география 6 класс
рабочая программа

Козорезова Ольга Николаевна

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

«Рассмотрено»

Руководитель МК

_____        /___________/

ФИО

Протокол № 1 от        

 «» августа 2019 г.

«Согласовано»

ЗДШ  по УВР

_____        /Олейник М.В.

ФИО

« » августа        2019г.

     «Утверждено»

        Директор школы

 _____        /Кутырёва О.С.

ФИО

 « » августа 2019г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

педагога  первой квалификационной категории

 Козорезовой Ольги Николаевны

по географии

6 класс

2019 – 2020  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету «география» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 6 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «география» включен в обязательную предметную область «Естествознание».

Программа составлена на основе программы учебного курса «география» АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с нарушением интеллекта 6 года обучения      в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета       « География» (6 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019-2020 учебный год;
  • Цель: совершенствование процесса социализации Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2019 -2020

детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать стремление  применять лингвистические знания в повседневной жизни.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации ;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по биологии  решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
  • умение выражать свои  чувства

   Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

Стандарт  устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

      Общее количество обучающихся в классе 8 человек. Данная программа предусматривает обучение  детей с нарушением интеллекта. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс  коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.

Содержание  учебной программы

Введение (4 ч)

1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

 

Ориентирование на местности (5 ч.)

5. Горизонт. Линия горизонта.6. Стороны горизонта.7. Компас и правила пользования им.8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

 

План и карта  (9 ч.)

10. Рисунок и план предмета.11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.12. План класса.13. План школьного участка.14. Условные знаки плана местности.15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.16. Условные цвета физической карты.17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

 

Формы поверхности Земли  (4 ч.)

19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.21. Овраги, их образование.22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

 

Вода на Земле (10 ч.)

23. Вода на Земле.24. Родник, его образование.25. Колодец. Водопровод.26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.27. Как люди используют реки.28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.29. Болота, их осушение.30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.31. Острова и полуострова.32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

 

Земной шар (16 ч.)

33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.34. Планеты.35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.37. Физическая карта полушарий.38. Распределение воды и суши на Земле.39. Океаны на глобусе и карте полушарий.40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.41. Первые кругосветные путешествия.42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.45. Природа тропического пояса.46. Природа умеренных и полярных поясов.

 

Карта России (20 ч.)

47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. 48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. 49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. 50. Моря Тихого и Атлантического океанов. 51. Острова и полуострова России. 52. Работа с контурными картами. 53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. 54. Работа с контурными картами. 55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. 56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). 57. Работа с контурными картами. 58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. 59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. 60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. 61. Реки Лена, Амур. 62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал. 63. Работа с контурными картами. 64.Наш край на карте России. 65. Повторение начального курса физической географии. 66. Контрольная работа.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение  

4 ч

1

География- наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

1

3

Явления природы.

1

4

Географические сведения о своей местности и труде людей.

1

Ориентирование  на  местности  

5 ч

5

Горизонт. Линия  горизонта.

1

6

Горизонт. Линия  горизонта.

1

7

Компас и правила пользования им.

1

8

Ориентирование по местным признакам.

1

9

 Экскурсия по теме «Ориентирование на местности»

1

План и  карта

9 ч

10

Рисунок и план предмета

1

11

Масштаб. Измерение расстояний по масштабу.

1

12

План класса.

1

13

План школьного участка.

1

14

Условные знаки плана местности.

1

15

План и географическая карта.

1

16

Условные  цвета  физической карты.

1

17

Условные знаки физической карты.

1

18

Физическая карта России.

Значение в жизни и деятельности людей.

1

Форма  поверхности  Земли

4 ч

19

Экскурсия для ознакомления с формами поверхности рельефа своей местности.

1

20

Рельеф местности, его основные  формы. Равнины и холмы.

1

21

Овраги, их образование.

1

22

Горы. Понятие о землетрясении извержении  вулкана.

1

Вода  на  Земле

10 ч

23

Вода в природе.

1

24

Родник, его образование.

1

25

Колодец. Водопровод.

1

26

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

27

 Как люди используют реки.

28

Озёра, водохранилища, пруды.

1

29

Болота, их осушение.

1

30

Океаны и моря. Явления природы.

1

31

Острова и полуострова.

1

32

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1

Земной  шар  

16 ч

33

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

1

34

Планеты.

1

35

Земля – планета.  Доказательство  шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

36

Глобус—модель Земного шара.

1

37

Физическая карта полушарий.

1

38

Распределение воды и суши на Земле.

1

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

40-41

Материки на глобусе и карте полушарий.

1

42

Первые кругосветные путешествия.

1

43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

1

44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1

45

Пояса освещённости: жаркий, умеренный, холодный.

Изображение  на глобусе и карте полушарий.

1

46

Природа тропического пояса

1

47

Природа умеренных и полярных поясов.

1

48

Обобщающий урок по теме «Земной шар»

1

Карта  России

20 ч

49

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица --- Москва.

1

50

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

1

52

Моря Тихого  и Атлантического океанов.

1

53

Острова и полуострова России.

1

54

Работа с контурными картами.

1

55

Поверхность нашей страны. Низменности,

возвышенности, плоскогорья.

1

56

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

1

57

Крупнейшие  месторождения полезных  ископаемых.

1

58

Работа с контурными картами.

1

59

Реки: Волга с  Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГРЭС.

1

60

Реки: Дон, Днепр, Урал.

1

61

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой.

1

62

Реки: Лена и Амур.

1

63

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал.

1

64

Работа с контурными картами

1

65-66

Наш край на карте России.

2

67

Контрольная работа за год.

1

68

Повторение  начального курса физической географии

1

Всего:

68 ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса

Данный материал содержит ответы на билеты по географии для учащихся 9 класса, сдающих экзамен в традиционной форме....

Урок окружающего мира в 1 классе "Азбука географии"

« Работа с глобусом и картой на уроках окружающего мира » Одним из видов работ по предмету «Окружающий мир», является работа с глобусом и географической картой. Задача учителя – научить детей работат...

Рабочая программа по географии (8 коррекционный класс VIII вид))

Рабочая программа по географии для 8 коррекционного класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

УМК "Школа России" , окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, тема: "Мир глазами географа".

Тест для проверки знаний детей по теме: "Мир глазами географа", к учебнику А.А. Плешакова 4 класс....

Мир глазами географа. - окружающий мир 4 класс

Тема: Мир глазами географа.Цели: - Ознакомить с наукой, изучающей Землю, - географией;- Сформировать представление о глобусе и географической карте;- Закрепить умение работать с картой и глобусо...

Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...

Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии 8 класс...