Сценарий классного часа
классный час (3, 4 класс)

Русанова Оксана Александровна

Классный час " Югре - 900"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_yugre_900.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Мы – культурное наследие Югры»

Цель: развитие гражданского общества путем формирования региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, а также современных социально-экономических достижений и перспектив устойчивого развития Югры, патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризация исторического наследия.

Задачи: привлечение интереса школьников к историческому и культурному наследию многонационального народа автономного округа;

формирование образованного, интеллектуально и творчески развитого подрастающего поколения;

воспитание у учащихся чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее Югры.

Тип: занятие-исследование

Оборудование: презентация Power point, карты

Ход занятия

1. Приветствие

Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами займемся исследованием!

2. Введение

Учитель: Что означает для нашего региона цифра «900»?

Как с этой цифрой связана «Повесть временных лет» и что это за повесть такая?

ответы учащихся

Историческая справка: Повесть временных лет – это летописный свод начала 12в., легший в основу общерусского летописания. Древнейшие тексты Повести временных лет дошли в списках Лаврентьевской летописи 1377г. и Ипатьевской летописи. Повесть временных лет – важнейший источник для изучения Древней Руси и соседних с ней стран и народов.

3. Основная часть

Ученик: Первое датированное упоминание Югры в русском летописании относится к Повести временных лет и связано с сообщением новгородского боярина Гюряты Роговича о походе своего дружинника (отрока) в Печору к людям, которые дают дань Новгороду. Оттуда отрок пошел «в землю Югорскую. Югра же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах». Жители Югры рассказали ему, что еще севернее, где высокие горы граничат с морем, живут заключенные в горы люди. Согласно заключению ФГБУН «Институт российской истории Российской академии наук», основанному на общепринятом мнении специалистов по русскому летописанию, запись с упоминанием Югры была сделана в 1118 году в одной из ранних редакций Повести временных лет.

Таким образом, первое упоминание Югры в Лаврентьевской летописи соседствует с памятником древнерусской литературы «Поучением Владимира Мономаха». С него начинается этическая традиция в русской литературе, развиваются идеи прекращения княжеских усобиц, высокого нравственного и общественного долга правителя.

Ученик: В статье от 1114г. Есть рассказ о том, что в этом году была заложена каменная крепость в Ладоге. Сам летописец сообщал, что ладожане поведали ему, что «здесь, когда бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие и крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые выплескивает вода». Когда я дивился этому, они сказали мне: «Это неудивительно; живы еще многие старые, которые ходили за Югру и за Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из нее выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле».

Историческая справка: Самоядь – старое русское название северных самодийских народов. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096. Самоеды – старое русское название саамов и др. народов севера России и Сибири.

Учитель: Кто информирует летописца о белках и оленятах? (ладожане)

А именно Ладога находилась на торговых путях, связывавших Скандинавию, Новгород и Зауралье и была связана с новгородцами и викингами в освоении северо-востока и проникновения в Приобье.

Учитель: А каким образом мы узнаем обо всех этих исторических фактах? Как эти исторические факты попадают к нам?

Ученики: Историки и археологи занимаются исследованиями.

Ученик: На территории нашего округа действует проект под названием «Многовековая Югра». С 30.06.18 по 31.07.18 проходили полевые археологические исследования объекта культурного наследия городища Шеркалы.

Шеркалы – это одно из древнейших поселений Западной Сибири. Памятник городище Шеркалы в составе Шеркалинского археологического комплекса впервые был осмотрен академиком Г.-Ф. Миллером в 1740г., а исследован только в 20в.

Учитель: Как вы думаете, с какой целью проводится это археологическое исследование?

Ученики: Чтобы получить новые артефакты, исторические сведения и источники, которые помогут найти информацию о средневековой Югре, ее торговых и военно-политических связях.

Учитель: А как вы думаете, откуда родом археологи и историки, которые участвуют в проекте «Многовековая Югра»?

Ученики: Они родом из нашего округа.

Учитель: Верно. Участие в раскопках и исследованиях принимают более 50 человек. Это студенты Сургутского государственного университета, которые обучаются по специальностям: «История», «Музеология». А также научные сотрудники СурГу, зоологи и геодезисты.

4. Заключение

Учитель: Можно ли считать верными/правильными следующие утверждения?

– первое упоминание Югры в русском летописании может быть датировано

1118;

– первое датированное упоминание Югры в русском летописании бесспорно связано с выдающимся деятелем Древней Руси – князем Владимиром Мономахом и с его эпохой.

Ответы учащихся.

