Программа "Здравствуй, музей!"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Перепелкина Юлия Викторовна

Программа совместных занятий с музеями города

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdravstvuy_muzey_1-4klassy.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!»

Пояснительная записка.

      Искусство является уникальным инструментом образования, поскольку совершенствует человека, расширяя его представления о собственных возможностях, формирует картину окружающего мира. Так именно на пересечении визуальной культуры и традиционных форм художественного образования у учащихся формируется представление о современном культурном пространстве, в котором совмещаются моральный, социальный, политический и культурный опыт.

       Художественное образование должно включать в себя не только информацию о художниках  и обучение художественным приёмам, но и подготовку учеников к жизни через анализ окружающей визуальной среды. Успех  обучения невозможно отделить  от жизни  в реальном мире, а значит, учитель должен связывать обучение с опытом конструирования такого образовательного пространства, в котором ценятся и приветствуются различные идеи и мнения.

        Практика взаимодействия музея и школы находит своё отражение в комплексных программах, которые являются действенным инструментом в  развитии визуальной,  эмоциональной и  общей культуры ребёнка, его мышления, начиная с детского сада. Соответственно, методика приобщения детей  к изобразительному искусству, особенно в начальной школе, должна быть направлена на формирование умения видеть-наблюдать, анализировать, переживать, обобщать, размышлять, сравнивать и фантазировать по поводу увиденного.

           Все эти требования нашли своё воплощение в музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе  многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования. Программа стала моделью взаимодействия  художественных музеев  с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы  эстетического воспитания детей и юношества.

         Период от шести до десяти лет представляется наиболее благоприятным для начала систематической работы в данном направлении, так как этот возраст совмещает в себе  черты, свойственные младшим детям. Дети обладают хорошей зрительной памятью, любознательностью. Их мышление носит конкретно-образный характер, а зрительное восприятие уже  имеет основу для  формирования сложной

системы цветоразличения и пространственного видения.

     Цель курса: создание  научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного

педагога и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащённой художественным опытом и знаниями личности.

1 класс       «Учись смотреть и видеть»

Цель курса:

развитие навыков визуальной грамотности.

     Задачи:

Развитие эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.

Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.

Развитие навыков визуального мышления.

Развитие способности к  эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.

Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и  изобразительном  искусстве.

На решение этих педагогических задач направлены 30 уроков и 3 музейно-педагогических занятия на экспозиции художественного музея по курсу визуальной грамотности «Учись смотреть и видеть».

В процессе педагогической реализации названного курса предполагается  использование  учебно-методического комплекса, который включает в себя учебное пособие, тетрадь для творческих работ и  мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.

Курс «Учись смотреть и видеть» содержит следующие темы:

1.Введение.                                                                1час.

2.Наблюдение действительности.                           3часа.

3.Действительность и фантазия.                              3часа.

4.Прекрасное в обычном.                                         3часа.

5.О чём говорят вещи.                                               3часа.

6.Наблюдение природы.                                           5часов.

7.Мир наших чувств.                                                 5часов.

8.Я и ты.                                                                     4часа.

9.Чему мы научились.                                               3часа.      

Тематическое планирование по курсу «Учись смотреть и видеть»

                  для 1 класса начальной школы.

Номера тем уроков

Название тем уроков

Количество часов

Тема 1.

Введение

1час

     1.

Знакомство с предметом

Тема 2.

Наблюдение действительности

3часа

2-3

События, действия, сюжет.

2часа

4

Детали и обобщения.

1час

Тема3.

Действительность и фантазия.

3часа

5.

Среда и объект.

1час

6-7

Сюжет и впечатление.

2часа

Тема 4.

Прекрасное в обычном.

3часа

8-9

Прекрасное вокруг нас.

2часа

10

Неожиданное впечатление.

1час

Тема 5.

О чём говорят вещи.

3часа

11

Красота обычных предметов

1час

12

Значение предметов.

