Классный час "Имя Кубани"
классный час

Рыбкина Татьяна Владимировна

Классный час "Имя Кубани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klas_chas_imya_kubani.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа в 2 «Б» классе

 по теме : «Имя Кубани»  

Цели и задачи: обобщение и систематизация знаний детей о семье, казачьих семейных традициях, внутрисемейных взаимоотношениях, их проекция на взаимоотношения в классном коллективе; привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи,
 способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, подвигам конкретных людей; – воспитывать чувство патриотизма, высокого морального духа (преданность делу, ответственность, воспитывать доброжелательные  взаимоотношения, социально-ролевые представления), любовь к родному краю, к своей семье,  развивать речевые навыки, логическое мышление, аналитико-синтетическое восприятие, кругозор, формирование  представления об исторически значимых событиях в жизни кубанцев (земляков); формирование мыслительных операций,  умение действовать по установленному алгоритму; воспитание  познавательного интереса, веры в свои знания; воспитание любви к своей малой родине.

Оборудование: АРМ,  фотографии, рисунки, карточки, листы бумаги, цветные мелки,  презентация , плакаты, книги,   стенд «Символы России и Кубани, толковый словарь.

                                         

Форма классного часа:  путешествие по планетам.

Гости классного часа:  вожатые, ветеран труда, атаман Крыловского казачьего общества Дубинец Павел Иванович, вахмистер Павловского казачьего общества, куратор Аула Александр Михайлович.

                                            Ход классного часа.

  • Организация класса.

 Звенит звонок –это раз, начинаем Единый Всекубанский классный час.

Сегодня мы с Вами совершим путешествие по планетам.

  • Планета «Проблемная ».

-где мы с вами живём? ( В России)

- знаете ли вы как называется наше государство? (Российская Федерация)

-какой главный город  нашей Родины? (Москва)

- назовите президента Российской Федерации (В.В. Путин)

3. Планета «Догадливая»

- кто сказал эти слова?

     «Будущее России закладывается в каждом доме,

      благополучие страны начинается с благополучия  каждой семьи»

4.Вывод темы и цели классного часа обучающимися.

Сегодня классный час, друзья,

Про удивительные семь «Я».

Кто они, мне подскажите?

Про дом, Отечество, Кубань…

И тему, цель определите?

- Что же такое семья?

- Как можно «расшифровать «7Я» ?

( сплоченность, надежность, верность, поддержка)

- Как вы думаете, какую семью можно назвать крепкой?

- Вспомните, как часто вы говорите добрые слова  своим родным?

- Какие  традиции существуют в вашей семье?

 5. Планета «Словарная» (использование толкового словаря)

«Семья, Отечество, подвиг, гражданственность, хлеб, патриотизм, казак»

От каждого из нас зависит будущее, порядок и благополучие,  от каждого зависит, будет ли соблюдаться  закон?   Если хочешь изменить весь мир к лучшему – начни со своей страны, если хочешь изменить что-то к лучшему в своей стране – начни со своей станицы, в станице – начни со своей улицы, на улице – начни со своей семьи. Хочешь что-то изменить в семье – начни с себя!  

6.Планета «Вопросная»        

- Как называется край, в котором мы живем?

- Как называется главный город нашего края?

-Какие символы государственной власти вы знаете?

- Какие чувства возникают у вас,  когда вы слышите гимн? (Чувство гордости…)

- Каких  цветов флаг ?  -  Как вы, думаете, эти цвета связаны с нашим краем?

Вывод: малиновый цвет – обозначает черноморских казаков, синий – донских казаков, зеленый – черкесского народа или другие версии: нынешние кубанцы усматривают  – малиновый – благополучие и радость, синий – цвет мира, зеленый – цвет дружбы.

7. Планета «Творческая» (стихотворения собственного сочинения о Кубани)

  • «Кубанский край»

Край родной Кубанский -Родина моя,

В этом крае выросла вся моя родня.

Дедушка в колхозе хлеборобом был,

Хлебушек кубанский на полях растил.

Горы и долины на Кубани есть,

И моря и нивы-всё не перечесть.

  • «Родилась я на Кубани»

Родилась я на Кубани, а точнее в Крыловской.

