Непосредственная образовательная деятельность по краеведению для подготовительной группы с использованием кейс-технологии Воспитатель: Мухаметзянова С.В. Тема: "Путешествие по малой Родине"
план-конспект

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Прививать чувство любви к малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по краеведению для подготовительной группы  с использованием кейс-технологии

Воспитатель: Мухаметзянова С.В.

Тема: "Путешествие по малой Родине"
Интеграция образовательных областей:«Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное».
Цель: прививать чувство любви к малой Родине, ее красоте, достопримечательностям, традициям; воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу;

Задачи:

-формировать элементарные представления о прошлом малой Родины;
- развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;
- воспитывать уважение к основателю города Троицка.
систематизировать знания детей о символике государства региона и Троицка;

-учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

-воспитывать любовь к произведениям композиторов , поэтов нашего города;

уважение к основателю города Троицка.
Материалы и оборудование: презентация к занятию: «Город Троицк- малая Родина".
Предварительная  работа: 

-рассматривание карты России.

- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

- рассматривание иллюстраций книг, атласов, картин ,открыток , флагов, гербов страны, края, района, города;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера

Оборудование:

Глобус , фотографии зданий, песня «С чего начинается Родина», гимн России, символики  (страны, области, города), медали.

Словарная работа: Родина,  Россия,  символика, герб, гимн, флаг, глобус.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса .

Дети рассаживаются на стулья.

.(звучит куплет песни «С чего начинается Родина»»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни«С чего начинается Родина» Кто скажет, о чём эта песня?  (о родном месте, о нашей Родине )

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.

А как называется наша страна, кто знает? (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны.. А что такое Родина для каждого из вас?  ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна )

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне,

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок , расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

1..Воспитатель:. А сможете ли вы показать на глобусе нашу страну? (дети выполняют задания)

Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.(Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно.

(Стук в дверь. Принесли письмо)

- Ребята, кто-то стучит  .Нам пришло письмо и посылка из Москвы. Посмотрим ,что в письме и от кого оно. Вот послушайте ?

 (Читаю письмо ) «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Иван. Я проживаю со своими родителями в столице нашей страны. Мне очень хочется приехать в ваш город Троицк в гости. Мне кажется ваш город интересный. Но я ничего не знаю о вашем городе и в какой области он находится. Ребята, помогите мне узнать немного о вашем городе. О чём мне хочется узнать , я отправил посылку  вам  с заданиями. И тогда я смогу уговорить своих родителей поехать к вам в гости»

-Ребята, а вы любите принимать гостей?(да)

-  Как вы думаете, что в посылке?(?)

-Давайте подойдем и посмотрим, что в ней .Там много конвертов и на них номера. Какой номер возьмём? Начнём с 1.

Задание1 В какой области находится ваш город? И кого я могу увидеть, пока будем в пути. Отправляю следы ,но не знаю чьи они?(В конверте следы животных)

-Сейчас мы с вами поиграем в д/и «Следы».Кто-то шумел и мамы потеряли своих детёнышей. Надо по очереди выйти , взять картинку с животным и поместить  в карман около следов этого животного. (Листочки с животными  перевёрнутые. Дети выходят по одному и животных помещают в карман около их следов)

Давайте посмотрим, правильно ли мы разместили животных. Открываем окошки .Кто там , назовите.(лосёнок, лисёнок, медвежонок, бобрёнок, волчонок, зайчата.)

-Молодцы, помогли мамам  найти своих малышей. Расскажите как надо вести себя в лесу, если наши гости захотят остановиться и полюбоваться нашей природой.? (В лесу нельзя кричать , стучать. Так можно испугать птиц и животных)

Ребята, мы с вами хорошо потрудились и сейчас я вам предлагаю встать  и немного отдохнуть.

Физ. мин.

Ва-ва-ва-вот высокая трава

Вы-вы-вы-даже выше головы

Ве-ве-ве-васильки видны в траве

Ви-ви-ви-только ты их не рви.

Задание2- А теперь черёд настал задать вам вопросы..

1 Столица нашей Родины?

2 Самый главный человек нашей страны?

3. Как называется ваша область?
4.Как называется главный город вашей области?

5.Вы живем в каком городе?
6. Назовите какие улицы вашего города вам известны?

7. Как называется ваш детский сад?
8. На какой улице находится ваш детский сад?

Задание3  «Назовите символы страны. Вам необходимо из предложенных символик выбрать герб города Троицка. А какие символы ещё лежат в конверте?»

Задание 4

-Прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно

(Читает ребёнок). ФАИНА АЗМЕТОВА

Маленький город.

 Мой маленький город,

Посланник Небес,

Как Божья награда –

Одно из Чудес.

 Мой маленький Троицк –

За миром теней,

Где тени святые

На фоне церквей.

