Рабочая программа "Моя Адыгея" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Варрова Татьяна Васильевна

Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 1 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов,  Варрова Т.В.)

            Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

    В учебном курсе «Моя Адыгея»  отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную  деятельность ученики смогут получить возможность сформировать  представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях  Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный  краеведческий источник  в подготовке выпускников начальной школы   к итоговой аттестации.

Рассматриваемый  материал будет  способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya_adygeya_1_klass.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Моя Адыгея»

1 класс

Составитель: Варрова Т.В..

Квалификация: высшая категория

Педагогический стаж: 40 лет

Пояснительная записка

         Учебный курс по  внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 1 класса  (Автор-составитель: учитель начальных классов,  Варрова Т.В.)

         Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.

    В учебном курсе «Моя Адыгея»  отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную  деятельность ученики смогут получить возможность сформировать  представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях  Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный  краеведческий источник  в подготовке выпускников начальной школы   к итоговой аттестации.

Рассматриваемый  материал будет  способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.

Цель курса «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно - к жителям Республики Адыгея.

 

Задачи курса:

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;

- воспитание экологического мышления, экологической грамотности;

-формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка;

- формирование способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника

Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:

  •  гражданственности и любви к Родине;
  •  образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
  • формирования у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;
  •  взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.

Планируемые результаты усвоения учебного курса.

В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения республики, ее традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой Родины.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

-  об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях

- о природных, климатических условиях Республики Адыгея;

-  об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Адыгеи.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной  среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

-  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию)
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающийся научится:

•        называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес

•        определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении

•        соблюдать традиции своей школы

•        ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома

•        определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, аула и др.)

•        приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, аула и др.)

•        приводить примеры профессий жителей своего города (села, аула и др.)

•        различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)

Обучающийся получит возможность научиться:

•        соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни

•        составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения

           различать герб родного города (села, аула и др.)

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 часа)

         Раздел 1 . Республика Адыгея. (5 часов).

Объяснять и характеризовать понятие «малая родина». Называть город, район, в котором проживает. Раскрыть понятия флаг, герб, гимн.

         Раздел 2. Здравствуй, школа!(7 часов)

Воспитывать гражданственность и любовь к школе, Родине, бережное отношение к школьному имуществу

Развивать познавательный интерес.

         Раздел 3.  Майкоп – столица Адыгеи. (7 часов).

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Республики Адыгея и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана-рассказа «Достопримечательности нашей Адыгеи». Легенды

        Раздел 4.  Моя Родословная (8 часов).

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

        Раздел 5.  Природа Республики Адыгея (6 часов).

Наблюдать за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природе. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Лекарственные растения. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

Перечень проектных работ.

Виды проектов

Проектная деятельность

Количество часов

1 класс

Творческий проект

 «Достопримечательности

моего населенного пункта»

1

Творческий проект

 «Мы такие разные, но так похожи»

1

Творческий проект

  «Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем».

1

Исследовательский проект

 «Труд моих родных».

1

Творческий проект

 «Сохраним природу Адыгеи»                                                  

1

Итого

5

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Раздел

Количество

часов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

1 класс

33 часа

Республика Адыгея – наш общий дом!

5

Герб Республики Адыгея.

1

Объяснять и характеризовать понятие «Моя малая   Родина». Познакомить с гербом Республики Адыгея.

Флаг и гимн  Республики Адыгея.

1

Раскрыть понятия флаг, герб, гимн.

Адыгея – наш общий дом.

1

Проводить экскурсии по разным районам

Адыгеи. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказы об истории Адыгеи, её традициях.

Природные достопримечательности Республики Адыгея.

1

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Республики Адыгея и своего района.

 Проект «Достопримечательности

моего населенного пункта»

1

Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности моего населенного пункта».

Здравствуй, школа!

7

Я и моя школа

1

Воспитывать гражданственность и любовь к школе, Родине, бережное отношение к школьному имуществу

Развивать познавательный интерес.

Правила поведения в школе

1

Познакомить учащихся с правилами поведения школе;

учить применять знания правил этикета в жизни;

развивать речь, внимание, мышление;

расширить кругозор;

воспитывать уважительное отношение к сверстникам, взрослым, к

законам школьной жизни.

 Знакомство со школой

1

Познакомить детей со школой.

Формировать целостное представление о школе.