Учитель (подводит итог ответов): Согласно резолютивной части заключения ФГБУН «Институт российской истории Российской академии наук», можно достоверно констатировать эти утверждения.

Учитель: Наше занятие подходит к концу и необходимо выяснить, кто из вас был самым внимательным и запомнил информацию о нашем крае.

Викторина «Югре 900!»

1. «Повесть временных лет» – это

а) летописный свод начала 12в.

б) пергамент с рассказом

в) устные предания

2. Впервые о Югре упоминается в

а) Слове о полку Игореве

б) Повести временных лет

в) сказках А.С. Пушкина

3. Самоядь – это

а) старое русское название народов запада России и Сибири

б) старое русское название народов севера России и Сибири

в) старое русское название народов востока России и Сибири

4. Кто такие ладожане?

а) жители Ладони

б) жители Ладожи

в) жители Ладоги

5. Как называется проект, который действует на территории нашего округа?

а) Многовековая Югра

б) Югра 900

в) Югра историческая

6. На территории какого объекта культурного наследия происходили полевые археологические исследования с 30.06.18 по 31.07.18.

а) Пыть-Ях

б) Щедринск

в) Шеркалы

7. Кто занимается исследованием исторических фактов, о которых мы читаем?

а) историки и детективы

б) археологи и врачи-криминалисты

в) историки и археологи

8. Первое датированное упоминание Югры в русском летописании относится к Повести временных лет и связано с сообщением новгородского боярина Гюряты Роговича о походе своего дружинника (отрока) в Печору к людям, которые дают дань Новгороду

а) Евпатия Коловрата

б) Гюряты Роговича

в) Алеши Поповича

9. С каким выдающимся деятелем Древней Руси связано первое датированное упоминание Югры в русском летописании?

а) с князем Владимиром Мономахом

б) с Ильей Муромцем

в) с князем Игорем

10. Первое упоминание Югры в русском летописании может быть датировано

а) 1128

б) 1118

в) 1018

5. Подведение итогов.

Учитель: Самые внимательные получают дипломы и призы!

Спасибо за урок!


 

Ответы викторины:

1. а) летописный свод начала 12в.

2. б) Повести временных лет

3. б) старое русское название народов севера России и Сибири

4. в) жители Ладоги

5. а) Многовековая Югра

6. в) Шеркалы

7. в) историки и археологи

8. б) Гюряты Роговича

9. а) с князем Владимиром Мономахом

10. б) 1118

Воспитательное мероприятие

«Государственная символика родного края»

Цели:

- воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою малую родину;

- интеллектуальное развитие учащихся посредством изучения символов малой родины;

- расширение знаний о малой родине;

- развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народов Севера;

- развитие творческих способностей;

- профилактика национализма.

Форма проведения: групповая

Оборудование:

- мультимедиа;

(Звучит песня «Я- гражданин России»)

Ведущий. – Добрый день, ребята! Что вы почувствовали, когда слушали песню? (гордость, и т. д.)Мы все с вами граждане одной самой могучей, самой красивой, самой большой самой родной страны- России. Нам посчастливилось родиться в этой замечательной стране. Россия- наша Родина и мы обязаны её любить и беречь. Но ещё дороже и ближе нашему сердцу- наша малая Родина .

-Что мы называем малой  родиной?(край, в котором родились). Как называется наш край? (ХМАО-ЮГРА)Посмотрите какую площадь занимает наш край . Наш округ – это огромная территория. Он расположен на Западно-Сибирской низменности. На просторах Югры могло бы разместиться любое европейское государство, кроме Франции.

 А какие города входят в состав Югры? (работа по карте)

-Почему его называют Ханты- Мансийский АО?

- А 10 декабря 2015 года  исполняется 85 лет Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.  Ребята, многие из вас родились в нашем округе, все вы здесь учитесь, надеемся – будете здесь работать. И все мы гордимся, что живём  в этом крае богатом не только природными ресурсами, но и замечательными людьми.  Наша  Югорская земля сурова  и необычайно привлекательна.

     «Государственная символика родного края» - так называется наше занятие. О чём мы будем говорить?  Речь пойдет о нашей малой родине – Югре:  о природных богатствах, символах. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете  много нового, интересного и полезного.

     Что является символами государства?

Символами любого государственного образования являются  флаг, герб  и гимн. И у нашего округа тоже есть свои символы. Сейчас мы с вами о них поговорим.

 -Что с обычно изображают на гербах ? (То, чем гордится город, округ, что считает своим символом ) -Перед вами гербы разных городов.

