Сценарий праздника "Шагаа"
методическая разработка

Донгак Сай-Хоо Орлановна

Сценарий мероприятия "Шагаа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shagaa_dlya_sayta.docx976.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника "Шагаа"

        Настоящая работа посвящена встрече и празднования буддийского Нового года – Шагаа. Шагаа встречают каждый год в разное время. Дату определения служители буддийской религии – ламы. Праздник представляет собой проводы зимы, окончание года, и начало весны, начало нового года, согласно буддийскому двенадцати годовому животному циклу.

Цели: познакомить учащихся русских классов с традиционным национальным праздником тувинцев – встречей буддийского Нового года.

Задачи:

1.Развивать умения учащихся выступать публично (выразительно читать стихи, петь, танцевать).
2.Воспитывать уважение к культуре другого народа, воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, толерантности.

Оборудование:

1.Оформление актового зала в виде юрты.
2. “Священное дерево”, ленточки – чалама.
3.Пословицы и поговорки на русском и тувинском языках.
4.Народная и современная тувинская музыка.

Тувинские народные пословицы:

1.Птице – гнездо, человеку – Родина.
2.Чувства братские светлы – крепче каменной скалы.
3.Без знаний и утро – ночь.
4.Морское дно далеко, знания – глубоко.
5.Не о лице – о чести думай.
6.Трудолюбивому – почет, ленивому – насмешки.
7.Слово отцово запоминай, слово матери уважай.
8.Слово метко – на дереве метка.

Ход мероприятия

Открывает праздник ученица 9 класса, с песней “Шагаа”.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на празднование Нового года по Лунному календарю. Мы расскажем вам, что значит слово и праздник Шагаа, расскажем о национальных играх и обрядах тувинского народа.

Хоть молодых спроси 
Хоть старика
Нет радостнее праздника Шагаа!
Я ведущая сегодня
Вас зову повеселиться
И Шагаа – виновник дня
Здесь в хоромах торжества!

2 ведущий: В Туве, как и в других странах Центральной и Восточной Азии, новогодние празднества занимают самое важное место в календарной традиции.

Они представляют собой сложный комплекс обычаев и обрядов, игр и развлечений. Большинство из них связаны с надеждами людей обеспечить себе счастливый, благополучный год. Для простого арата означает заложить основы увеличения поголовья скота и получения богатого урожая; для деловых людей –

прибыльного ведения дел, для служащих – успешного продвижения по служебной лестнице, для молодых – осуществления юношеских замыслов и надежд, для пожилых – сохранения здоровья и долголетия. Одним словом, каждый хочет счастья в жизни.

1 ведущий: По-тувински новый год называется “Шагаа”. Оно означает  “начало года”.

Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю (по европейскому календарю это конец января – февраль). Дату праздника определяют ламы.

Шагаа праздновали 3 дня, а вот приготовления к нему начинались за 7 дней. За 3 дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранялись предания о смысле каждого года восточного цикла. Например, существует интересная сказочная версия, почему цикл начинается с года Мыши.

2 ведущий: В ночь перед наступлением Нового года никто не ложится спать, за исключением младенцев и малолетних детей. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет.

1 ведущий: О приходе Шагаа извещали первые лучи утреннего солнца. Увидев их, каждый тувинец чувствовал, что действительно наступил Новый год. Согласно поверью, счастье придет к тому, кто встретит восход солнца в первый день наступившего года. Все что делалось в этот день, считалось “Впервые сделанным”, и это относилось практически ко всему: к первой встрече, первому слову, первому делу и т.д. В народе бытовало мнение: если в первые дни Шагаа что – то сделаешь хорошо, то и весь год будет удачным. Эта традиция жива до сих пор.

2 ведущий: В первое утро Нового года все члены семьи облачались в новые или обновленные одежды, усаживались за первую в новом году трапезу. В новый год трапезе тувинцев преобладали вареная баранина, различные молочные продукты, разнообразная выпечка, каши и супы. Нередко в основе многих кушаний лежала идея магии плодородия. Так, пожелания достатка и богатого урожая выражалась через форму боорзаков – кусочков теста, зажаренных в кипящем масле, их круглая форма символизировала достаток и процветание.

Угощение зрителей боорзаками

1 ведущий: А сейчас наш повар расскажет о национальных блюдах.

Повар: Грудинка – грудинка мелкого скота считается почетной пищей. Ее ставят  гостям, приехавшим издалека, родственникам, друзьям, детям. Если нет такого случая, грудинка “тош” добыча хозяина юрты.

Ужа (курдюк) – ритуальное блюдо. Ужа самое почетное блюдо тувинцев, которое преподносится гостям, при “сватании” невесты, рождение ребенка, обряда освещения или больших праздников – самому уважаемому человеку. Вместе с ужа в большую тарелку положить голень, два самых больших ребра.

Сычужная кровяная колбаса – Блюдо из овечей крови. Его готовят в процессе разделки туши. В вымытый сычуг налить подсоленную с нашинкованным репчатым луком жидкую кровь. Сычуг нельзя заполнять кровью до краев, при варке он может лопнуть. Края устья сычуга, через которое заливаем кровь, прополоть заостренной полочкой в нескольких местах, делая “оборку”. Поверх палочки положить кусок тонкого сальника и оставленной частью тонкой кишки обмотать “восьмеркой”. Ее также называют мягкая сочная колбаса, также ее называют “горячая кровь”. Это лакомство любят все. Режут и едят тут же горячим.

Чай с молоком – любимый напиток тувинцев. Чай обязательно должен быть зеленым. Его варят в чугунном котле, с добавлением соли, а когда он закипает, подливают сырое молоко и доваривают. Пьют чай не только с коровьим, но и с овечьим, козьим и верблюжьим молоком. По обычаю, хозяйка наливает чай сначала хозяину, потом себе.

Угощение зрителей национальными блюдами.

Песня “Шайывыс” ( “Чай”)

2 ведущий: У праздника Шагаа есть обязательный атрибут – это особое приветствие “чолукшууру”. Младший старшему протягивал обе руки ладонями вверх, а старший возлагал на них сверху свои руки ладонями вниз. Таким жестом они выражали уважение друг к другу. И при этом говорили: “Амыргын – на, амыргын!” “Мира вам и благополучия”.

Ведущие приветствуют всех в зале, согласно обычаю.

1 Ведущий:

Голова года появилась,
Кожа спала с головы змеи.
Окуриваю дымом
И окропляю молоком.
Помилуй нас, тайга кедровая,
Помилуй скот мой девяти видов!
Пусть бегают козлята и ягнята,
Пусть будет изобилие молока.
Пусть разносится аромат дикого лука,
Пусть бегают жеребята мои.
Ушел за перевал Год Быка,
Пришел в аал Год Тигра.

Песня “Курай”

2 ведущий: Новый год, как и всякий праздник, был наполнен играми и развлечениями. Особо популярными были катания с горок. Это было истинное наслаждение для детей, которые с утра до вечера носились вверх и вниз. Вместо санок они использовали шкурки зверей.

Песня “Дагларым” (“Горы мои”)

1 ведущий: Предлагаем следующие конкурсы – состязания:

1.Конкурс “Лучший национальный костюм”
2.Игра “Тевек” (почекушка). 
3.Накидывание аркана на коня.
4.Частушки
5.Загадки
6.Скороговорки

2 ведущий: Пусть колышется степь!

Все: Оршээ! (Пусть будет так!”

1 ведущий: Пусть голосятся птичьи голоса!

Все: Оршээ!

2 ведущий: Пусть болезни, хворь всякая исчезнет, чтоб люди здоровыми были всегда!

Все: Оршээ!

1 ведущий:

Пусть уходят подальше все беды.
Моя тайга с высокими плечами,
Пусть все доброе приходит к нам,
Пусть не будет болезней,
Пусть не будет бедственных бурь,
Пусть будет много ячменя и проса,
Пусть дети будут здоровыми.

Заканчивается мероприятие обрядом освящения, который проводят приглашенные ламы, служители буддийской религии. После окуривания дымом можжевельника, разжигания жертвенного огня и произнесения благопожеланий приступали к обряду очищения на снегу. Все должны были весело побарахтаться в снегу, а затем отряхнуться, ритуально избавляясь, от старой грязи и говорят слова благословления.

Краткое пояснение тувинских слов.
Аал – кочевая стоянка группы юрт.
Арат – трудовой человек, скотовод.
Боорзак – кусочки теста, зажаренных в кипящем масле.
Лама – служитель буддийской религии.
Тош – грудинка.
Ужа – курдюк.
Чалама – жертвоприношение духу.
Чолукшууру – особый обряд приветствия во время празднования Шагаа.
Шагаа – начало года, Новый год.

