Урок "Сундучок марийских сказок"
план-конспект урока (2 класс)

Ирина Валерьяновна Оразаева Шоруньжинская СОШ

Материалы к уроку по ИКН (история и культура марийского народа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект48.58 КБ
Файл задания к уроку13.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»

 «Сундучок народных сказок»

(История и культура народов Марий Эл)

Выполнила

Оразаева И.В.

учитель начальных классов

Шоруньжа

2019

Тема урока: «Сундучок народных сказок»

Предмет: История и культура народов Марий Эл

Класс: 2

Цель урока: дать понятие «народная сказка», создание условий для активного вовлечения учащихся в процесс обучения.

Образовательная: раскрыть понятия «сказка», «народная сказка», сформировать представление о видах сказок (волшебная, бытовая, о животных).  Формирование умения оценивать поступки и поведение героев сказки, определять ее главную мысль.

Развивающая: содействие развитию логического мышления, связной речи, умению отстаивать свою точку зрения.

Образовательная: содействовать воспитанию нравственной культуры.

Оборудование: учебник, ИКТ, раздаточный материал: информация о видах сказок, таблица для игры.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Игра «Необычное приветствие». 

Звучит музыка.
Дети ходят по комнате (можно и танцевать). Когда музыка утихает, то произносятся слова: «1,2,3, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда звучит команда: «Поздоровайтесь….» - и затем называется любая часть тела (мизинцами, ушами, коленками, пятками...)

Важное условие – ученик после музыкальной паузы должен встать с тем, с кем он еще не здоровался. 

Игра «Молекулы и атомы» 


Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по 4!», то это значит, что четыре  игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». 
Рассаживаются по 4 человека (3 команды). 

  1. Этап побуждения.
  1. Мозговой штурм. Отгадывание кроссворда с ключевым словом       «сказка».

л

и

с

а

к

о

л

о

б

о

к

а

м

б

а

р

з

а

я

ц

у

р

о

к

я

г

а

  1. Её называют кумушкой в народных сказках? (лиса)
  2. Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл...   (колобок)
  3. Место хранения муки в сказке «Колобок» (амбар)
  4. Самое пугливое животное в сказках?  (заяц)
  5. «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам …..(урок)
  6. Страшная баба…(яга)

  1. Какие ассоциации  возникают  у вас со словами  «сказка», «народная сказка»?

- Какие виды сказок вам известны?

- А почему люди сочиняли сказки?

- Сегодня мы попытаемся вспомнить и ответить на все эти вопросы.

3. Составление  кластер  сказки.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

Нелегко жилось в старину народам нашего края. Работали на полях от зари до зари. Машин не было, все приходилось делать вручную, проходить длинные расстояния пешком. Свои мечты о том, как сделать жизнь легче и краше, люди выражали в сказках. А самая главная мысль, заложенная в сказки – можно победить зло и несправедливость при помощи добрых дел и поступков. Люди наделяли героев недюжинной силой и ростом, а самое главное умом и добротой или, наоборот, делали предметы маленькими. Придумает кто – то сказку и расскажет другому, тот свои мечты добавит в неё и расскажет третьему… Так появлялась народная сказка.

Мы с вами любим разные сказки: волшебные, где обязательно есть чудеса и волшебные предметы. Сказки о животных, в которых животные могут говорить и ведут себя как люди. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Но в каждой народной сказке обязательно есть народная мудрость, которая учит нас добру, помощи близким и вере в то, что добро всегда побеждает зло.

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный на сегодняшнем уроке?»

У меня есть один сказочный предмет: вот этот волшебный сундучок. Каждый из вас, заглянув в него, сможет увидеть самого важного и нужного на нашем уроке. Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам нужно будет выполнить задания. Отправляемся в путь.

                  Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка - умница и прелесть,

С нами рядышком живет,

Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого

Победил! Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим

Убедил!

  1. Итак, наше путешествие в мир сказок начинается!


4. И первое, что мы посетим с вами – это сказочный лес. Жители этого сказочного леса все спрятались в своих домиках, а нам они предлагают сказочную карту, с помощью  которой мы должны найти жителей  этого леса.

д

л

р

у

ы

г

н

р

з

к

р

и

г

т

д

ё

й

ц

у

с

о

с

щ

н

ш

г

н

е

к

э

г

а

д

к

в

о

л

к

а

м

т

к

а

о

и

р

о

р

з

ж

п

р

ф

з

л

а

п

г

а

р

в

я

в

а

а

к

а

с

я

ц

а

л

н

з

н

ш

л

о

ц

к

м

е

д

в

е

д

ь

в

к

а

п

о

м

к

о

л

х

а

ш

ж


Каких животных вы здесь нашли? (лиса, сова, коза, волк, заяц, медведь).  
А кто помнит, в каких народных сказках встречается лиса? («Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Лиса и заяц», «Сова и лиса»…)
Волк часто встречается в русских народных сказках, давайте попробуем перечислить эти сказки? ( «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Волк на свадьбе»…)
Кто помнит сказки, где встречается заяц? («Заячий домик», «Лиса и заяц», «Трусливый заяц»)
Самый большой и самый косолапый житель сказочного леса, в каких  сказках встречается? («Маша и медведь», «Медведь и коза»)

Какие вы молодцы!  Мы с вами узнали жителей данного места, и я предлагаю отправиться дальше.

