Урок семейного общения по теме "Праздники Смоленского края"
план-конспект урока (4 класс)

Духовская Елена Леонидовна

Технологическая карта

урока семейного общения

по теме «Праздники Смоленского края»

(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnikismolenskogo_kraya.docx277.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Смоленского района

Смоленской области

Технологическая карта

урока семейного общения

по теме «Праздники Смоленского края» 

(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)

Составила и провела: Духовская Елена Леонидовна

учитель начальных классов

МБОУ Богородицкой СШ

д.Богородицкое

Технологическая карта

урока семейного общения

по теме «Праздники Смоленского края» 

(с использованием материалов и экспонатов историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания младших школьников)

Предмет: Внеурочная деятельность «Азбука Смоленского края»

Класс: 4

Учитель: Духовская Елена Леонидовна

Тема занятия: Урок семейного общения «Праздники Смоленского края»

Тип занятия:  Усвоение новых знаний

Форма проведения: Устный журнал

Цель урока:  познакомить с особенностями подготовки и проведения  праздников у славян, развивать речь, память, мышление, смекалку, чувство юмора, воображение, умение слушать, воспитывать  бережное отношение и уважение к традициям и обрядам своих предков.

      Оборудование

  • ММ-презентация на интерактивной доске
  • Экспонаты историко-краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ: народные костюмы - сарафаны, рубахи, кушаки,  украшения, деревянная утварь,   прялка,  самовар, лапти.
  • Предметы старины: cкатерти, полотенца, рушники, вышивка, половики для оформления кабинета, предоставленные Валентиной Ивановной - бабушкой ученика класса Гусарова Евгения.
  • Дополнительные элементы к костюмам учеников для инсценировок. 
  • Выставка книг о народных и обрядовых праздниках древних славян.
  • Набор фонограмм для музыкального сопровождения урока.

Подготовка к уроку

1)Посещение историко - краеведческого музея МБОУ Богородицкой СШ с целью знакомства с бытом наших предков и гражданско - патриотического воспитания младших школьников

2)Подбор и разучивание русских народных песен, танцев

3)Подбор и разучивание стихотворений, потешек, закличек

4)Подбор пословиц и поговорок

5)Изготовление костюмов для инсценировок

6)Подготовка презентации

7)Оформление кабинета для проведения урока семейного общения

8)Изготовление приглашений для гостей

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний учащихся

Эмоциональный настрой

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Усвоение новых знаний

Рефлексия.Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, дорогие гости! Сегодня у нас в классе много народа. Ребята, а как вы думаете, что объединяет всех нас?

-Да, для всех нас понятие «дом» - это нечто гораздо большее, чем квартира. Дом - это место, где мы живем, учимся, работаем. И для нас с вами этим общим домом является наша гостеприимная Смоленская земля.

-Посмотрите на карту. Смоленская область напоминает нам символическое изображение сердца, которое вся наша огромная страна - Россия - бережно держит в своих ладонях.

-У нашего края есть своя история, которая жива памятью - памятью, сохранившейся в самом народе, в традициях, песнях, в сердцах народа, населяющего наш Смоленский край.

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш дивный край, где живут прекрасные трудолюбивые гостеприимные люди. Я очень благодарна тем мамам и бабушкам, которые нашли время и пришли к нам в класс, чтобы пообщаться. Я уверена в том, что им есть чем с нами поделиться.

-Ребята, прочитайте тему урока. Что вы ждете от сегодняшнего урока? На какие вопросы хотите услышать ответ?

-Да, ребята, мы с вами сегодня обобщим и повторим то, что уже знаем о традициях отмечать праздничные дни и узнаем новое о праздниках наших предков - славян. А родители нам в этом помогут. Я желаю вам всем успеха.

-Наш урок будет необычным. Родители изготовили для нас журнал, путешествуя по страницам которого мы продолжим узнавать о жизни и культуре наших предков - славян.

-Итак, называется журнал «Праздники «Смоленского края».

