рабочие программы 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Дёмина Ирина Александровна

Рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 59

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ  БГОК № 59

от 0  .09.2020г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ДЁМИНОЙ

ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

КЛАСС : 4 «а»

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 4а класса составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК № 59 г. Брянска в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное искусство» составлена на      основе   примерной программы  к завершённой предметной линии учебников по изобразительному искусству,автор Б.М. Неменский(М. Просвещение 2017).Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки  РФ».

В 2020-2021 учебном году на учебный предмет « Изобразительное искусство» выделено1 час в неделю (34 часа в год)

Формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа.

Форма промежуточной аттестации: творческая работа.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

практикумы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета

в 4 классе

Обучающийся научится:

  • понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • различать виды и жанры искусства, называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint
  • понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира

Обучающийся получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведение искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
  • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; активно использовать художественные термины и понятия.

Система оценки достижения планируемых результатов предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.

№ п/п

Характер контрольных мероприятий в 4 классе

Количество

Проект

Темы проектов:

  1. Деревня – деревянный мир.
  2. Русская матрёшка – символ России.
  3. Народный костюм. История костюма.
  4. Древние города нашей земли.
  5. Нетрадиционные техники: монотипия (рисование нитками), пуантилизм (рисование ватными палочками), рисование губкой, рисование ладонями, рисование манной крупой, рисование мыльными пузырями и др. техники. (Одна техника по выбору учащихся)

Учащиеся выбирают одну из предлагаемых тем.

1

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

                                          Содержание тем учебного курса

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ).

4 класс -34 часа.

Истоки родного искусства – 8 час.

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли – 7 час.

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник- 11 час.

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы – 8 час.

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.                                        

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М.Неменского.

Учебники

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

Пособия для учащихся

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.                

Пособие для учителей                                                                                Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

                                 Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

I четверть

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи

Деревня - деревянный мир.

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

Образ русского человека в произведениях художников. Традиционный русский мужской костюм.

Красота человека. Русская красавица. Традиционный русский женский костюм.

Календарные праздники.

Народные праздники.

Родной угол.

II четверть

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины – защитники.

Золотое кольцо России. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Праздничный Пир в теремных палатах. Обобщение темы.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Японская живопись.

III четверть

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Японская архитектура.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Японские праздники.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Архитектура Древней Греции.

Древняя Эллада.

Одежда жителей Древней Греции.

Древняя Эллада.

Олимпийские Игры.

Европейские города Средневековья.

Архитектура готического стиля.

Европейские города Средневековья.

Одежда готического стиля.

IVчетверть

Многообразие художественных культур в мире.

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Беседа по картинам.

Сопереживание.

Герои – защитники.

Беседа по картинам.

Герои – защитники. Итоговый урок – защита проектов.

Промежуточная аттестация в форме творческой работы

Искусство народов мира.

ИТОГО 34 ч

     



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 59

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ БГОК № 59

от 0  .09.2020 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

 « ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ДЁМИНОЙ

ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

КЛАСС : 4 «А»

2020-2021  УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК №59 на 2020-2021 учебный год ,требованиями к результатам начального образования.

В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» отводится 17 ч. (из расчета 0,5 ч. в неделю).

Промежуточная аттестация проводится в форме

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

  • результате изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» (русском) у учащихся 4 класса будут сформированы личностные и метапредметные результаты (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться).

Личностные УУД:

  • учащихся будут сформированы:

  • ценностные ориентиры в области языкознания;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

  • осознание роли речи в общении людей;

  • уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

  • духовные и эстетические потребностей;

  • готовность к отстаиванию своего мнения;

  • интерес к изучению языка.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) с учетом речевых ситуаций;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

  • выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение); -устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • пользоваться словарями, справочниками;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Виды речевой деятельности

  1. Аудирование (слушание)

Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

  1. Чтение

а) Чтение вслух

Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

б) Чтение про себя

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

в) Работа с разными видами текста

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

г) Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Типы книг (изданий): справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

д) Работа с текстом художественного произведения

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе русского народа.

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре русского народа. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

Характеристика героя произведения. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

  1. Говорение (культура речевого общения)

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

  1. Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, юмористические произведения. Детский игровой фольклор, малый фольклорный жанр. Русские народные сказки (волшебные, бытовые, о животных).

Литературные сказки русских авторов. Произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения.

  1. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Стихотворная речь: выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений.

Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Знать:

-        изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

-        иностранные заимствования.

Уметь:

-        распознавать типы текстов;

-        устанавливать связь предложений в тексте;

-        распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

-        определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

-        восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

1

Знакомство с особенностями русского этикета на основе фольклорных произведений. Загадки, пословицы, поговорки как малые жанры народной словесности.

1

2

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин (по отрывкам или небольшим текстам).

«Былины о Добрыне Никитиче»

1

3

Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Русские народные сказки. «Летучий корабль».

1

4

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. В. Крапивин. «Оруженосец Кашка»

1

5

Сопоставление поступков героев по контрасту. Литературная сказка. Бажов. Уральские сказы. «Голубая змейка».

1

6

Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И. Крылов. «Чиж и голубь». «Стрекоза и муравей».

1

7

Воспитание добра и справедливости. Н.Толстой. «Булька».

1

8

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Лирическое произведение.

С. Есенин. Стихи. «Береза».

1

9

Характеристика героя произведения. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

1

10

Основные темы детского чтения: произведения о природе.

М. Пришвин. Рассказы о природе. «Журка».

1

11

Нравственные поступки героя в рассказе. Е. Пермяк. «Пичугин мост».

1

12

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

В. Голявкин. Веселые рассказы для детей.

1

13

Проявление любви к Родине в стихах. Н. Некрасов. «Крестьянские дети».

1

14

Произведения о добре и зле. Б. Житков. Рассказы о животных. «Про обезьянку».

1

15

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста. К. Д. Ушинского «Дети в роще»

1

16

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».

1

17

Эмоциональный окрас, характер поступков героев.

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

1

итого

17



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРЯНСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №59

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ БГОК № 59

от 0  .09.2020г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

 « РОДНОЙ  ЯЗЫК»

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ДЁМИНОЙ

ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

КЛАСС : 4 «А»

2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ БГОК №59  на 2020-2021 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам начального образования.

        Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

В соответствии с учебным планом в 4 классе на учебный предмет «Родной язык» отводится 17 ч. (из расчета 0,5 ч. в неделю).

Промежуточная аттестация в форме

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Предметные  результаты

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  •  типы текстов;
  • основные элементы композиции текста.

уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница  );

  1. слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );
  2. слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

Пословицы и поговорки, фразеологизмы,  в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.

Раздел 2. Язык в действии

Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке.

Раздел 3. Секреты речи и текста

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

4

1

Путешествие в прошлое

1

2

Русский богатырь

1

3

Чем мерили в старину?

1

4

Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках.

1

Раздел 2. Язык в действии.

6

5

Омонимы, омофоны, омоформы.

1

6

Как правильно произносить слова.

1

7

Фразеологизмы.

1

8

Диалектизмы.

1

9

Пословицы и поговорки. Афоризмы

1

10

Сочинение по пословице

1

Раздел 3. Секреты речи и текста

7

11

Художественный стиль.

1

12

Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

13

Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

14

Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать»

1

15

Газетно-публицистический стиль.

1

16

Газетно-публицистический стиль.

1

17

Я пишу письмо. Обучение умению составлять текст по заданной теме

1

итого

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...