Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край"
рабочая программа (3 класс)

 Богданова Наталья Алексеевна

Программа социальной направленности по краеведению "Мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа г. Макарова» Сахалинской области

Рассмотрено                                                               УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей                                 Директор МБОУ «НОШ г. Макарова»

начальной школы                                                __________ В. Я. Славина

протокол № ____ от _______                                   «_____» _________  ______г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по социальному  направлению

«Мой край»

(для учащихся 3 класса)

составлена на основе программы «Мой край» (автор-составитель Н.К. Шумилова) и программы «Историческое краеведение Кемеровской области» (автор-составитель О.А. Кихаева).

                                                                    Автор-составитель:

                                                                                      Н.А. Богданова,

учитель начальных классов

Макаров

2016

Пояснительная записка

           Программа «Мой край» реализует социальное направление внеурочной деятельности. Занятия способствуют развитию ценностного отношения к своему родному краю, его прошлому и настоящему. У учащихся развивается познавательный интерес к истории родного края, расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Программа разработана с учётом достопримечательностей Сахалинской области. Может быть использована учителями начальной школы для реализации во внеурочной деятельности.          Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. Одной из актуальных задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, к родным корням. Программа «Мой край» знакомит ребят с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны. Знакомство с историей родного края позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, своеобразие животного мира, жилища, одежды.

        Программа внеурочной деятельности «Мой край» направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его гражданской и нравственной позиции.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по социальному направлению.

        Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре)  и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

        Задачи программы:

  • способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своего родного края;
  • содействовать толерантному отношению к окружающим;
  • развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края, расширять кругозор;
  • формировать исследовательскую культуру у младших школьников.

         Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова» Сахалинской области.

         В основе реализации программы  «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Методы изучения краеведения:

1.литературный (работа с литературными источниками);

2.картографический(использование картографического материала);

3.наблюдения, экскурсии;

4.конкурсы, зарисовки;

5.анкетирование, беседа.

         Программа рассчитана на 34 часа

Учебные предметы

Внеурочная деятельность

Окружающий мир

Наблюдения, экскурсии по городам Сахалинской области, история своего края

Физическая культура

Подвижные игры вокруг ёлки в, народные игры, игры народов севера.

Литературное чтение

Произведения малых фольклорных жанров, которые используются в праздниках (проектах)

Русский язык

Во время экскурсий происходит знакомство с новыми словами, понятиями, расширяется словарный запас слов.

Музыка

Музыкальные произведения в соответствии с тематикой праздников (проектов)

Технология

Оформление к праздникам (проектам)

     

     Формы организации детского коллектива

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
  • экскурсии; поездки;
  • практическое занятие;
  • посещение музеев, театров, цирка;
  • встречи с интересными людьми во время  посещения достопримечательностей края;
  • просмотр видеофильмов.

Задачи кружка реализуются в тесном сотрудничестве с работниками краеведческого музея и на его базе. Мероприятия также проводятся на базе централизованной библиотеки.  В конце каждого года обучения проходит итоговое занятие: праздник (проект). Занятия по программе предусматривают экскурсии на свежем воздухе, подвижные игры, участие в практических занятиях. Поэтому 80% занятий проходит в активной форме.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  3. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

У обучающегося будут сформированы:

  1. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Сахалина, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  3. эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Сахалинской области;
  4. чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  5. чувства эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  2. проявлять инициативу действия в сотрудничестве;
  3. самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации;
  4. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

У обучающегося будут сформированы умения:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  2. уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
  4. вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные учебные универсальные  действия

Обучающийся научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику Сахалинской области, города Макарова и других городов области;
  4. описывать достопримечательности Сахалинской области и родного города;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  7. использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой Сахалинской области и атласом;
  8. работать с атласом, глобусом и картой;
  9. находить на карте свой регион и его главный город;
  10. устанавливать причинноследственные связи;
  11. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  12. устанавливать аналогии.

