Программа внеурочной деятельности "Мой родной край"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Предлагается программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Мой родной край". Личностным результатом освоения данной программы будет гражданская идентичность в форме сознания Я как гражданина своей школы, города, Кемеровской области, чувства сопричастности и гордостиза свою Родину, народ и историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_moy_rodnoy_kray.docx56.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»

Утверждаю:                                                                              

Директор                                                                                  

М.М. Ядыкин   __________                                                    

«30 »  августа 2018 г.

Приказ № 115

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №  1

 Руководитель: Р.А. Минеева

« 24 » августа 2018 г.

Программа   рекомендована

педагогическим советом   школы

Протокол №1

от « 27 »  августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности  

по духовно-нравственному развитию

«Мой родной край»

1-4 классы      

Рабочую программу составила:        Р.А. Минеева,

                                                                    учитель начальных классов

г. Новокузнецкий муниципальный округ, 2018 г.  

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование у обучающихся следующих умений:

  • сформированная внутренняя позиция школьника;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;
  • самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;
  • уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровье сберегающего  поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Кемеровской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметными результатами освоения курса внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • уметь высказывать своё предположение (версию);
  • уметь работать по предложенному учителем плану;
  • уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, строить рассуждения на заданную тему;
  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: моделировать ситуации

и составлять их словесное описание;

  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность событий в заданных ситуациях;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

II. Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс (33 часа)

Введение в предмет (2 ч)

Аудиторные – 2

Что изучает наука история. История возникновения Кузнецка.

Конкурс рисунков на тему «История»

Наша школа (7 ч)

Аудиторные – 6

История возникновения школы. Школьные классы. Конкурс рисунков о школе. Проект «Наша школа – дом родной»

Внеаудиторные  - 1

Экскурсия по школе.

В какие игры играют дети нашей школы (5 ч)

Аудиторные – 1

Что такое игра. Для чего нужны игры.

Внеаудиторные - 4

В какие игры играли родители. В какие игры играют дети в нашей школе. Народные игры Кузбасса.  

Улицы нашего города (7 ч)

Аудиторные – 2

Улицы Кузнецкого района. Известные улицы Новокузнецка.

Внеаудиторные - 5

Улица Обнорского. Виктор Обнорский. Улица Ленина. Советская площадь.

 Обычаи и традиции  Новокузнецка (4 ч)

Аудиторные –  1

Что такое обычаи и традиции?

Внеаудиторные - 3

 Коренное население Кузбасса. Обычаи коренного населения Кузбасса. Традиции и обычаи жителей Новокузнецка.

Музеи  города Новокузнецка (6 ч)

Аудиторные – 2

Зачем нужны музеи?  Какие бывают музеи?  

Внеаудиторные - 4  

Краеведческий музей. Музей изобразительного искусства. Геологический музей.

Подведение итогов работы за год (2 ч)

Аудиторные  - 2

Творческая работа «Фотоколлаж «Наш город»

2 класс (34 часа)

История моей страны начинается с меня (1 ч)

Аудиторные – 1

Кто такой гражданин. Я - гражданин страны, города.

Известные люди, учившиеся в моей школе (5 ч)

Аудиторные – 1

Каких людей можно считать известными?

Внеаудиторные - 4

Заслуженные учителя  школы. Выпускники школы. Известные выпускники школы. Герой России – Сергей Евгеньевич Цветков.

Исторические места Новокузнецка (8 ч)

Аудиторные – 3

Театры и кинотеатры Новокузнецка.  По историческим местам Новокузнецка.

Внеаудиторные - 5

Музей Ф.М.Достоевского. Театральная площадь. Кузнецкая крепость. Площадь Побед.

Герои Великой Отечественной войны, жители Новокузнецка (7 ч)

Аудиторные – 3

Непобедимая и легендарная армия страны. В тылу, как на фронте. Заводы Новокузнецка фронту.

Внеаудиторные - 4

 Бульвар Героев. Родственники – участники ВОВ. Герои Великой Отечественной войны – жители Новокузнецка.

Памятники Новокузнецка (8 ч)

Аудиторные – 1

Кому и за что ставят памятники?  Известные памятники Новокузнецка.

Внеаудиторные -  7

Памятник «Учитель и ученик». Памятник воинам-афганцам «Чёрный тюльпан».  Памятник Александру Суворову.

Поэты и писатели Новокузнецка (3 ч)

Аудиторные - 3

 Кузбасские литераторы. Творчество кузбасских литераторов – детям. Книжка-малышка с произведениями кузбасских авторов.  

