому языку.

         Я хочу поделиться опытом использования загадок, как одного из выразительных средств, влияющих на развитие мышления, познавательных интересов,  на активное усвоение знаний по родному языку.

   Цель моей работы:

  1. формирование интереса к урокам родного языка через устное народное творчество;
  2. углубление и закрепление знаний по родному языку с использованием загадок;
  3. активизация познавательной деятельности детей на уроках родного языка.

           Чтобы достичь цели, перед собой я поставила следующие задачи:

  1. развивать  родную тувинскую речь, расширять  кругозор детей;
  2.  обогащать  словарный  запас учащихся новыми словами;
  3.  развивать мышление, внимание, память, творческие способности;
  4. формировать умения доказывать свою правоту догадок;
  5.  воспитывать любовь к родному языку, к фольклору тувинского народа;
  6. собирать и сгруппировать загадки;
  7.  сочинять, составлять загадки.

       Издавна тувинский народ с раннего детства  воспитывал  и учил своих детей на основе устного народного творчества. Например, при помощи загадок родители  знакомили их с окружающим миром, учили быть сообразительными, интеллектуально развитыми, а также развивали устную речь, мышление, кругозор.

         Что такое загадка? Существуют несколько определений. Загадка получила своё определение со времён Аристотеля, который назвал её хорошо составленной метафорой.  По определению В.П. Аникина, загадка – это «мудреный вопрос», поданный в форме замысловатого, краткого, ритмически организованного описания, какого- либо предмета или явления.

        Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую действительность: растительный мир и животный мир, явления природы, предметы труда, быта.

          С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Современная жизнь стала  богаче, разнообразной, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился.

          Рассмотрим основные типы загадок.

1)Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков.

Хардан ак,                                       Снега белее,

Булуттан кара,                Тучи чернее,

Теведен бедик,                Верблюда выше,

Ыттан чавыс.                 Собаки ниже.

(сорока)

2)В загадку включено отрицательное сравнение.

 

Курт эвес-ужар,                       Не червь, а летает

Куш эвес-чалгынныг.              Не птица, а крылатая.

   (бабочка)

3) Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Делегейде д=рт ч\з\н                  

Д=рт алышкы. 

 В мире четыре цвета-

Четыре брата.        (Времена года.)

4) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления.

Куй иштинде ала инек чыдыр.

В пещере пегая корова лежит.           (Глаз)

5)Загадки, в которых представлено описание не самого предмета, а буквенного состав, его обозначающего

а) Шарады

Эге кезээ ужуп чоруур.

С==лг\з\ кылаштап чоруур.

С=сту кожуп номчуптарга

Эрте \нер чечек ады. (подснежник – хек-даван)

б) метограмма

               

чайка-гайка                                 чон-тон

    в) анаграммы

        сосна-насос

    г) логогрифы                          

     гроза – роза        сын-сыын

 

         

        Не случайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста, великие отечественные писатели и педагоги К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой.

Создавая свои учебники, они включали в них, как необходимый компонент, народные загадки. Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, а для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение».

          Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов, способности к творчеству, логического мышления - способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, элементов творческого мышления.

        Уроки с использованием загадок проходят интересно  и не утомляют учащихся. К.Д.Ушинский именно в интересе видел основной внутренний механизм успешного обучения. Он считал, обучение, лишенное всякого интереса, убивает охоту учиться.  Загадки  учат школьников говорить ярко, образно, просто. Работа над загадкой - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Младшим школьникам нравится отгадывать загадки. Сам процесс отгадывания загадок и результат этого своеобразного интеллектуального состязания вызывает у них  огромный интерес.

            Разнообразны цели применения загадок в педагогической работе.

1. загадки используются, как приём, побуждающий ребят к приобретению знаний, обостряющий их наблюдательность.

2. они могут быть средством проверки закрепления знаний.

       При отгадывании загадок надо ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

        Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования загадки. Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору аргументов

развивает самостоятельность и оригинальность мышления.

Приёмы отгадывания загадок

Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

  1. выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  2. сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
  3. на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

В тувинской начальной школе на уроках чтения в разделе «Устное народное творчество» тему «Загадки» по программе проходят  начиная со второго класса.  А по предмету «Тыва дыл» загадки используются с 1 класса . например, в учебнике «Ужуглел» автором А.А. Алдын-оол  дано около десяти загадок. При изучении звука [к] и букв К,к, на странице 71 дана загадка о рыбе. Отгадав её дети  находят изучаемый звук, место этого звука в слове и учатся правильно произносить его.

                Чилии чок чиндир бугам.

                 Без               мой бык.

          Эта загадка легко отгадывается.  Она  рассчитана  именно для детей 1 класса: проста по содержанию и по строению. В 1 классе отгадки используются, в основном, для выделения звуков и букв. В последующих кассах приведены примерно по 6-8 загадок, но задания к ним усложняются.