Литературные источники

1. Шагаа. “Башкы” №6, 1997.
2.М.Б.Кенин – Лопсан “Традиционная культура тувинцев” Кызыл, 2006, стр 140 – 144.
3.Толковый словарь тувинского языка. Новосибирск “Наука”, 2003.


Шагаа байырлалынын сценарийи.

Сорулгазы:  

1.Тыва улустун хундулээчел, эвилен-ээлдек, сонуургак эки чанчылдарынга уругларны кижизидер.

2.Сагынгыр, тывынгыр чорукка база улустун аас-чогаалынга даянмышаан, уругларнын сос курлавырын сайзырадыр, байыдар.

3.Тыва национал оюннарнын чамдык хевирлери-биле таныштырар.

Дерилгези:

Он ийи чылдын эргилдезинин чуруктары, йорээлдер, улегер домактар, тыва аялгалар, ырылар, тос-карак, сут, аяк, тевек, муз.центр.

Байырлалдын чорудуу.

I. Организастыг кезээ:

Шагдан тура огбелернин сагылгазы,

Чараш чаагай  чанчылывыс, эртиневис шагаа ол-дур,

Чаагай сеткил сеткип тургаш чолукшууру,

Чанчыл болган, хундуткелдиг байырлал-дыр.

Эрги чылды удеп тура, чаа- чылды уткуп тура,

Эки сеткил сеткивишаан, бодавышаан,

Эн-не эки демдектерлиг болур дээштин

Эрес кежээ хой чылын уткуулуннар!

Кадактарлыг танцы.

II. Кол кезээ.

- Эргим  башкылар, уруглар болгаш хундулуг ада-ие бо хун бистер тыва чоннун улуг байырлалы «Шагааны» уткуур бис!

Шагнын чаагай эргилдези

Шагаа хуну байырлалда

Сузуглээштин чуу-даа чуве

Чуму-биле арыг ак боор.

Аяс дээр-даа ак-кок оннуг,

Аал-чурт-даа ак хар хептиг,

Амырлажып чолукшуурда

Ак кадаан солчуп сунчур.

Чаламага агын баглаар,

Чажыг чажып ак сут оргуур,

Чалбарыглар, йорээлдерге

Чаагай кежик курайлап аар.

Адыг-чарыш моорейлерлиг,

Амданныг чем, найыр-дойлуг

Ада –огбем ыдыкшылы-

Ак чолдуг бурун Шагаам.

Аът чылы аъттаныпты,

Хой чылы моорлап келди!

Унуп келген чаа чылга

Кудук базып чолукшуулу!

(башкылар, оореникчилер, ада-иелер база аалчылар чолукшуур)

III. Шагаа дугайында беседа.

           Шагаа  дээрге - улуг  бичии чоннун  байырлалы. Аңаа   баш  удур  белеткенир,  мал  семис  турда-ла  кончуг  иртти  дөгергеш, өреме, саржаан,  чодураалыг,   үүргенелиг  чөкпээн,  үүже-хырбачазын  белеткеп  алыр.

           Шагаа  үези  чоокшулап  олурда,  аал  чоогунуң,  өг      иштиниң,  бажың  балгатың  соңга-хаалгазын – шупту   эт-херекселде  эрги  чылдың  хир-чамын  аштап,  арыглангаш,  кижи  бодунуң  сагыш-сеткилин  боданып, арыглап кылган ижин сайгарып боданыр. Ол  дээрге  үнген  чаа  чылдан  эгелеп  кижи  бодунуң 

 чуртталгазын  эки  талаже  углап-баштап,  ачазының,  акызының,  дуңмазының  эки эжи,  дузалакчызы,  чөлеңгиижи  болуп,  төрел  чонунга  харыысалгалыг  болуру-дур. Шагаага эрги чылды удээр, чаа чылды уткуур, ынчангаш Шагаанын будуу хунунде улус шупту удувас, хондур ойнап-хоглеп, тывызыктажып, улегер домактажып, дурген-чугаага, кажык дээн ышкаш оюннарга чижип тура хонар турган.

Чаа  чылды  уткуурда  саң  салыр  савага  делгеп  белеткеп  алган  ажы-чеминиң  дээжизин  алгаш,  хүн  үнер  чүкче  углай  салгаш,  чемниң  дээжизин  өртедир. Ол чүнү илередип  турарыл  дээрге,  чаа  үнүп орар  чылды  чалап, уткуп ап турарывыс

ол. Даң  аткан,  хүн  херелдери-биле  Шагаа  байырлалы  эгелээр.

      Тускайлаң  чымыштыг  ажыл-иштен  дыштанып,  төрел  чонун  чалап, чаладып,  чаа 

үнген  чылды  йөрээл сөстер-биле  уткуп  алыр.

Тыва улустун тоолун коргузер.

IY. Оюн-тоглаа, моорейлер.

Шагаа таварыштыр чанчылывыс хажытпайн оореникчилер болгаш ада-ие ийи аалдын арат чону болуп уступ алгаш, оюн-тоглаа, моорейден эрттирээлинер . Ийи аал: кедээр аал болгаш куду аал.

1-ги моорей «Айтырыглар»

1.Сээн чылын чул? Ол дириг амытанны оттунуп корем.

2.Дириг амытаннарнын кайызы чыл санаашкынынче кирбээнил? (Теве)

3.Ол дириг амытаннарнын кайызы Тывада чогул? (пар, улу, мечи)

4.Кайызы соястаарлар аймаанга хамааржырыл? (чылан)

5.Чылда кирген дириг амытаннарнын аттары-биле холбашкан унуштерни аданар. (Ыт-кады, чылан-сыртыы, инек-караа.)

6.Оларнын кайызы чалгынныгыл?(Улу, дагаа.)

7.Чыланны ойзу аданар? (Узун-курт, кулбураар, чылбыраар, соястаар.)

8. Чуу деп чылда кирген амытаннарны азырап турар бис? (инек, ыт, аът, хой, дагаа, хаван)

9. Мечини оон оске адаарын тывар (сарбашкын, кижи-бурус)

10. Судун саап ижер амытаннар (инек, аът , хой)

2-ги моорей «Узун тыныш»

3-ку моорей «Тывызыктар»

  • Ийи тончулуг, ийи билзектиг, ортузунда кадаглыг (хачы)
  • Амдан киирер ак чемим (сут)
  • Тейи дежик, ишти курттуг (ог)
  • Мун кижи чангыс курлуг (ширбииш)
  • Чырык коргенде чунун-даа артынга чаштынар (холеге)
  • Чанын билбес кижи чагдап болбас чашпан (шагар-оът)
  • Чангыс ыяш чайганды, чалан ак хол холзеди (хойтпак, бышкы)
  • Ховен иштинде чанагаш оол чыдыр (буурек)
  • Санап четпес хойлар, хемчээп четпес шол (дээр болгаш сылдыстар)
  • Суг мээлиг, шой баштыг, кидис мончарлыг, ыяш хонектиг, демир олуттуг (чылапча, шууруун, оттук, ораанда, паш)
  • Эртен дорт буттаар, душте ийи буттаар, кежээ уш буттаар (кижинин унгээри, кылаштаары, кырый бергеш даянгыыштыг кылаштаары)
  • Ховен дег ак дуктуг мен, аяк ишти ханныг мен (тоолай)
  • Тейлеп-ле турар, тейлеп-ле турар, тейлээн соонда теккиледир узер (балды)

.4-ку моорей «Улегер домактар»

      Мен эгелеп каарымга, тондурер силер. Кайы аалдын улузу улегер домактарны ковей билир эвес.

1. Ужук билбес кижи…(Уну чоктан дора.)

2.  Кижи озер… (Кидис шойлур)

3.  Чадаг чорба, аьттыг чор…(Чааскаан чорба, эштиг чор)

4.  Эки кижээ эш хой… (Эки аътка ээ хой)

5.  Чадаг кижиге чер ырак…(Чалгаа кижиге чем ырак)

6.  Куш уязынга ынак…(Кулун иезинге ынак)

7.  Шевер кижи мактадыр…(Чевен кижи бактадыр)

5-ки  моорей Манчы чиир «Бардамнажыр»

«Тыва кызы» болуунун кежигуну  Дамыран Айланмаа Байлаковна-биле ужуражылга.

6-гы моорей «Кожамыктар»

Ыры «Шагаа келди» (оореникчилер ырлаар)

Болуп эрткен моорейлерни туннээри. (жюри кежигуннери)

 -Чаа чылды эки уткуп, чаа-чаа чедиишкиннерлиг , чугле дорт, беш демдектерге оорениринерни кузедим уруглар! Бодап алган бодалдарывыс, кузеп алган кузелдеривис будер-ле болзунам, курай-курай!!! 

