Примерная основная образовательная программа учебного предмета «Родной (чукотский) язык» для 1-4 классов начального общего образования
рабочая программа

Головкова Таисия Петровна

Рабочая программа "Родной (чукотский) язык"  адресована учителям языков КМНЧ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА С. АЙОН

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №___от «____»____2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

 Приказ №____от       «____»________2020г.

Директор  МБОУ НШ с. Айон

_________Н.А. Ерофеева

Примерная основная образовательная программа

учебного предмета «Родной (чукотский) язык»

для 1-4 классов начального общего образования

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Головкова Таисия Петровна,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Начальная школа с. Айон",

учитель начальных классов высшей КК.

с. Айон

2020 г.

  Оглавление:

1. Целевой раздел:

– Пояснительная записка.

– Планируемые результаты освоения предмета.

– Система оценки результатов освоения предмета.

2. Содержательный раздел.

3. Организационный раздел:

– Тематическое планирование.

– План внеурочной деятельности.

– Система условий реализации учебной программы.

Пояснительная записка

       Язык является орудием общения людей, и с этим связан целый ряд функций, которые язык выполняет в обществе. одна из базовых функций -коммуникативная. Народ чукотской национальности общается, обменивается информацией. Когнитивная функция (познавательная) выражает деятельность сознания. Одной из главных функций является функция хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа.

        Языковая ситуация в плане функционирования чукотского языка имеет тенденции к ухудшению.

Но такие благоприятные для чукотского народа факторы, как значительная численность этноса, его компактное проживание и сосредоточение основной массы чукчей в пределах своего автономного округа, относительная сохранность территорий традиционного природопользования, традиционного хозяйства, уклада жизни и этнической духовной культуры являются основанием для принятия мер, направленных на сохранение и развитие чукотского языка.

       В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 317-ФЗ) «граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

       Государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие. Все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства. (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ)

       Согласно ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих ПООП.

Целью программы является развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование речевой деятельности по всем ее видам, формирование и развитие лингвистической компетенции.

Задачи изучения учебного предмета следующие:

  • обеспечение мотивации обучения родному языку;
  • формирование первоначальной лингвистической компетенции по всем уровням чукотского языка;
  • воспитание положительного ценностного отношения и уважения к родному языку;
  • формирование гражданских и патриотических чувств;
  • овладение умениями связной устной и письменной речи;
  • развитие культуроведческой компетенции учащихся.

Место в учебном плане: 1 класс - 66ч. (2 часа в неделю);

                                          2-ого класса нет в этом учебном году;

                                          3 класс - 102ч. (3 часа в неделю);

                                                     4 класс - 102 ч. (3 часа в неделю).

       Основные содержательные линии

1 класс

       Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов.

        Развитие речи учащихся. Беседы о жизни семьи, занятиях родителей, родственников, о школе, интернате. Беседы по картинкам путем постановки простейших вопросов: Мэн'ин н'отк'эн? – Ынк'эн н'инк'эй. Ныръэк'ин н'инк'эй? – Нувичвэтк'ин. (Кто это? – Это мальчик. Что делает мальчик? – Мальчик играет). Составление простых нераспространенных предложений. Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи, подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2-3 вопроса.

       Чтение. Развитие речи.

       Блок I -  Предварительный устный курс - 18ч.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.

       Тематика. Школа. Школьное здание, классы, гардероб, коридор, столовая. В классе: стены, потолок, пол, окна, дверь. Игры, забавы, игрушки. Кукла в чукотской одежде. В тундре осенью. Растения, ягоды, грибы, цветы. Интернат. Спальня, постель, одеяло, подушка. Одежда и обувь. Кухлянка, торбаса, чижи, рукавицы, камлейка. Уход за одеждой и обувью. Личная гигиена. Мыло, полотенце, расческа. Уход за руками, зубами, телом. Части тела человека. Голова, шея, спина, туловище, грудь, руки, ноги, глаза и т.д. Уход за телом. Кухня. Посуда, продукты. Столовая. Национальные блюда. Семья. Члены семьи и их занятия. Оленеводство. Олень, яранга, аркан, пастух. Животные тундры. Внешний вид, образ жизни, питание. Море. Животные моря. Село.

Блок II - Букварный период - 30ч.

Составление слогов, слов, словосочетаний.  Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги. Ознакомление  с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [в], [й], [л], [м], [н], [н'], [р], [к], [к'],  [ф], [ц], [щ]. Специфика произношения звуков  [а], [о], [э], [w], [г], [к'], [х], [ч], [ы]  и  обозначение  их  на  письме.

Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [а'], [э'], [ы'], [к'], [ң'], [ӆ].

Речь.

Устная и письменная речь. Этика общения.

Слово и слог.

Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.

Звуки и буквы.

Алфавит. Слова с заглавной буквой.

Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.

Согласные звуки, их классификация.

Слова, выражающие предмет, его действие и признак.