  Народный учитель, старший научный сотрудник ТИГИ К.Б. Март-оол сформировал следующие требования по использованию загадок на уроках родного языка:

  • опираясь на цели урока, правильно подбирать и сочинять загадки;
  • объяснить, с какой целью используются загадки на данном уроке;
  • полученные отгадки объяснить, с их помощью провести воспитательную работу;
  • добиться правильного произношения и правописания полученных отгадок, объяснить лексическое значение новых слов или неологизмов.

        На своих уроках кроме загадок из учебников, применяю другие загадки из сборников тувинских загадок, из газет «Сылдысчыгаш». Они являются моей настольной книгой. Я  классифицировала загадки и слова-отгадки по лексическим темам в 3-4 классах в соответствии с изучаемой  темой или повторением того или иного правила. Например, по теме «Части речи»:

              1. Имя существительное.

 Тии чок торгум,                   Без швов мой шёлк

      Дизии чок чинчим.               Без ниток мои бусины

(небо,.звёзды)

            2. Имя прилагательное.

Черде, дээрде шаштыккан,        

Чеди оннуг кожа

В землю, в небо упирающаяся

Семицветная лента

(радуга)

           3. Местоимение.

Бирде сен бар,                  Сначала ты иди,

Бирде сен бар.                   Потом я пойду.

(хождение)

            4.Глагол.

Коорге – козулбес,            Смотришь – не видать,

    Тударга- туттунмас,           Ловишь – не ловится,

Базарга – бастынмас.        Ступаешь – не ступается.

(ветер)

           5. Имя числительное.

Сая – сая кыстарнын чажын

Чангыс кылдыр оруп бады барды.

Миллионы девичьих кос,

В одну косу заплетя,  спустила.

( Енисей)

 Некоторые городские дети больше говорят на русском языке, у них  бедный словарный запас тувинских слов. Для таких детей очень трудно даётся учебный материал, у них пропадает интерес к предмету. Поэтому, чтобы пробудить интерес к предмету, любовь к своёму родному языку, чтобы дети учились с удовольствием, успешно усвоили учебный материал, я часто использую на своих уроках игровую технологию, элементом  которой являются загадки.

            Как дополнительный занимательный материал,  я на своих уроках использую ещё и  загадки собственного сочинения. Сочинила загадки в стихотворной форме, шарады, ребусы, кроссворды.  Их можно использовать на разных этапах урока и при выполнении разных видов работ: словарный диктант, упражнения по группировке и отысканию частей речи, при склонении местоимений, имён существительных, при составлении предложений. Есть карточки для индивидуальной работы.

         (Приложение №1.  Сборник с собственными сочинениями на тувинском языке.)

     Детям очень нравится выполнять задания с загадками, и они сами подключились к их сочинительству. Они самостоятельно придумывают свои загадки по заданным темам. (Приложение №2)

 Например, когда мы изучали тему «Собственные имена существительные», дети придумали ребусы по именам девочек и мальчиков нашего класса. (показать ребусы)

     Сегодня, благодаря загадкам, мои ученики  учатся с интересом, хорошо усваивают учебный материал, стали активными на уроках. Это видно из проверочных работ, срезов, контрольных работ детей, качества выполненных домашних заданий, отношения детей к предмету.

           Эту работу я начала в 2006 году. Тогда я давала открытый обобщающий  урок по теме «Части речи» для городского  и школьного методического объединения учителей начальных классов, где впервые попробовала использовать  загадки собственного сочинения. С этого года я начала собирать и систематизировать свои загадки.

          Свою работу я показала старшему научному сотруднику ТИГИ, автору многих методических литератур, народному учителю Март-оол К.Б. Она мне дала советы и замечания. Исправив замечания, я доделала свою работу, выступала  с этой темой в ШМО и ГМО. Учителя дали хороший отзыв. В 2008 году в №2 журнала «Башкы» вышла моя работа «Загадки в частях речи тувинского языка». В 2010 году моя работа вошла в сборник конкурса методических разработок «Современный урок в начальной школе: опыт, традиции, новаторство» организованный   ГОУ  ДПО  ТГИПиПКК Минобразования, науки и молодежной политики Республики Тыва» на стр. 12; часть 1.  (Работа в приложении)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике

Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Конспект открытого урока в третьем классе по чтению с использованием игровой технологии обучения на тему: «Рыжие листья» Н. Грибачев. Сказка.

Урок по чтению в 3 классе школы VIII вида по учебнику З.Н. Смирновой, Г.Н. Гусевой. Данный урок был построен с использованием игровой технологии обучения.  В нем также применялся дифференцированн...

Использование игровых технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся

Цель: выявить методические ососбенности использования элементов дидактической игры на уроках чтения  и их влияние на ак4тивизацию познавательной активности....

Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.

Математический КВН с использованием игровых технологий во 2 классе.ЦЕЛЬ: заинтересовать детей математикой, привить желание изучать математику через внеклассную работу по предмету.Задачи: развива...

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....