Методическая разработка
методическая разработка

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Краткое описание моей педагогической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erdynieva_ad_metodrazrabotka_2021.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Форма 4

  1. Собственная методическая разработка по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации

в профессиональном сообществе.

 «Формирования речевой активности детей на уроках бурятского языка»

1.1 Актуальность моей темы: Мы живем в век глобализации,  народы забывают свою культуру, традиции, обычаи,  и самое главное -  язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа. В настоящее время только 28% коренного населения бурят являются носителями языка. Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский  язык в Красную книгу исчезающих языков. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят  является проблема сохранения бурятского языка. Поэтому 2 года назад я была инициатором ведения занятия в ДОУ. В данное время начиная с младшей группы начинается работа по развитию и сохранению бурятского языка, но уже с истоков и тем самым сохраняется преемственность со школой.

.В Федеральном государственном образовательном стандарте предъявляются требования к результатам освоения основной образовательной программы т.е. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Отталкиваясь от них, представляю образ успешного выпускника, сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Я должна не дать объём знаний, а научить учиться, то есть овладеть универсальными учебными действиями, привить моду на изучение бурятского языка, тогда наш язык будет развиваться.

Поэтому целью моей работы является: создание условия для формирования речевой активности учащихся через активизацию познавательного интереса и самостоятельного приобретения знаний.

Задачи:- развитие у обучающихся речевых навыков;

- создание мотивации к овладению языком как средством общения и познания культуры;

- формирование у обучающихся универсальных учебных действий;

- организация индивидуальной, групповой и коллективной речевой деятельности учащихся;

- создание условий для мотивации к деятельности и включения обучающегося в деятельность;

- стимулирование действий обучающихся для достижения результатов.

Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи в детском саду. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития детей провожу занятия по бурятскому языку. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у дошкольников.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/05/14/rabochaya-programma-po-buryatskomu-yazyku-v-douРечь тесно связанна с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы,  простые, невыразительные предложения и самое главное в современное время дети не умеют говорить и не понимают бурятскую речь. Внедрение данной разработки создаёт благоприятные условия для формирования речевых навыков, активизация познавательного интереса и самостоятельного приобретения знаний развития творческих умений обучающихся. Применение различных приёмов позволяет развивать воображение, творческое мышление, стимулирует речевую деятельность, формирует умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Поэтому актуальных и отвечающих современным требованиям приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей являются поиск таких средств. Для формирования речевых навыков и творческих умений на уроках бурятского языка и литературы, использую различные речевые ситуации: реальные, условные, проблемные. Развитие умений связно говорить, формируется при целенаправленной работе и систематическом обучении на уроках.

Приём «Кубик Блума» по технологии критического мышления разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Онизвестен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория разделяет образовательные цели на три блока: "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры, а это у нас квадрат, прикрепляются вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Методика игры «Кубик Блума» заключается:

1. Понадобится обычный кубик, на гранях которого написаны слова:

Назови – Нэрлэ                  Почему – Юундэ              Объясни – Тайлбарила                    

Предложи –Дурда            Придумай – Зохёо           Поделись - Хубаалда

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые нужно ответить.

3.  "Кубик Блума" позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Например:Тоогойнэрэ - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2022/05/10/konspekt-uroka-po

Тема: Сагаалган. Кубик показал грань: придумай - зохёо. Ребенок задает вопрос классу. Придумай пожелание на Сагаалган- Сагаалганайʏреэлзохёо. Дети работают в режиме творческой активности, ищут пути решения проблемы используя свой опыт и познания, развивая словарный запас.  Учителю же этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят. 

Следующим моим приемом является  «Кластер». Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. При изучении грамматики бурятского языка, мы понимаем, что невозможно объяснить без схемы. В изучении орфографического письма, частей речи, падежей, где присутствует понятие гармония гласных. При помощи кластера можно показать различие между ними.

Таабаринууд, жорооʏгэнʏʏдʏхибʏʏдэйʏгыннѳѳсэхурсадхана, ʏргэжэлʏʏлнэ. Тиихэдэ би иимэжорооʏгэнʏʏдыехэлэжэ, сээжэлдʏʏлдэгбдихэшээлдээ. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2022/05/14/zhoroo-uge

Для развития интеллекта и творческого мышления учащихся на уроках открытия нового, уроках построения системы знаний применяю современные технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Использую проблемные ситуации, применяю задания поискового характера, так как система рассуждений учеников в процессе выполнения заданий поискового характера – творческий процесс, путь поиска и находок, это своеобразное лингвистическое исследование, рассуждение на различные темы. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2022/05/17/konspekt-uroka-po-buryatskomu-yazyku-i-buryatskoyВ процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи. Поисковые и частично-поисковые задания формируют языковую компетенцию, а также коммуникативные умения, необходимые в учении и в жизни.

