«Воспитание любви к родному языку»
статья (4 класс)

Начальный этап обучения – важное звено в воспитании у учащихся любви к Родине.

Русский язык – часть нашей Родины. Воспитывая любовь к родному языку, мы учим детей любить Родину. Наш язык велик и могуч, он богат своей лексикой. В академическом словаре зафиксировано 120 000 слов. Богатство языка заключается и в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.

«Многие русские слова, - писал К. Г. Паустовский, - сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают блеск».

Любой человек, понимающий русский язык, получает удовольствие, произнося такие прекрасные слова, как пороша, багульник, краснотал, вереск. Маленький школьник, произнося, например слова весна, зима, рыболов, представляет картины окружающей природы, а они по сути своей – уголки Родины: весна – это березовая роща, веточки на березе тоненькие-тоненькие; зима – видится белый, покрытый снегом холм и деревенская избушка; рыболов  - сидит человек на берегу и удочка у него изогнулась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shaydullina_vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_yazyku_1.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Воспитание любви к родному языку»

Начальный этап обучения – важное звено в воспитании у учащихся любви к Родине.

Русский язык – часть нашей Родины. Воспитывая любовь к родному языку, мы учим детей любить Родину. Наш язык велик и могуч, он богат своей лексикой. В академическом словаре зафиксировано 120 000 слов. Богатство языка заключается и в выразительной стороне слова, его звучании и содержании.

«Многие русские слова, - писал К. Г. Паустовский, - сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают блеск».

Любой человек, понимающий русский язык, получает удовольствие, произнося такие прекрасные слова, как пороша, багульник, краснотал, вереск. Маленький школьник, произнося, например слова весна, зима, рыболов, представляет картины окружающей природы, а они по сути своей – уголки Родины: весна – это березовая роща, веточки на березе тоненькие-тоненькие; зима – видится белый, покрытый снегом холм и деревенская избушка; рыболов  - сидит человек на берегу и удочка у него изогнулась.

С первых дней обучения детей в школе мы стремимся воспитать у них интерес к слову, используя его выразительность, звучание, образность. Начинаем со словесных игр.

При изучении морфологии мы широко используем элементы занимательной грамматики. Выполняя упражнения по составу слова, дети составляют слова, выбирая приставку, корень, суффикс, окончание из других слов.

С большим удовольствием ученики отгадывают загадки. В основе загадки лежит аналогия. Умение находить сходство между предметами позже приведет детей к пониманию и восприятию одного из сложнейших средств изобразительной художественной речи – метафоры. Загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах, явлениях. «Не князь по породе, а ходит в короне». В этой загадке о петухе описание умалчиваемого предмета сочетается с его поэтизацией. Или: «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице».

Загадка, как никакой другой фольклорный жанр, воспитывает у человека поэтический взгляд на действительность. Оправданна поэтому будет на уроке связь между загадкой и метафорой в изучаемом произведении. Так, загадка «Заря-зарница, красная девица, по снегу ходила, сразу обронила. Месяц видел, солнце скрало» (роса) устанавливает аналогию между словами роса и слезы. Позже эта загадка поможет объяснить метафору в стихах И. Сурикова:

От цветов на полях                                                                                                            Льется запах кругом,                                                                                                                               И сияет роса                                                                                                                                   На траве серебром.

От вызванного у детей интереса к слову учитель идет к воспитанию желания глубже узнать, изучить то, что их заинтересовало. С этого начинается воспитание интереса к познанию родного языка.

Грамматические знания учащихся можно использовать на уроках чтения. Умение подобрать родственные слова часто ведет к более глубокому осмысливанию слова.

Морфологический состав слова на уроке анализируется в зависимости от потребности в пояснении мыслей произведения, уточнении его образов, а не как самоцель.

Обучая школьников умению полноценно воспринимать художественную речь, ценить образный вес слова и его эстетическую выразительность, мы тем самым учим детей восприятию художественных произведений в их целостности.

В начальной школе способность к восприятию художественной литературы, к умению чувствовать прелесть, красоту, образность языка можно развивать у детей путем выразительного чтения произведения целиком или отрывками самим учителем, причем текст должен  прозвучать ярко, убедительно, чтобы был передан тот смысл, то внутреннее содержание, которое лежит за словами. К. С. Станиславский называл слово возбудителем образов, а представляемый образ, выражающий идею, - возбудителем чувств. Следовательно, хорошее, выразительное чтение произведения окажет эмоциональное воздействие на ребенка, на его чувства, поможет понять и полюбить родной язык.

Опыт показывает, что развивая интерес к изучению родного языка, можно добиться к IV классу положительных результатов:

все учащиеся правильно и выразительно читают;

четко и доказательно, с опорой на текст, высказывают свои мысли;

с интересом работают на уроках чтения;

культурны в общении (правильно и вовремя употребляют слова спасибо, здравствуйте, извините, пожалуйста, умеют выдержать во время урока просьбы соответствующую интонацию);

эмоционально воспринимают образ слова, чувствуют язык, получают истинное удовольствие при чтении пейзажных описаний (а такие описания всегда трудны для детского восприятия);

различают авторский стиль;

творчески используют знание русского языка: например, рассказывая о цветах, избегают слова цветут, передают образ точно и тонко: желтыми огоньками горят лютики, смотрит нежными голубыми глазками незабудка, подымает свою головку подснежник, утром вспыхивают золотом одуванчики, застенчиво стоят в сторонке цветки кислинки.

Систематически проводимая работа по привитию детям любви к родному языку во многом определяет успех и в воспитании учащихся и в их обучении.

Литература

  1. Паустовский К. Г. Собр. соч. 6-ти т., т. 2, с. 562.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по воспитанию любви к родному краю

Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родной природе на материале познавательно-художественной литературы

На материале познавательно-художественной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выража...

Воспитание любви к родному языку

Применение хакасских игр ввоспитании любви к родному языку...

«Воспитание любви к родному языку»

Начальный этап обучения – важное звено в воспитании у учащихся любви к Родине.Русский язык – часть нашей Родины. Воспитывая любовь к родному языку, мы учим детей любить Родину. Наш язык ве...