Сценарий Шагаа

Сценарий на Шагаа.

Ведущая. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Амыргын-на, амыргын! Мира вам и благополучия!

Пришел день Шагаа,

Который с давних времен отмечаем.

Давайте все дружно

На чистом и белом снегу

Все беды встряхнем и невзгоды уходящего года.

И с чистой душой, с добрыми намерениями,

Продолжая обычаи предков

Священный огонь мы зажжем.

Окропив молоком Мать-Землю и Небо-отца

Попросим у бога благословения!

Стихотворения.

Шагдан тура дойлаарывыс

Шагаа хуну унуп келди.

Дашкаар унуп, силгиленип,

Даштыг черге сандан салып,

Суттен чажып, отка оргуп,

Чудулгевис сагыылынар.

Амыр-менди чолукпушаан,

Ак чем амзап, йорээл салчыыл.

Алгы дожеп, шанак мунуп,

Артыы дагдан чунгулаалы.

Даалы, кажык, тевек ойнап,

Талалажып кагжыылынар.

Хырбачаны, согажаны

Хырый кезип, ууже бузуп,

Улуг паштар чак долдур

Улай-улай улдуртуулу,

Далган, тара, саржаг, чокпек

Тавак долдур сыгажыылы.

Аарыг-аржык чагдавазын,

Айыыл-халап таварбазын!

Бурган башкы ыдыктап каан

Буян-кежик бодаразын!

Бурун тыва ёзу-биле

Мурнувуска согуржуулу!

Ведущая. Шагаа означает Начало года. Это самый светлый праздник. К Шагаа начинают готовиться за три дня. А накануне все приготовления должны быть уже закончены, и начинается веселье: игры, соревнования, песни, танцы, потчевание самых почтенных и всех остальных гостей. Веселье и потчевание продолжается всю ночь и на следующий день.

Хоть молодых спроси,

Хоть старика

Нет радостнее праздника Шагаа!

И эта радость светлого Шагаа

Пускай сейчас распространится в нашем зале!

Песня «Шагаалаал».

Ведущая. На праздник Шагаа принято приглашать Тоолчу – Сказочника. В давние времена, когда не было ни телевизора, ни радио сказки помогали коротать долгие зимние ночи. Их не просто рассказывали, а пели. Поэтому рассказать сказки мог не каждый. Сказочников очень уважали и особо ценили. Давайте и мы позовем Сказочника, все вместе скажем «Шыяанам!».

Входит Сказочник, здоровается (чолукшуур) и сев на почетное место рассказывает сказку (ырлай арак).

Входят в зал дети, одетые в маски животных 12 годов, становятся в ряд, рассказывают стихотворение.

Эргилделиг он ийи

Эптиг-чоптуг алышкы бис!

Алышкы бис, халышкы бис,

Найыралдыг, демниг бис!

Алызындан омак бис,

Амыр эвес, хоглуг бис,

Хоглуг бис, омак бис,

хоорештиг хоглуг бис.

Чорук херек кылыр бис,

Доозавыс кылыр бис.

Кылыр бис, кылыр бис,

Кымдан артык кылыр бис!

После танца, дети садятся.

Ведущая. В будни и в праздники взрослые вместе с детьми играли. Игры и соревнования носили бытовой обучающий характер. Например, игра «Зааркань коня». Эта игра учит детей с малых лет ловить необъезженных лошадей, развивает в них силу, ловкость и выносливость.

Игра «Зааркань коня».

Входит Ак-Сал ирей.

Ведущая. Вот еще один почетный гость к нам пожаловал (здороваются – чолукшуур).

Ак-Сал. Шагаа-биле! Мира вашему саду! Мира всем гостям!

Голова года появилась

Кожа спала с головы змеи

Окуриваю дымом

Окропляю молоком

Помилуй нас тайга кедровая

Помилуй скот мой девяти видов!

Пусть бегают козлята и ягнята

Пусть будет изобилие молока

Пусть разносится аромат дикого лука.

Пусть бегают жеребята мои

Пусть здоровыми будут дети всегда.

Ушел за перевал год Кролика

Пришел в аал год Волшебного Дракона.

Ведущая: Просим Вас к столу почтенный гость.

Ак-Сал ирей усаживается за стол. Ведущая наливает ему чай.

Ведущая: Как мы знаем, угощать гостей в праздничные дни задача не из легких, особенно если гостей и родственников много. Призываем на помощь родителей и сотрудников детского сада. Посоревнуемся в знании национальных блюд. В каждой команде должно быть по 5 человек. Они по очереди называют по одному блюду. Побеждает та команда, которая назовет больше блюд. Но, а пока команды готовятся, наши дети споют вам песню.

Песня «Хырбача».

Ведущая. Как мы уже слышали, есть много разных блюд национальных, но среди всех этих блюд, особое место занимает традиционный напиток – чай с молоком, который любят и ценят все. Он поддерживает силы уставшего человека, утоляет жажду, а также улучшает общее состояние у больного.

Песня «Шайывыс».

Ак-Сал. Спасибо за вкусное угощение. А теперь я хочу загадать вам загадки.

Тывызыым дытта, тоолум дошта.

Моя загадка на дереве, а сказка в воде (белка, рыба).

Мыйыстыг - ан эвес,

Салдыг – ашак эвес,

Сыргалыг – кадай эвес,

Кудуруктуг – аът эвес,

Адыр дуюглуг – инек эвес.

Алдын теректин адыры он ийи.

Унген бурузу уш чус алдан.

У золотого дерева двенадцать веток

А на ветках 365 листьев (год, месяцы, дни).

Дендии куштуг, девиденчиг уннуг.

Сам сильный, издает звук тревожный (гром, динмирээшкин).

Ог иштинде алдын кадын ойнап-ойнап удуй берди.

Золотая царевна в юрте, после долгой игры заснула (от, огонь).

Ала аъдым хыл кажаалыг.

Ак ширтек хову шыпты.

Белая скатерть землю укрыла (снег).

Тии чок торгум, дизии чок чинчим.

По бескрайнему синему шелку, рассыпаны бусы несметные (небо, зв.).

Днем молчит, ночью ворчит (собака).

Беш алышкы дош чуктеди.

Пятеро братьев несут каждый по льду (пальцы, ногти).

Ак-Сал. Кончуг-ла чарт угаанныг толдер-дир. Очень умные дети, молодцы. А теперь посоревнуемся, кто больше знает пословиц и поговорок, родители или дети.

Птице гнездо, человеку - Родина.

Чувства братские светлы – крепче каменной скалы.

Без знаний и утро – ночь.

Морское дно далеко, а знание – глубоко.

Не о лице – о чести думай.

Трудолюбивому почет, ленивому – насмешки.

Слово отцово запоминай, слово матери уважай.

Слово метко - на дереве метка.

Правду расскажешь, совесть очистишь.

Кто рано встает, коня с седлом найдет.

Доброе дело и в воде не тонет, добрые слова – дороже богатства.

Ай херели чылыг чок, артык сеткил ажык чок.

Агы чечээ – ажыг, артык сос – анчыг.

Дыт – човурээлиг, сос – чорулдээлиг.

Дыннаанын чулчурбас – хоп болур, корбээнин хооретпес – меге болур.

Черни час оттурар, сеткилди эжи оттурар.

Оглунга иези болушпаска эки, кызынга адазы болушпаска эки.

Шапты балды куш тодер, чалгаа кижи ажыл чылзыр.

Кургаг черге хеме чорбас. Харам кижээ эш тывылбас.

Маадыр олзе-даа, мактал ады олбес.

Ак-Сал. Если будете следовать этим истинам счастье, почет и благополучие будут вашими спутниками всегда и везде.

Сказочник. Очень мудрые слова говорит Ак-Сал ирей. Я тоже присоединя-юсь к его словам. Есть также и такая забава как Дурген чугаалар – Скороговорки. Есть ли среди вас отважные на такую забаву.

Скороговорки.

Ведущая. А теперь наши дети развеселят собравшихся веселыми частушками – Кожамыками.

Кожамыктар.

Ведущая. Шагаа хуну моорейлиг,

Адыг-чарыш маргылдаалыг,

Чадан адаал, багдан кагаал,

Адааннажып тевек тевээл.

Игра «Тевек (почекушки)».

Тенек болбас, оолдар

Тевектен теп ойнаалынар.

Бирээ, ийи, уш че-ве!

Бир-даа катап дужурбээли.

Алдан ажыр тепкеш,

Ам-даа тууруп могавас.

Тевек теп турувуста.

Денди демниг толдер бис.