  1. В гости к русским народным сказкам. 

Есть много марийских сказок, которые по своему сюжету похожи на русские народные сказки. Это связано с тем, что русские и марийцы всегда жили рядом и иногда пересказывали сказочные сюжеты, добавляя своих героев.

Отгадайте название сказки по отрывку из текста. Узнайте подобную марийскую народную сказку.

1)  Козлятушки, ребятушки,

    Отопритеся, отомкнитеся.

    Я коза, на лугу была,

    Ела травку шелковую,

    Пила воду студёную… («Волк и семеро козлят» – «Коза и медведь»)

2) - Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!
- У нас и без тебя тесно.
- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. («Лисичка со скалочкой» - «Белая кобыла»).

3)  Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюёт, свинья под деревьями корешки да жёлуди роет.

(«Зимовье зверей» - «Зимовье в лесу»).

4) - Кто я таков? Из сибирских лесов — Котофей Котофеич. 
- Пойдем, миленький Котофей Котофеич, ко мне, лисоньке, в гости. 

- Пойдем. («Кот Котофеич» - «Московский бурмистр»).

5) - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь? 
- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. 

- Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! («Заюшкина избушка» - «Заячий домик»)

6) Сделали из соломы бычка, вымазали смолой бочка и поставили во двор. Утром народ скотинушку погнал, и бабушка с Аленушкой погнали своего бычка. Пригнали на полянку, а сами в лес ушли сладку ягодку земляничку собирать. («Бычок – смоляной бочок» - «Смоляной бычок»)

  1. «Картинная галерея. Надо узнать по картинке сказку.
  1. «Мудрая невеста» - бытовая сказка.
  2. «Московский бурмистр» - сказки о животных.
  3. «Волшебный меч» - волшебная сказка.
  1. Узнай сказку по отрывкам.
  1. «Идём за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Красивой, как луна,

Светлой, как звезда.

Идём за … …,

Чтобы увезти её Водяному владыке». («Сереброзубая Пампалче»)

  1. «Ой, Акталче, Акталче,

Железные цепи – йолдырт!» («Алым – патыр»)

  1. «Сова, тум, тум! Пятеро совят – пятеро ребят. Дуб срублю – всех изловлю! Лучше одного брось! («Лиса, сова и сорока»)
  2. «Силки отдал – курочку получил,

Курочку отдал – гуся получил,

Гуся отдал – барана получил,

Барана отдал – быка получил,

Быка отдал - … получил. («Белая кобыла»)

  1. «Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулупчике, белых варежках, белых валенках – самокатках».  («Откуда у зайца белая шубка»)

                    6. «Лежит волк и удивляется: «Целого барана проглотил, а есть        

                        пуще прежнего хочется. Лучше бы на части его растерзать, чем

                      целиком глотать». («Волк на свадьбе»)

  1.  «Бюро находок». Узнай сказку по предмету.

-  Из какой сказки эти предметы.

1. Серебряный зуб. («Сереброзубая Пампалче», «Ший пуян ший Пампалче»)

2. Тесто. («Ненчык патыр»)

3. Пчелка («Как я пчёл караулил»)

  1. Узнай сказку по опорным словам.

3 БРАТА, СТАРИК, КОТЕЛОК С ЖИРНОЙ УТКОЙ, НЕСМАЗАННЫЙ САЛОМ САПОГ  («Сорок одна небылица»)

КРАСНЫЙ ПЕТУХ, ЧЁРНЫЙ БЫК, КРУТОРОГИЙ БАРАН, ЖИРНАЯ СВИНЬЯ, БЕЛЫЙ ГУСЬ   («Зимовье в лесу»)

СТАРИК, СТАРУХА, БЫЧОК («Смоляной бычок»)

  1.  «Собираем сказку» (пазлы)

1. «Лиса, сова и сорока»

2. «Сереброзубая Пампалче»

3. «Алым – патыр»

           11. Инсценирование марийской народной сказки «Заячий домик».

Построил заяц себе домик. Хоть и маленький, а хороший: с крышей, с окнами, с дверью и даже со столом и лавками.

Построил заяц домик и убежал в гости, а двери не запер.

Заяц в гостях веселится, а в это время в его домик забрался сверчок.

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! — пропел сверчок свою песенку. — Хороший домик! -Улёгся на лавку и заснул.

Вернулся заяц домой и тоже лёг на лавку.

Полежал заяц на одном боку, на другой повернулся и задел ненароком сверчка.

— Чрик-чрик! — пискнул сверчок. Испугался заяц — и прыг из дома. Скачет зайчишка-трусишка по дороге, плачет-заливается. Встретился ему медведь.