Блок III - От слова к предложению - 18ч.  

Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.

Развитие связной речи.

      Экскурсии, наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Экскурсии по школе, в школьный музей, в тундру за наблюдением птиц и животных

      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями.

 Письмо. Подготовка руки к письму (на каждом уроке до 10 минут). Умение сидеть за партой, пользоваться  ручкой при письме.

3 класс              

    Основное содержание чтения. Развитие речи - 68ч., 2 ч. в неделю

Блок I. Прекрасная осень. Произведения о родной природе в осеннее время, о подготовке оленеводов и охотников к зиме. Животный и растительный мир осенью.

   Блок II. Зима. Труд людей зимой. Рассказы, стихотворения чукотских писателей и поэтов о зиме. Загадки о зиме. Жизнь животных зимой.

    Блок III. Весна. Произведения о красоте северной весенней природы, борьбе человека с суровыми трудностями тундры.

    Блок IY. Лето. Произведения о летнем отдыхе детей, посильной помощи детей взрослым.

А также: Служение Родине. Рассказы и стихотворения о героизме защитников Родины в годы Великой Отечественной войны; вклад в победу жителей Чукотки.   Сказки. Произведения устного народного творчества чукчей: сказки, легенды, мифы.

Основное содержание грамматики, правописания и развития речи - 34ч., 1 ч. в неделю

    Блок I. Предложение. Повторение изученного. Предложение. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. Второстепенные члены предложения. Вопросы к членам предложения.

    Блок II.  Состав слова. Корень слова. Словообразующие суффиксы: -к'эй/-к'ай, -тъул/тъол, -чыку/чыко, -ль (ын). Обогащение речи обучающихся родственными словами. Умение выделять корень и суффиксы в словах.

    Блок III. Имя существительное. Понятие о родственных словах. Подбор однокоренных слов: кэйн'ын, кэйн'ин, кэйн'ык'эй, кэйн'ытъул. Умение выделять в словах словообразовательные суффиксы и правильно обозначать их на письме.

    Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение. Вопросы. Практическое усвоение изменений имен существительных, обозначающих «человека» и «нечеловека», по вопросам: Микынэ тэйкынин? Микынэ варкын?мэкгыпы? Рэк'э? Рэк'ык? Ръагыпы? Рак'эты? – в составе предложений.

    Умение употреблять в предложениях существительные в различных падежных формах, правильно сочетая с управляемым словом.

    Блок IY. Части речи. Личные местоимения: гым, гыт, ытлён, мури, тури, ытри.

    Глагол, его значение, вопросы. Практическое изменение глаголов по вопросам: ныръэк'ин? Ръэгъи? Нинэнрэк'эвкин? Рырэк'эвнин?

    Употребление глаголов с местоимениями: гымнан, гынан, ынан, торгынан, моргынан, ыргынан.     Притяжательные местоимения: гымнин, гынан, ынан, торгынан, моргынан, ыргынан.

    Повторение в конце учебного года.

4 класс

       Чтение и развитие речи – 68 ч, 2 часа в неделю

    Основное содержание чтения. Развитие речи.

Блок I. Осень. Произведения о родной природе в осеннее время, о подготовке оленеводов и охотников к зиме. Животный и растительный мир осенью.

Блок II.  Великая отечественная война 1941-45гг. Рассказы и стихотворения о героизме защитников Родины в годы Великой Отечественной войны; вклад в победу жителей Чукотки.

Блок III. Наша Родина. Рассказы, стихотворения, статьи о Родине, о Москве, Анадыре, о людях и их профессиях.

Блок IY.  Сказки. Произведения устного народного творчества чукчей: сказки, легенды, мифы.

БлокY. Весна. Произведения о красоте северной весенней природы, борьбе человека с суровыми трудностями тундры.

 Блок YI. Лето. Произведения о летнем отдыхе детей, посильной помощи детей взрослым.

    Грамматика, правописание и развитие речи - 34ч, 1 ч. в неделю.

Блок I. Имя существительное.  Повторение пройденного о предложении. Имя существительное. Повторение изменения имен существительных по вопросам: Рэк'э? Рэк'ык? Рак'эты? Микынэ? Микынэ варкын? Мэкына? Умение составлять предложения с именами существительными.

   Блок II. Изменение имен существительных (кроме существительных, обозначающих название старших родственников: эпэк'эй, эпы, атэ, ыммэмы) по падежам в единственном числе.

Именительный падеж – мэн'ин? Микынти? Ръэнут? Ръэнутэт?

Творительный – микынэ? Рэк'э?

Местный падеж – микынэ? Микынэ рээн? Рэк'ык? Рэк'ык к'ача?

Отправительный падеж – мэкгыпы? Ръагыпы?

Дательно-направительный падеж – мэкына? Рак'эты?

 Составление связных текстов с использованием в них существительных в различных падежных формах.

   Блок III. Склонение имен существительных. Употребление имен существительных в местном падеже с послелогами: рээн, к'ача, рымагты, гыргоча, эвыча.

