Дополнительная программа "Мое Оренбуржье"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа творческого объединения "Мое Оренбуржье" социально-гуманитароной напрвленности для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования, опеки и попечительства
Беляевского района Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Беляевского района, Оренбургской области
Утверждаю
Директор МБУ ДО ДДТ
____________Л.И. Ерещенко
«____»_______________ 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Мое Оренбуржье»
Творческое объединение «Мое Оренбуржье»
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год .
Автор- составитель:
Миниханова Л.Б.,
педагог дополнительного образования
Беляевка, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Комплекс основных характеристик программы | 4 |
Пояснительная записка | 4 | |
Направленность (профиль) программы | 4 | |
Актуальность программы | 5 | |
Отличительные особенности программы | 6 | |
Адресат программы | 6 | |
Объем и срок освоения программы | 6 | |
Формы обучения | 6 | |
Особенности организации образовательного процесса | 7 | |
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | 7 | |
Цель и задачи программы | 7 | |
Содержание программы | 8 | |
Учебный план | 8 | |
Содержание учебного плана | 10 | |
Планируемые результаты | 12 | |
Личностные результаты | 12 | |
Предметные результаты | 12 | |
Метапредметные результаты | 12 | |
II. | Комплекс организационно-педагогических условий | 13 |
Календарный учебный график | 13 | |
Условия реализации программы | 20 | |
Материально-техническое обеспечение | 20 | |
Информационное обеспечение | 20 | |
Кадровое обеспечение | 20 | |
Формы аттестации | 20 | |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | 20 | |
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов | 21 | |
Оценочные материалы | 21 | |
Методические материалы | 22 | |
Рабочая программа воспитания | 23 | |
Календарный план воспитательной работы | 25 | |
Список литературы | 28 | |
Основная и дополнительная | 28 | |
Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.) | 28 | |
Интернет источники | 28 | |
Приложение Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 | 29 29 30 31 |
I. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моё Оренбуржье» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федерального уровня
- Федеральный закон от № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от г) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года ( утверждена распоряжением правительства РФ от #1075;. №678-р);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года( распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Приказ № 196 Министерства Образования и науки РФ от г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями, Приказ № 533 Министерства просвещения Российской Федерации от #1075;);
-Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ ( от 23 августа 2017г.№816);
- Письмо Минобрнауки России от #1075;. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075;. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»( разд.#1043;игиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Регионального уровня:
- Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ, ред. от );
- Региональный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование».
Уровня организации
- Устав МБУ ДО ДДТ.
Уровень освоения программы стартовый
Актуальность программы
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является обесценивание нравственных норм, отсутствие патриотизма у растущего поколения.
Актуальность программы «Моё Оренбуржье» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов социально-коммуникативного развития детей является их ознакомление с историей родного края. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям (отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату) и к родному краю. Представления о Родине начинают формироваться у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Помочь школьникам познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной парциальной образовательной программы «Моё Оренбуржье». Малая родина – это и природа, и памятные места села и района, и люди, которые в нем проживают. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, символике родного города тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родному краю.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала.
Отличительные особенности программы
Анализ некоторых программ, в том числе Программа «Азбука родного края» Докучаевой Е.В., позволяет в качестве отличительных особенностей данной программы выделить следующие: ее результативность и доступность, простота в использовании.
Адресат программы
Программа «Мое Оренбуржье», ориентирована на детей 9-10 лет , 70 обучающихся параллели 4-х классов. Подробно возрастные особенности описываются в Приложении 1.
В школьный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его чувств, мышления, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 27 часов
Формы обучения
Программа реализуется в очной (заочной) форме. Смешанная форма обучения. При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Форма организации образовательного процесса –индивидуальные, групповые занятия.
Формы организации занятий6
-экскурсии;
-практические занятия;
-лекции;
-выполнение самостоятельной работы;
-проекты;
-творческий отчет;
-индивидуальные или групповые on-lain-занятие;
-образовательная on-lain - платформа «Сферум»;
-библиотека ЦОР;
-VKмессенджер;
-видеолекция;
-комбинированное использование on-lain и off-lain режимов;
- on-lain-консультация.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в группах одного возраста постоянного состава.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю продолжительностью 45 мин.
Еженедельная нагрузка на одного ребенка при дистанционном обучении составляет 25 минут. Во время
оn-lain- занятия проводится динамическая пауза и гимнастика для глаз.
Цель и задачи программы
Цель:
формирование гармонически развитой и духовно-нравственной личности через изучение культурного наследия малой родины.