Ведущая. А теперь поглядим на наших принцесс – Дангыналар. Будем наслаждаться изящными танцами.

Танец с пиалами.

Входит Шулбус, принюхивается.

Шулбус (Черт). Кандыг кончуг чаагай чыт чувел? Какой приятный запах, мясом пахнет, аж слюнки текут. Кто это тут пир устроил (высматривает)? А это же люди! Зачем они собрались, что они празднуют? Что бы они не праздновали все равно! Сейчас я их околдую своими зловонными отварами, наемся досыта и заберу всех в свое царство тьмы – Дываажан оран. (Достает из-за пазухи бутыль брызгает. Ничего не меняется. Все живы, здоровы, веселы).

Шулбус. Что такое? Не тот флакон что ли взял? Или срок годности истек? (осматривает бутылочку). Нет, это тот флакон! Но почему они не засыпают?!

Ведущая. Чего это ты тут вытворяешь, Шулбус? Ты зачем детей пугаешь?

Шулбус. Как!? Как же это возможно?! Вы меня видите!?

Ведущая. Конечно же видим!

Шулбус. Но я же Шулбус, меня никто не может видеть! К тому же, я всех хотел усыпить крепким сном. Тогда Бог посчитал бы вас за умерших и не стал бы вам посылать свое благословения, а мне без труда удалось бы унести вас в царство мертвых.

Ведущая. Мы все тебя отлично видим и слышим. Ведь наступающий год - год Волшебного Дракона. Его волшебство распространяется на всех. А то, что ты надумал – это нехорошо. И не забывай, наш Бог всегда и везде будет защищать нас вместе со своими помощниками – Ламами, Шаманами и Дракошей - Улу.

Шулбус. Как бы не так?! Ведь сейчас, в эту минуту, рядом с вами никого нет. Придумали. Защитит, защитит! Посмотрим, кто вас защитит ( начинает пугать детей).

Дети зовут бабушку.

Дети. Кырган-авай!

Прибегает бабушка.

Бабушка. Что такое, что случилось? Почему кричите? Аа, Шулбус. Ты зачем пугаешь детей? Я никого из своих детей не дам в обиду.

Игра «Аскак-Кадай».

Бабушка. Что же это не отстает этот черт. Надо на помощь звать. Внучек, принеси мне мой бубен.

Мальчик приносит бубен, бабушка ударяет в него, слышен звон большого бубна, входит шаман.

Шаман танцует свой ритуальный танец, играя на бубне. Шулбус сначала пытается прятаться то там, то тут, но в конце, приговаривая под нос, убегает.

Шаман. Здравствуйте, Шагаа-биле! Чтобы таких неожиданностей больше не было, надо окуривать помещение артышом – можжевельником. Сейчас я у вас этот обряд совершу.

Оршээ хайыракан!

Эрги чылды удеп,

Чаа чылды уткуп тур мен.

Азаларым, дээрлерим,

Авыралдыг оран тандым!

Чаа-чалбак чагдатпа,

Чаннык-халап дужурбе,

Чаагай кежиктен хайырла,

Чайнын чаъстыындан,

Кыштын чымчаан хайырла!

Аарыгдан астырып тур,

Човуландан дестирип тур,

Оршээ хайыракан!

После окуривания дети читают стихи.

Артыш.

Арыг агаар ораны боор

Арга-эзим аяннарын

Ава бойдус арыг кылдыр

Артыжап каан, айдызап каан.

Шагдан тура чонувустун

Сагып келген чанчылы-дыр –

Аарыг-аржык, аза-буктан

Артыш-биле арыгланыр.

Авыралдыг унуш

Айдыс чыттыг артыш

Аарыг-аржык, хирден

Арыглаптар куштуг.

Бачыт хайны ырадырда,

Багай душту чайладырда

Артыжывыс кыпсып алгаш,

Артыжанып чалбарыыр бис.

Чаагай чытка шаптаттыргаш,

Сагыш сеткил улам сергээр,

Сузуглелин оскунмаза,

Сулде кезээ бедик болур.

Шаман. Шагаа найыр аъш-чемин чоогладым, четтирдим. Я с удовольствием полакомился вашими угощениями, спасибо вам друзья. Но а мне до появления первых лучей дома, нужно вернуться к себе домой, до свидания, друзья. База каттап Шагаа-биле! Байырлыг! Ой, чуть не забыл, я принес вам цветные ленточки – чалама, чтобы вы повязали их к священному дереву в знак мира, благополучия, плодородия, счастья и здоровья.

Оставляет ленточки у ведущей, прощается еще раз и уходит, бабушка идет провожать его.

Ведущая. (Раздает детям и некоторым гостям ленточки) Прошу, последуйте совету нашего Шамана (повязывают ленточки).

Ведущая. Уже появляются первые лучи солнца, нужно зажечь Сан - Священный огонь и преподнести пожертвования – самые лучшие куски мяса, молоко и всего, что есть.

Ак-Сал ирей зажигает огонь (имитирует), бросает пожертвования.

Ак-Сал. Эрги чыл эжиктен унду

Чаа чыл эжиктен кирди.

Эки чуве ээлзин,

Бак чуве барзын!

Хана-думаа оршээзин,

Хай-бачыт чайлазын,

Хыраа-донат душпезин,

Каан-халыын болбазын,

Кат чимис элбек болзун!

Аал-чурт амыр-менди турзун,

Амыр-тайбын, доктаап турзун

Курай, курай!

Песня «Шагаа ыры».

Бабушка (с тос-караком) окропляет молоко вокруг юрты.

Бабушка. Айнын чаазы

Хунум эртези

Эрги чылды удеп тур мен,

Чаа чылды уткуп тур мен.

Бура дег чыл эрти,

Бодаган дег чыл келди.

Чылдын бажы кирди,

Чылан бажы туледи.

Узун кудуруун шывыктап,

Узун аксын аазаткан,

Арны бажы адыйган,

Азыг дижи шаарарган.

Чалым хаяны чара дайнап

Чарт соокту чара хемирип,

Барган чери тывылбас

Баскан изи козулбес

Улу чылы моорлап келди…

Оршээ, оршээ!

Ведущая. Вот мы и встретили Белый месяц – Шагаа. А веселье наше продолжается.

Танец «Скачки».

Ведущая. Всякий национальный праздник не обходится без Хуреша – национальной борьбы. Это самое зрелищное мероприятие, куда съезжаются любители этого вида спорта со всех кожуунов республики. Мы тоже приглашаем наших борцов, встречайте – Могелер!

Борьба «Хуреш».

Ведущая. Как и всякий праздник Шагаа не обходится без подарков. Самыми дорогими подарками считались подарки белого цвета. Особенно белые Хадаки, так как Хадаки являются символической вершиной духовного и материального богатства.

Танец с хадаками.

(после танца дети дарят хадаки почетным гостям).

Ведущая. Уважаемые гости и ребята, на этом мы заканчиваем наш праздник. И в конце мы хотим пожелать вам:

Пусть уходят подальше все беды

Пусть все доброе приходит к нам

Пусть не будет болезней

Пусть не будет бедственных бурь,

Пусть будет много ячменя и проса,

Пусть дети будут здоровыми

Счастья вам и вашему дому!

Шагнын чаагай эргилдези

Шагаа хуну унуп келди.

Чанчыл ындыг: артыш-саннын

Чаагай чыдын айдызанар.

Хырбачанар дооранар,

Ужа, тоштен чоогланар,

Кырган, чалы, улуг-биче,

Ужур ындыг, чолукшунар.

Энелерим, огбелерим

Эдек тутчуп, чунгуланар.

Ажы-толдун омаан коруп,

Амыр-дыш ап, чалыытканар.

Шагаа хуну моорейлиг,

Адыг-чарыш маргылдаалыг,

Чадан адаал, багдан кагаал,

Адааннажып тевек тевээл.

Кажык ойнап даалылаал,

Кагжып оруп, шыдыраалаал.

Шуру шуутчуп, чинчи тыпчып,

Шупту хоглеп, ойнаалынар.

Чарлып болбас ыдыктыг

Чанчылывыс кагбаал,

Сагыызын дег камнаал,

Салгалдарга дамчыдаал!

Сценарий к национальному утреннику Шагаа -биле

Сценарий новогоднего утренника

«Шагаа» 2014 года

Подготовил: Помыткина .В.,

муз. руководитель

Действующие лица:

Ведущий - Кара-Монгуш Ч.Б.

Бабушка – Чечеймаа Монгушевна

Слепой черт – Любовь Доржуевна

Шаман – Хомушку Л.Б.

Г. Дракона – Джамилия Кара-ооловна

Г. Змеи – Анастасия Владимировна

Ход сценария:

Дети заходят под музыку «Челер-оой». Становятся полукругом.

