Рабочая программа по доноведению 2 класс.
рабочая программа (2 класс)

Маврина Анна Дмитриевна

Рабочая программа  по доноведению 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2a_donovedenie_1.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Данная рабочая программа учебного курса «Доноведение» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);
  2. Авторской программы курса «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля,  Е.А.Зыбина,  О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,  Т.Г.Степанова,  А.Г.Ткаченко), Баро - Пресс, 2014.
  3. Учебник для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» Астапенко М. П., Е. Ю. Сухаревская, Ростов н/Д, Баро - Пресс, 2014.
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 класс). 

Цель курса:

Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине -Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

1. Образовательные:

- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.

2. Развивающие:

-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;

-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.

3. Воспитательные.

- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;

-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма. 

Программа учебного курса  «Доноведение» рассчитана на 35 часов в год при 1 часе в неделю.

Планируемые результаты изучения учебного курса

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представление:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
  • об истории родного края;

учащиеся научатся называть:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
  • родственные связи в семье;

правила поведения в общественных местах и на улице.

Учащиеся научатся:        

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить   примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию

учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-        объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2.        регулятивным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  • оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца;

3.        познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные,  логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • -  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 4.коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-        слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Содержание учебного предмета

Я и окружающий мир

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

Природа Донского края

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь на Дону

Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)

С днём рождения, родной город (село).

Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).

Вместе дружная семья.

Повторение по разделу природа донского края

Экскурсии

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».

Тематическое планирование

№ п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Я и окружающий мир

3

2

Жизнь на Дону

1

3

Природа Донского края

10

4

Я и окружающий мир

2

5

Жизнь на Дону

3

6

Природа донского края

8

7

Человек и природа

3

8

Жизнь на Дону

2

9

Повторение по разделу жизнь на Дону

3

Итого фактически

35

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Раздел

Кол-во часов

Я и окружающий мир

3

1

04.09

С чего начинается Родина...

1

2

11.09

Школа — светлая гавань детства

1

3

18.09

С днём рождения, родной город (село)!

1

Жизнь на Дону

1

4

25.09

Дорога от дома до школы (экскурсия)

1

Природа донского края

10

5

02.10

Природа  

1

6

09.10

Природа  

1

7

16.10

Город и природа  

1

8

23.10

Что за дерево такое?

1

9

06.11

Что за дерево такое?

1

10

13.11

Кустарники  

1

11

20.11

Травушка- муравушка

1

12

27.11

Травушка- муравушка

1

13

04.12

Растения и мы

1

14

11.12

Краски Тихого Дона

1

Я и окружающий мир

2

15

18.12

Мои имя, фамилия, отчество..

1

16

25.12

Что ты знаешь о роде своём...

1

Жизнь на Дону

3

17

15.01

Чудесный праздник - Новый год! Зимние обряды на Дону.

1

18

22.01

Коляда (праздничное мероприятие)

1

19

29.01

Зимние обряды на Дону. Масленица

1

Природа донского края

8

20

05.02

Животный мир Ростовской области

1

21

12.02

Домашняя мохнатая азбука

1

22

19.02

Мой домашний милый друг

1

23

26.02

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

24

05.03

Родные просторы

1

25

12.03

Чем богаты наши недра?

1

26

19.03

Что такое почва?

1

27

02.04

Почва нам и стол и дом

1

Человек и природа

3

28

09.04

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка

1

29

16.04

Человек — хозяин природы?

1

30

23.04

Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвященное защите природы)

1

Жизнь на Дону

2

31

30.04

День освобождения города (села)

1

32

07.05

Международный день защиты детей.  Вместе дружная семья (праздничное мероприятие)

1

Повторение по разделу природа донского края

3

33

14.05

Повторение по разделу природа донского края.

1

34

21.05

Повторение  по разделу жизнь на Дону                          

1

35

28.05

Повторение  по разделу жизнь на Дону                          

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....