 Употребление существительных в творительном падеже при переходном глаголе (практически).

     Блок IY. Местоимение. Глагол.  Практическое знакомство с изменениями личных местоимений по 5 падежам. Замена имен существительных формами личных местоимений.

 Понятие о глаголе, его значение, вопросы. Употребление глаголов в связной речи.

    Повторение в конце учебного года

Формируемые предметные компетенции

Лингвистическая компетенция: знания о языке и речи, умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом.

Языковая компетенция: практическое владение языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм.

Коммуникативная компетенция: владение разными видами речевой деятельности, способность воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания: писать с учетом условий и задач общения.

Читательская компетенция: формирование навыка чтения, умения работать с книгой, начитанность, навыки и умения собственно читательской деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

     Личностными результатами изучения родного языка в начальной школе являются:  

 • общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;  

 • осознание себя гражданином своей страны, представителем своей национальности;

 • осознание языка как основного средства общения между людьми.

      Метапредметные результаты изучения родного языка в начальной школе:

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младших школьников;
  • Развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • Развитие общего лингвистического кругозора  младшего школьника;
  • Развитие познавательной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению родного языка;
  • Овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта.

Предметные результаты изучения родного языка:

  • Овладение начальными представлениями о нормах родного языка;
  • Умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорении:

  • Вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог – побуждение к действию;
  • Уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж;  

Аудировании:

  • Понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;

Чтении:

  • Читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;
  • Читать про себя тексты, включая как изученный языковый материал, так и отдельные новые слова, понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию;

Письменной речи:

  • Владеть техникой письма;
  • Писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)

  • Адекватное произношение и различение на слух всех звуков родного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
  • Соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
  • Применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
  • Распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.

Социокультурная осведомленность

В познавательной сфере:

  • Умение сравнивать языковые явления родного и русского  языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
  • Умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
  • Совершенствование приемов работы с текстом с опорой на умения, приобретенные на уроках родного языка;
  • Умение пользоваться справочным материалом, представленном в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы, алгоритмы);
  • Умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Представление об изучаемом родном языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • Приобщение к культурным ценностям своего народа через произведения детского фольклора, через непосредственное общение с носителями языка.

В эстетической сфере:

  • Владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на родном языке;
  • Развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами чукотской литературы.

В трудовой сфере:

  • Умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

Критерии оценивания

  Контрольный диктант

 объем соответствует количеству слов по чтению;

-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;

 -однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая      следующая подобная считается за отдельную ошибку;

-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценки за контрольный диктант:

«5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить;

«4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных;

«3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»;

«2» - более 5-8 ошибок.

Оценки за грамматические задания:

«5» - все верно;

«4» - не менее ¾ заданий верно;

«3» - не менее ½ заданий верно;

«2» - не выполнено больше половины.

Контрольное списывание

Оценки за контрольное списывание:

«5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (2 класс);

         1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс);

«3» - 3 ошибки и 1 исправление (2класс);

         2 ошибки и 1исправление (2-4 класс);

«2» - 4 ошибки (2 класс);

         3 ошибки (2-4 классы).

Тематическое планирование

1 класс

Блоки

Тема

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

1 четверть 18 часов

Предварительный      устный      курс

Школа. Класс.

1

02.09

 Наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов;

  1. словесные и дидактические игры "Нэнэн", "Алёчелгын" с спользованием наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам

Прописи. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  

Экскурсия по школе. Школьный музей

1

04.09

Игры, забавы, игрушки. Кукла в чукотской одежде

1

09.09

Осенняя тундра. Экскурсия

1

11.09

Дидактические игры "Столовая", "Спальня" - обучение по образцу (имитационный):

  1. -осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов;

-обучение произношению, интонациям

Интернат. Спальня. Столовая. Игровая

1

16.09

Одежда и обувь. Уход за одеждой и обувью

1

18.09

Личная гигиена. Мыло, полотенце, расческа

1

23.09

Части тела человека

1

25.09

Дидактические упражнения с использованием наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам

-обучение произношению, интонациям

Кухня. Посуда, продукты

1

30.09

Работа по фонетической таблице:

-упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия гласных звуков чукотского языка, которые всегда произносятся напевно, мягко;

Дидактическая игра "Чайпавык"

-обучение произношению, интонациям

Столовая. Национальные блюда

1

02.10

Семья. Члены семьи и их занятия

1

07.10

Игры-драматизации: "Гымнин ройъырын", "Нэлвыл" создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

  1. Рассматривание натуральных предметов и произношение их названий:

-обучение произношению, интонациям

Прописи. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  

Оленеводство. Олень, яранга, аркан, пастух

1

09.10

Животные тундры. Внешний вид, образ жизни, питание

1

14.10

Наблюдения и его разновидности: экскурсии, рассматривание предметных и сюжетных картинок, рассматривание натуральных предметов;

Дидактические игры "Ан'ка'гынникыт", "Пчик'эт инкъам галгат" стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями.