В дошкольном возрасте и у первоклассников ведущая деятельность - это игра. Поэтому через игру идёт развитие детей. Такие игры как: Игра «Шэрэнʏʏд».

Ведущий и дети становятся друг напротив друга на некотором расстоянии. Ведущий по-бурятски называет цвет.  Дети должны найти у себя на одежде цвет, указанный ведущим, продемонстрировать этот цвет и пройти на сторону ведущего. Тот, у кого не окажется нужного цвета, должен на счет нэгэ, хоёр, гурба! Перебежать на противоположную сторону. Если ведущий поймает кого-то из детей, то пойманный и становится ведущим.

Игра "Малгай?"

Цель: закреплять название цветов; развивать логическое мышление.
Оборудование: шапочки розового, голубого, серого цвета; гномики соответствующего цвета. Ямармалгайхэрэгтэйбэнэгномикто? Белому – сагаан, Синему - хʏхэ, оранжевому – шара улаан и т.д. Также детям предлагаются домики - гэр, в которые надо расселить гномов в цветной одежде. Розовый дом -  ягаан гномик, голубой дом – сэнхир гномик, серый гном – борогэр. Расселяя гномов, дети называют цвет на бурятском языке.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2022/05/19/igry-na-urokah-buryatskogo-yazyka

Сценарий мультфильма по выполненным рисункам удовлетворяет потребность детей в оживлении рисунка и сочинения-повествования. После изучения сказки Б.Абидуева «Шаалай Шаанай хоёр» можно составить маршрутную карту приключений Шаалай.

Знание порождается в действии. Поэтому организую учебный процесс так, чтобы ученик получал сведения науки не в готовом виде, а добывал их сам, чтобы осознавал при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему её норм, активно участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Главное место отвожу активной и разносторонней познавательной деятельности школьника. Развиваю способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  Приучаю школьников к оценочным действиям, например: использую приём незаконченных предложений «Мʏнѳѳдэр хэшээлдээ би…….», «Би …. ойлгооб», «Намда…..  хʏндэ байгаа»; участникам конференций предлагаю для самоанализа листы самооценки.https://drive.google.com/drive/folders/1jnNWb-FgBwNWuL_PfLEe06qj7RTEuWRh

Применяятакие приемы и методы реализуются такие задачи как развитие речевых навыков, повышается мотивация, формируется ууд, организация речевой деятельности, создается условие для мотивации к деятельности и включения обучающегося в деятельность, идёт обогащение словарного запаса, развитие навыков критического мышления, формирования познавательного интереса. И если у каждого человека есть свой очаг, дом и язык – тогда он будет стараться беречь его и сохранять, станет мудрее и добрее. И если исчезнет язык, исчезнет сам этнос с его богатой культурой, традициями и обычаями.

http://ulyunschool.ru/images/Методическая_разработка_Эрдыниевой_А.pdf

  1. Учебно-методические материалы из методической разработки размещены на сайте образовательной организации МБОУ «Улюнская СОШ имени Сахара Хамнаева», а также в открытом доступе в сети Интернет https://nsportal.ru/ayuna-erdynieva
  2. В рамках вступления нашей школы в Ассоциацию этнокультурных образовательных организаций в 2021г. учителя проделали большую работу, в которой я приняла активное участие. В рамках этого вступления провела открытый урок с применением интерактивной доски на муниципальном уровне, который заинтересовал педагогов бурятского языка района. С целью транслирования опыта выступила на международном Байкальском фестивале педагогического мастерства «Новое образование-2019» с темой «Применение на уроках элементов критического мышления», на международном конкурсе «Эрхим-багша» провела открытые уроки и мастер-класс «Һурагшадай ажаябадал сэгнэхэ онол аргануудые бүридхэлгэ», на методическом семинаре поделилась оопытом «Результативность использования инновационных технологий в образовательном процессе», провела мастер-класс на муниципальном конкурсе «Учитель-года-2022» «Интерактивные методы обучения на уроках бурятского языка и литературы», поделилась опытом на методическом семинаре «Результативность использования инновационных технологий в образовательном процессе» среди учителей на муниципальном уровне, на которых получила положительные отзывы.  Провела общее родительское собрание в ДОУ с темой «Билингвизм», которая была положительно принята родителями.  Также при прохождении курсов БРИОП разработала методическую разработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...