Задачи
- воспитывающие:
развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
-развивающие:
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы;
-обучающие:
-познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;
-формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве;
-помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы,
- формирование элементов IТ- компетенций .
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Всего | теория | практика | Формы организации занятия | Формы контроля и/или аттестации | ||
1. | Мое Оренбуржье | 3 | 1 | 2 | Коллективная Групповая Малые группы | Коллаж «Многонациональное Оренбуржье» |
2 | Красота родного края | 1 | 1 | рассказ | Фотовыставка | |
3 | История заселения Беляевки | 1 | 1 | Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» | ||
4. | Города Оренбуржья | 2 | 1 | 1 | Групповая | Фотоотчет «Города Оренбуржья» Проект «Самый интересный город Оренбуржья» |
5. | Люби и знай свой край родной | 3 | 1 | 2 | Экскурсия «Вот моя деревня, вот мой дом родной | Фотовыставка « Мое село» |
6. | «Точка на карте»: путешествие по карте Оренбургской области | 1 | - | 1 | Групповая | Контурная карта Оренбургской области, с. Беляевка. |
7. | Люди Оренбуржья | 2 | 1 | 1 | Коллективная групповая | Выпуск газеты «Люди Оренбуржья» проект: «Край орденоносный мой!», «Герои целинники», «Герои Великой Отечественной войны» … |
8. | Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней | 1 | - | 1 | Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» | |
9. | Заповедные места | 3 | 1 | 2 | Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» | Поделки из природного материала |
10 | Береги природу – наш дом | 3 | 1 | 2 | Групповая индивидуальная | Конкурс листовок и плакатов «Береги родную природу» Создание альбома с иллюстрациями. |
11. | Природные памятники Беляевского района | 1 | 1 | Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» | ||
12. | Климатические условия нашего края | 1 | 1 | - | Групповая | Дневник наблюдений за погодой |
13. | Шумят пшеничные поля…. | 1 | - | 1 | Экскурсия МБУ «БМЦБС» Центральная Районная детская библиотека | |
14. | Народные традиции. Хлеб на русской кухне. | 1 | - | 1 | Индивидуальная | Поделки из соленого теста . Конкурс стихов |
15. | Моя родословная | 2 | 2 | Индивидуальная | Проект «родословное древо». Конкурс рисунков, стихотворений о своей семье. | |
16. | Выявляем лучших краеведов Защита проектов по темам | 1 | - | 1 | Групповая индивидуальная | Проект « Мое Оренбуржье» Марафон «Люби и изучай родной край» |
Итого | 27 | 7 | 20 |
Содержание учебного плана
- « Мое Оренбуржье» 3ч
Теория: вводный урок; инструктаж по т/б; беседа на тему «Народный костюм – летопись жизни наших предков»; комплекс «Национальная деревня» - гордость Оренбурга; знакомство с людьми разных национальностей, живущих на его территории. (1 час)
Практика: просмотр видеороликов, иллюстраций виртуальных экскурсий по музеям области и областного центра; составление коллажа « многонациональное Оренбуржье» (2 часа)
- «Красота родного края! 1ч
Практика : фотовыставка (1 час)
- «Точка на карте»: путешествие по карте Оренбургской области» 1ч
Теория: познакомить с географической и контурной картой области; размеры и границы региона; «соседи» нашего края; крупные города Оренбургской области.
Практика: нанесение на контурную карту области Беляевского района, соседних регионов, крупных городов. (1 час)
- « Города Оренбуржья» 2ч
Теория: знакомство с городами Оренбургской области, что производят, чем знамениты, какие музеи есть.(1час)
Практика: просмотр видеороликов, фотографий, виртуальных экскурсий; групповые проекты «Самый интересный город Оренбуржья» (1час)
- «Люби и знай свой край родной» 3ч
Теория: ознакомление с историей родного села – с первыми поселенцами; беседа об улицах родного села, их названиях; познакомить учащихся с демографией населения своего села, с обычаями и традициями, культурными ценностями сельчан.(1час)
Практика: сбор материала об истории села и интересных фактов из его жизни; экскурсия «Вот моя деревня, вот мой дом родной»; сбор фотоматериалов о поселке; фотовыставка «Мое село».(2 часа)
- «История заселения Беляевки» 1ч
Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» (1час)
7. «Люди Оренбуржья: 2 часа
Теория: беседа о знаменитых людях области - «Ю.А. Гагарин – гордость Оренбурга»; знакомство с творчеством Оренбургских художников.(1 час)
Практика: просмотр видеороликов, виртуальных экскурсий «Музей А.С. Пушкина», выпуск газеты «Люди Оренбуржья» (1часа)
8 «Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней». 1ч МБУК «Беляевский районный краеведческий музей(1час)
9«Заповедные места» 3 ч Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей» (1 час)
- «Береги природу – наш дом» 3ч
Теория: беседа о заповедниках; красная книга Оренбургской области; знакомство с исчезающими растениями области, знакомство с исчезающими животными области и наиболее яркими представителями фауны.(1 час)
Практика: создание альбома с иллюстрациями; конкурс листовок и плакатов «Береги родную природу».(2часа)
- «Природные памятники Оренбуржья» 1ч
Экскурсия МБУК «Беляевский районный краеведческий музей(1 час)
- «Климатические условия нашего края» 1ч
Теория: познакомить с экологическим состоянием атмосферы; беседа о погоде и климате Оренбургской области, о сезонном развитие природы.(1час)
Практика: заполнение «Дневника наблюдений за природой».