-обучение произношению, интонациям

Животные тундры. Красная книга Чукотки

1

16.10

Экскурсия в тундру. Птицы

1

21.10

Море. Морские животные

1

23.10

Поселок

1

28.10

Экскурсия на берег моря

1

30.10

2 четверть – 14 часов

Работа по фонетической таблице:

-упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия гласных звуков чукотского языка, которые всегда произносятся напевно, мягко;

Дидактические игры "Анк'ак", "Рыркы",  "Гымнин ыммэк'эй" стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями.

-обучение произношению, интонациям

Букварный    период

Занятия взрослых, с. 29 Букварь

1

11.11

На охоту, с. 30

1

13.11

В море, с. 31

1

18.11

Выделка шкур, с. 32

1

20.11

Ребенок, с. 34

1

25.11

Дидактическая игра "Гымнин нэнэн" с использованием наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности 

-обучение произношению, интонациям

Прописи. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.  

Добыча, с. 35

1

27.11

 Аудирование - мощное средство обучения  языку. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка: атэ, атэна, ыннэн, ыннэн, нэнэны, нэнэнэт

   Ролевые игры "Охота", "Рыбалка" создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности . В игре активизируются воображение и память, жизненный опыт, что придает процессу общения эмоциональный характер. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

   Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как ученики оказываются в ситуации, когда необходимо что-либо сказать, спросить, выяснить, уточнить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором.

Рыбалка, с. 36

1

02.12

Букварный  период

Буква и звук И, с.37

1

04.12

Аудирование и говорение: тины, титит, экык, мимыл, мэмыл, лилит.

Говорение тесно связано не только с аудированием, но и с чтением и письмом. Одним из решающих условий повышения эффективности методики обучения чтению   является такая организация учебного процесса, которая обеспечивает реализацию функции общения.

Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Звук и буква К, с. 38

1

09.12

Звук и буква Л, с. 39

1

11.12

Звук и буква Р, с. 41

1

16.12

Аудирование и говорение: рыркы, рыркат, мэмыл, мэмылтэ, рэтэм, рытрыт, омом, омран, омрак, оттыран, оттырак

Через аудирование и говорение идет усвоение лексического состава языка

Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Звук и буква Р, с. 42, 43

1

18.12

Звук и буква О, с. 44, 45

1

23.12

14

Экскурсия в школьный музей. Жилище чукчей

1

25.12

Экскурсия-урок - это экскурсия с применением всех видов информационного восприятия- текста, звуков, графики, анимации, видео, символов - способствует наиболее быстрому, качественному восприятию, запоминанию обучающимся представленного материала; приобщению к культурным ценностям народа изучаемого языка.

3 четверть – 18 часов

Букварный  период

Звук и буква К, с. 46

1

13.01

Аудирование и говорение:к'аат, мэк'ым, умкуум, к'эпыл, к'оро, нытуркин, нэнэнэк

 Это  возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование и говорение идет усвоение лексического состава языка

Звук и буква У, с. 47

1

15.01

Мячик, с. 48

1

20.01

Звук и буква Г, с. 50-51

1

22.01

Звук и буква В, с. 52

1

27.01

Следы, с. 54

1

29.01

Аудирование и говорение - возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой;  усвоение лексического состава языка

Анализ буквенного состава слов.

Сравнение заглавных и строчных букв.

Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом.

Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

 Ворон, с. 55

1

03.02

Бабушка, с. 56

1

05.02

На озере, с. 59

1

10.02

Аудирование, говорение, обучение чтению. Обучение чтению на начальном этапе должно стать базой для дальнейшего изучению предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах.

Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой.

Школа, с. 60

1

12.02

Звук и буква Н',н', с. 62

1

17.02

Звук и буква П,п, с. 64

1

19.02

Аудирование, говорение, обучение чтению.

Обучение чтению  оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка.

Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой.

Звук и буква Ч, с. 67

1

03.03

Игра «Ловля рогов», с. 68

1

05.03

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению  языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.        Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Букварный период

Буква Ъ, с. 70

1

10.03

Технология применения фонетических упражнений:

- обучаются навыку слушания звуков

- развивают навык точного произношения звуков

- способствует возможности овладения звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.

Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений.

Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой.

Буква Ь, с. 72

1

12.03

( ' ) – гортанно-смычный, с. 74

1

17.03

Звук и буква Я, с. 78-79

1

19.03

Технология отработки  фонетического навыка при произношении слов со спецификой звучания йотированных звуков:

Работа по фонетическим таблицам, слушание образца произношения данных звуков, само произношение. При этом отрабатываются:

 - навык слушания звуков.

- навык точного произношения звуков

- общие речевые способности ребенка.

Перенос слов по слогам.

