Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Варрова Татьяна Васильевна

 Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов  Варрова Т.В.)

            Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

    В учебном курсе «Моя Адыгея»  отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную  деятельность ученики смогут получить возможность сформировать  представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях  Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный  краеведческий источник  в подготовке выпускников начальной школы   к итоговой аттестации.

Рассматриваемый  материал будет  способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya_adygeya_4_klass.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Моя Адыгея»

4 класс

Составитель: Варрова Т.В.

Квалификация: высшая категория

Педагогический стаж: 40 лет

Пояснительная записка

         Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов  Варрова Т.В.)

         Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

    В учебном курсе «Моя Адыгея»  отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную  деятельность ученики смогут получить возможность сформировать  представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях  Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный  краеведческий источник  в подготовке выпускников начальной школы   к итоговой аттестации.

Рассматриваемый  материал будет  способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.

Цель курса «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка;

- формирование способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  •  гражданственности и любви к Родине;
  •  образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирования у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;
  •  взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.

Планируемые результаты усвоения учебного курса.

В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения республики, ее традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

-  об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях

- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;

-  об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Адыгеи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной  среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

-  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию)
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • различать природные зоны Адыгеи;
  • рассказывать о природных богатствах республики  и их использовании

 человеком;

  • отличать символику Адыгеи;
  • называть органы местного самоуправления;        
  • называть даты важнейших событий в истории республики, города, аула , поселка;
  • различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Адыгеи;
  • знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики;
  • называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгея;
  • рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Адыгеи;
  • называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгея;
  • определять месторасположение Республики Адыгея на физической карте России;
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
  • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
  • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Адыгеи;
  • исполнять гимн Республики Адыгеи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время исполнения гимнов России и Адыгеи;
  • выполнению  изученных правил бережного и безопасного поведения;
  • исполнению знакомых народных песен;
  • самоорганизации и выполнению  исследовательских проектов.

4 класс (34 часа)

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Адыгея на карте России (1 час).

Раздел 1.  Государственные символы Республики Адыгея (3 часа)

Различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.

Раздел 2.  «Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи» (8 часов)

 Природные зоны республики. Кавказский биосферный заповедник.  Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана водоёмов Адыгеи. Защита и охрана почв. Лесополоса.  Полезные ископаемые Адыгеи, их использование (нефть, газ, песок, глина, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Республики Адыгея  для жителей России.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».

Раздел 3. «ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»  (5часов)

 Вещественные исторические источники. История Адыгеи в архитектуре. Древние жилища. Современный облик республики: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы. Одежда жителей Адыгеи в прошлом и настоящем. Обычаи и традиции народов, живущих в Адыгее.

Раздел 4. « Хозяйство Республики Адыгея» (5 часов).

Знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики,

называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгеи. Сельское хозяйство. Промышленность.

Раздел 5. «Культура и быт адыгов » (7часов).

Называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгеи, знать музеи, библиотеки, театры, образовательные учреждения Республики  Адыгеи.

Раздел 6. «Растительный и животный мир Адыгеи»(4 часа)

Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ. Кавказский биосферный заповедник.  Лесничества. Виды туризма в Адыгее.

Раздел 7 « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ»(2 часа)

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков . Знать героев партизанского движения в Адыгее.

.

Вид проекта

Тема проекта

Количество за год

Проектная работа

«Береги землю родимую, как мать

любимую».

1

Проектная работа

«Земля отцов – моя земля»

1

Проектная работа

  «Предприятие моего региона»

1

Проектная работа

« Знаменитые люди Адыгеи»

1

Исследовательский проект

 «Книга славы»

1

Итого

5

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4 класс

34 часа

Государственные символы Республики Адыгея

1

Герб Республики Адыгея

Флаг Республики Адыгея

Гимн Республики Адыгея

1

Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной  и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи

8

Водные ресурсы Республики Адыгея

1

Называть и показывать на карте Адыгеи водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Знать правила поведения на водоемах во

время ЧС.

 Использование и охрана водоемов.