- .« Шумят пшеничные поля….» 1ч
Экскурсия МБУ «БМЦБС» Центральная Районная детская библиотека. (1час)
- Народные традиции «Хлеб на русской кухне» 1ч
Теория: беседа о русских традициях, связанные с хлебом; познакомить с разными сортами хлеба; отгадывание загадок о хлебе.(1час)
Практика: составление информационных справок о домашних традициях: что пекут дома; поделка из соленого теста.
;Моя родословная» 2ч
Теория: познакомить с понятиями « генеалогия», « родословная», «древо жизни», «родственники», «потомки», « предок»; беседа об истории возникновения имен и фамилий; беседа о семейных традициях, преданиях, реликвиях, праздниках.
Практика: проект «Родословное древо».(2 часа)
16. «Выявляем лучших краеведов» 1ч
Практика: подготовка и проведение экологического марафона «Люби и изучай родной край»; проект « Мое Оренбуржье»(1 час)
Планируемые результаты
Личностные результаты
#1085;аучится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
#1087;риобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
#1085;аучится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
#1087;риобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
- Предметные результаты:
#1086;бучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
#1085;аучатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
#1087;риобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
#1073;удет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
- Метапредметные результаты
#1087;ланировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
#1074;ыполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
#1087;роявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
#1091;знавать символику Оренбургской области, Беляевского района;
#1086;писывать достопримечательности городов Оренбургской области, Беляевского района;;
#1080;спользовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой Беляевского района;
#1085;аходить на карте свой регион и его главный город;
#1087;онимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
#1086;риентироваться на позицию партнера в общении;
#1091;читывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
#1091;чащиеся будут иметь сформированные элементы IT-компетенций.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
#1050;алендарный учебный график 1 группа (4-бкласс)
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | беседа с презентацией | 1 | Мое Оренбуржье | Входная диагностика | ||
2 | групповое занятие | 2 | Мое Оренбуржье | Коллаж «Многонациональное Оренбуржье» | ||
3 | групповое занятие | 1 | Красота родного края | Фотовыставка «Красоты Оренбуржья» | ||
4 | экскурсия | 1 | История заселения Беляевки | Мини-сочинение «Что мне запомнилось в музее» | ||
5 | беседа с презентацией | 1 | Города Оренбуржья | тестирование | ||
6 | групповая работа | 1 | Города Оренбуржья | Проект «Фотоэкскурсия по городам Оренбуржья» | ||
7 | беседа с презентацией | 1 | Люби и знай свой край родной | |||
8 | экскурсия | 2 | Люби и знай свой край родной | Проект «Мое село родное» | ||
9 | групповое занятие | 1 | «Точка на карте»: путешествие по карте Оренбургской области | Контурная карта Оренбуржья | ||
10 | Беседа | 1 | Люди Оренбуржья | Газета «Люди Оренбуржья» | ||
11 | групповое занятие | 1 | Люди Оренбуржья | Проект «Знаменитые земляки», «Герои-первоцелинники», Герои Великой отечественной войны»… | ||
12 | экскурсия | 1 | Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней | Эссе «Почему нужно бережно относиться к природе» | ||
13 | Беседа | 1 | Заповедные места | Проект «Заповедники Оренбуржья» | ||
14 | экскурсия | 1 | Заповедные места | |||
15 | практическое занятие | 1 | Заповедные места | |||
16 | Беседа | 1 | Береги природу-наш дом | Конкурс листовок и плакатов «Береги родную природу» Альбом | ||
17 | групповое занятие | 2 | Береги природу – наш дом | |||
18 | экскурсия | 1 | Природные памятники Беляевского района | Творческая работа по теме | ||