Классификация слов по количеству слогов.

Деление слов на слоги и определение их количества.

Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги.

Звук и буква Ё, Ю с,80, 83

1

24.03

4 четверть – 16 часов

От   слова   к   предложению

На горке, с. 88-89

1

Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе.  Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения.  

 Аудирование и говорение - возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой;  усвоение лексического состава языка

Сюжетно-ролевая игра "На горке"

Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Радио. Звук и буква Д, с. 90

1

Аудирование, говорение, обучение чтению.

Обучение чтению  оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка.

Перенос слов по слогам.

Классификация слов по количеству слогов.

Деление слов на слоги и определение их количества.

Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги.

Барабан. Звук и буква Б, с. 91

1

В зоопарке, с. 92

1

Фабрика. Звук и буква Ф, с. 93

1

Аудирование и говорение: фабрика, телефон, гымнин, кошка, ныппылюкин, хоккей, айвэ, журнал, гэчевкы вальыт, нувичвэнмури.

Через аудирование и говорение идет усвоение лексического состава языка.

Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка.

Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей аудио-, видеотехники, записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения слов.

Шар. Звук и буква Ш, с. 95

1

Хоккей. Звук и буква Х, с. 96

1

Журнал. Звук и буква Ж, с. 97

1

Цапля. Звук и буква Ц, с. 98

1

Теплица. Звук и буква Щ, с. 99

1

Утро, с. 104

2

Аудирование, говорение, обучение чтению.

Обучение чтению  оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Обучение чтению влияет на общие речевые способности ребенка.

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов.

Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок.

Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов.

Выквыкай, с. 105

2

Мячик. Ю.Рытхэу, с. 107

2

3 класс

Грамматика, правописание и развитие речи  

Блок

1 четверть  - 9 часов

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

Предложение

Повторение пройденного

1

05.09

Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Предложение

1

12.09

Подлежащее и сказуемое

1

19.09

Главные члены предложения

1

26.09

Второстепенные члены предложения

1

03.10

Второстепенные члены предложения

1

10.10

Составление предложений

1

17.10

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

24.10

Работа над ошибками

1

31.10

2 четверть – 7 часов

Состав слова

Корень слова

1

14.11

Упражнения на формирование у школьников орфографической, орфоэпической и лексикографической компетенции – одни из наиболее важных и востребованных в дальнейшей деятельности человека:

 Учатся распознавать: корень и аффикс; производные слова; однокоренные слова.

Усвоят: особенности присоединения аффиксов в чукотском и русском языках, сложные  слова.

Отрабатываются навыки: выделение в словах с четким  морфемным швом корня, суффикса; образование однокоренных слов с помощью суффиксов; разбор слова по составу.

Однокоренные слова

1

21.11

Суффиксы –к'эй/к'ай,  -тъул/тъол

1

28.11

Суффиксы –чыку/чыко, -льын.

1

05.12

Закон гармонии гласных

1

12.12

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

19.12

Работа над ошибками

1

26.12

3 четверть – 10 часов

 Формирование у школьников орфографической, орфоэпической и лексикографической компетенции:  Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с четким  морфемным швом корня, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.

Имя существительное

Родственные слова

1

16.01

Словообразовательные суффиксы

1

23.01

Словообразовательные префиксы

1

30.01

Имя существительное

1

06.02

   Формирование у школьников орфографической, орфоэпической и лексикографической компетенции: Знание употребления  существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?" Имена существительные, обозначающие "человек" и "нечеловек". Изменение существительных по числам

Значение имени существительного

1

13.02

Вопросы к именам существительным

1

20.02

Число имен существительных

1

27.02

Число имен существительных

1

06.03

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

13.03

Работа над ошибками

1

20.03

Части речи

4 четверть – 8 часов

   Группировка слов по частям речи.  Нахождение основания для классификации имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений.

   Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи.

   Значение и употребление глаголов в речи.  Изменение глаголов по временам.

Личные местоимения

2

Глагол. Изменение глагола по вопросам

2

Суффиксы и префиксы глаголов

2

Контрольная работа по теме «Части речи»

1

Работа над ошибками

1

Чтение и развитие речи   3 кл.

Блок

1 четверть – 18 часов

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

Прекрасная осень

Наша Родина

1

04.09

Наглядные:

  1. Непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)
  2. Опосредованные (с использованием наглядности: рассматривание предметов, картин, фотографий, описание картин и экспонатов школьного краеведческого музея, рассказывание по предметным  и сюжетным картинкам)

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры.

Метод обучения по образцу (имитационный):

-обучение произношению, интонациям

-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть

-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

-пересказ литературных произведений.

Метод проблемный:

-вопросы, творческие задания

-упражнения, дидактические игры и др.

Метод коммуникативный:

-беседы (например: о чем хотели бы узнать; что хотели бы увидеть)

-создание речевых ситуаций (например: поехал с родителями на осенний забой оленей; нашел кладку чаячьих яиц).