Подведение итогов работы за год (2 ч)

Аудиторные - 2

КВН «Мы – жители Кузбасса». Ролевая игра «Поиграем в волшебников»  

3 класс (34 часа)

Природа моего края (1 ч)

Аудиторные - 1

Климат. Природа Кузбасса.

Растительный мир степной зоны (5 ч)

Аудиторные – 5

Степь. Степи Кемеровской области. Растения степи. Культурные и дикие растения степной зоны Кузбасса.  

Животный мир степной зоны (4 ч)

Аудиторные - 1

Как растительный  мир степи влияет на его живых обитателей.

Внеаудиторные – 3

Экскурсия в краеведческий музей. Птицы нашей местности.

Растительный мир тайги (5 ч)

Аудиторные – 2

Тайга. Растения тайги.

Внеаудиторные - 3

Зеленая аптека  тайги.

Животный мир тайги (6 ч)

Аудиторные – 1

Почему в тайге так много животных.  

Внеаудиторные - 5

Животный мир Кузбасса. Экологическая акция «Охота и браконьерство».

Акция «Помоги птицам зимой»

Растительный мир гор и предгорий (5 ч)

Аудиторные – 1

Горы и предгорья. Геологи.  

Внеаудиторные - 4

Адаптация растений к скудным почвам гор. Растения гор и предгорий. Кроссворды о  растениях.

Животный мир гор и предгорий (5 ч)

Аудиторные –2

Животные  гор.  Приспособляемость животных.

Внеаудиторные - 3

 Животные – верхолазы.

Заповедные места Кемеровской области (2 ч)

Аудиторные - 2

Заповедник. Заповедники  Кемеровской области. Томская Писаница – гордость  Кузбасса.

Творческий отчет (1 ч)

Аудиторные - 1

Охрана природы. Праздник «Сохраним природу – значит, сохраним Родину»

4 класс (34 часа)

Вводное занятие (1 ч)  

Аудиторные – 1

Известные предприятия Новокузнецка.

ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» (3ч)

Аудиторные – 1

Где плавят металл?  

Внеаудиторные – 2

Роль комбината в жизни города. КМК в годы войны.

ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» (3 ч)

Аудиторные –1

Самый крупный завод Новокузнецка.

Внеаудиторные - 2

Роль комбината в развитии Новокузнецка.

Профессии на ЗСМК.

ОАО «Кузнецкие ферросплавы» (3 ч)

Аудиторные - 1

Что такое ферросплав?

Внеаудиторные – 2

 Профессии и продукция ферросплавного завода.

ОАО РУСАЛ  «Новокузнецкий алюминиевый завод» (3 ч)

Аудиторные – 1

Цветные металлы.   Роль цветных металлов для научно-технического прогресса.

Внеаудиторные – 2

Откуда берется алюминий. Профессии работников ОАО РУСАЛ.

ОАО «Органика» (2 ч)

Аудиторные - 1

Что выпускают на заводе «Органика»?

Внеаудиторные -1

Экскурсия в аптеку.  Какие лекарства  завода «Органика» есть в аптеках города?

ОАО «Завод «Универсал» (2 ч)

Аудиторные – 2

Продукция завода «Универсал». Профессии работников завода.

АО «НЗРМК» имени Н.Е.Крюкова» (2 ч)

Аудиторные – 2

Что выпускают на заводе резервуарных металлоконструкций.  Родители – работники предприятий Новокузнецка.

Предприятия пищевой промышленности (3 ч)

Аудиторные – 1

Полезные и вредные продукты. Значение хлеба в жизни людей.

Внеаудиторные - 2

Экскурсия  на предприятие пищевой промышленности.

Где добывают уголь…(3 ч)

Аудиторные  - 3

Уголь – главное богатство Кузбасса. Способы добычи угля. Профессия – шахтер.  

Шахтеры - гордость Кузбасса.

Театры Новокузнецка (5 ч)

Аудиторные - 1

Какие бывают театры?  

Внеаудиторные – 4

Кукольный театр «Сказ». Драматический театр.

Спортивные сооружения (3 ч)

Аудиторные - 2

Какие виды спорта развиты в Новокузнецке? Шерегеш – сибирская Швейцария.

Внеаудиторные – 1

Хоккей  в Новокузнецке.  

Творческий отчет (1 ч)

Аудиторные – 1

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус».

III. Тематическое  планирование

1 класс

№ п\п

Раздел программы. Тема.

Всего часов

Кол-во часов

Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

теория

практика

I.

Введение в предмет

2

1

1

1.1

Что изучает наука история

1

0

беседа

познавательная деятельность

1.2

Конкурс рисунков на тему «История»

0

1

выставка

художественное творчество

II.