У обучающегося будут сформированы умения:

  1.  самостоятельно подбирать литературу по теме;
  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов  и  Интернета;
  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;
  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

У обучающегося будут сформированы умения:

  1. выступать с сообщениями;
  2. формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  3. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Итоговые занятия проходят в форме творческих проектов (праздников)

Программа «Мой край» предусматривает следующие формы контроля: тесты по итогам экскурсий, викторина, игры, защита проектов, создание презентации по результатам экскурсии.

Учебно-тематический план

3 класс (34 ч)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

История образования Сахалинской области.

1 ч.

03. 09

2.

Просмотр видеофильма «Самый большой остров» из цикла «Миллион вопросов о природе»

1 ч.

10. 09

3.

Местоположение нашей области.

1 ч.

17. 09

4.

Символика Сахалинской области.

1 ч.

24. 09

5.

Из глубины веков. История нашего города.

1 ч.

01. 10

6.

Просмотр фильма «Беспокойный Адмирал»

1 ч.

08. 10

7.

Адмирал С. О. Макаров. Человек – легенда.

1 ч.

15. 10

8.

Экскурсия к памятнику С. О. Макарова.

1 ч.

22. 10

9.

Символика города Макарова.

1 ч.

29. 10

10.

Викторина «Мой город»

1 ч.

12. 11

11.

Экскурсия по улицам города. «Памятные места города Макарова»

1 ч.

19. 11

12– 16

Проектная работа «Центральная площадь города из прошлого»

5 ч.

26. 11

03. 12

10. 12

17. 12

24. 12

17 – 21

Достопримечательности Сахалинской области.

5 ч.

14. 01

21. 01

28. 01

04. 02

11. 02

17.

Литературная гостиная. Встреча с известными творческими людьми.

1 ч.

18. 02

18.

Встреча с членами общественной организации «Дети войны»

1 ч.

25. 02

19.

Природа нашего города.

1 ч.

04. 03

20.

Записки охотника. Встреча с охотоведом Макаровского района Никулушкиным В. Ф.

1 ч.

11. 03

21.

Просмотр видеофильмов о природе.

«Заповедник Курильский».

1 ч.

18. 03

22.

Растения и животные, находящиеся в «Макаровском заказнике».

1 ч.

25. 03

23.

Записки путешественника. Встреча с Соколовым В. Д.

1 ч.

08. 04

24.

Экскурсия к водопаду на «Тропе жизни»

1 ч.

15. 04

25 – 26

Проект «Земля – кормилица наша».

2 ч.

22. 04

29. 04

27.

Макаров в годы ВОВ.

1 ч.

06. 05

28.

Культура нашего края. Народы, населяющие территорию области.

1 ч.

13. 05

29 – 33

Подготовка к празднику  «Мы и природа»

5 ч.

20. 05

34.

Праздник(проект) «Мы и природа»

1 ч.

27. 05

Итого: 34 часа

Список литературы.

1.Плешаков А. А. Экология для младших школьников(факультативный курс для начальной школы). М.: Просвещение, 1995 -45с.

2.Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособия для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. – Новосибирск. «Книжица», 1997.

3.Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителей/ Сост. Л. Ф. Мельчаков.- М.:Просвещение,1981.

4.Плешаков А.А., Сонин И.И., Твои открытия.- М: «Дрофа», 1995.

5.Зотов В. Лесная мозаика.-М.:Просвещение,1997.

6. Кружковая работа по истории и краеведению: Сб. статей. Сост.М.Простов.М.:Просвещение,1984.

7.НиконоваМ.А., Данилов П. А. Землеведение и краеведение.М.:Академия,200.

8.Ермолаева Л .К. Краеведение в начальной школе//Нач.школа-1999 №1.

9.Чащина З. В. Краеведческая работа в начальных классах. -М.: Просвещение, 1961


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности кружка "Родной край"

Программа внеурочной деятельности в 3 классе...

Рабочая программа (2 класс) по теме: программа внеурочной деятельности (интенсив) "Мой край родной"

Данная программа разработана в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край».

 Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку е...

Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»

Программа внеурочной деятельности. «Мой Северный край»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...