Этнокультурное образование младших школьников
статья

Зыкова Елена Семёновна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Этнокультурное образование младших школьников

В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.

Современный человек должен восстановить и сохранить ту культуру, которая предполагает этнокультурный компонент. Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции, а также помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, особая задача общеобразовательной школы – способствовать развитию диалога между разными культурами и, прежде всего культурами совместно проживающих народов. Решение этих задач возможно в процессе воспитания культуры межнационального общения, которое предполагает развитие у обучающихся понимания существования различных культур, способности общаться с представителями иной культуры, доброжелательного отношения к другим народам и культурам.

Этнокультурное образование — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства.

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям должно начинаться с самого раннего детства. Одной из важных задач этнокультурного образования сегодня является освоение культурных традиций прошлого и настоящего.

Материал народной культуры в высшей степени, как никакой другой, обладает свойством активизации внутренних потенциальных возможностей детей, пробуждает интерес к творческому участию в учебном процессе, вовлекает в этот процесс родителей, помогая тем самым укреплению связей между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей. Этнокультурный материал позволяет учителю систематически работать над освоением традиционной отечественной культуры с детьми – наследниками великой культуры своих предков.

В содержании УМК «Школа России» практически во всех предметах учебного плана включены произведения устного народного творчества (русский язык, литературное чтение), изучаются элементы прикладного творчества на уроках изобразительного искусства и т.д. Прежде всего следует обратить внимание на развитие эмоционально –ценностного отношения к городу, республике, где ты живешь, и на формирование познавательного интереса; представления о важности элементов города, о специфике городской среды, о достопримечательностях –памятниках, представления о важности того или иного объекта. Важно, чтобы учащиеся начали понимать ценность богатств города, а главное, чтобы у школьников появилось уважение к предыдущим поколениям, создавшим эти богатства.

Таким образом, можно отметить, что включение в содержание начального образования материалов, основанных на традициях, обычаях разных народов – это своего рода энциклопедия жизни. Задача педагога - выявить и использовать в своей деятельности «народную мудрость», которая повысит этнокультурную осведомлённость учащихся, поможет воспитать терпимость, миролюбие и уважение к людям всех национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное воспитание младших школьников

Выступление на педсовете (из опыта работы)...

Проект "Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС"

Проект «Этнокультурное образование младших школьников в условиях введения ФГОС». Проект включает в себя как содержание уроков, так и внеурочную, внеклассную работу с учащимися. Содержание уроков на вс...

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС.

Выступление.Актуальные вопросы этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС....

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания .

Из опыта работы.Этнокультурное образование младших школьников как часть духовно-нравственного воспитания ....

Этнокультурное образование младших школьников на уроках в начальной школе

В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Разработка и применение национально-региональных этнических особен...