Проверочная работа
олимпиадные задания

Проверочная работа по бурятскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya_rabota_po_buryatskomu.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа

1. Внимательно прочитайте и соотнесите друг с другом соответствующие по смыслу пословицы:

а) Хүн болохо багаhаа,                                                          1) В семье бывает старший,

    Хүлэг болохо унаганhаа.                                              А у шубы ворот.

б) Айл ахатай,                                                                2) Человеком становятся с детства,        

    дэгэл захатай.                                                                  Рысаком  - с жеребёнка.

в) Модоной үндэhэн газар доогуур,                             3) Род свой в воду не роняй,

    Хүнэй үндэhэн газар дээгүүр.                                        Корни свои в землю не зарывай.

г) Угаа уhанда бү хая,                                                    4) Корни дерева под землёй,

    Гарбалаа газарта бү була.                                              А корни человека на земле.  

2. Энэ хэн бэ? Это кто?

Соотнесите обе колонки:

а) Эжын эжы (мамина мама)                                         1) Одхон хүбүүн

б) Эжын дүү хүбүүн (мамин младший брат)               2) Бэрэ

в) Эгэшын үбгэн (муж сестры)                                      3)Хуряахай

г) Абын эжы (папина мама)                                           4) Абга

д) Абын аба (папин папа)                                              5) Нагаса эжы

е) Абын аха (брат отца)                                                  6) Зээ хүбүүн

ж) Басаганай хүбүүн (сын дочери)                                7) Хүрьгэн

з) Хүбүүнэй басаган (дочь сына)                                   8) Аша басаган

и) Хүбүүнэй hамган (жена сына)                                   9) Үбгэн аба

к) Басаганай нүхэр (муж дочери)                                   10) Хүгшэн эжы

л) Эжы абын эгээ бага хүбүүн                                        11) Нагаса

 (младший сын родителей)

3. Прочитайте текст и нарисуйте схему родословной рассказчицы.

        

Рассказ Сарюны.

    Минии тоонто – Түнхэнэй аймагай Жемчуг нютаг. Би өөрын угай долоон үе мэдэхэб. Угай аха Бадмын Батор. Баторой хүбүүн Сэрэн, Сэрэнэй хүбүүн Болод, Болодой хүбүүн Цыренжаб, Цыренжабай хүбүүн Дамба, Дамбын хүбүүн Алдар. Алдар хоёр хүбүүдтэй, нэгэ басагатай. Хүбүүдынь Аюр Чингис хоёр. Ори ганса одхон басаганиинь, би Сарюна гээшэб.

Самостоятельная работа

  1. Напишите, чьи эти вещи.

Жэшээ: Туяна (ном) – Туянын ном

Костя (буу) -…….

Доржо (бүмбэгэ) - …..

Гэсэр (дэбтэр) - ……

Нохой (яhан) - ……

Баяр (хайша) - …….

Хүбүүн (малгай) - ……..

Басаган (бээлэй) - …….

  1. Напишите, какие игрушки вы купили бы в магазине и для кого.

Жэшээ: самолёт (дүү хүбүүн) - самолёт  дүү хүбүүндэ

Бүмбэгэ (дүү басаган) -……….

Шатар (аха) - …………

Хулгана (миисгэй) - ……..

Машина (Аюр) - ……….

Шарга (Батор) - ……….

Хүүхэлдэй (Гомбо) - ………….

  1. Прочитайте письмо Батора, который хочет с вами переписываться, переведите его и напишите ответ.

Сайн байна, нүхэр!

Би Батор гэжэ нэрэтэйб. Минии фамилии – Будаев. Би арбан гурбатайб. Би Могсохон нютагта байдагби. Минии гэр модон, томо, шэнэ, hаруул. Минии телефон  55-1-79. Би ном уншаха, компьютераар наадаха дуратайб. Үшөө ород хэлэнэй хэшээлнүүдтэ дуратайб. Минии дуратай жэлэй саг – үбэл.

Минии хаяг: 671450

                       Буряад республика,

                       Хэжэнгын аймаг,

                       Могсохон тосхон,

                       Жанаевай үйлсэ, 36

                        Будаев Баторта.  

        Баяртай!

4. Ответьте на вопросы:

а) Как называется традиционное жилище бурят?

б) Что является «строительным материалом» этого жилища?

в) Какая сторона юрты считается «почётной», т.е. мужской, а какая – женской?

г) На какой части юрты буряты размещают божницу (домашний алтарь) – гунгарбаа (бурханай шэрээ)?

д) Что находился в центре юрты?

е)Что считался хранителем дома и семейства, защитником от злых духов и болезней?

Переведите:

hэеы гэр, нүүдэл байдал, нүүдэлшэн, хоймор, зүүн тала, баруун тала, гунгарбаа, гал гуламта.