Ведущий: Айнын чаазы, хуннун эртени-биле арат-чоннум, аалчылар!

Чаагай час-даа чоокшулады

Шагаа чаа-чыл моорлап келди.

Шагаа-биле торээн черим,

Шагаа-биле оолдар, кыстар!

Здравствуйте, уважаемые гости.

Приветствуем вас на празднике Шагаа!

Песня «Шагаа» (после песни дети идут к стульям).

Ведущая: за несколько дней до Шагаа на всей территории аала все нечистоты тщательно убирали, выметали. Юрту внутри и снаружи очищали от снега, грязи, наводился порядок. В этих новогодних хлопотах выражался древнейший обряд изгнания нечисти и скверны из дома.

Мы на этот праздник пригласили Бабушку, чтобы она провела обряд очищения (заходит бабушка).

Чажармаа: Амыр-ла, чоннум! Шагаа-биле! Чтобы у вас все было хорошо, я прочту священную молитву (судун чашпышаан, сопровождая молитвойобрызгивает девятиглазкой аржаан):

Хулээлгезин куусеткеш,

Улу чылы аътаннып тур.

Арат чонга, уругларга

Чылан чылы аалдап келди.

Эртип турар эрги чылывыс,

Эртинезин хайырлазын,

Уткуп турар чылан чылывыс.

Уутунмас буянныг болзун! Оршээ, Оршээ!

Молю, чтоб год Лошади,

Принес нам удачу и добро

Пусть все будут счастливы,

Пусть все будет хорошо!

Курай! Курай!

Ведущая: спасибо, бабушка, мы приглашаем вас на почетное место.

Уважаемая, Бабушка! В знак благодарности, мы приготовили вам танец.

Танец «Ховаганнар».

Бабушка: спасибо за приглашение, но мне пора уходить. Живите, этот год счастливо, не болейте, дарите друг другу только радость. Байырлыг, менди чаагай! (уходит).

Ведущий: хочу напомнить вам ребята

Что каждый новый год

Приходит к нам, сменяясь со старым

В обличии животных.

Есть год мыши и коровы

Тигра, зайца и дракона

Лошади, змеи, овцы

Обезьяны, петуха, собаки

И год свиньи!

Ведущая: в Шагаа принято ходить друг другу в гости. В народе считалось, что чем больше будет гостей на этот день, тем счастливее и богаче наступивший год для хозяев юрты. Смотрите, дети, сколько гостей уже прибыло (заиграет музыка), а кажется, кто-то еще к нам идет.

(звучит тревожная музыка). Заходит Слепой Черт.

Слепой Черт: подождите, подождите. Я вот кружил, летал вокруг юрты. Слышал, как вы здесь поете, танцуете, веселитесь. Ай-ай-ай, нельзя же так делать, ведь без меня праздник не состоится. Я тоже хочу с вами веселиться. А вы знаете мою любимую игру «Согур Аза». Давайте поиграем.

(Дети встают за мамой).

С.Ч. что это за тобой?

М. это мой когээржик.

С.Ч. а что за когээржиком?

М. это тень моего когээржика.

С.Ч. а что за тенью когээржика?

М. это мои детки.

С.Ч. тогда я их съем!

М. если сможешь, то попробуй! (игра проводиться 2-3 раза). После игры садятся на стульчики.

(звучит музыка Шамана, танцуя, выходит Шаман и начинает прогонять Слепого Черта).

- Кыш, кыш, кыш! Аа богда оршээ, оршээ, аза-четкер ынай турзун!

-Сгинь нечистая сила, сгинь!

Ведущий: с восходом солнца на Шагаа наши предки проводили обряд очищения святой водой аржаан, обкуривали артыш, читали молитву и развешивали чалама на дерево, от которых, по их представлениям, зависло благополучие на новый год.

Шаман: Чтобы все было хорошо,

Чтобы нечистые силы,

Нас покинули навсегда. Очистимся артышом. (я зажигаю артыш).

- Давайте дети, также совершим, еще один наш священный обряд. Завяжем наши ленточки – чаламу и загадываем желание (все завязывают). Оршээ! Оршээ! Оршээ! (шупту тейлээр).

- все загадали желание? Все очистились? Ну, тогда я пойду в соседний аул. Меня там ждут. До свиданья, дети.

Ведущая: спасибо вам! До свиданья!

Давайте продолжим наш праздник.

Ведущая: встречает с песней Шагаа

Встречают с пляской Шагаа

А кто стихи знает,

Пускай сейчас их прочитает.

Шагаа, шагаа часты чала

Чаштар, чаштар самнап ойнаал

Шагаа, шагаа чайна, чайна.

Уруг-дарыг уткуп алзын!

Шагаа дээргеТыва чоннун

Чаагай сузук чанчылы дыр.

Айнын чаазы, хуннун эртени,

Алгып йорээн баыйры -дыр.

Шагаа хунну уругларга,

Шагнын чаагай байыры дыр.

Оюн тоглаа, каткы чугаа

Ол хун черле узулбес тыр.

Ведущий: что томится в тесной юрте, выходите-ка скорей. Вокруг юрты поиграем-порезвимся, веселимся!

Подвижная игра «Юрта» (садятся).

Ведущий: катание с горки – обязательная часть праздника. Валяясь в чистом, белом снегу наши предки верили, что очищаются от всего плохого, что накопилось в течение старого года.

- Дети, поехали кататься! Игра «Катание на шкурах». Условие игры: Приглашаются родители. Чья команда быстрее доберется до финиша, та команда выигрывает. Садятся.

Заходит год Змеи под музыку.

Ах, как много ребятишек

И девчонок и мальчишек,

Шагаа-биле уруглар.

Амыр-ла, амыр!

С праздником поздравляю!

Пусть придет веселье,

Счастья радости желаю

Всем ребятам и гостям.

Ведущий: кто это к нам пожаловал в гости, ребята?

Дети: Год Змеи.

Змея: я - Змея символ уходящего года. Передаю свое правление году Лошади.

Шапку ставит на почетное место.

Змея: сегодня вы провожаете меня и встречаете год Лошади. Уходящий год, хочет с вами спеть песня «Я люблю свою лошадку» (дети садятся).

Змея: молодцы дети весело пели, теперь хочу проверить вашу ловкость. Кто самый ловкий и сильный по «Перетягиванию каната». Чья команда сильнее?

Игра «Перетягивание каната». После детей приглашаются папы (дети садятся).

Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи, их закапывают в зимнем загоне для овец и начинают собирать снова. Тувинец считает, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности. А мы поиграем в игру Игра в кости «Кто быстрее соберет кости».

Змея: а теперь я хочу поиграть с родителями, кто знает поговорки. Давайте посоревнуемтесь. В конце считают фишки: награждается победитель (грамота).

Чечен менде, чечек черде.

Мерген менде, мезил хемде.

Человек познается в дружбе, а конь в пути.

Аът болуру кулундан, кижи болуру чажындан.

Кижи озер, кидис шойлур.

Змея: спасибо, дети мне было с вами весело, но мне пора. Передаю свое правление году Лошади. До свидания! (уходит).

Ведущий: ребята, вы знаете, какой год мы встречаем?

Дети: да, год Лошади.

Ведущий: встречайте, к нам пожаловал самый важный, почетный гость этого года – Лошадь (под музыку заходит Лошадь).

Лошадь: Шагаа-биле уругларым

Шагаа-биле чонум!

Амыр-ла амыр!

А вы меня узнали, кто я?

Дети: да, Год Лошади!

Лошадь: Да, я Лошадь и этот мой год Лошади. Как я по вас соскучился. Давно я к вам не приходил. Прошло 12 лет. Еле дорогу нашел к вам. А вы по мне скучали? Ждали меня?

Дети: Да! Мы ждали.

Ведущий: ты наш долгожданный гость

И мы тебя приветствуем!

Песня «Ашу-декей-оол». (стоя поют возле стульчиков).

Ведущий: а теперь наши дети сыграют на музыкальных инструментах, покажут свое мастерство «Оркестр».

Лошадь: вот теперь я полноправный хозяин этого года. Мой год считается счастливым годом, урожайным годом. Так что дети радуйтесь, веселитесь и играйте! Я буду вас охранять. А за то, что вы меня так хорошо встретили, я угощаю вас любимыми боорзаками (угощение детей, гостей боорзаком).

Ведущий: мы вас приглашаем на почетное место.

Ведущий: по доброй традиции, наш праздник тоже завершается зрелищным событием – борьбой хуреш!

Хуннуг тыва черивистин

Алдар аттыг могелернин

Ачыр-дачыр сегиришке

Хурежин бис, корээлинер!

