Программа внеурочной деятельности "Урало-сибирская роспись"
рабочая программа (4 класс)

Хотенко (Гаврилова) Виктория Игоревна

Программа внеурочной деятельности является частью дипломного проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Утверждаю

Протокол методического совета № ___

Директор Ширизданов М.Р.

от «___» _______________ г.

«___» _______________ г.

Программа

Курса внеурочной деятельности

«Урало-сибирская роспись»

Направление: общекультурное

Авторы-составители:

Вид: художественно-эстетический

Мотовилова Н.В.,

Гаврилова В. И.

Возраст: 10-11 лет

Срок реализации: 1 год

Челябинск, 2020 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Учебно-тематическое планирование

5

Содержание изучаемого курса

6

Мониторинговая карта освоения программы внеурочной деятельности

9

Методическое оснащение курса

10

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

12

ПРИЛОЖЕНИЕ А

13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста в объеме 1 час в неделю и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности на основе материалов народного творчества является одним из основных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественных и творческих способностей. Для Уральца большой интерес представляют декоративные росписи Урала. Лучшие произведения народного искусства впечатляют своим совершенством, простотой и краткостью и, несомненно, вызывают эстетические чувства.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства, развитие эстетических чувсвт.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  1. раскрыть истоки народного творчества;
  2. знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  3. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  4. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
  5. пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей,  формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы проведения:  практическое занятие, выставка, мастер-классы, презентация творческих работ.

Планируемые результаты освоения курса:

Познавательные:

  1. знать особенности и историю Урало-сибирской росписи; правила составления композиции; основы цветоведения; этапы работы над изделием;
  2. уметь выполнять основные элементы и мотивы росписи; составлять эскиз композиции; правильно работать над созданием изделия.

Личностные:

  1. знать особенности и историю Урало-сибирской росписи; правила составления композиции; основы цветоведения; этапы работы над изделием;
  2. уметь выполнять основные элементы и мотивы росписи; составлять эскиз композиции; правильно работать над созданием изделия.

Метапредметные результаты:

  1. уметь оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Учебно-тематическое планирование

Разделы и темы

Количество часов

Формы организации

Всего

Теория

Практика

I. Введение

6

1

5

1.Вводное занятие.

Искусство росписи на Урале

1

1

-

Беседа

2. Орнамент, композиция и цвет в росписи

1

-

1

Беседа, мастер - класс

3. Элементы росписи, отработка приемов росписи.

2

-

2

Беседа, мастер-класс

4. Варианты разживки. Отработка приемов росписи.

1

-

1

Беседа, мастер – класс

5. Элементы росписи с разживкой. Отработка приемов росписи.

1

-

1

Мастер - класс

II. Мотивы Урало-сибирской росписи

8

1

7

1. Выполнение мотива «Листочек»

1

-

1

Мастер-класс

2. Выполнение мотива «Цветок»

1

-

1

Мастер-класс

3. Выполнение мотива «Яблоки»

1

-

1

Мастер-класс

4.  Выполнение мотива «Птица»

2

-

2

Мастер-класс

5. Выполнение мотива «Лев»

2

-

2

Мастер-класс

6. Выставка работ

1

1

Выставка

III. Композиция

8

2

6

1. Выполнение простых композиций на основе образцов.

3

1

2

Беседа, мастер - класс

2. Создание собственных простых композиций

2

-

2

Мастер класс

3. Выполнение сложных композиций на основе образцов.

1

-

1

Мастер - класс

4.  Создание собственных сложных композиций

1

1

1

Мастер - класс

5. Выставка работ

1

-

-

Выставка

IV. Изделия

10

1

9

1. Создание изделия. Этапы и особенности работы.

1

1

-

Творческий проект

2. Эскиз к изделию плоской формы.

1

-

1

Творческий проект

3.Роспись изделия плоской формы (разделочная доска)

3

-

3

Мастер - класс

4. Эскиз к объемному изделию

1

-

1

Творческий проект

5. Роспись объемного изделия (кувшин, чашка)

4

-

4

Творческий проект

5.Выставка работ

1

-

1

Выставка


Содержание изучаемого курса

I. Введение

Тема 1. Вводное занятие «Искусство росписи на Урале». Правила поведения на занятиях

Роль росписей в жизни человека. Ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Инструктаж по технике безопасности в кабинете изобразительного искусства и правила работы с инструментами и материалами.

Тема 2. Композиция, орнамент и цвета Урало-сибирской росписи

Особенности композиции, орнамента росписи. Основные используемые цвета и их сочетания в Урало-сибирской росписи.

Тема 3. Элементы росписи. Отработка приемов росписи

С-, S- и O-образные элементы росписи. Инструкция по выполнению, отработка выполнения детьми.

U-образный элемент и элемент «Змейка». Инструкция по выполнению, отработка приема детьми.

Тема 4. Варианты разживки. Отработка приемов росписи

Роль, цвета и варианты разживки. Инструкция по выполнению, отработка приема детьми.

Тема 5. Элементы росписи с разживкой. Отработка приемов росписи.