Что в них общего? (цвет, фигуры)

-Правильно, это гербы городов ХМАО, поэтому мы и видим сходство .

-Какой герб- нашего округа? (в центре)

-Давйте посмотрим, что же на нём изображено? И почему именно это взято в основу герба?

 Герб  ХМАО – Югры

Представляет собой эмблему, расположенную на двух щитах, вписанных один в другой. Герб венчает  корона, выполненная в стиле национального орнамента.  С боковых сторон щит обрамлён  ветками кедра, соединенными внизу. Эмблема герба – фигура, основанная на стилизации орнамента «двухголовая  птица».  Еще  центральная  фигура композиции  может быть прочитана  как стилизованное изображение человека.  Цвета герба: синий – цвет озёр и рек, олицетворение красоты, ясности и величия; зеленый – цвет вечнозеленой тайги, олицетворение изобилия и свободы; золотой – символ богатства, силы, постоянства; белый – символ  чистоты.  Красный цвет в основе герба традиционен для российской геральдики – это символ мужества и воли.

-Где можно увидеть герб нашего округа?

-А теперь попробуем самостоятельно собрать из частей герб ЮГРЫ.

Поговорим о флаге. Что представляет собой флаг ?(прямоугольное полотнище)

-Посмотрите на флаги. Что общего? Как считаете, почему? Где флаг нашего округа?

Флаг ХМАО – Югры

Представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы: верхняя – сине-голубая, нижняя – зеленая. Полотнище завешено по вертикали  прямоугольной полосой белого цвета. В левой  верхней части  полотна расположен национальный орнамент белого цвета.  Цвета  флага – сине-голубой -  соответствует небу, воздуху – это символ красоты, величия, чести и добродетели;  зеленый  - трава, растительность – олицетворение надежды, изобилия, свободы. Белый цвет флага и орнамента -  олицетворение чистоты, свободы, независимости.

- В чём схожесть флага округа с гербом?

(Практическое задание- соберите из частей флаг и герб округа)

-Вы знаете что такое гимн? (хвалебная песня).

-Послушайте внимательно гимн округа и скажите, чем же гордится наш округ? Что восхваляется в песне?

 

 Текст

Наш округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!

Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя!

Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Югра - ты прекрасный наш дом,
Здесь ценят всегда человека,
И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!

Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Ведущий.

Каждый регион в стране имеет свои особенности. И наш округ отличается  своеобразной природой: у нас много заповедных мест, в округе работают люди различных профессий, много учебных заведений, растут современные города.

Подведём итоги работы:

Ответьте на вопросы:

Наш округ с 60-х годов 20 века активно развивается. Выросли новые города. Назовите хотя бы 5:_________________________________________________

Наш округ богат:___________________________________________________

В 2015 году наш округ отмечает __________________летие.

Столица нашего округа – город _________________

Что обозначает синий цвет на гербе?

Что обозначает зелёный цвет ?

Ветки какого хвойного дерева окружают герб округа?

Что обозначает золотой цвет?   Белый?

Молодцы, вы отлично поработали ! Многое вспомнили, но и много узнали нового!

Тематическое занятие «Моя Югра»

Цели:    

- сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;

- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Задачи:

1.Углублять и расширять знания детей о богатствах, которые имеются в нашем округе и о людях нашего города.

2. Дать понятие о значимости в жизни человека места, которое он называет своей малой Родиной.

3. Расширять и обогащать активный словарь детей.

4.Воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину, желание беречь эту красоту и обогащать ее своими добрыми делами.

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуй, край

Мансийский милый

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой!

Ребята знаете ли Вы, что в 2018 году Югра отмечает 900 лет со времени своего первого упоминания в русских исторических летописях. Запись о Югре была сделана в одну из ранних редакций «Повести временных лет» (дошедшей до нас по Лаврентьевскому списку – древнейшему из датированных летописных документов России) в 1118 году летописцем из окружения князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.

2 слайд.  Ребята посмотрите на летопись, давайте с вами прочитаем перевод

Перевод записи о Югре на современный русский язык:

Теперь же я хочу рассказать, о чем слышал 4 года тому назад от Гюряты Роговича новгородца, который поведал так: «Послал я отрока своего в Печору, к людям, дающим дань Новгороду. И, когда пришел отрок мой к ним, то от них пошел он в землю Югорскую. Югра же это люди, говорящие на непонятном языке, и соседят они с Самоядью в северных краях». Югра же сказала отроку моему: «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идет этому уже третий год; есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа; и если кто даст им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не доходим до них никогда; этот путь идет и дальше на север».