Давайте вспомним, что означает слово «праздник»?

Какие праздники были у наших предков?

-Да, праздничными были особые дни, когда люди отдыхали, не работали. В праздник все старались на людей посмотреть и себя показать. К празднику усердно готовились.

-Предпраздничные заботы сплачивали людей.

О том, как готовились к празднику наши предки, расскажет Валентина Ивановна - бабушка Гусарова Жени, которая вот 74 года проживает на Смоленщине. 20 лет из них живет в нашем Козинском сельском поселении, в деревне Алтуховка.

-Итак, прежде чем приходил праздник, люди кропотливо и много трудились. Народ сложил об этом свои пословицы и поговорки.

-Перевернем страницу журнала и прочитаем их.

-И вот наступал праздник. В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, заводили хороводы, загадывали загадки.

Икизли Лев и Дима Захаров вместе со своими мамами  приготовили для нас потешки. Галина Павловна и Светлана Николаевна - обе выпускницы нашей Богородицкой школы. Галина Павловна родилась в деревне Селифоново Козинской сельской администрации, работает в нашем сельском магазине продавцом. Светлана Николаевна родилась и проживает в деревне Богородицкое, трудится медсестрой в Дрюцком доме-интернате для инвалидов.

-На какие группы делятся праздники?

-Следующая страница журнала «Календарные праздники» нам об этом расскажет.

Что вы знаете о календарных праздниках? Какие календарные праздники знаете?

-Да, ребята, календарных праздников существует много. И говорить о них можно долго. Давайте остановимся на тех, которые связаны со временем года - Весна.

Об одном таком празднике «Масленице» расскажет Казмирчук Юлия.

-Давайте заведем хоровод и споем песню про блины «Ой, блины мои, блины!»

-Сегодня, ребята, 14 марта тоже календарный праздник - Евдокия. О нем расскажет мама Лысиченковой Марины - Олеся Валентиновна, уроженка нашей Смоленской области, которая работает на Племобъединении.

В это время встречают весну и поют. Давайте и мы споем песню о весне Смоленской губернии «А вясна, вясна»

-Перевернем страницу журнала.

Что вы знаете о религиозных праздниках?

-Самые почитаемые религиозные праздники - это Рождество и Пасха. Давайте остановимся на главном религиозном празднике - Пасхе, к которому готовятся христиане. Сейчас идет Великий пост. В этом году праздник будет отмечаться 8 апреля.

Что вы знаете об этом празднике?

-Об этом замечательном празднике расскажет нам мама Димы Захарова - Шакалова Светлана Николаевна.

-Дети в этот день обращались к солнцу с помощью заклички. Давайте одну из них вспомним.

-Со Святой Пасхальной недели начинаются весенние хороводы. И сейчас мы исполним один из них «В хороводе были мы»

-Как всякий большой праздник -  Пасха заполнена различными забавами, играми. Все ждали радостный праздник. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Традиционными блюдами были и остаются крашеные яйца, куличи, пасхи. Яйцо - это знак жизни.

-Давайте поиграем в игру «Не урони яйцо»

-Следующая игра «Чье яйцо крепче?»

Я уверена,что после сегодняшнего занятия, вы будете иметь большее представление о праздновании Пасхи.

-Откроем следующую страницу нашего журнала, которая называется «Семейные праздники».

Среди семейных праздников, которые отмечались на Руси, считались Родины, Именины, Свадьбы, Новоселье.Об одном из них расскажет Галина Павловна Икизли - мама Икизли Льва.

-О семье сложено много пословиц и поговорок. Вы дома подбирали некоторые из них. Давайте прочитаем.

-Какие праздники отмечаются в вашей семье?

-Ни один веселый праздник не обходится без частушек. Давайте исполним семейные частушки.

-Итак, ребята, наш урок семейного общения подошел к концу и я хочу у вас спросить. Что нового вы сегодня узнали?

С каким настроением вы уходите c урока?