1час

13

Практическое занятие.

1час

Тема 6.

Наблюдение природы.

5часов

14

Времена года.

1час

15

Состояние природы.

1час

16-17

Экскурсия на природу.

2часа

18

Явления природы.

1час

Тема 7.

Мир наших чувств.

5 часов.

19

Внутренний мир человека.

1час

20

Проявление наших чувств.

1час

21

Мир чувств  глазами художника.

1час

22-23

Практическое занятие. Мир чувств глазами художника.

2часа

Тема 8.

Я и ты.

4часа

24

Взаимоотношения людей.

1час

25

Практическое занятие. Моя семья и мои друзья.

1час

26

Мы и наши любимцы.

1час

27

Практическое занятие. Человек и мир живой природы.

1час

Тема 9.

Чему мы научились.

3часа

28

Экскурсия на природу.

1час

29

Реальный мир и наше восприятие.

1час

30

Повторение пройденного.

1час

3 экскурсии в Музей изобразительного искусства

                                                                                                    Всего

33часа

2 класс      « Введение в музей»

     Курс «Введение в музей» ориентирован на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.

 

Задачи  курса:

-формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребёнка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов.

Задачи:

-развитие способностей образного, ассоциативного мышления(наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии);

-постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребёнка;

-введение в пространство первоначальных знаний ребёнком терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.

Курс содействует формированию:

           -активного познавательного интереса к ценностному потенциалу музея любого типа;

         -внутренней духовной потребности

в постоянном посещении музеев;

         -визуальной культуры;

         -свободной ориентации в музеях различных типов;

          -способности сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования;

         -бережного отношения к музейному предмету как части материальной и духовной культуры;

          -музейной этике.

Данный курс содержит следующие темы:

Тема 1           Что такое музей?                                       6часов.

Тема 2           Что такое коллекция?                                6 часов.

Тема3             Рождение музея.                                       6 часов.

Тема4.            Знаменитые музеи мира.                         7 часов.

Тема5             Как «живут» экспонаты в музее?           6 часов.

Тема 6         . Играем в музей                                         .3 часа.

                Тематическое планирование по курсу «Введение в музей»

                               для 2 класса начальной школы.

№ п/п

                                   Название тем и уроков

Количество часов

                                    Тема 1    Что такое музей?   (6 часов)

1

Смотрю и вижу                  .

1час

2-3

Что такое музей?

2часа

4

Какие бывают музеи?

1час

5-6

Музеи нашего города. Экскурсия в музей.

2 часа

Тема 2. Что такое коллекция?(6 часов)

7

Что такое коллекция?

1час

8

Какие бывают коллекции?

1час

9

Экспонаты коллекции

1час

10-11

Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь?

2часа

12

Экскурсия в музеи города

1 час

Тема 3 .Рождение музея.(6 часов)

13-14

История Государственной Третьяковской галереи.

2часа

15

Музей д*Орсе

1час

16-17

Зритель в музее.

2часа

18

Игровое занятие.

1час

Тема 4. Знаменитые музеи мира.(7 часов)

19-20

Государственный Эрмитаж.

2часа

21

Русский музей. Дворцы, сады.

1час

22

Русский музей. История коллекций.

1час

23

Государственный Исторический музей.

1час

24

Знаменитые музеи мира.

1час

25

Шедевры знаменитых музеев.

1час

Тема5. Как «живут» экспонаты в музее(6 часов)

26-27

Как «живут» экспонаты в музее.

2часа

28-29

Реставрация музейных экспонатов.

2часа

30-31

Экскурсия в музей.

2 часа

Тема6. Играем в музей(3 часа)

32-34

Повторение изученного. Сюжетно-ролевая игра.

3 часа

Всего

34 часа

3класс     Курс «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру»

Цель курса:

Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.