1

Почвы Республики Адыгея.

1

Характеризовать основные типы почв, распространённые в Адыгее. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Адыгеи стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями.

Полезные ископаемые Адыгеи, их использование.

1

Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи.

Рельеф Республики Адыгея

1

Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств  Адыгеи

Климатические пояса Республики Адыгея

1

Дать определение « климатические пояса». Определять,  в каком климатическом поясе находится Адыгея.

Природные зоны Адыгеи.

1

 Перечислять природные зоны Адыгеи (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями.

Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую»

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашей Республики». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родной Адыгеи».

История Республики

Адыгея

5

Адыгея в древности

Жилища различных эпох.

1

Определять по карте Адыгеи стоянку древнего человека. Описывать жилища древнего человека и современника, сравнивать их. Изготавливать макеты жилищ, которые строили люди в разные времена.

История Адыгеи в архитектуре. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

1

Различать и характеризовать исторические вещественные источники. Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического источника. Определять по карте Адыгеи стоянку древнего человека. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Памятники природы и истории Адыгеи        

1

Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них.

Города,  районы и поселки городского типа Адыгеи.        

1

Определять месторасположение Адыгеи по отношению к другим регионам. Определять регионы - соседей Адыгеи. Перечислять города и районы Адыгеи, выделять среди них граничащие со своим районом. Показывать их на административной карте Адыгеи. Составлять рассказ об одном из районов.

Проектная работа «Земля отцов – моя земля».

1

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая ответы своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Хозяйство Республики Адыгея

5

Отрасли промышленности Республики Адыгея

1

Знать значение слова  промышленность, отрасль. Иметь представление о промышленности Адыгеи.

Отрасли экономики Республики Адыгея

1

Знать значение слова экономика. Рассказывать об отрасли экономики в Адыгее.

Производство товаров и продуктов в Адыгее

1

Знать какие товары и продукты производят в Республике Адыгея. Описывать эти товары.

Плодово - овощные культуры Адыгеи

1

Составлять рассказ о людях сельскохозяйственного  труда.

Проект:  «Предприятие моего региона»

1

Написать проект об одном из предприятий твоего региона.

Культура и быт адыгов.

7

 Знаменитые люди Республики Адыгея

1

Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Наши земляки – гордость

страны» Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. .

Музыкальные инструменты  адыгов и русских.

1

Анализировать музыкальные инструменты  наших предков. Сопоставлять  различные национальные инструменты, определять черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная».

 Спорт в Республике Адыгея

1

Знать олимпийских чемпионов Республики Адыгея.

 Виды связи в Адыгее

1

Исследовать и характеризовать основные виды связи в Адыгее. Представлять современные записи в качестве данного вида связи и уметь их распознавать. Знать о видах связи (железнодорожной, автомобильной  и воздушной) с другими регионами нашей страны.

Образование в Адыгее

1

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы в Адыгее. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу.

 Детская литература в Адыгее. Библиотеки Адыгеи.

1

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Адыгеи» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. Познакомить с детскими  журналами Адыгеи «Родничок», «Созвездие»

Проект « Знаменитые люди Адыгеи              

1

Традиции в музыкальных,

художественных, литературных

произведениях  известных, талантливых

земляков.

Растительный и животный мир Адыгеи.

5

Заповедники Республики Адыгея

1

Определять на карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств  Адыгеи

Звери и птицы Адыгеи

1

Называть зверей и птиц Республики Адыгея и их особенности.

Музеи - хранители

материальной и духовной

культуры

1

Духовные сокровища  краеведческих,

художественных музеев.

 Виды туризма в Адыгее.

1

Перечислять и характеризовать туристические маршруты Адыгеи. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из маршрутов используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации: понятие альпинизм, рафтинг, событийный туризм.

Проект «Животный мир Адыгеи»

1

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ

3

Герои Великой Отечественной войны  в Республике Адыгея.

1

Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков .Знать героев партизанского движения в Адыгее.

Партизанское движение в Адыгее

1

Исследовательский проект «Книга славы»

1

Итого

34

Проектов

5

Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу,  А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...