Способы украшения элементов разживкой. Инструкция по выполнению, отработка приема детьми.

II. Мотивы Урало-сибирской росписи

Тема 1. Выполнение мотива «Листочек»

Варианты выполнения и значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.

Тема 2. Выполнение мотива «Цветок»

Значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.

 Тема 3. Выполнение мотива «Яблоки»

Значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.

Тема 4. Выполнение мотива «Птица»

Варианты и значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.

Тема 5. Выполнение мотива «Листочек»

Варианты и значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.

Тема 6. Выставка творческих работ.

Организация выставки. Анализ работ, разбор достоинств и недостатков. Повторение и подведение итогов раздела.

III. Композиция

Тема 1. Выполнение простых композиций на основе образцов

Актуализация знаний по особенностям композиции. Демонстрация простых композиций Урало-сибирской росписи. Самостоятельное выполнение композиции по образцу.

Тема 2. Создание собственных простых композиций

Демонстрация простых композиций Урало-сибирской росписи. Самостоятельное создание эскиза, выполнение композиции.

Тема 3. Выполнение сложных композиций на основе образцов

Демонстрация сложных композиций Урало-сибирской росписи. Самостоятельное выполнение композиции по образцу.

 Тема 4. Создание собственных простых композиций

Демонстрация сложных композиций Урало-сибирской росписи. Самостоятельное создание эскиза, выполнение композиции.

Тема 5. Выставка творческих работ.

Организация выставки. Анализ работ, разбор достоинств и недостатков. Подведение итогов раздела.

IV. Изделия

Тема 1. Этапы и особенности создания изделия

Этапы и особенности работы создания изделия: эскиз, роспись, сушка, лакировка, сушка.

Тема 2. Эскиз композиции для плоского изделия

Демонстрация вариантов композиций для плоского изделия. Самостоятельное создание эскиза для плоского изделия.

Тема 3. Роспись изделия плоской формы

Актуализация этапов работы над изделием. Самостоятельная работа по росписи и лакированию изделия.

Тема 4. Эскиз композиции для плоского изделия 

Демонстрация вариантов композиций для объемного изделия. Самостоятельное создание эскиза для объемного изделия.

Тема 5. Роспись объемного изделия 

Самостоятельная работа по росписи и лакированию изделия.

Тема 6. Выставка работ 

Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов, награждение и выдача грамот.


Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись»

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Срок проведения

Личностные:

проявлять интерес к народному искусству своего региона;

повышать уровень развитости творческих способностей и эстетических чувств.

Умение оценивать явления искусства и действительность.

Желание творчески преобразовывать мир в соответствии с законами гармонии.

Анализ творческих работ, наблюдение, диагностическая методика - недописанный тезис (приложение 1), художественно-экспрессивный тест (приложение 2)

Сентябрь, май

Предметные:

знать особенности и историю Урало-сибирской росписи; правила составления композиции; основы цветоведения; этапы работы над изделием;

уметь выполнять основные элементы и мотивы росписи; составлять эскиз композиции; правильно работать над созданием изделия.

Демонстрация своих знания, отвечая на вопросы.

Верное выполнение элементов и мотивов росписи

Проведение работы над изделием в правильной технике и последовательности

Анализ творческих работ, наблюдение

Декабрь, февраль, май

Метапредментые:

уметь оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;

сравнивать, анализировать и обобщать информацию;

накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории.

Творческий и оригинальный подход к выполнению задания.

Сравнение и анализ работ.

Демонстрация своих знания, отвечая на вопросы.

Обобщенные занятия в каждом разделе

Декабрь, февраль, май


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента общего образования от 12 мая 2011 года №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – Текст: электронный. – URL: http://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения 18.03.2020).
  2. Приказ о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва. 2011. – 6 с. – Текст: непосредственный

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов ; под ред. В. А. Горского. – Москва : Просвещение, 2013. - 111с. – (Стандарты второго поколения) – Текст: непосредственный.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Диагностическая методика «Недописанный тезис»

Цель методики: выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности.

Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности

Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне.


Диагностическая методика «Художественно-экспрессивный тест»

Цель методики: определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности, уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагаются репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети:

  1. Серов В.А. Девочка с персиками.
  1. Ренуар О. Читающая девочка.
  2. Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на следующие вопросы:

  1. «О чем думают эти дети»?
  2. «Какие они по характеру»?
  3. «Какое у них настроение»?

Высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

Средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

Низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства/внеурочное занятие/.Тема" Роспись пасхальных яиц"

Урок изобразительного искусства , на котором ученики первого класса узнают в доступной им форме о росписи пасхальных яиц, о традициях провославных праздников на Руси.Данный материал можно использовать...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Программа дополнительного образования "Городецкая роспись"

Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. И...

Программа внеурочной деятельности «Городецкая роспись»

Программа направлена на изучение особенностей городецкой росписи, обучению ее основным элементам с учащимися третьего класса....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Декоративная роспись»

Программа «Декоративная роспись» направлена на приобщение учащихся к народному, декоративно-прикладному искусству и получение ими опыта применения художественных знаний, умений и навы...