Давайте пригласим наших борцов на танец «Орла».(Начын, Байлак, Саян, Аптара, Самсай).

Танец орла всех участников. Борьба «Хуреш». Награждения победителей.

А сейчас дефиле национальных костюмов.

Ведущий: чарлып болбас

чанчылывыс кагбаал

Сагыызын дег камнаал.

Салгалдарга дамчыдаал!

Уважаемые гости и дети

Ушел старый год, пришел новый.

Все плохое миновало, все хорошее пришло.

Начался Новый год – год Змеи!

Курай! Курай! Курай!

1.Вход. Дети заходят под музыку «Челер-оой». Становятся полукругом.

2. Песня «Шагаа»

Праздник наступил Шагаа,

Торопитесь все сюда.

Приглашаем в гости всех

Здесь улыбки и повсюду смех.

Припев:

Шагаа, шагаа,

Праздник наступил

Шагаа, шага

Всех нас подружил.

Ярких красок хоровод

Он весну с собой ведет

И танцует детвора

Веселиться до утра. После песни дети идут к стульям. Садятся.

3. Танец «Ховаганнар».

4. Игру «Согур Аза». Давайте поиграем.

(Дети встают за мамой).

С.Ч. что это за тобой?

М. это мой когээржик.

С.Ч. а что за когээржиком?

М. это тень моего когээржика.

С.Ч. а что за тенью когээржика?

М. это мои детки.

С.Ч. тогда я их съем!

М. если сможешь, то попробуй! (игра проводиться 2-3 раза).

5. Подвижная игра «Юрта»

Юрта, юрта круглый дом,

Побывайте гости в нем.

В печке прыгают дрова.

Печка жарко топится

Угостить торопится

Боорзаком, боорзаком

Вкусным чаем с молоком.

6. Игра «Катание на шкурах».

7. Песня «Я люблю свою лошадку…»

8. Игра «Перетягивание каната»

9. Игра «Кто быстрее соберет кости»

10. Песня «Ашу-декей-оол».

12. Оркестр

14.Танец Орла. Борьба ХУРЕШ.

Аа-шуу-декей-оо

Мы веселые ребята (киваем головой).

Дружно в садике живем

Здесь мы весело играем

И танцуем и поем (киваем головой).

Аа-шуу-декей-оо (хлопаем)

Мы на празднике на нашем

И танцуем и поем

Год дракона провожаем (выставляем ноги)

Очень весело поем (правой рукой машем).

Аа-шуу-декей-оо (хлопаем)

Мы веселые ребята

Мы не любим унывать

Дружно хлопаем в ладоши

Громко станем подпевать.Приседаем, хлопаем.

15. Стихи. Шагаа, шагаа часты чала

Чаштар, чаштар самнап ойнаал

Шагаа, шагаа чайна, чайна.

Уруг-дарыг уткуп алзын!

Шагаа дээргеТыва чоннун

Чаагай сузук чанчылы дыр.

Айнын чаазы, хуннун эртени,

Алгып йорээн баыйры -дыр.

Шагаа хунну уругларга,

Шагнын чаагай байыры дыр.

Оюн тоглаа, каткы чугаа

Ол хун черле узулбес тыр.

16. Дефиле национального костюма.

Песня «Я люблю свою лошадку

Прочесу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Цок, цок, цок.

Ты скачи моя лошадка - далеко, далеко

Громко песенку пропой:

Иго-го, иго-го.»

Танец «Ховаганнар» - идем по кругу, садимся, вода -4 р, волосы, умываемся, смотрим в зеркало, качаем головой, улыбаемся, стоим, волны, кружимся, поклон.

Радостное чувство охватывает нас после дождя, когда из-за тучи выглянет солнце и мы вдруг увидим на небе радугу. Когда я смотрю на национальную одежду тувинской девушки, то я вспоминаю радугу в летний день. Мне кажется, что цвета радуги были наиболее любимыми в тувинской национальной одежде. А сегодня на улицах нашего города не часто можно встретить национальную одежду, хотя имеется она у каждого. Однако одевают ее только в особо торжественных случаях.
Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения.
Верхняя одежда тувинцев халаты, шубы, пальто объединены общим названием тон. Тон подпоясывается поясом кур. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда демисезонная, летняя, зимняя. Кроме того, важную роль играл размер шкуры, из которой шили тон, например для тарбаган кежи тон нужно 30 шкурок сурка, для негей тон 5 или 6 шкурок барана.
Нарядный тон назывался эдектиг тон. При сшивании швов портнихи не всегда пользовались нитками. Между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые не сшивали, а склеивали с помощью содержимого селезенки чавана.
Покрой мужской и женской одежды не имел принципиальных отличий, за исключением того, что женские тоны были более ярких расцветок, а фигурный выступ на левой поле улуг хою украшен аппликациями, кантами бархатов.
К числу зимней будничной одежды относились следующие виды тонов: хураган кежи тон, который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят. Эта шуба считалась праздничной нарядной. Она всегда покрывалась тканью, которая прошивалась мелкими стежками тону хол-биле шывап даараары с нижней меховой частью.
Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д. Эта шуба была теплой, удобной в носке. По этой причине детям шили хураган кежи чучак.
Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4-5 см. При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8-10 см.
Не менее распространенной была зимняя шуба тодарлыг тон. Она, как и хураган кежи тон, имела верхнюю тканевую основу. Общее название всех зимних шуб кышкы тон.
Летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой. Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок.
В отделке мужских тонов большое значение уделялось таким аксессуарам, как пуговицы оок и тесьме для петель оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом олчей удазыны узел счастья. Из экономии или соображений эстетики пуговицы могли изготовлять мастерицы-портнихи из тесьмы. Они назывались дошка оок. Общий рисунок дошка оок также имитировал узел счастья.
Летним праздничным халатом эдектиг тон. На верхней поле был оорук широкая кайма, которую создавали путем сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи.
Рукава были длиннее, чем у обычной летней одежды на 30-40 см. Концы рукавов украшались манжетами. Они были из парчи и бархата. Чем длиннее были рукава, тем красивее, престижнее считалась одежда.
Эдектиг тонносили в основном женщины. Незамужние и незасватанные девушки носили чайгы тон, терлиг тон, шыва тон, имевшие лишь незначительные количества нашивок и отличавшися от мужских лишь цветами.
Охотники носили короткие шубы из шкур горного козла или оленя.
Особый костюм надевали борцы. Он состоял из коротких штанов-трусов содак и короткой рубашки из выделанной наподобие грубой замши шкуры косули, марала или лося шудак.
Необходимым элементом верхней тувинской одежды является пояс кур.
Каждый тувинец, на которого надет тон или просто охотничья куртка, обязательно подпоясывается кушаком. В поясе нашли отражение традиционные различия для мужчин и женщин. Мужской пояс делается из ткани синего или голубого цвета, (считалось, что эти цвета приносят мужчинам счастье в охоте и других занятиях), женский из красной ткани, этот цвет приносит женщине счастье, дети у такой женщины растут здоровыми и крепкими. Длина пояса составляет 3-4 метра. Особо парадным считался пояс из шелковой ткани.
К поясу кур мужчина подвешивал огниво оттук с помощью ремня, на который обязательно прикреплялась терги, на другом ремне к поясу прикреплялись ножны хын с ножом бижек. Нож закладывался за пояс, а иногда за голенище сапога затыкалась также и трубка. Кисет с табаком и приспособление для чистки трубки хранились за пазухой.
К женскому поясу кур с правой стороны на ремне подвешивали небольшой ножик в ножнах для резания шкур кестик. Ремень прикреплялся к пряжке терги, к ней же подвешивались ключи дулгуур от сундуков аптара и серебряная цепочка илчирбе. На левой сторроне к поясу прикреплялась вторая пряжка, такая же по форме, как и справа. К ней подвешивали игольник ине хавы. Пояс был весьма существенной частью одеждыСценарий национального тувинского праздника «Шагаа»

(За ширмой выстроен лунный календарь, дети в масках: мышь, свинья, собака, корова, тигр, лошадь, заяц, овца, обезьяна, петух, дракон, змея) .

Под музыку в зал входят дети и поют песню «Шагаа» (после песни дети садятся на стульчики) .

Ведущий:- Здравствуйте, уважаемые гости!

-Здравствуйте, дорогие дети! Мира ВАМ всем!

Сегодня у нас праздник Шагаа, Новый год по лунному календарю. Шагаа- традиционный праздник тувинского народа. Это проводы старого года, встреча нового, конец зимы, начало весны. С новым годом! Шагаа- биле!

Ведущая: Сейчас вам дети прочтут стихи о Шагаа.

Денис: - Что такое Шагаа?