Очень я горжусь своею плодородною землёй.

Здесь хлеба растут на зависть, кукуруза и горох.

На Кубани есть два моря, речек всех не перечесть.

Здесь леса, поля красивы и завидуют пусть мне!

Родилась я на Кубани, на казачьей стороне!

  • «Я люблю свою Кубань»

На Кубани моря два

С ними и курорты!

Я люблю свою Кубань

Городов здесь много.

Ах, Кубань, ты край казачий,

Жемчужина России!

Ведь не может быть иначе

В  этом наша сила.

4.« Кубань – моя родная сторона»

Кубань – моя родная сторона,

Кусочек маленькой земли.

Кубань, Кубань – нет слов, чтоб описать тебя,

Нет слов сказать, как ты мне дорога.

Кубань – как хороши твои поля, луга, леса и горы,

Моря, и реки , и озёра.

Кубань, ты здравница, жемчужина, моя,

Ты житница России!

8. Планета  «Историческая» (Рассказ обучающегося  об истории образования Краснодарского края)

Давайте вернемся в прошлое. У нас много исторических памятников, в которых отражена история Кубани. Они являются связующей нитью между поколениями. Земля Кубанская - древняя земля. Она имеет бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту. В 18 веке нашей эры императрица Екатерина Великая, заключила мир с казаками для защиты южных рубежей от набегов врагов. Этот договор был подписан в 1793 году, в котором указывалось, что императрица отдаёт казакам большую часть своих владений. На этой земле, по договору, казаки должны были построить город, который стал бы центром на Юге и назван по имени Императрицы. Войсковой судья Черноморского казачьего войска Головатый Антон Андреевич, возглавил дипломатическую миссию черноморских казаков, направленную к Екатерине II для получения Жалованной грамоты на кубанские земли. Чепега Захарий Алексеевич возглавил переселение войска на Кубань. Захарий Алексеевич остановил свой выбор на Карасунском Куте. Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. Было принято решение строить здесь войсковой град. Так родился главный город Кубани – Екатеринодар. В граде насчитывается до 2000 хат, изваянных из глины... и покрытых камышом и соломой. Хаты стоят.... в таких положениях, как будто им скомандовали "Вольно, ребята": они стоят лицом, и спиной, и боком на улицу... Эти улицы, кроме дарового света луны, когда она есть, не знают другого освещения". Город Екатеринодар основан казаками в 1793 г. для защиты южных рубежей России. В 1920 году был переименован в Краснодар, и вот, вновь в наши дни становится вопрос о возвращении городу исторического названия.Мы славим людей кубанской науки. Это русский селекционер Василий Степанович Пустовойт, посвятивший свою жизнь выведению новых сортов подсолнечника. Хлеб – это источник жизни. Всю свою жизнь Павел Пантелеевич Лукьяненко выводил новые сорта пшеницы. И жизнь его оборвалась на пшеничном поле. 
       Славим сынов Кубани – отважных покорителей космоса. Первым из них был
Виктор Горбатко, уроженец города Ейска. Три полета в космос совершил наш прославленный земляк. И каждый раз брал с собой горсть родной земли. 
Вслед за ним в космос поднялись и другие замечательные сыны Кубани:
Виталий Иванович Севастьянов, Анатолий Николаевич Березовой и ГеннадийИвановичПадалка.
Многие поэты в своих произведениях воспевали красоту
кубанского края:
В.Подкопаев, И.Ф.Варавва. Ю.Кузнецов. В.Хохлов.

9.Планета «Игровая».

10. Планета «Конкурсная».

( на лучшего чтеца стихов кубанских поэтов)

1.У меня есть край волшебный,

Где народ такой душевный,

Край ты мой родной.

Ты мне люб до звездной крыши,

До небес и даже выше,

Край ты мой родной.

2.Родимый край, простор полей безбрежных,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь.
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем Кубань!
Степь в хлебах, над степью соколы,
Да сады, отрада глаз…
Быть кубанцем честь высокая:
Край особенный у нас.
3. Краснодарский край, он богат лежит,
По степи река с гор крутых бежит.
Что ни полюшко – славой венчано.
Мать – земля Кубань будет вечно!
Пока жива людская память,
И каждый день прошедший свят –
Жива история Кубани!
Кубань – цветущий вечно сад!