Наша школа

7

2

5

2.1

История возникновения школы

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

2.2

Экскурсия по школе

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

2.3

Школьные классы – зачем они нужны

1

0

дискуссия

познавательная деятельность

2.4

Конкурс рисунков о школе

0

1

конкурс

художественное творчество

2.5

Наша школа

0

1

устный журнал

познавательная деятельность

2.6

Наша школа – дом родной

0

2

проект

проектная деятельность

III.

В какие игры играют дети нашей школы

5

1

4

3.1

Зачем играют дети

1

0

беседа-размышление

проблемно – ценностное общение

3.2

Игры детей нашей школы

0

2

проект

игровая деятельность

3.3

Игровой калейдоскоп. Народные игры Кузбасса

0

2

игра

спортивно-оздоровительная деятельность

игровая деятельность

IV.

Улицы нашего города

7

2

5

4.1

Улицы Кузнецкого района

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

4.2

Почему улица Обнорского так названа?

0

1

исследование

познавательная деятельность

краеведческая деятельность

4.3

 Центральная улица Кузнецкого района

0

1

экскурсия

Познавательная

деятельность

4.4

Советская площадь

0

1

экскурсия

краеведческая деятельность

4.5

Известные улицы Новокузнецка

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

4.6

Улицы нашего города

0

2

проект

проектная деятельность

V.

Обычаи и традиции  Новокузнецка

4

1

3

Игровая деятельность

5.1

Что такое обычаи и традиции

1

0

дискуссия

проблемно-ценностное общение

5.2

Обычаи коренного населения Кузбасса

0

1

исследование

познавательная деятельность

краеведческая деятельность

5.3

Традиции и обычаи жителей Новокузнецка

0

2

праздник

досугово-развлекательная деятельность

VI.

Музеи города Новокузнецка

6

2

4

познавательная деятельность

6.1

Зачем нужны музеи?

1

0

беседа-размышление

проблемно-ценностное общение

6.2

Экскурсия в краеведческий музей

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

краеведческая деятельность

6.3

Какие бывают музеи?

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

6.4

Экскурсия в  музей изобразительного искусства

0

2

экскурсия

досугово – развлекательная деятельность

6.5

Экскурсия в геологический музей

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

VII.

Подведение итогов работы за год

2

0

2

7.1

Фотоколлаж «Наш город»

0

2

творческая работа

художественное творчество

Всего часов:

33

9

24

2 класс

№ п\п

Темы

Всего часов

Количество часов

Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

теория

практика

I.

Вводное занятие  

1

1

0

1.1

История моей страны начинается с меня

1

0

беседа

проблемно-ценностное общение

II.

Известные люди, учившиеся в моей школе

5

1

4

2.1

Каких людей можно считать известными?

1

0

дискуссия

проблемно-ценностное общение

2.2

Заслуженные учителя моей школы

0

1

исследование

познавательная деятельность

2.3

Люди, прославившие нашу школу

0

3

проект

проектная деятельность

III.

Исторические места Новокузнецка

8

1

7

3.1

Театры и кинотеатры Новокузнецка

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

3.2

Экскурсия на театральную площадь

0

2

экскурсия

познавательная деятельность

3.3

Экскурсия в музей-заповедник «Кузнецкая крепость»

0

3

экскурсия

краеведческая деятельность

познавательная деятельность

3.4

По историческим местам Новокузнецка

0

2

выставка

художественное творчество

IV.

Герои Великой Отечественной войны, жители Новокузнецка

7

0

7

4.1

Непобедимая и легендарная

0

1

встреча

проблемно- ценностное общение

4.2

Экскурсия на бульвар Героев

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

4.3

Мои родственники – участники ВОВ

0

2

проект

проектная деятельность

4.4

В тылу, как на фронте

0

2

исследование

познавательная деятельность

4.5

Герои Великой Отечественной Войны – жители Новокузнецка

0

1

устный журнал

краеведческая деятельность

V.

Памятники Новокузнецка

8

1

7

краеведческая деятельность

5.1

Известные памятники Новокузнецка

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

5.2

Экскурсия к памятнику «Учитель и ученик»

0

1

экскурсия

краеведческая деятельность

5.3

Экскурсия к памятнику воинам-афганцам  «Черный тюльпан»

0

2

экскурсия

краеведческая деятельность

5.4

Экскурсия к памятнику Александру Суворову и Владимиру Маяковскому

0

2

экскурсия

краеведческая деятельность

познавательная деятельность

5.5

Исторические памятники Новокузнецка

0

2

проект

проектная деятельность

VI.