Шагаа- это праздник

Шагаа- это веселье

Древний обычай восхваляющий

Наступление Нового года!

Альмира:- С новым годом поздравляю

Жителей Тувы родной.

Всем вам мира я желаю

Дружбы радости во всём.

Буяна: - С новым годом вас поздравляем

Счастья всей душой желаем!

Чтоб прожить вам этот год

Без печали и забот!

Темир: - В старом году оставьте печали.

Забудьте тревоги, обиду, беду.

Только здоровья, успехов и счастья

Вам желаю в Новом году!

Танец с пиалами.

Ведущая: - Дети сегодня общенародный, традиционный праздник - Шагаа. К празднику Шагаа готовится каждая тувинская семья. Женщины готовят угощения и украшают юрту, а мужчины расчищают снег, готовят площадки для игр. По лунному календарю определяли время проведения –Шагаа, праздник благополучного исхода зимы, встреча весны, Нового года, проводы старого года. Я вам загадаю загадку, если вы отгадаете, то вы вспомните кто был символом прошлого года. Итак, послушайте:

И не рыба, и не зверь.

В сказке он живет, поверь.

Весь в чешуйках до хвоста,

И тройная голова.

Дети: Дракон (хором) .

(из часов выбегает дракон) .

Дракон:- Здравствуйте, дети! Амыр-ла!

Целый год я вас оберегал

Все болезни отгонял

Ваше тепло охранял!

Моему году оставьте все печали, забудьте тревогу, обиды и беды. Свою печаль, свою тоску с себя стряхните и в мешок мой положите. (дети кладут в мешок) .

Я желаю, чтоб Новый год принес вам только радости и смех. Пусть вам всегда сопутствует удача. Моя власть уже кончается, год змеи начинается.

Ключ хранитель года

Надо ей передать.

Чтобы Новый год-

Шагаа встречать.

Ведущая: - Дети, посмотрите! А где же змея?

Дракон: - Чтобы змею мне найти

Надо нелегкий путь пройти.

Боюсь не справлюсь я один,

Помощники мне нужны,

А где же их мне взять?

Ведущая: - Не расстраивайся дракоша, помощников у нас много. Вы согласны дети помочь?

Дети: - Да! (хором) .

(Выходит дедушка - Ак-сал ирей) .

Дракон:- Амыр, амыр!

Ак-сал ирей: - Амыр, амыр!

Дракон: -Как ваше здоровье?

Ак-сал ирей: - Спасибо, хорошо. Куда путь держите?

Дракон: - Ключ хранитель года,

Надо змее передать

Новый год – Шагаа встречать

А змеи – то нет! Помогите найти.

Ак-сал ирей: - Я могу вам помочь на бараньей лопатке погадать. Дальнейший путь вам предсказать. Вы мне белые поленья поищите, в мой волшебный костёр положите. Над костром лопатку поддержу и всё вам расскажу. Ой, халак-халак!

Змея ваша в беде!

Злая Аскак-кадай

Держит её у себя

Хочет, чтобы год был её, а не змеи.

Спешите, спешите, змею освободите!

Иначе нас ждут неприятности.

(Колдует Ак-сал ирей) : Ветры буйные, помогите,

Аскак–кадай сюда приведите!

Танец: «Снежинки».

Аскак-кадай: (кружится) Ой, ой, куда я попалась? Где я?

Ведущая: Аскак-кадай не хитри, куда дела змею из лунного календаря? (аскак-кадай отпирается). Верни змею нам.

Дети, сейчас мы её заставим правду говорить.

Аскак-кадай: - А что это у тебя за спиной?

Дракон: - Это мои дети.

Аскак-кадай: - А я люблю детей, их сейчас к себе утащу.

Игра: «Аскак-кадай».

Аскак-кадай:- Ох, устала я от вас

Никого я не поймала

Ох, какие все вы ловкачи

Куда вы путь держите?

Дракон: - Ключ - хранитель года

Надо передать змее, чтобы

Новый год - Шагаа встречать

А змея - то у тебя!

Аскак-кадай: - Нет, нет, не у меня. Что вы?

Ведущая: - Не обманывай, Аскак-кадай. Если ты вернешь нам змею, то мы тебя оставим Новый год – Шагаа встречать вместе с нами. А если не вернешь, то мы тебя танцевать заставим весь день.

Аскак-кадай:- Ой, ой, ой не надо, Змею я вам верну. Лучше давайте поиграем

игру: «Чинчи-шуру». Игра: «Перетягивание каната»

(к дверям подходит и кричит) .

Злые духи отпустите змею (заходит змея). Спасибо, что разрешили мне остаться вместе с вами праздновать. Я больше не буду.

Змея: - Здравствуйте, дети!

Здравствуйте, гости!

Амыр-ла, амыр!

Дракон: -Амыр-ла, амыр! Вот мы с детьми прошли очень долгий, трудный путь к тебе, чтобы передать символ власти. Моя власть уже кончается. Мои часы сочтены. Вот твой год начинается. Я передаю тебе волшебный мешок «таалын».

Целый год я всех оберегал,

Все болезни отгонял.

Вот передаю тебе символ власти

И пусть в твоем году будет

Много радости и смеха,

И сопутствовала удача!

Змея: -Спасибо- четирдим! Я обещаю тебе Дракоша защищать всех жителей Тувы от невзгод. И одарю вам веселье и смех.

Смех - это здоровье

Смех – это успех.

Смехом можно вылечить

Всех! Всех! Всех!

А умеете смеяться?

Дети:Да-а-а! (хором) .

Ведущая: Ведь сегодня веселый праздник Новый год –Шагаа.

Смеется радостно наша детвора!

Дети: Ха-ха-ха! (смеются) .

Змея: А с этим заветным ключом встретим Шагаа- Новый год.

Песня: «Маленький Аяс».

Змея: Давайте я приглашу хозяйку юрты, пусть проведет обряд очищения. (хозяйка юрты- бабушка в тувинской национальной одежде, в руках пиала с молоком, «тос-карак»-предмет, который брызгает молоко, «артыш» - обкуривает помещение) .

Хозяйка : Ребята мы живём в Республике Тыва. С первым появлением луча солнца люди поднимаются на гору и там начинаются моления, на выложенных камнях жгут «артыш» и произносят священные слова и нам не обойтись без этой молитвы.

- Мои святые горы простите,

Огонь мой простите.

Дай благополучную зиму

Моему народу и скоту.

Чтобы исчезли все болезни и горести,

Зажжём «артыш».

Господи помилуй

Ушёл старый год, пришёл Новый

Всё плохое миновало

Всё хорошее пришло.

Пусть не будет болезней,

Человек пусть будет здоровый,

Животное пусть будет целым.

Курай-курай-курай!

Ведущая:- Артышом пользовались наши предки в старину и сейчас пользуются им. Дым зелёного кустарника помогает избавиться нам от дурного сглаза, от сна плохого, очищает душу, вселяет в нас бодрость и силу. Спасибо вам большое. До свидание, байырлыг.

Хозяйка: До свидание, байырлыг!

Игра: «Юрта», Песня: «Юрта».

Ведущая:-Вы наверное думаете, что это за дерево с белыми ленточками? Это священное дерево. Наши предки готовили ленты «ак-чалама» и привязывали их к дереву, относились к нему бережно, как к живому. Привязывая ленточки «ак-чалама» загадывали желание.

Пусть «сан» Новогоднего Шагаа

Будет неугасимым огнём нашего духа,

Пусть этот праздник будет знаменем

Нашего достатка и благополучия.

Вот мы и побывали в гостях

А теперь пришло время прощаться

А на прощание споем песню «Хоглуг ыры! »

С Новым годом! Шагаа-биле!

Амыр! Амыр!

Наступление Нового года праздновалась с концом зимы, началом весны.

До свидание, байырлыг!