-Дорогие ребята! Заканчивая наш урок, я хочу вам сказать, что наш замечательный устный журнал не заканчивается. Его страницы будут постепенно пополняться в процессе изучения нашего Смоленского края. На страницах журнала мы еще с вами познакомимся с праздником Сороки. Изучим песни Смоленской губернии. А наши родители расскажут об обрядах и традициях этого праздника. Мы отведаем вкусных «жаворонков»,выйдем на улицу и покличем весну.

-Я благодарю всех, кто мне сегодня помогал в проведении урока. Говорю спасибо вам, дети, за участие. Вы просто молодцы!

-А закончим мы наш урок веселым танцем «Барыня»

Отвечают на вопрос.

-Объединяет то, что мы живем на Смоленщине, у нас как бы общий дом.

Ученица читает стихотворение:

Смоленский край - заветный край России, Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Рассуждают:

Я читаю тему урока и думаю, что....

Слушают рассказ Валентины Ивановны

По очереди читают пословицы и поговорки.

Кончил дело-гуляй смело.

Делу время - потехе час.

Гуляй, да не загуливайся.

У наших ворот, всегда хоровод.

Рассказывают потешки.

1)-Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. В шубе на печи согреться можно.

2)-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есть!

-Ну, раз мама велит, надо идти.

3)-Ты пирог съел?

-Нет, не я.

-Еще хочешь?

-Хочу!

4)-Что делаешь?

-Ничего.

-А он что?

-Помогать пришел.

5)-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

6)-Фома, что из леса не идешь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он не идет.

-Так иди сам!

-Да он не пускает.

7)-Андрей, детка, чего плачешь?

-Об ворота головой ударился.

-Ну-ка, скажи, когда это было?

-Вчера вечером.

-Почему же ты плачешь сегодня?

-Так ведь вчера дома никого не было.

Рассказ ученицы.

-Масленица - древнейший праздник проводов зимы. В эти дни прощаются с холодами, длинными ночами, зимними развлечениями, встречают весеннее яркое солнышко, кличут весну.

Давайте и мы покличем весну.

Весна, весна, красная!

Приди, весна, с радостью!

С доброй радостью!

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными!

Дети кличут весну.

-Главным обычаем Масленицы всегда было выпекание блинов с самыми разнообразными начинками: с медом, с маслом, икрой. Блины с давних пор были символом солнца.Блином встречали славяне бога солнца - Ярилу.

Танцуют в хороводе и поют песню.

Слушают рассказ Олеси Валентиновны

Поют песню «А вясна, вясна»

Отвечают:

-Они связаны с историей Иисуса Христа.

Слушают рассказ Светланы Николаевны.

Кличут солнце:

Солнышко, солнышко!

Красное ведрышко!

Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры!

Водят хоровод и поют песню.

Ученики вместе с мамами играют в игру (2 команды)

Участвуют по 2 человека.

Слушают рассказ Галины Павловны.

Читают свои пословицы и опускают их в конверт.

Рассказывают о праздниках в своих семьях.

Исполняют частушки.

Начинают свои ответы со слов «Сегодня я не напрасно пришел сюда, т.к......

Поднимают соответствующий настроению смайлик.

Все  дети и родители танцуют под музыку, сидя на стульях.

Приложение

Праздничные одежды славян

http://changemeup.ru/wp-content/uploads/2014/12/image53.jpg

http://art-alex.ru/wp-content/uploads/2015/11/0048-048-Odezhda.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Азбука Смоленского края

3 класс. Рабочая программа...

Азбука Смоленского края

4 класс. Рабочая программа...

Урок по курсу Азбука Смоленского края " Награды Смоленщины"

Учащиеся узнают о наградах Смоленщины. В основе урока-деятельностный подход обучения....

Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"

Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области....

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс

Календарно- тематическое планирование "Азбука Смоленского края" 3 класс.МБОУ Стодолищенская СШ Лубова Г.А....

Азбука Смоленского края (детские презентации)

Материал презентаций может быть использован на уроках по изучению  Смоленского края в начальных классах....