4.Только здесь, на Кубани,
Пахнет степью вода,
Прикоснешься губами –
Не уйдешь никуда.
От земли этой милой,
Что дана нам судьбой,
Мне уйти не под силу,
Не расстаться с тобой

11.Планета « Семейная»

( «Как понимаешь пословицы?» )

Вся семья вместе – так и душа на месте.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах). Мы знаем, что в казачьих семьях было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе.

При солнышке тепло – при матери добро.

– Что это значит? (Это значит, что землю согревает солнышко, а человека его мама). Кто еще знает пословицы о маме?

Лучше нет дружка, чем родная матушка.

– Мама – это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. Для мам даже придумали праздник, который мы с вами отмечали – День матери. У нас в Краснодарском крае во все времена почитали матерей, прислушивались к их мудрым советам. У мам-казачек обычно было много детей, и все они были для нее одинаково дороги, а если случалось детям обидеть маму – они всегда просили у нее прощения. Перед вами  волшебные «листочки откровения,  и вы тихо-тихо, шепотом расскажите листочку, когда и как вы обидели свою мамочку. 
– Сознаться в чем-то плохом могут только очень сильные духом люди. И многие из вас сегодня совершили этот поступок.  Теперь сомните ваши листочки, сложите мне в коробку и давайте больше не огорчать свою мамочку. Дети в казачьих семьях так уважали и любили своих мам, даже называли их на ВЫ. Эта традиция жива до сих пор.
– А есть ли пословицы о другом родном и близком человеке – о папе?

От матери – ласка, от отца – защита.

Если отец-храбрец, то и сын-молодец!

–Это казачьи пословицы.
– Как вы понимаете их смысл? (Папа в семье – это защита, пример для детей).
– Действительно, у казаков отец считается главой семьи. Он любит и оберегает своих близких, много трудится, чтобы семья жила в достатке, воспитывает своих детей на собственном примере.
– Вы знаете, что меня зовут  Ольга Витальевна. Догадайтесь, какое имя у моего папы? (Мнения детей).
– Когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству, и вы всегда будете носить частичку своего папы. А сегодня я хочу Вас познакомить со своей мамой.

12. Планета «Встреча с ветераном труда"

13. Планета «Музыкальная»

Песня в исполнении Кубанского казачьего хора под руководством В.Захарченко.

13. Планета «Казачья»

- Мы с вами живем в Краснодарском крае, где  казаками строго соблюдались семейные традиции.

 Казачьи заповеди.

Держись Православия – веры наших предков.

Служи верно России и казачеству.

Держи слово: честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Поступай по обычаям казачьего народа.

Казаки все равны в правах.

Уважай старших, чти старость.

Сам погибай, а товарища выручай.

Люби труд и не бездельничай.

Береги свою семью – малую Христову Церковь.

Будь примером для всех – по тебе судят обо всем казачестве.

14.Планета «Легенда»

       Единой семьею народы живут,

       Кубань хлебосольную “мамой”   зовут,

       Любимую землю теплом украшают,

       Ей песни, легенды свои посвящают.

       Одна из легенды докатилась до нас.

-Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали к ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи.

15. Планета «Загадочная ».
– Как называли предводителя войска казаков? – (
Атаман)
– Как назывался казачий населенный пункт? – (Станица)

– Как называется казачья шапка? – (Папаха, кубанка)

– Какое оружие было у казаков? – (Шашка)
– Как называется казачий дом? – (Хата, курень)

Как называется место в хате, где стояли иконы с рушниками? –(Красный угол)

Вывод:
– А знаете ли вы традиции и праздники казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.)
– А какие традиции есть в нашем классе? (Отмечать День именинника, радушно встречать гостей, петь казачьи песни, участвовать в праздниках) 
– А как вы считаете, наш класс можно назвать семьей? Что общего у классного коллектива и семьи? (В семье дружат и в классе дружат... Все друг о друге заботятся... . Помогают...) 
– А какой класс называют дружным? (Когда все одноклассники дружат между собой).