Задачи курса:

-формирование представлений о видах изобразительного искусства;

-о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов;

-о средствах художественной выразительности;

-развитие художественно-образного мышления и воображения;

-развитие способности к активному, творческому восприятию, к  самостоятельному суждению о  произведении искусства, коммуникативных навыков;

-формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства;

-развитие интереса к коллекциям художественных музеев.

Данный курс содержит следующие темы:

Тема1.       Что такое изобразительное искусство?    2 часа

Тема2         Живопись                                                   5 часов

Тема3        Графика                                                       7 часов

Тема4        Скульптура                                                 7 часов

Тема5       Архитектура                                                4 часа

Тема6       Народное искусство                                    7 часов

Тема7       Чему мы научились                                     2 часа

         Тематическое планирование по курсу

«Введение в изобразительное искусство и  архитектуру»для 3 класса начальной школы.                                    

№п/п

Название тем и уроков

Количество часов

Тема 1

Что такое изобразительное искусство?(2 ч.)

1

Ты пришёл в музей.Экскурсия.

1час

2

Что такое изобразительное искусство?

1час

Тема 2

Живопись (5 ч.)

3

Что такое живопись?

1час

4

О чём рассказала картина?

1час

5

В мастерской художника-живописца. Экскурсия.

1час

6

Такие разные краски.

1час

7

Выразительные средства живописи.

1час

Тема 3

Графика(7 ч.)

8

Что такое графика?

1час

9

Рисунок.

1час

10

Гравюра: ксилография, линогравюра.

1час

11

Резцовая гравюра на металле.

1час

12

Литография. Монотипия.

1час

13-14

Художник и книга.

2часа

Тема 4.

Скульптура(7 ч.)

15-16

Что такое скульптура?

2часа

17

В мастерской скульптора.

1час

18

Выразительные средства  скульптуры.

1час

19

Образы животных в скульптуре.

1час

20

Скульптура в городе.

1час

21

Практическое занятие. Создаём скульптуру.

1час

Тема 5

Архитектура(4 ч.)

22

Что такое архитектура?

1час

23

Дом.

1час

24

Храм.

1час

25

Человек из дома вышел…Экскурсия.

1час

Тема 6

Народное искусство(7 ч.)

26

Что такое народное искусство?

1час

27

Кузнецы и плотники.

1час

28

Деревянная игрушка.

1час

29

Гончары.

1час

30

Глиняная игрушка.

1час

31

Рукодельницы.

1час

32

Практическое занятие.

1час

Тема 7.

Чему мы научились?(2ч.)

33-34

Повторение.

2часа

                                                                                         Всего

34 часа

Тематическое планирование по курсу

 « В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.

Учебный курс «В мире художественных образов» предназначен для четвёртого года обучения по программе «Здравствуй, музей!». Материал курса посвящён живописи, графике, скульптуре, а также архитектуре и народному искусству, предполагает знакомство с жанрово-видовой спецификой произведений изобразительного искусства и выразительными средствами каждого из рассматриваемых видов. В процессе его освоения предполагается проведение 3-х музейно-педагогических занятий на экспозиции художественного музея, позволяющих на примере подлинников с наибольшей эффективностью осуществить  главную цель  программы «Здравствуй, музей!» - развитие визуальной культуры и художественного восприятия.

Цель курса.

Формирование представлений о видовой и жанровой специфике изобразительного и народного искусства, а также архитектуры. Развитие художественного восприятия и начальных навыков интерпретации произведения искусства.

Задачи.

  1. Формирование представлений о видах изобразительного искусства-живописи, графике, скульптуре, а также об архитектуре и народном искусстве.
  2. Формирование представлений  о способах создания произведений изобразительного искусства, материалах и инструментах художников, графиков, скульпторов.
  3. Формирование представлений о средствах художественной выразительности произведений изобразительного искусства.
  4. Развитие художественно- образного мышления и воображения.
  5. Развитие способности к активному, творческому восприятию, к самостоятельному суждению  о произведении  искусства, коммуникативных навыков.
  6. Формирование познавательного интереса в области изобразительного искусства.
  7. Развитие  интереса к коллекциям художественных музеев.  

