Воспитание любви к родному языку
статья

Сагалакова Ксения Ильинична

Применение хакасских игр ввоспитании любви к родному языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_yazyku.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сейчас, как никогда, всё острее ощущается, как необходимо восстанавливать утраченные  связи с культурой своего народа, историей развития родного языка. Это не произойдёт само по себе. А произойдёт  только в том случае, если ребёнок начнёт осваивать и знакомиться с культурой своего родного языка  с самого раннего возраста. Мы сегодня видим какое-то странное, пренебрежительное отношение к родному языку. Вот учить иностранные языки модно и престижно, а свой родной – как-то понимаем друг друга и ладно, а кто-то считает, что совсем не обязательно знать свой родной язык, можно ведь и на русском общаться. Может быть, и не стоит об этом думать? Но ведь это неправильно. Мы еще не знаем всех последствий этого процесса.

В настоящее время идет явное падение интереса к родному язык. Важно с раннего детства приучать ребенка родному языку, чтобы малыш первые года жизни слышал родную речь.

В наше время мы часто наблюдаем ситуацию, когда дети не успевают освоить свой родной язык, у них явные нарушения произношения, а родители уже торопятся ввести их в другую культуру, начинают  раннее обучение иностранному языку. Очевидно, что ни к чему хорошему это не приведет. И это есть причина падения интереса к родной речи.  

     Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

     Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования   у  учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей младшего школьного возраста средством приобщения к национальной культуре является  игра. У  каждой эпохи, и у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Народная игра содержит информацию, накопленную не одним поколением, и дает представления о повседневной жизни предков – их образе жизни, труде, мировоззрении. Народная игра имеет такое же важное значение, как и народная поэзия, сказки или легенды.

Особенность хакасских игр как воспитательного средства в том, что они входят в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. В хакасских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил.

В подвижные игры можно поиграть на переменах, на уроках физической культуры, например: Игра «Ікі ханат»

При игре участники делятся на 2 команды. Согласно, правилам, надо было, прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. При этом дети говорили:

Ханат сабыс, теебіскеннер,

Хан тигірге сыханнар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Тук-тах тискеннер,

Талбах-тулбах тӱскеннер,

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Ханаттарын сӧӧртенчелер,

Харахтары хызаллар.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

«Ой», «ой» теенде,

Хызыл ханат ӱстӱнде.

Пірсі хызыл, пірсі хара,

Ікізінең табаннар.

Выигрывала команда, сбившая большее количество врагов.

     На других уроках  в начальной школе можно использовать физминутки, пальчиковую разминку, например:

    Ойын «Хол, хол, холыҷахтар»

Хол, хол, холыҷахтар

Сол, оң холыҷахтар.

(Холларды чоғар кӧдiрiп, сол, оң айядағы прай салааны пылахтадып кӧзiдерге.)

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис - меспек ойнапчалар,

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис - хазых санапчалар.

(Улуғ салаадаң пасти салааларды теести пӱгерге. Анаң музурухтарды тохладарға.)

Хол, хол, холыҷахтар

Сол, оң холыҷахтар.

(Холларды чоғар кӧдiрiп, сол, оң айядағы прай салааны пылахтадып кӧзiдерге.)

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис 

Тӱк иирчелер,

(Теести улуғ салаадаң пасти салааларды теести пӱгерге, анаң аяларны тӱк иирчеткен чiли чызарға.)

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис

Чiбектең хоостапчалар.

(Теести улуғ салаадаң пасти салааларды теести пӱгерге, анаң чiбектең хоостапчатхан чiли кӧзiдерге.)

Хол, хол, холыҷахтар

Сол, оң холыҷахтар

(Холларды чоғар кӧдiрiп, сол, оң айядағы прай салааны пылахтадып кӧзiдерге.)

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис

Майых парған алыптар.

Пiр, iкi, ӱс, тӧрт, пис 

Чоорғанда узупчалар.

(Улуғ салаадаң пасти салааларды теести пӱгерге, iкi холның салааларын пастарынаң пiрiктiрерге.)

 Ойын «Тура пӱдiрчебiс»

                               Тох, тох, тох

Тураҷах пӱдiрчебiс.

(Холларды музурухти тудыбызарға. Музурухтарны удур-тӧдiр тохладарға.)

