Рабочая программа "Моя Адыгея"
рабочая программа (1 класс)

Киржинова Саида Аскербиевна

Рабочая программа на тему: «Моя Адыгея» - реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_adygeya.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа  на тему «Моя Адыгея» реализует  духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1  классе и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения в соответствии с учебным планом МБОУ «Средней общеобразовательной школы  №1» а. Кошехабль на 2018 – 2019 учебный год.

Курс «Моя Адыгея» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и аул, труд людей в городе и ауле как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.

При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, аулу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, архитектурных сооружений.

Главная цель: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи программы:

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
  • создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Республики Адыгея;
  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

Основные принципы программы:

  • Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
  • Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих республику, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
  • Принцип гуманизации уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
  • Принцип обратной связи каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  • Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
  • Принцип стимулирования - включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Моя Адыгея» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • различать прошлое, настоящее, будущее;
  • определять родственные связи в семье;
  • соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
  • использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
  • находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город Майкоп

У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • интерес к учебному материалу;
  • представление о причинах успеха в учёбе;
  • знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  • первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • умению смыслового восприятия познавательного текста;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 5 разделов:

Раздел

Название раздела

Количество часов

1

Республика Адыгея

5

2

Здравствуй, школа!

7

3

Майкоп – столица Адыгеи

6

4

Моя родословная

8

5

Природа Республики Адыгея

7

Итого

33

 ФОРМЫ УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СИСТЕМА КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экскурсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы, мини- сочинения.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Раздел программы

Тема занятия

Дата проведения

план

факт

1

Республика Адыгея

Республика Адыгея – наш общий дом

2

Герб и флаг Республики Адыгея

3

Адыгея – наш общий дом

4

Природные достопримечательности Республики Адыгея

5

Проект «Достопримечательности моего населенного пункта»

6

Здравствуй, школа!

Я и моя школа

7

Правила поведения в школе

8

Знакомство со школой

9

Школьные поручения и обязанности

10

Режим дня

11

Мои одноклассники

12

Проект «Мы такие разные, но мы вместе!»

13

Майкоп – столица Адыгеи

Герб города Майкопа

14

Памятники Майкопа

15

Архитектурные памятники Майкопа

16

Мой адрес

17

Транспорт. Правила поведения на улицах и в транспорте

18

Проект «Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем»

19

Моя родословная

Моя семья

20

Мои родные и близкие

21

Ты и твое имя

22

Из истории фамилий

23

Мама

24

Семейные праздники

25

Труд моих родных

26

Проект «Труд моих родных»

27

Природа Республики Адыгея

Я и природа вокруг меня

28

Животные Республики Адыгея

29

Растения Республики Адыгея

30

Красная книга Республики Адыгея

31

Забота о комнатных растениях

32

Забота о домашних животных

33

Проект «Сохраним природу Адыгеи»

Учебно – методическое  обеспечение

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
  3. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  4. Ждамарова Т.В. Моя Адыгея. Рабочая тетрадь, 1 класс – Майкоп, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Майкоп - столица Республики Адыгея"

Майкоп жемчужиной мерцаетСредь зеленеющих полей.Кто здесь рождён, тот твёрдо знает,Что нет нигде земли милей …Наталья Агеенко. Наш прекрасный гостеприимный город Майкоп заслуживает особого ...

Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея

Данная разработка направлена на расширение знаний детей о государственных символах России и Адыгеи, об истории страны и республики....

Рабочая тетрадь "Моя Адыгея"

Учебное пособие, которое поможет первоклассникам познакомиться со своей малой родиной....

Рабочая программа "Моя Адыгея" 1 класс

Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 1 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов,  Варрова Т.В.)...

Рабочая программа "Моя Адыгея" 2 класс

Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 2 класса  ((Автор-составитель: учитель начальных классов,  Варрова Т.В.)...

Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс

Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 3 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов  Варрова Т.В.)...

Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс

Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов  Варрова Т.В.)...