— О чём плачешь, заяц? — спрашивает медведь.

— Забрался в мой домик какой-то зверь, — отвечает заяц. — Где я теперь зимой жить буду?

— Не горюй, кум заяц, я тебе помогу, — говорит медведь.

Пришли медведь и заяц к домику. Заревел медведь что есть силы.

Услышал сверчок медвежий рёв и спрашивает:

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр! Кто там? Медведь послушал-послушал и убежал в лес: кто его знает, что за зверь сидит в домике?.. Остался заяц один.

Скачет он по дороге и плачет-заливается. Идёт навстречу зайцу лиса.

— Заинька, дружок, куда бежишь? О чём плачешь-горюешь?

— Эх, кумушка, нет у меня теперь своего домика! Забрался в него какой-то зверь и не выходит, -пожаловался заяц.

— Я помогу тебе, — говорит лиса. — Я тебя в беде не оставлю.

Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:

— Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром — когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:

— Чрик-чрик, чрик-чрик, чр-чр!

Лиса послушала-послушала: кто его знает, что за зверь, — и в лес убежала.

Заяц туда-сюда по сторонам посмотрел и снова заплакал. Скачет по дороге, а навстречу ему петух.

— Зайка, братишка, о чём плачешь? — спрашивает петух.

— Эх, дружище петух, — отвечает заяц, — беда у меня! Зима скоро, а в моём домике какой-то зверь засел и меня в дом не пускает. Медведь хотел выгнать и лиса хотела, да не смогли…

— Не горюй, друг заяц, я тебе помогу, -говорит петух.

Пошли они к заячьему домику.

Петух обошёл вокруг домика, осмотрел его со всех сторон и запел:

Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!

Сверчок из домика не выходит. Прыгнул петух на порог и опять поёт:

Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!

Сверчок со своей лавки отвечает:

— Чр-чрик, чр-чрик!

Петух вскочил на лавку, клюнул-и нет сверчка. Заяц обрадовался, скачет-приплясывает. А петух по всем углам посмотрел, захлопал крыльями и запел:

Ку-ка-ре-ку! В доме запру! Голову отсеку-у!

Другой-то никакой песни у него не было. А заяц подумал: «Вот как разошёлся петух! С моим обидчиком расправился, теперь и мне несдобровать».

Выскочил заяц из домика — и в лес.

С тех пор зайцы домов не строят, а живут просто под кустом.

Сказка — туда, я — сюда.

Сказка — подальше, а я -поближе.

  1. Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь волшебного сундучка  и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

  1. Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 2 яблока (красное и желтое).

– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – желтое, надо немного созреть.



Предварительный просмотр:

д

л

р

у

ы

г

н

р

з

к

р

и

г

т

д

ё

й

ц

у

с

о

с

щ

н

ш

г

н

е

к

э

г

а

д

к

в

о

л

к

а

м

т

к

а

о

и

р

о

р

з

ж

п

р

ф

з

л

а

п

г

а

р

в

я

в

а

а

к

а

с

я

ц

а

л

н

з

н

ш

л

о

ц

к

м

е

д

в

е

д

ь

в

к

а

п

о

м

к

о

л

х

а

ш

ж

«Идём за невестой,

За красивой невестой с серебряными зубами,

Красивой, как луна,

Светлой, как звезда.

Идём за … …,

Чтобы увезти её Водяному владыке».

«Ой, Акталче, Акталче,

Железные цепи – йолдырт!»

«Сова, тум, тум! Пятеро совят – пятеро ребят. Дуб срублю – всех изловлю! Лучше одного брось!

«Силки отдал – курочку получил,

Курочку отдал – гуся получил,

Гуся отдал – барана получил,

Барана отдал – быка получил,

Быка отдал - … получил.

«Тут увидел Заяц, что дверь в избу не плотно прикрыта, выпрыгнул из колыбельки и в лес убежал: в белом тулупчике, белых варежках, белых валенках – самокатках».  

«Лежит волк и удивляется: «Целого барана проглотил, а есть пуще прежнего хочется. Лучше бы на части его растерзать, чем  целиком глотать».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок марийского языка во 2 классе на тему "Могай тусан?"

Тема урока входит в цикл "Мемнан модышна". Данный урок является первым в этом цикле....

Календарно - тематическое планирование по марийскому языку для 2 класса

Тематическое планирование по марийскому языку для 2 класса...

Тематическое планирование по истории и культуре марийского народа

Тематическое планиерование по истории и культуре марийского народа в 4 классе...

Программа по марийской национальной вышивке

    Программа предназначена для обучения вышивке как одного из профильных курсов трудового обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Изучение этого курса рекомендуется дет...

Марийские национальные инструменты

Ознакомить учащихся с разнообразным видом народных музыкальных инструментов и их историей Развить познавательную активность учащихся •Умение различать музыкальные инструменты •Приучить к са...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"

Урок проведен с целью приобщения детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений, познакомить с марийской вышивкой; закрепления лексического запаса учащихся по теме «Семья»; развития внимания, вообр...