 Школьные поручения и обязанности  

1

Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

Формировать коммуникативные умения школьников;

Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

 Привлекать учащихся к труду, к поручениям в увлекательной для них форме,  научить ответственности

Режим дня.

1

Сформировать у учащихся понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека Развивать навыки здорового образа жизни. Познакомить учащихся  с понятием режима дня. Способствовать развитию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Мои одноклассники.

1

Раскрыть сущность понятия « дружба»;

показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни;

воспитывать стремление дружить с окружающими;

развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи»

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Майкоп – столица Адыгеи.

7

Герб города Майкопа

1

 Познакомить с гербом города  Майкопа, знать его составные части.

 Памятники города Майкопа

1

Воспитывать любовь к родному городу.

Развивать интерес к истории малой родины.

Расширять кругозор учащихся

Архитектурные памятники Майкопа.

1

 Приобщение младших школьников  к историческому и культурному

наследию города Майкопа  через ознакомление с архитектурными  памятниками.

Воспитывать любовь к родному городу.

Развивать интерес к истории малой родины.

Расширять кругозор учащихся.

 Мой адрес.

1

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, исторический и иллюстративный материал.

Транспорт моего города.

1

Формировать у детей интерес к различным видам транспорта города Майкопа,

формировать умение называть типы наземного транспорта

(спецтехника-скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина), легковые, грузовые машины, автобусы; троллейбусы

Правила поведения на улицах и в транспорте.

1

Познакомить с правилами поведения на улицах, в транспорте,

общественных местах, культурных учреждениях.

Развивать речь учащихся.

Воспитывать умение соблюдать правила вежливости.

Проект:  «Каким я хочу видеть свой населенный пункт в будущем».

1

Организовать аналитическую работу с информацией о предпосылках развития своего населенного пункта;

предоставить возможность для проявления позиций учащихся в групповой и коллективной деятельности;

воспитывать чувство гордости и любви за свою  малую родину, патриотизм;

учить детей рассуждать, мыслить, высказывать свои мысли.

Моя Родословная

8

 Моя семья

1

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.

Мои родные и близкие

1

Составлять рассказ об увлечениях в своей семье .Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта.

 Ты и твое имя

1

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Из истории фамилий

1

Познакомить с разнообразием фамилий; объяснить символическое значение каждой фамилии; показать взаимосвязь фамилии с историей своей семьи, с историей страны.

воспитывать уважение к своей фамилии, развивать и обогащать словарный запас; развитие внимания, различных видов памяти.

Мама

1

Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Вызвать интерес к истории своей семьи, воспитывать гордость за своих предков, учить уважать и почитать членов семьи.

Семейные традиции (игры, реликвии, праздники, обычаи)

1

Понятие "традиция". Отец-глава семьи.  Мать-хранительница домашнего очага. Возвращение воспитания от  аталыка  в родную семью

Любовь к ближнему. Залог успеха детей–послушание родителям и уважение к

старшим. Какой должна быть семья.

Труд моих родных.

1

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.

Проект «Труд моих родных».

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Природа Республики Адыгея

6

Я и природа вокруг меня.

1

Познакомить с растительным миром Республики Адыгея;

развивать познавательную активность учащихся; содействовать

формированию эмоционально-целостного отношения к природе и

ответственного отношения к ней;

воспитывать бережное отношение к природе

Животные Республики Адыгея

1

Прививать любовь к животным, воспитывать ответственное отношение

за судьбу четвероногого друга.

уточнить и активизировать знания учащихся о животном мире

Республики Адыгея; усвоить понятия: растительноядные  виды, хищные,

всеядные животные;

организовать и целенаправить познавательную деятельность

Растения Республики Адыгея                                                                                

1

Познакомить с растительным миром Республики Адыгея;

развивать познавательную активность учащихся; содействовать

формированию эмоционально-целостного отношения к природе и

ответственного отношения к ней;

воспитывать бережное отношение к природе.

Красная книга Республики Адыгея.

1

Познакомить с понятием «Красная книга», рассказать об исчезающих видах растений и животных, воспитывать бережное отношение к природе

Забота о комнатных растениях и домашних животных

1

Анализировать способы заботливого отношения к растениям и животным.

Проект: «Сохраним природу Адыгеи»                                                  

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Итого

33

Литература.

1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»

2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.

3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г

4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»

5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева, П.А.Хачегогу,  А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»

6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»

7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».

8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»

9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...