В процессе изучения  курса используется учебно-методический комплекс, состоящий из тетради для творческих работ, электронного альбома иллюстраций и методического пособия для учителя.


Тематическое планирование по курсу

 « В мире художественных образов» для 4 класса начальной школы.

№ п/п

Название тем уроков

Количество

часов

Тема 1.Изобразительное, народное искусство и архитектура (7 часов)

1

Что мы знаем об  изобразительном искусстве?

1час

2

Виды живописи.

1час

3

Жанры живописи.

1час

4

Графика.

1час

5

Скульптура.

1час

6

Архитектура.

1час

7

Народное искусство. Экскурсия.

1час

Тема 2. Что такое  художественный образ? (3 часа)

8

От визуального объекта к художественному образу.

1час

9

Образ и воображение.

1час

10

Воображение и художественный образ.

1час

Тема 3. Путь к художественному образу. (3 часа)

11

Через реальное событие в историческое прошлое.

1час

12

Воплощение замысла.

1час

13

О чём картина «Последний день Помпеи?»

1час

Тема 4. Модель и образ. (5 часов)

14

Модель и образ.

1час

15

Что главное в портрете?

1час

16

Наедине с собой. Автопортрет.

1час

17

Боги, герои и люди.

1час

18

Портретные образы.Экскурсия.

1час

Тема 5. Предмет и форма. (5 часов)

19

Человек в мире предметов.

1час

20

Цветы, фрукты и не только…

1час

21

В лаборатории художника.

1час

22

В лаборатории художника. Продолжение.

1час

23

Практическое занятие.

1час

Тема 6. Образы природы.

24

Наедине с природой. Первая встреча.Экскурсия.

1час

25

Учиться жизни у природы.

1час

26

Красота и правда.

1час

27

Красота и правда.

1час

28

Образы природы. Рисуем пейзажи.

1час

Тема 7. В музей без билета. (3 часа)

29

Музей в компьютере, компьютер в музее. Информационные технологии в музейной среде.

1час

30-31

В музей без билета.

1час

Тема 8. Чему мы научились(3 часа)

32

Повторение. Этюды на пленэре.

1час

33-34

Выставка в классе и в Интернет.

2часа


раздник сегодня большой и красивый -
День всех мам отмечает страна.
И мы с папой хотим сделать маму счастливой –
Ведь добрей всех на свете она.

Цветы папа купил и сложил их в букетик,
Я их маме сейчас подарю,
Ведь мама моя лучше всех мам на свете,
И я ее очень люблю.

Обещаю тебе, что я слушаться буду,
Только ты улыбнись поскорей,
Вместе с папой я даже помою посуду,
Чтобы было тебе веселей.

Мы желаем тебе, чтоб была ты счастливой,
Не грустила, чтоб ты никогда,
Чтоб была ты всегда молодой и красивой,
И нас с папой любила всегда.

Автор: Марина Головко
©
http://pozdrav.a-angel.ru/prazdniki/stihi-k-dnju-materi-3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В музее."

Раз в четверть посещаем с ребятами краеведческий музей в своём родном городе. Представляю вашему вниманию одно из таких посещений....

Презентация «Школьный музей русского быта»

Презентация коллективного проекта«Школьный музей русского быта»...

Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»

Идея создания нашего музея  простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием  нашего города.Нами двигает...

"Музеи - это здорово! Экспериментаниум - музей занимательных наук." Памятка и материалы для закрепления знаний и информации, полученных на экскурсии.

Мы часто с детьми посещаем музеи. После экскурсии в Музей занимательных наук "Экспериментаниум", возникла идея о создании мини - путеводителей с краткой информацией о музее и небольшими заданиями по с...

Урок в музее Космонавтики и музее Королева

Разработка урока в музее Космонавтики и музее Королева....