Взаимодействие работы с родителями в дополнительном образовании

Автор: Демидова Ольга Борисовна, педагог дополнительного образования МУДО "Дом детства и юношества г.Черемхово".
Описание материала. Данный материал рекомендован: педагогам дополнительного образования, для педагогов организаторов, классным руководителям.
Цель:
Организация сотрудничества между педагогом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
Организация совместной деятельности педагога и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе в Доме Детства и Юношества.
Взаимодействие руководителя детского объединения с родителями – одно из важнейших направлений его деятельности.
Основные направления работы с родителями:
-привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизнедеятельности детского объединения;
-сотрудничество родителей с педагогом в организации массовых мероприятий.
Формы:
1Родительские собрание.
Организация родительского собрания.
При подготовке собрания продумывалась организация явки родителей. Изготовлялись специальные пригласительные.
Темы собраний:
День открытых дверей.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_e35362b2cd5518e0a5047d349cadcb0c.jpg


В программе Дня открытых дверей: работа творческих мастер-классы, консультации для родителей и педагогов, фотостудия, выставки, караоке-студия, танцевальный флэш-моб. Запись в детские объединения.
Родительское собрание посвященное ко дню Матери. Поздравление и вручение открыток изготовленными детьми.
Выступление на родительских собраниях в школе. Разъяснение родителям образовательной концепции и основных идей МУДО ДДЮ.
Итоговое родительское собрание. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_de1351c6ca8913ad52a9363d5dc3463e.jpg


Отчетная выставка концерт для родителей. Подведение итогов. Вручение благодарственных писем родителям.
2Личные беседы, встречи с родителями.
Привлечение родителей к участию в жизнедеятельности детского объединения.
3.Проводились мероприятия, в которых участвовали родители и дети:
1 «К нам пришла весна!"

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_64cab49ba0ebb3610095bc4347080b1a.jpg


Настоящим украшением конкурса стало выступление творческого коллектива родителей и детей "Веселые сказочники", которые представили на суд зрителей вокально-хореографическую постановку "Репка на новый лад".

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_dc412b311844ea84b1908d73af4f913a.jpg


2 Масленица.
3 «Путешествие к далеким звездам».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_0775c2dfc6e6ae3c08cd4696c57b83c7.jpg


При подготовке мероприятий родители помогали на репетициях В ходе работы у них появилось желание сделать праздник более красочным, интересным, проявили фантазию, выдумку.
В конкурсных программах родители принимали участие в качестве жюри. 

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_ecbef70390f594e077a6469c3cc05a66.jpg


4.Спортивно – игровая программа для пап.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_177d8a9a757f6e53a79edad6ace8e177.jpg


4.Совместное посещение выставок.
Экскурсия в парк.
Экскурсия в ледовый городок.
Экскурсия в городскую библиотеку «Февральское вдохновение».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_3b10823e327f4799526804b9241d26e8.jpg


5.Участие в акциях:
Акция: «Покорми птиц»

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_259e9ee903fb4045352c76c472ea4a54.jpg


Совместное изготовление кормушек.
Акция: «Мы вместе» Выступление в социально-реабилиционный центре «Надежда» ко дню Международного защиты детей, с поздравлениями и вручением подарков изготовленными своими руками 
6.Творческие мастерские. Проводились мастер классы: « Насыпушки».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_06fa9b8fc27958f567dcb53960766c17.jpg


«В гостях у шляпника», на которых родители самостоятельно научились делать поделки.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_34c801d284f6e577b8839ed6ed5dd148.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_bfa34eb0b9d98b490e511ff076b49267.jpg


Проведен мастер-класс « Первые цветы весны». Дети вместе с родителями, бабушками изготовили из гофрированной бумаги гиацинты, тюльпаны и подснежники. Получились великолепные подарки к празднику!

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_f888c7efc32acd621ff1c5f5ae3304ee.jpg


7.Открытое занятие: «Бал королевы цветов».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_a387f274cc806d46079eeaffc80a98d1.jpg

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_6b2ad678c1865f0ff36ecfabdd219437.jpg


8.Участие в областном конкурсе «Творчество- это путь к познанию прекрасного и своих возможностей». Семья Самсоновых.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_44b67bdc13f7314301e557cd03575b19.jpg


9.Арт- проект «Герб моей семьи».

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_5a79a47b8662bfc72a3516f432c466a4.jpg


10.Посещение театра. 
11.Поздравление С днем рождения и вручение подарков.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_fecfd910c3eb55c4eec47c7380ed428d.jpg


12.Анкетирование и тестирование.
13.Итоговая выставка в школе.

http://kladraz.ru/upload/blogs/2342_a464623a20e15f388aac5c2b3236a213.jpg


Вывод:
Приобщение родителей к педагогическому процессу позволило:
неограниченное (по времени) пребывание их в образовательном учреждении в период всего учебного года.
Система мероприятий ближе познакомило со спецификой дополнительного учреждения.
Была организована совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка.
Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческом объединении. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогом при организации работы с детьми.

Новое в категории "Дополнительное образование"

Сайт: www.uchkopilka.ru


Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/konspekty-zanyatij-stsenarii-meropriyatij

Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС.

Николаева Вера Ивановна,
Томская область, г. Северск,
учитель начальной школы
МБОУ «СОШ № 90»

Эффективные формы работы с родителями
в условиях перехода на ФГОС.    

                                                                           Педагогика  должна стать наукой для всех –
и для  учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. В нашей школе большая работа проводилась и проводится по педагогическому просвещению и образованию родителей,  по укреплению сотрудничества с родителями.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

ü     совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

ü     сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

ü     педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

ü     поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

ü     содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

ü     опора на положительный опыт семейного воспитания.

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции

Типы семей:

ü    патриархальная или традиционная – внутрисемейные роли строго распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания;

ü  детоцентристская семья  или современный тип семьи -  в такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности;

ü  супружеская  семья или постсовременный тип семьи – особенность  таких семей проявляется в автономии супругов. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого их них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

Общаясь с родителями и детьми, я выделила семь видов авторитетов родителей: авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный,  контролирующий, сочувствующий и гармоничный стиль воспитания. Полученные знания  помогают  мне построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, организовывать сотрудничество с родителями, предугадывать  ошибки родителей в семейном воспитании.

Основные направления сотрудничества учителя с родителями:

ü    стартовая диагностика уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование). Диагностика выполняет информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую функции.

Цель диагностики:

1. Определить уровень развития ребенка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или  худшую сторону.

3. Проанализировать  полученную информацию.

4. Установить причины изменений.

5. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Я предлагаю  родителям анкету, данные которой помогают  получить  первую информацию о педагогическом  просвещении родителей,  и в дальнейшем спланировать консультации с родителями, тематические собрания, индивидуальные беседы с учениками. После первого года обучения  я предлагаю  родителям проверить свою педагогическую культуру с помощью  другого тестирования   «Мы – родители».

ü    психолого – педагогическое просвещение родителей ;

Формы работы: родительские конференции,  всеобуч, индивидуальные и тематические консультации, родительские собрания,  дискуссии, круглый стол, презентация семьи, презентация творческих проектов,  устный журнал, работа с родителями детей группы риска,  решение психолого-педагогических задач,

день открытых дверей, психологические игры, тренинги для родителей.

Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей:

1. Психология младшего школьника.

2. Особенности адаптации ребенка к школе.

3.Значение режима дня  в жизни школьника.

4. Взаимоотношения взрослых  в семье  -  пример подражания для маленьких.

5. Права и обязанности  ребенка в семье.

6. Здоровье ребенка – основа успешности в учении.

Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят  выставки  поделок и семейных коллажей,  конкурсы и музыкальные номера.  Целью такой презентации является формирование нравственной культуры детей и родителей, а также создание условий на дальнейшую совместную деятельность.

Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем  педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

ü    Следующее направление работы с  родителями – вовлечение их  в учебно-воспитательный процесс.

Формы деятельности: праздники, соревнования, походы, экскурсии, акции, ярмарки, акции милосердия, благотворительность, дни творчества детей и родителей. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня. Портфолио выходного дня – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

Разделы Портфолио:

  1. «Моя семья» (фотография  членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
  2. «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
  3. «Папа, мама,  я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах,  об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
  4. «Страницы выходного дня» (это своего рода план  путешествий,  семейных выходов, мероприятий)
  5. «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями, а  некоторые ребята  даже описывали  неудачные мероприятия. Это позволяло родителям планировать следующий выходной день, учитывая ошибки предыдущего).
  6. «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).

Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце  учебного года проводим  Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяем  лучшие находки, интересные проекты, дела, высказываем  рекомендации для участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

Четвертым направлением является:  участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (управляющий Совет школы, родительский комитет).

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.

3. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

4. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

5. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

.

Дата публикации: 08.09.2012

План-конспект занятия

для воспитанников младшего школьного возраста

«Матрёшка – русская народная игрушка»

Цель: учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; учить передавать характер декоративных форм; формировать приёмы рисования кистью цветочных элементов росписи узора; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование: гуашь, бумага, кисти, шаблон матрёшки, компьютерная презентация «Народные промыслы», русская народная музыка, куклы-марионетки, ширма.

Ход занятия:

I. Создание эмоционального настроя.

II. Ярмарка игрушек.

III. В мастерской игрушки.

IV. Практическая работа.

V. Физкультминутка под музыку «Коробейники».  

VI. Самостоятельная работа обучающихся.  

VII. Анализ детских работ. Выставка рисунков.

VIII. Домашнее задание.