16. Планета «Встреча с казаками»

(беседа-рассказ атамана  Крыловского казачьего общества Дубинец Павла Ивановича, вахмистера Павловского казачьего общества, куратора  Аула Александра Михайловича )

17.Планета «Музыкально-танцевальная»  (заставка «Тучи в голубом»)

Важной вехой в истории Кубани является Великая Отечественная война. Четыре года боли, горя, страданий. Четыре года человеческих смертей и беспримерных подвигов. Четыре года надежды и ожидания. Четыре года слёз и страха. В боях с врагами покрыли себя неувядаемой славой наши земляки. На пути к победе было немало потерь. Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Фашисты вторглись в наш край как грабители Расстрелы, казни, истязания и пытки стали обычными для фашистов средствами управления на занятой территории края.

18. Планета «Памятная»

 Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией. Почему же память именно об этом дне  передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам? Что же для нас день 9 Мая?   Это  праздник необычный.  Прежде всего, радость, веселье и смех,  “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором  букеты переплетаются с траурными венками.

Вожатая: Мы здесь с тобой не, потому что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И Имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Помните! Через века, через года –помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –Помните! 

Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, – Помните!

19. Планета « Проектная»

(Коллективная  работа «Голубь мира!» )

Что такое мир? Мир-это солнце, мама, небо, бабушка…

Мир- это , когда все дети могут ходить в школу, играть и смеяться…

Люди, живущие на Земле все хотят МИРА!

20. Планета «Олимпийская» (презентация  «Победы кубанских чемпионов в Олимпиадах)

Дзюдодист Беслан Мудранов из Армавира принёс России золотую медаль. Сочинская теннисистка Елена  Веснина одержала победу. Девятнадцатилетняя яхтсменка по парусному спорту из Ейска Стефания Елфутина  заработала «бронзу». Боксёр Евгений Тищенко из станицы Каневской выиграл « золото». Борец- вольник  Аниур  Геруев  завоевал «серебро».

21. Планета « Рефлексия»
Как вы понимаете  слова Моцарта: «Жизнь – это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы»? Имеет ли это высказывание какое-то отношение к нашему классному часу? Какие выводы каждый из вас сделал для себя?

– Сегодня мы вспоминали о нашем крае, о семье, о казачьих традициях. Мы поняли, что наш класс – это тоже семья, которую надо любить и беречь. 
– Кто скажет, с какими казачьими заповедями мы  познакомились?
– Почему наш класс тоже можно считать семьей?

Я думаю, ребята, что, побеседовав о войне, и в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать выбор, как правильно поступить,  не остаться равнодушными к тому, что происходит вокруг нас, не пройти мимо того, кто будет нуждаться в вашей помощи. Вспомнив о чемпионах России и Кубани, которые принесли «золото, серебро и бронзу» нашей стране на Олимпиаде-2016, можно сделать вывод, что надо заниматься спортом активно и увлечённо, чтобы взрастить будущих олимпийских чемпионов.

- Было интересно…- Было трудно…- Я выполнял задание…

- Я понял, что…- Теперь я могу…- Я почувствовал, что…

- Я приобрёл…- Я научился…-  У меня получилось…

-  Я смог…-  Я попробую…-  Меня удивило…

 - Классный час дал мне для жизни…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Кубань в годы ВОВ"

Воспитание гордости за наш великий народ, уважение к старшему поколению, расширение знаний младших  школьников о  событиях в годы ВОВ на Кубани....

разработка классного часа "Кубань- житница России"

Данный классный час может быть проведён  в 1-2 классах....

Классный час: «Кубань - многонациональный край: столетия сотрудничества и мира»

Классный час можно использовать на уроках кубановедения и окружающего мира....

Сценарий классного часа "Кубань моя, жемчужина России"

Классный час  по теме "Кубань, моя, жемчужина России"разработан  для обучающихся начальной школы с целью воспитаня патриотов Кубани на примерах исторических событий, явлений современной жизн...

Классный час "Кубань - моя, степная дочь России"

Разработка классного часа "Кубань - моя, степная дочь России"...

Всекубанский классный час «Кубань-красавица на века делами Славится!»

Цель: - развивать познавательный интерес к истории Кубани;- воспитать любовь  к родному краю,  к его истории, к умению гордиться и помнить;- вспомнить  символику Кубани....