Летом

1

07.09

Осенью

2

11, 14.09

А. Кымытваль. Боль земли

1

18.09

Осенний забой оленей

1

21.09

Осенний забой оленей

2

25, 28.09

На рыбалке

2

02, 05.10

Мышка.   

1

09.10

Прием «Вещественное доказательство»:

- Иа'м гытгак галгат нырин'эк'инэт омнотагты, тык'ыл¸-ым ванэван? (Почему осенью утки, гуси улетают на юг, а сова –нет?).

- К'эл¸юк'-ым льэл¸енкы уйн'э ыргин рэнрэн', тык'ыл¸-ым пэнрыльыгыннэк. Ынин роол¸к'ылтэ: мэл¸ётал¸гын, пипик'ыл¸гын, рэвымрэв. (Потому что зимой им нечем кормиться, а сова – хищная птица. Её еда: заяц, мышь, куропатка).

Чтение по ролям;  инсценирование сказки  создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями.

Прием «Песни»

     Прослушав песню на родном языке «Гырэп и'рэльин», учащиеся должны предположить,  какой теме будет посвящен урок. (Стихотворение В. Тынэскына «Песня гонщика на оленьей упряжке"

Мышка.

1

12.10

На речке

2

16, 19.10

Ю. Рытхэу. Поздняя осень

1

23.10

Прятки

1

26.10

В. Тынескин. Песня гощика

2

30, 02.11

2 четверть – 15 часов

зима

Зима в тундре

1

13.11

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры.

Обучение по образцу (имитационный):

-обучение произношению, интонациям

-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть

-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

-пересказ литературных произведений.

Откуда пришел праздник Новый год

2

16,20.11

Стихи и сказки народов Севера

Три товарища. Чукотская сказка

1

23.11

Игры-драматизации, инсценирование сказки  создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности, способствует обогащению активного и потенциального словарного запаса, развитию у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

    Деление прочитанного рассказа на части. Составление заголовков к выделенным частям рассказа после разбора с учителем. Выделение частей рассказа по заголовкам, данным учителем. Составление краткого плана рассказа прочитанного. Умение ориентироваться в тексте: знание автора произведения, заголовка, частей, конца, вопросов к произведению. Пробный и краткий пересказ текста, прочитанного и предварительно разобранного в классе. Составление ответов на вопросы по содержанию небольшого произведения. Заучивание наизусть стихотворений.

Три товарища. Чукотская сказка

1

27.11

Три товарища. Чукотская сказка

2

30.11; 04.12

А. Кымытваль. Мать

1

07.12

Синтезировать представления детей о селе, его людях (стойком характере) и приблизить к пониманию статуса жителя севера.

Наглядные:

  1. Непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)
  2. Опосредованные (с использованием наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинкам)

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

А. Кымытваль. Мать

1

11.12

Находчивая мышка. Сказка

1

14.12

Чтение по ролям; игры-драматизации, инсценирование сказки  создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

Находчивая мышка. Сказка

1

18.12

Находчивая мышка. Сказка

1

21.12

Экскурсия в музей. Зимняя одежда чукчей

1

25.12

Эвристическая разминка.

Составь слова из слогов и переведи на русский язык:

Наг  к'о  тэ  (к'онагтэ – брюки)

Кэр  к'ал гэ  (к'алгэкэр – детский комбинезон)

Гын  ты  вы  (вытычгын – камлейка)

Гын  гыр  чым  (чымгыргын – опушка шапки, капюшона)

Рык  кы  вын  (кырыквын – головной платок)

Наглядные:

  1. Непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: экскурсия, рассматривание натуральных предметов)
  2. Опосредованные (с использованием наглядности: рассматривание предметов, картин, фотографий, описание картин и экспонатов школьного краеведческого музея)

Кластер «Оленеводы» - «К'орагынрэтыльыт»

Н'элвыл – стадо

Рыюк – пасти

Авээн – пастбище

Эмнун' - тундра

К'оран'ы – олень

К'эюук'эй – олененок

Рок'ыр - овод

Кластеры научат:

-  высказываться обращенно к конкретному лицу, в конкретных условиях общения;

-  выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

-  высказываться логично и связно;

- высказываться с достаточной скоростью, обеспечивающей отсутствие необоснованных пауз между фразами, что может нарушить взаимопонимание.

3 четверть – 19 часов

Бычок и лисенок. Эскимосская сказка

1

15.01

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Чтение по ролям; игры-драматизации, инсценирование сказки  создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями. Использование ролевых игр дает  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности 

Бычок и лисенок. Эскимосская сказка

1

18.01

Бычок и лисенок. Эскимосская сказка

1

22.01

Почему у зайца уши длинные. Мансийская сказка

1

25.01

Почему у зайца уши длинные. Мансийская сказка

1

29.01

Почему у зайца уши длинные. Мансийская сказка

2

01,05.02

Почему у зайца уши длинные. Мансийская сказка

2

08,12.02

Зима

Зимой в тундре. Работа по сюжетным картинкам

2

15,19.02

Диалогические формы речевой коммуникации:

беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах, ответы на вопросы стимулируют речемыслительную активность, например:

  1. - скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и объясните свое мнение;
  2. - объясните почему вы одобряете или не одобряете действия главного героя;
  3. - подумайте как бы вы закончили рассказ и так далее.