Поэты и писатели Новокузнецка

3

0

3

6.1

Творчество кузбасских литераторов – детям

0

1

встреча

познавательная деятельность

6.2

Изготовление книжки-малышки  с произведениями кузбасских авторов

0

2

творческая работа

краеведческая деятельность

трудовая деятельность

VII.

Подведение итогов работы за год

2

0

2

7.1

Мы – жители Кузбасса

0

1

КВН

досугово – развлекательная деятельность

7.2

Поиграем в волшебников

0

1

ролевая игра

игровая деятельность

Всего часов

34

4

30

3 класс

№ п\п

Темы

Всего часов

теория

практика

Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

I.

Вводное занятие

1

1

 0

1.1

Природа моего края

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

II.

Растительный мир степной зоны

5

1

4

2.1

Что такое степь

1

0

беседа

познавательная деятельность

2.2

Заочное путешествие по степям Кемеровской области

0

1

виртуальное путешествие

познавательная деятельность

2.3

Растения степей Кемеровской области

0

2

исследование

краеведческая деятельность

2.4

Культурные и дикие растения степной зоны Кузбасса

0

1

проект

проектная деятельность

III.

Животный мир степной зоны

4

1

3

3.1

Как растительный  мир степи влияет на его живых обитателей

1

0

дискуссия

познавательная деятельность

3.2

Экскурсия в краеведческий музей

0

2

экскурсия

краеведческая деятельность

3.3

Птицы нашей местности

0

1

фотовыставка

художественное творчество

IV.

Растительный мир тайги

5

0

5

4.1

Что такое тайга

0

1

КВН

познавательная деятельность

4.2

Заочное путешествие в тайгу  

0

1

виртуальное

путешествие

познавательная деятельность

4.3

Растения тайги

0

2

поисковая работа

краеведческая деятельность

4.4

Зеленая аптека  тайги

0

1

устный журнал

познавательная деятельность

V.

Животный мир тайги

6

1

5

5.1

Почему в тайге так много животных?

1

0

дискуссия

проблемно-ценностное общение

5.2

Животный мир Кузбасса

0

3

проект

краеведческая деятельность

5.3

Охота или браконьерство

0

1

экологическая

акция

социальное творчество

5.4

Помоги птицам зимой

0

1

акция

трудовая деятельность

VI.

Растительный мир гор и предгорий

5

1

4

6.1

Что такое горы и предгорья

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

6.2

Мы – геологи

0

1

ролевая игра

игровая деятельность

6.3

Как адаптировались растения к скудным почвам гор

0

1

поисковая работа

познавательная деятельность

6.4

Кроссворды о  растениях

0

1

творческая работа

краеведческая деятельность

художественное творчество

6.5

Растения гор и предгорий

0

1

устный журнал

познавательная деятельность

VII.

Животный мир гор и предгорий

5

1

4

7.1

Какие животные живут в горах

1

0

турнир

краеведческая деятельность

7.2

Что ты знаешь о них?

0

1

круглый стол

проблемно-ценностное общение

7.3

Приспособляемость животных

0

2

исследование

познавательная деятельность

7.4

Животные – верхолазы

0

1

викторина

познавательная деятельность

VIII.

Заповедные места Кемеровской области

2

1

1

8.1

Какие заповедники есть в Кемеровской области

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

8.2

Томская Писаница – гордость  Кузбасса

0

1

виртуальная экскурсия

краеведческая деятельность

IX.

Творческий отчет

1

 0

1

9.1

Сохраним природу – значит, сохраним Родину

0

1

праздник

досугово-развлекательная деятельность

Всего часов:

34

7

27

4 класс

№ п\п

Темы

всего часов

теория

практика

Формы внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

I.

Вводное занятие  

1

1

0

1.1

Известные предприятия Новокузнецка

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

II.

ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат»

3

1

2

2.1

Где плавят металл?

1

0

беседа

познавательная деятельность

2.2

Роль комбината в жизни города

0

1

поисковая работа

краеведческая деятельность

2.3

КМК в годы войны

0

1

устный журнал

краеведческая деятельность

III.

ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК»

3

0

3

3.1

Самый крупный завод Новокузнецка

0

1

встреча

проблемно-ценностное общение

3.2

Профессии на ЗСМК и роль комбината в развитии Новокузнецка

0

2

поисковая работа

познавательная деятельность

IV.

ОАО «Органика»

2

0

2

4.1

Что выпускают на заводе «Органика?

0

1

встреча

познавательная деятельность

проблемно-ценностное общение

4.2

Какие лекарства нашего завода есть в аптеках города

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

V.

ОАО «Кузнецкие ферросплавы»

3

1

2

5.1

Что такое ферросплав?