Пiс улуғ салаалар,

Пiс устығ салаалар,

Пiс ортын салаалар,

Пiс туламыр салаалар,

Пiс кiчiг сымалҷыхтар.

(Ікi холнығ салаа пастарын теестезiп теертерге. Пастап улуғ салааларны, анаң устығ, ортын…)

Тох, тох, тох

Улуғ, улуғ тураҷах.

(Салаа пастарын удур-тӧдiр тохладарға. Холларны істeнзер кӧдiрiп, тураҷах кӧзiдерге.)

Сууҷах ағысчабыс, с-с-с,

Прайзыбыс чуунчабыс, ш-ш-ш

(Улуғ салаадаң прай салаалар пазын чызып, аяларды удур-тӧдiр чысчабыс.)

Пiс улуғ салаалар,

Пiс устығ салаалар,

Пiс ортын салаалар,

Пiс туламыр салаалар,

Пiс кiчiг сымалҷыхтар.

(Ікi холның салааларын теести пiрiктiрiп тохладарға.)

 Ойын «Минiң сӧбiрем»

Пу пабам,

Пу iҷем,

Пу ағам,

Пу ууҷам,

Пу мин,

Пу минiң сӧбiрем.

(Сол холныy салааларын теести пeгерге, анан ол салааларды музурухти тудып оy холныy салааларынаy чабызарга.)

Пу пабам, (Карим Самсонович)

Пу iҷем, (Тарина Сампировна)

Пу ағам, (Тамир)

Пу пиҷем, (Тарика)

Пу мин, Айбина)

Пу минiң сӧбiрем.

(Оң холның салааларын теести пeгерге, анаң ол салааларды музурухти тудып сол холның салааларынаң чабызарға.

Необходимо чтить свою историю и историю страны, в которой мы проживаем. Также знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. На праздниках, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях. Например,  очень любят  праздник хакасского народа «Чыл Пазы» (Хакасский новый год). При проведении этого праздника проводятся ритуалы: Почитания огня, Почитания священной берёзы. На этом празднике завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов), загадывая желания. Праздники и развлечения яркие и радостные события в жизни детей, сочетая различные виды искусства, они оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Подготовка и проведение хакаских праздников и развлечений способствуют воспитанию у детей любви к родному языку.

Также, привить любовь к родному языку невозможно, если не возродить культуру чтения. В настоящее время, когда детей окружает цифровой мир, различные гаджеты чтения как такового не стало меньше – оно просто стало другим, некнижным. И сам текст стал другим: звучащим, движущимся и даже непрошеным, входящим в нас без нашего на то желания. Жизненный успех стал в меньшей степени зависеть от способности читать, от эрудиции и общей культуры, а в большей – от прагматических «компетенций».

Теперь ребёнок окружён множеством привлекательных вещей, которые освоить ему куда легче, чем чтение и книгу. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в представлении ребёнка предметы и процессы закономерным образом вытесняют из обихода книгу именно в том возрасте, когда человек должен постепенно «врастать» в книжную культуру, учиться не только воспринимать текст, но и чувствовать красоту родного языка. А книга, не прочитанная вовремя, вряд ли будет прочитана позже.

Если ребенок родился в хакасской семье, он уже находится в этой среде, и очень важно чтобы его окружала среда, окружали люди, которые говорят на правильном хакасском языке. Ребенок будет говорить на том языке, который он слышит в своем окружении, а зачастую даже семьях где оба родителя хакасы, к сожалению, говорят на русском языке.

   Я  считаю необходимым развивать интерес у детей к родному языку, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Кроме этого проводить просветительскую работу по этому вопросу среди родителей. 

Источники:

  1. Текст Бутаев В.Я. - Будни и Праздники тюрков Хонгорая.
  2. nvtopoeva.blogspot.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по воспитанию любви к родному краю

Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

«Воспитание любви к родному языку»

Начальный этап обучения – важное звено в воспитании у учащихся любви к Родине.Русский язык – часть нашей Родины. Воспитывая любовь к родному языку, мы учим детей любить Родину. Наш язык ве...

«Воспитание любви к родному языку»

Начальный этап обучения – важное звено в воспитании у учащихся любви к Родине.Русский язык – часть нашей Родины. Воспитывая любовь к родному языку, мы учим детей любить Родину. Наш язык ве...