Аудирование:

  1. - умение прогнозировать;
  2. - умение извлекать определенную информацию из услышанного;
  3. - умение составлять общее представление об услышанном;
  4. - умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора, его настроение;
  5. - умение понимать на основании контекста значение незнакомых слов (словосочетаний).

Зимняя охота. Работа по картинкам

2

22,26.02

Зимняя рыбалка

2

01,05.03

Помощники

2

12,15.03

Человек и бурый медведь. Ф. Тымнэтэгин

2

19,22.03

Весна

4 четверть – 16 часов

Аудирование и говорение - возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонетическим составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой;  усвоение лексического состава языка.

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

Это дает возможность:

  • - избежать механического чтения; здесь уже не будет происходить отрыва речевого акта от мышления, так как на переднем плане будет функция языка, а не система;
  • - этот подход к обучению - наиболее надежный путь к решению проблемы интереса как условию организации учебного процесса;
  • - создаются условия для такой организации учебного процесса, когда наиболее эффективно осуществляется непроизвольное запоминание.

Весна. В. Тымнэтувгэ

2

Ворон и волк. Чукотская сказка

1

Весна. А. Кымытваль

1

Весна. А. Кымытваль

1

На горке

1

Кильвей

2

Кильвей

1

Лето

На летовке

2

Синтезировать представления детей о селе, его людях (стойком характере) и приблизить к пониманию статуса жителя севера.

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности;

способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

Создание речевых ситуаций: стимулирует обучающегося к высказыванию, способствует активизации воображения и памяти.

В тундре

1

Стихи А. Кымытваль

2

На лагуне. П. Иненликей

2

 

4 класс

Грамматика, правописание и развитие речи

 

Блок

Тема

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении конкретной темы

Имя   существительное

Повторение пройденного

1

    Формирование у школьников орфографической, орфоэпической и лексикографической компетенции: -- упражнения в изменении имен существительных по вопросам ( склонение имен существительных);

- комментированное письмо;

- работа с деформированным текстом;

- выполнение упражнений на морфологический анализ существительных;

Изменение имен существительных по вопросам

1

Обобщение

1

Падежи имен существительных

1

Именительный, местный и творительный падежи

1

Отправительный и дательно-направительный падежи

1

Склонение имен существительных

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Работа над ошибками

1

Изманения имен существительных

2 четверть – 7 часов

Число имен существительных

1

14.11

     Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Склонение имен существительных (послелоги рээн, кача)

1

21.11

Склонение имен существительных (рымагты, гыргоча)

1

28.11

Местоимение

Местоимение

1

05.12

      Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений.

   Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания

Склонение местоимений

1

12.12

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

19.12

Работа над ошибками

1

26.12

3 четверть – 10 часов

Глагол

Глагол

1

16.01

     Употребление  глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?»

    Изменение глаголов по временам.

    Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

    Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе.  Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения.  

Изменение глаголов по числам

1

23.01

Время глагола

1

30.01

Время глагола

1

06.02

Лицо глагола

1

13.02

Спряжение глагола

1

20.02

Спряжение глагола

1

27.02

Спряжение глагола

1

06.03

Контрольная работа на тему «Глагол»

1

13.03

Работа над ошибками

1

20.03

4 четверть – 8 часов

Спряжение глаголов настоящего времени

2

Спряжение глаголов прошедшего времени

2

Спряжение глаголов будущего времени

2

Административная контрольная работа

1

Работа над ошибками

1

Чтение и развитие речи

4 кл.

1 четверть – 18 часов

Наглядные:

  1. Непосредственные (метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)
  2. Опосредованные (с использованием наглядности: рассматривание предметов, картин, фотографий, описание картин и экспонатов школьного краеведческого музея, рассказывание по предметным  и сюжетным картинкам)

Словесные: чтение, перевод  и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

Создание речевых ситуаций: стимулирует обучающегося к высказыванию, способствует активизации воображения и памяти.

Осень

Осень. И. Пеумет

1

Краски осени. Работа по картине

1

Тундра осенью. В. Леонтьев

2

Море осенью. В. Леонтьев

1

Первый снег. М. Вальгыргын

1

Великая отечественная война

Великая отечественная война. Г. Кублицкий

2

Синтезировать представления детей о селе, его людях (стойком характере) и приблизить к пониманию статуса жителя севера.

Обучение по образцу (имитационный):

-обучение произношению, интонациям

-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть

-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

-пересказ литературных произведений.