Ведущий: О чем говорится в данном отрывке? Как автор описывает природу? Есть схожесть с нашей природой?

Ведущий: Ребята посмотрите на карту.  ХМАО расположен в центральной части Западно - Сибирской равнины.

 Основную часть территории округа занимает заболоченная тайга с большим количеством рек и озер. По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа.

Как они называются? (Обь и Иртыш).

(слайды рек Оби и Иртыша)

 - Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (Ханты и Манси.)

(слайды фотографий коренных жителей нашего округа)        

 ХМАО играет большую роль в жизни нашей общей родины – России.

 - Скажите, а чем богат наш округ? (ответы детей.) Правильно.

(слайды фотографий природных ресурсов ХМАО)

 Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы.

 На протяжении веков основным занятием хантов и манси были охотничий и рыбный промыслы.

(слайды фотографий охотников и рыболовов)

 У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Каждый народ сочиняет свои сказки, стихи, пословицы, поговорки, приметы.

 Мы с вами тоже знаем пословицы и поговорки народов севера. (Дети рассказывают пословицы и поговорки.)

Ведущий: Ребята посмотрите пожалуйста небольшой отрывок из фильма про природу нашей малой Родины, на этих кадрах запечатлена Нефтеюганская окрестность. (Просмотр фильма).

Ведущий: Что такое Югра?

Югра -это древнерусское название Югорской земли, то есть это часть территории Северного Урала и часть побережья Северного Ледовитого океана.

Ведущий: Ребята а знаете ли Вы богатства Югры, давайте вместе их назовем (слайды  с фотографиями)

  1. Самые большие разведанные запасы нефти в России (1 место по добыче нефти, 60% всей добычи в России).
  2. Самые большие рыбные запасы в России (муксун, стерлядь, осётр – лучшие породы рыб).
  3. Самый большой в Евразии мост через реку Обь  (г. Сургут) – 3200 м.
  4. Самая большая в Евразии Сургутская ГРЕС (тепловая электростанция, работает на мазуте и сырой нефти).
  5. Самый большой в России Центр лыжного спорта (биатлон, триатлон, лыжные гонки) в г. Ханты-Мансийске.
  6. Самый первый в России Центр искусств для одарённых детей Севера.
  7. Самый большой музей археологии «Человек и природа»
  8. Самая большая в Сибири мечеть в городе Сургуте.

Ведущий: Давайте, ребята, проведем небольшой конкурс. Что вы еще знаете о Югре?

  1. Конкурс  «Назови лишнее»

- Какое дерево не растёт в ХМАО? (осина, ель, пальма, берёза)

- Какая река течёт по территории ХМАО? (Лена, Кама, Волга, Обь)

- Какое животное не обитает на территории ХМАО? (Лиса, лев, волк, лось)

- Как называются леса ХМАО? (Тайга, тундра, степь, пустыня)

-Назовите, чем не занимаются жители ХМАО в настоящее время (добыча нефти и газа,  строительство, земледелие, охота и рыбалка).

Ведущий: Ребята что нового Вы узнали сегодня?

Закончить сегодняшнее мероприятия я хочу строками.

Я горжусь тобой, Россия! Я горжусь тобой, Югра!

Ты по своему красива, северянам дорога

Ты не Питер и не Сочи, не Уфа и не Москва

Мы к тебе привыкли очень, наша малая страна.

http://tage.myopenugra.ru/sites/default/files/85_stranica.jpghttp://tage.myopenugra.ru/sites/default/files/85_stranica.jpghttp://tage.myopenugra.ru/sites/default/files/titul.jpghttp://tage.myopenugra.ru/sites/default/files/titul.jpghttp://tage.myopenugra.ru/sites/default/files/titul.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

"Друзья Мойдодыра" - сценарий классного часа + презентация по здоровью

                                              Цели:    ...

Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"

Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...

Сценарий классного часа "Мы под космосом мыслим вечность..".

Конспект классного часа с использованием стихов,  сочиненных моими учениками....

Сценарий классного часа "Александр Невский - лицо России"

Данный материал может быть использован на классных часах о героическом прошлом нашей Родины....

Сценарий классного часа и презентация "Из истории олимпийских игр"

В даннйх материалах представлены конспект и презентация внеклассного занятия (праздника), посвященного олимпиадам....

Сценарий классного часа, посвящённого Дню защитника Отечества, в 1 классе "В этот день пройдёт парад" (классный строевой смотр)

Внеклассное мероприятие направлено на формирование положительного отношения к Вооруженным силам, дисциплинированной, аккуратной личности, на воспитание чувства любви и гордости за Родину....