1

0

беседа

познавательная деятельность

5.2

Профессии и продукция ферросплавного завода

0

2

поисковая работа

познавательная деятельность

VI.

ОАО РУСАЛ  «Новокузнецкий алюминиевый завод»

3

1

2

6.1

Цветные металлы – их значение для научно-технического прогресса

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

6.2

Алюминий в моем доме

0

2

поисковая работа

познавательная деятельность

VII.

ОАО «Завод «Универсал»

2

1

1

7.1

Продукция завода «Универсал»

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

7.2

Мой завод – моя гордость

0

1

встреча

проблемно-ценностное общение

VIII.

АО «НЗРМК» имени Н.Е.Крюкова

2

0

2

8.1

Что выпускают на заводе резервуарных металлоконструкций

0

1

встреча

познавательная деятельность

8.2

Наши родители – работники предприятий Новокузнецка

0

1

проект

проектная деятельность

IX.

Предприятия пищевой промышленности

3

0

3

9.1

Полезные и вредные продукты

0

1

устный журнал

познавательная деятельность

проблемно-ценностное общение

9.2

Экскурсия  на предприятие пищевой промышленности

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

9.3

Хлеб – всему голова!

0

1

КВН

познавательная деятельность

игровая деятельность

X.

Где добывают уголь…

3

1

2

10.1

Способы добычи угля

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

10.2

Мой папа – шахтер

0

1

встреча

проблемно-ценностное общение

10.3

Шахтеры - гордость Кузбасса

0

1

эссе

познавательная деятельность

XI.

Театры Новокузнецка

5

1

4

11.1

Какие бывают театры?

1

0

беседа

познавательная деятельность

11.2

Кукольный театр «Сказ»

0

1

экскурсия

познавательная деятельность

11.3

Новокузнецкий драмтеатр

0

2

экскурсия

познавательная деятельность

11.4

Фотоколлаж по результатам походов в театр

0

1

творческая мастерская

художественное творчество

XII.

Спортивные сооружения

3

1

2

Познавательная деятельность

Краеведческая деятельность

12.1

Какие виды спорта развиты в Новокузнецке

1

0

видеообзор

познавательная деятельность

12.2

Хоккей  в Новокузнецке

0

1

проект

проектная деятельность

12.3

Шерегеш – сибирская Швейцария

0

1

виртуальное путешествие

познавательная деятельность

XIII.

Творческий отчет

1

0

1

13.1

Все работы хороши – выбирай на вкус

0

1

праздник

Игровая деятельность

Всего часов:

34

8

26

IV. Учебно-методическое обеспечение курса

 Литература

Для учителя:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2010.
  2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия [Текст]/ А.Г.Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. - 119с.
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11 – С. 68-71
  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:  методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с.
  5. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. - №3 – С. 9-12
  6. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст] / Р.Г. Чуракова.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- 240 с.

Дополнительная литература

  1. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения [Текст]/ Т.Б. Кропочева. - Новокузнецк, 1997. - 52с.
  2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения [Текст]: методическое пособие/ Т.Б.Кропочева. - Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999. - 42с.
  3. Кропочева, Т.Б. Родной край [Текст] / Т.Б.Кропочева. – Новокузнецк, 2006. - 126с.
  4. Павлина, Т.М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества [Текст]/ Т.М.Павлина // Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70 –летию Кемеровского областного краеведческого музея.- Кемерово, 1999.- С. 123-126.

Для учащихся:

  1. Кропочева, Т.Б. Родной край[Текст]: учебное пособие для учащихся начальных классов / Т.Б.Кропочева. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.
  2. Рыжков, М.И. Земля героев [Текст] / М.И. Рыжков, М.Г. Щербаков. – Кемеровское книжное издательство,1978. – 286 с.

Технические средства обучения

1.Компьютер

2.Интерактивная доска

 Экранно-звуковые пособия

Обучающие диски

  • Народы России
  • Животный и растительный мир России
  • Реки и озера Кемеровской области

Электронные ресурсы

http://www.kuz-alatau.ru        Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»

http://www.gukmztp.ru/index2.html  Музей-заповедник «Томская Писаница»

 Оборудование класса

Карты

  • Физическая карта Кемеровской области
  • Природные зоны Кемеровской области
  • Полезные ископаемые Кемеровской области

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной..."

Данная программа направлена на  изучение  младшим школьником особенностей природы Краснодарского края. Они узнают об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"  для 1 класса.Программа направлена на формирование обществоведческих представлений младших школьников....

Программа по внеурочной деятельности «Родной край»

Изучение курса «Родной край» в 1-2 классах направлено на достижение следующих целей: – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"

Программа внеурочной деятельности "Мой край родной"...