Словесные: чтение, перевод  и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

Все на войну!

2

Наша граница. Л. Линьков

1

Собаки. В. Леонтьев

1

Зима

Снежинка. В. Кеулькут

2

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности;

способствует формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

способствуют достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя.

Кто как зимует

1

Проверка капканов

1

Куропатка

1

Зимой (сказка)

1

2 четверть – 14 часов

Наша Родина

Две матери. М. Ваалгыргын

2

12,17.11

 Синтезировать представления детей о селе, его людях (стойком характере) и приблизить к пониманию статуса жителя севера:

- обучение работе со словарем;

- обучение смысловому переводу;

-составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть

-составление текстов разного типа (описание, повествование, рассуждение)

-пересказ литературных произведений.

Словесные методы: чтение, перевод  и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал - дают  широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности .

Г. Кублицкий. Москва

2

19,24.11

М. Вальгыргын. Я люблю свою землю

2

26.11

01.12

М. Аджиев. Геологи Сибири

1

03.12

В. Корзин. Дороги севера

1

08.12

К. Алексеев. Наш округ

1

10.12

В. Воскобойников. Полярная станция

1

15.12

П. Иненликей. Огромна наша земля

1

17.12

В. Воскобойников. Билибино

1

22.12

В. Леонтьев. Как геологи ищут нефть

1

24.12

Экскурсия «Зима»

1

29.12

3 четверть – 20 часов

Работа со словарем;  смысловой перевод;

составление предложений по образцу, выразительное чтение наизусть, пересказ литературных произведений способствует осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Сказки

Человек – друг оленя

1

14.01

Медведь и посох

1

19.01

Медведь и лось

1

21.01

Две белых птицы

1

26.01

Собака и человек

1

28.01

Весна

Наша граница. Л. Линьков

2

02,04.02

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал способствуют достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий

Весна. М. Вальгыргын

2

09,11.02

Мамин праздник. К. Алексеева

2

16,18.02

«Говорящее» письмо. И. Куликова

2

25.02; 02.03

В тундре. А. Кымытваль

2

04,09.03

Юр-юр-юр. В. Леонтьев

2

11,16.03

Олененок. М. Ваальгыргын.

1

18.03

Экскурсия в тундру

1

23.03

4 четверть – 18 часов

Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) способствует формированию умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Происходит формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

осознание значимости чтения на родном языке для личного развития.

Ракета. Гальшперин

2

Так это было. А. Леонов

2

Первое мая в прошлом. Е. Ильина

1

Первое мая. М. Вальгыргын

1

Дворец пионеров. В. Воскобойников

2

Лето

Летом. В. Кеулькут

2

На летовке

1

Куропатка и вездеход. В. Астафьев

2

Помощник. В. Ятгыргын

1

Сияет чукотское солнце. М. Вальгыргын

2

Нерпочка. В. Ятгыргын

2

Учебно – методическое обеспечение Программы

  1. Букварь: 1 класс: учебное пособие на чукотском языке для общеобразовательных организаций/ И.С. Вдовин, Т.М. Караваева, Е.В. Лутфуллина, Е.С. Уваургина; под редакцией И.В. Куликовой - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2017/.
  2. Молл Т.А., Инэнликэй П.И. Чукотско-русский словарь: Пособие для уч-ся 509 кл. общеобраз. учрежд./ - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2005/
  3. Программы по чукотскому языку для подготовительного - третьего классов начальной школы. /Магаданское книжное издательство -1992/.
  4. Чукотский язык: 2 класс: учебное пособие на чукотском языке для общеобразовательных организаций/ А.Г. Керек, С.М. Медведева; под редакцией И.В. Куликовой - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2017/.
  5. Чукотский язык: 3 класс: учебное пособие на чукотском языке для общеобразовательных организаций/ Н.Б. Емельянова, Е.И. Нутекеу;  под редакцией И.В. Куликовой - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2017/.
  6. Чукотский язык: 4 класс: учебное пособие на чукотском языке для общеобразовательных организаций/В.В. Леонтьев, А.Г. Керек,  Е.В. Лутфуллина; под редакцией И.В. Куликовой - СПб.: филиал изд-ва "Просвещение", 2017/.

Информационные ресурсы:

  1. Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации (родныеязыки.рф).
  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам (http://window.edu.ru/resource/242/1242)
  3. «Языки народов России в Интернете» (http://www.peoples.org.ru)
  4. сайт «Народы мира – политически этнографический справочник» (http://nation.geoman.ru),
  5. Единый банк педагогических практик преподавания родных языков народов России (банкпрактик.рф).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «Английский язык»: «Rainbow English» для 2-4 классов НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) По УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. «...

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 4 класса

    Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4739908) учебного предмета «Родной язык (русский)» для 2 класса начального общего образования

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральнымгосударственным образователь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной (чукотский) язык» 1-4 классы

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной основной образоват...