Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Азбука Смоленскоо края!"
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Шутова Елена Анатольевна

Программа помогает формировать у обучающихся знания о природных и географических особенностях Смоленской области, об  историческом прошлом и настоящем Смоленщины, о культурном наследии и духовных традициях, о значении города и области в истории развития России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_smolenskogo_kraya.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

Рассмотрено

председатель методического  совета

_________________ Г.С.Циунель

Протокол  № 01 от 30.08.2023г.

                                  Утверждено

и.о.директора ________ О.В.Архипова

                       Приказ № 81-ОД от 31.08.2023 г.

                                                                           

                                                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности для 3 класса А

Азбука Смоленского края

 Шутовой Елены Анатольевны

Учителя высшей квалификационной категории

                                                                                                         

                                                                                                           г. Ельня

2023год

1.Пояснительная записка

                 Программа составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 20.12.2012г.
  2. Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки  РФ № 373 от 6 октября 2009 г.

   3.   Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ №1 им. М.И. Глинки  

             4.   Положения о внеурочной деятельности  МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  

             5.   Учебного плана МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И.Глинки  на 2023-2024 учебный год  

             6.   Рабочей программы воспитания МБОУ Ельнинская СШ №1им. М.И. Глинки, утверждённой приказом №67– ОД от 31. 08.2021г.

             7.   Авторской программы   регионального курса   для начальной школы "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова, Смоленск, 2005)

Методический комплект:        

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008

 С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории,Смоленск, 2008

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры, Смоленск,2008

     Цели и задачи рабочей программы:

1.Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры. Знать элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края. Иметь представления об экологических проблемах края.

2.Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты: умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими картами; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования.

3.Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город в веках; желание быть похожими на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края; эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника                             

 4.Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.

5.Развить гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

6.Расширить представления детей об  истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

7.Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

8.Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

9.Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

10.Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

 Сроки реализации  – 1год

На реализацию программы отводится 1 час в неделю; 34 часа в год

                                                                                          2.  Содержание курса

                                                                                 1 час в неделю; 34 часа в год.

Название разделов и тем

Количество часов

Содержание блока

Формы организации и виды деятельности

Раздел 1. Мир истории

18

Наши предки.

2

Территория наших предков, их занятия.

Рисунки о занятиях кривичей, на тему «Древний город»;

изготовление модели ладьи,

 книжки-малышки «из варяг в греки»;

сообщения о городе Ельня, о военном прошлом нашего города, о земляках;

составление герба своей местности;

изготовление альбома «Мои земляки»

 «Из варяг в греки»

2

Великие водные пути через Смоленск.

 Города Смоленщины.

2

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

Герб и флаг области.

2

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска и города Ярцево.

 Смоленская крепостная стена.

2

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

 Военное прошлое

2

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов;Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом

 Награды Смоленщины.

2

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»

 Места боевой славы.

             2

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

 Наши земляки.

2

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

Раздел 2. Мир культуры

16

Жилища и предметы бытия.

2

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков;

 сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время;

 участие в празднике родного города Ельня;

разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма;

составление правил поведения у памятников истории и культуры;

макет отдельных башен.

Как одевались в старину.

2

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

2

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

2

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

2

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

2

История возникновения письменности у наших  предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия.24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

2

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня

2

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, худ-ные и музыкальные школы и др.

                         

                                                                                  3.Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

Резерв

2.

Мир культуры.

16

-

3.

Мир истории.

18

-

Итого

                              34

                                                                4.Календарно-тематическое планирование занятий  

                                                                                     1 час в неделю; 34 часа в год

№ занятия

Тема занятия

Дата

Корректировка КТП

Дополнительная информация с учетом специфики курса

Мир культуры 16 ч.

1

Жилище и предметы быта

2

Экскурсия в краеведческий музей

3

Как одевались в старину.

4

Как одевались в старину

5

Что ели наши предки.

6

Что ели наши предки

7

Праздники.

8

Праздники.

9

Игры, хороводы.

10

Игры, хороводы

11

Письменность.

12

Письменность.

13

Храмы и монастыри Смоленщины.

14

Экскурсия в Свято-Ильинский Храм

15

Культура Смоленщины сегодня.

16

Культура Смоленщины сегодня.

Мир истории- 18ч.

17

Наши предки.

18

Наши предки.

19

«Из варяг в греки».

20

Города Смоленщины

21

Города Смоленщины.

22

Города Смоленщины

23

Герб и флаг области.

24

Смоленская крепостная стена.

25

Смоленская крепостная стена.

26

Смоленская крепостная стена.

27

Военное прошлое Смоленщины.

28

Военное прошлое Смоленщины.

29

Награды Смоленщины.

30

Награды Смоленщины

31

Места боевой славы.

32

Места боевой славы

33

Наши земляки.

34

Экскурсия в библиотеку.

Итого

34 ч

                     

                     5.Планируемые  результаты  изучения курса(личностные, метапредметные, предметные )

Личностные результаты

Обучающийся научится:

-приобретению  знаний о  важнейших событий в истории своей    малой родины, национальных  героев Смоленщины.

-получению уважения к историческому наследию, героям прошлого и настоящего  родного края.           

Обучающийся получит возможность научиться:

-получению опыта межкультурной коммуникации; ценностно-ориентированная модель поведения обучающихся по отношению к историческим памятникам,  ветеранам ВОВ.

     Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • изучать основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

     Предметные

По культурно-историческому краеведению

Обучающийся научится:

знать :

•        предков смолян, их занятия;

•        знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников

•        торговые связи смолян в древности;        

•        названия древних городов Смоленщины;        

•        современную символику Смоленщины (герб, флаг);        

•        причины возведения в Смоленске крепостной стены;        

•        названия некоторых башен Смоленской крепости;        

•        героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 гг;        

Обучающийся получит возможность научиться:

знать:

•        памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;        

•        награды Смоленска и области;        

•        имена некоторых земляков, прославивших родной край;        

•        этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;

•        историю возникновения письменности у наших предков;        

•        элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.

        

Обучающийся научится:

уметь :        

•        определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;

•        подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических           источников и другого справочного материала;

Обучающийся получит возможность научиться:

•        проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

•        оперировать  моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

•        сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край"

Программа социальной направленности по краеведению "Мой край"...

Программа внеурочной деятельности "Юный краевед. Ставропольский край".

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Знакомство с родным краем, родным городом....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 3 класс

Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, ООП ООО школы и "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование". (Стандарты второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 1 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и "Примерных программ внеурочной деятельности". Рассчитана на 1 год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю" 2 класс

Рабочая программа разработана на основе ФГОС и Примерных программ внеурочной деятельности. Рассчитана на 1 год....