 Мой маленький город –

Крупинка страны –

Не меркнет, не гаснет

От чар старины

Физминутка
Утром рано мы встаём,(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.(ходьба на месте)
Дома бывают разные: Высокие и низкие,(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,(вытянуть руки и приблизить к себе)
Вроде бы обычные.(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, пусть цветёт(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.(развести прямые руки в стороны)
-  Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.

Задание5 Стенгазета ,а далее презентация .

Стенгазета. «Расскажите небольшую историю о вашем городе»

В давние - давние  времена,  на высоком левобережье реки Уй (что в переводе на русский язык означает Дума-река), остановился лагерем отряд драгун под командованием генерала Ивана Ивановича Неплюева.  По душе пришлась округа стоянки царскому посланнику. Во все стороны, куда ни кинь взор, от развилки рек Уй и Увельки до самого горизонта простирались земли пахотные, две реки  и леса. Да еще и пересекались пути и тропы, проложенные торговыми караванами купцов Средней Азии, Востока и Севера. И велел генерал заложить здесь пограничную крепость.  

Это он в день большого праздника, Троицы, нарёк наш город  Троицком. Крепость, воздвигнута была   очень быстро в соответствии со «строгими правилами, по специальному плану крепостных сооружений, разработанному для Урала. По описанию ученого П.-С. Палласа, «крепость, довольно просторна. Она четырехугольная, укреплена деревянною стеною, по углам имеет раскаты и развалы (бастионы), сверх того, снабжена артиллерией, рвом и рогатками. Дома выстроены правильными улицами» Дома, как и сама крепость сначала были только деревянные.

  А т.к. крепость поставили на пересечении торговых путей, то стали там регулярно проходить торговые ярмарки.

    А обменивалось и продавалось здесь всё, что давала земля и производили умелые руки мастеров.

Из Средней Азии, Индии, Персии шли ковры, чай, сладости, пряности. Из Казахстана – косяки коней, стада скота. Из России – хлеб, дерево, посуда, изделия из стали и чугуна. А Азия тогда была главнейшим поставщиком золота и серебра.

   Так со временем пограничная крепость превращается в торговую. А в 1784 г. По Указу Екатерины II крепость преобразована в уездный город Троицк.

 В 1754г. в деревянной Троицкой крепости было заложено первое каменное здание Собор Святой Троицы, основателем  Свято-Троицкого собора то же стал  – Иван Иванович Неплюев.

 Затем в городе стали появляться и каменные дома, их строили зажиточные купцы.

           Но не только каменные дома появлялись в нашем городе, строились и храмы, мечети, гостиницы, заводы, торговые ряды, магазины и многое другое.

 Очень многие здания сохранились до сих пор. Наш город старинный со своей историей и  люди приезжают в наш город, что бы полюбоваться его красотой.

  При въезде в город нас встречает еще одна достопримечательность, которая является истинным украшением, даже символом города  – водонапорная башня, она очень похожа на средневековый замок, это сооружение уникально и  больше в России такого здания нет 

Задание6

«Загадочная викторина».. У вас появилась возможность отгадать мои загадки. Найдите эту фотографию. (показывают фото зданий)
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.

 Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)
 

- Молодцы. Выполнили все задания. Думаю, что Ваня обязательно приедет с родителями в гости и будет любоваться нашим городом.

-А вам понравилось? Тогда оцените себя карточками (зелёной или красной).Объясните почему себя так оценили.

Литература:

Аблина Н.А. Поклонимся великим тем годам / Н.А. Аблина. – Челябинск; Троицк: Челябинский Дом печати, 2005. – 142 с.: ил.

Батурин О.П. Троицк: краткий очерк. Путеводитель-справочник / О.П. Батурин, И.Е. Козин. – Челябинск, 1981. – 92 с

Здравствуй, Троицк!: сборник песен о Троицке на слова и музыку троичан и троицких поэтов, членов литобъединения «Степь» и самодеятельных композиторов. – Челябинск, 2006. – 50 с.

По улицам и площадям Троицка: справочник-путеводитель / Составитель Е.И. Скобелкин. – Троицк, 1998. – 36с.: ил.
Православные храмы Троицка: сборник статей и материалов. – Троицк, 2005. – 87 с.: ил.

Рассказы о родном городе: учебное пособие для учащихся 5-9 классов. Ч. 1 / Автор-составитель О. Кутепов. – Троицк, 2008. – 246 с.: ил.

Троицкий городской округ: энциклопедия / [ред.-изд. совет: В. А. Щекотов (предс.) и др.]. – Челябинск: Каменный пояс, 2013. – 432 с.: ил.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие

Конспект  непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в подготовительной к школе группе «Накормите птиц зимой»

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из жизни птиц.Закрепить умение лепить зимующих птиц (снегиря воробья синицу…).Добиваться большей точности в передаче основной формы,...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Непосредственно – образовательной деятельности по ФКЦМ в подготовительной группе на тему «Памятники рассказывают».

Цель: Обогатить знания детей о Дне Победы. Формировать у детей правильное отношение к войне, учить рассуждать....