Самостоятельная работа

1. Выберите верный вариант  перевода предложения:

 А) Шара улаан үнэгэн гэрэлэй урда гоёно.

                 а) Жёлтая лисица любит курицу.

                         б) Рыжая лисица красуется перед зеркалом.

                         в) Лиса надела красную шапку.

Б) Би ой соо боро шандага харааб.

        а) У серого зайца длинные уши.

                          б) Мы в лесу видели серого зайца.

                          в) Я в лесу видел серого зайца.

В) Манай саад соо ягаан сэсэгүүд ургана.

                          а) Я люблю розовые цветы.

                          б) В моём саду растёт розовый цветок.

                          в) В нашем саду растут розовые цветы.

Г) Эжы намда улаан самса оёо.

          а) Папа купил мне красную шапку.

                           б) Мама сшила мне красную рубашку.

                           в) У  мамы есть красная рубашка.

2. Переведите:

Минии самса шара үнгэтэй.

Шинии гутал хүрин үнгэтэй.

Манай малгай улаан үнгэтэй.

Тэрэнэй оймhон сагаан үнгэтэй.

3. Переделайте предложения по образцу:

Минии дэгэл хара үнгэтэй – Намда хара дэгэл бии. ( Моё пальто чёрного цвета – У меня есть чёрноё пальто).

Минии самса шара үнгэтэй - …………….

Шинии гутал хүрин үнгэтэй - …………..

Манай малгай улаан үнгэтэй - …………..

Тэрэнэй оймhон сагаан үнгэтэй - ………..

4. Вставьте  нужные буквы: h или х

 Молоко - .үн, рыба – зага.ан, хлеб - .илээмэн, масло – то.он, вода – у.ан, соль – даб.ан, мясо – мя.ан, сметана – зөө.эй.

5. Переведите:

Түрэhэн үдэр, амтатай бууза, гоё бэлэг, шамай амаршалнаб, ном бэлэглэхэ, баяр хүсэнэб, жаргал хүсэнэб, эжы намай амаршалаа, эжыдээ дуратайб.

6. Ответьте на вопросы: (стр. 30)

 Хобби гэжэ юун бэ? Что такое хобби?

Гомбо юу хэхэ дуратайб?

Гомбын дүү юу хэхэ дуратайб?

Сэнгын миисгэй ямар нэрэтэйб?

Самостоятельная работа

1. Распределите правильно слова:

Үбгэн (старик), ямаан (коза), аха (старший брат), нүхэр (друг), миисгэй (кошка), хүн (человек), ой (лес), турлааг (ворона), хараасгай (ласточка), хүршэ (сосед), гахай (свинья), багша (учитель), хүгшэн (старуха), басаган (девочка), нагса (дядя).

       

Хэн? (Кто?)                                                                            Юун? (Что?)

2. Напишите слова в множественном числе:

Подарки – бэлэг…

Ягоды – жэмэс…

Сёстры – эгэшэ…

Звери – ан…

Звери – амита(н).

Звёзды – одо мүшэ(н).

Учителя – багша…

Мальчики – хүбүү(н).

Девочки – басага(н).

Книги – ном…

Собаки – нохой….

 

3. Выберите верный вариант  перевода предложения:

 А) Шара улаан үнэгэн гэрэлэй урда гоёно.

                 а) Жёлтая лисица любит курицу.

                         б) Рыжая лисица красуется перед зеркалом.

                         в) Лиса надела красную шапку.

Б) Би ой соо боро шандага харааб.

        а) У серого зайца длинные уши.

                          б) Мы в лесу видели серого зайца.

                          в) Я в лесу видел серого зайца.

В) Манай саад соо ягаан сэсэгүүд ургана.

                          а) Я люблю розовые цветы.

                          б) В моём саду растёт розовый цветок.

                          в) В нашем саду растут розовые цветы.

Г) Эжы намда улаан самса оёо.

          а) Папа купил мне красную шапку.

                           б) Мама сшила мне красную рубашку.

                           в) У  мамы есть красная рубашка.

4. Переведите:

Минии самса шара үнгэтэй.

Шинии гутал хүрин үнгэтэй.

Манай малгай улаан үнгэтэй.

Тэрэнэй оймhон сагаан үнгэтэй.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная проверочная работа за 1 полугодие 3 класс. Характеристика заданий комплексной проверочной работы.

Проведение итоговой комплексной письменной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на други...

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс.

Проверочная работа по русскому языку . Тема Работа с деформированным текстом. 2 класс....

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...

Окружающий мир 4 кл. 3 четв. Проверочная работа по теме Проверочная работа «Природные зоны России»

Данный материалпозволит проверить знания обучающихся по разделу «Природные зоны России»  ...