19 | Беседа | 1 | Климатические условия нашего края | Дневник наблюдений за погодой | ||
20 | экскурсия | 1 | Шумят пшеничные поля… | Творческая работа по теме | ||
21 | групповое занятие | 1 | Народные традиции. Хлеб на русской кухне | Поделки из соленого теста | ||
22 | Беседа | 1 | Моя родословная | Творческая работа | ||
23 | групповое занятие | 1 | Моя родословная | Проект «Родословное древо» | ||
24 | Беседа | Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединеня | Защита проектов |
Календарный учебный график 2 группа (4-а класс)
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | беседа с презентацией | 1 | Мое Оренбуржье | Входная диагностика | ||
2 | групповое занятие | 2 | Мое Оренбуржье | Коллаж «Многонациональное Оренбуржье» | ||
3 | групповое занятие | 1 | Красота родного края | Фотовыставка «Красоты Оренбуржья» | ||
4 | Экскурсия | 1 | История заселения Беляевки | Мини-сочинение «Что мне запомнилось в музее» | ||
5 | беседа с презентацией | 1 | Города Оренбуржья | тестирование | ||
6 | групповая работа | 1 | Города Оренбуржья | Проект «Фотоэкскурсия по городам Оренбуржья» | ||
7 | беседа с презентацией | 1 | Люби и знай свой край родной | |||
8 | экскурсия | 2 | Люби и знай свой край родной | Проект «Мое село родное» | ||
9 | групповое занятие | 1 | «Точка на карте»: путешествие по карте Оренбургской области | Контурная карта Оренбуржья | ||
10 | Беседа | 1 | Люди Оренбуржья | Газета «Люди Оренбуржья» | ||
11 | групповое занятие | 1 | Люди Оренбуржья | Проект «Знаменитые земляки», «Герои-первоцелинники», Герои Великой отечественной войны»… | ||
12 | Экскурсия | 1 | Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней | Эссе «Почему нужно бережно относиться к природе» | ||
13 | Беседа | 1 | Заповедные места | Проект «Заповедники Оренбуржья» | ||
14 | Экскурсия | 1 | Заповедные места | |||
15 | практическое занятие | 1 | Заповедные места | |||
16 | Беседа | 1 | Береги природу-наш дом | Конкурс листовок и плакатов «Береги родную природу» Альбом | ||
17 | групповое занятие | 2 | Береги природу – наш дом | |||
18 | Экскурсия | 1 | Природные памятники Беляевского района | Творческая работа по теме | ||
19 | Беседа | 1 | Климатические условия нашего края | Дневник наблюдений за погодой | ||
20 | экскурсия | 1 | Шумят пшеничные поля… | Творческая работа по теме | ||
21 | групповое занятие | 1 | Народные традиции. Хлеб на русской кухне | Поделки из соленого теста | ||
22 | Беседа | 1 | Моя родословная | Творческая работа | ||
23 | групповое занятие | 1 | Моя родословная | Проект «Родословное древо» | ||
24 | Беседа | Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединеня | Защита проектов |
Календарный учебный график 3 группа (4-вкласс)
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | беседа с презентацией | 1 | Мое Оренбуржье | Входная диагностика | ||
2 | групповое занятие | 2 | Мое Оренбуржье | Коллаж «Многонациональное Оренбуржье» | ||
3 | групповое занятие | 1 | Красота родного края | Фотовыставка «Красоты Оренбуржья» | ||
4 | Экскурсия | 1 | История заселения Беляевки | Мини-сочинение «Что мне запомнилось в музее» | ||
5 | беседа с презентацией | 1 | Города Оренбуржья | тестирование | ||
6 | групповая работа | 1 | Города Оренбуржья | Проект «Фотоэкскурсия по городам Оренбуржья» | ||
7 | беседа с презентацией | 1 | Люби и знай свой край родной | |||
8 | экскурсия | 2 | Люби и знай свой край родной | Проект «Мое село родное» | ||
9 | групповое занятие | 1 | «Точка на карте»: путешествие по карте Оренбургской области | Контурная карта Оренбуржья | ||
10 | Беседа | 1 | Люди Оренбуржья | Газета «Люди Оренбуржья» | ||
11 | групповое занятие | 1 | Люди Оренбуржья | Проект «Знаменитые земляки», «Герои-первоцелинники», Герои Великой отечественной войны»… | ||
12 | Экскурсия | 1 | Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней | Эссе «Почему нужно бережно относиться к природе» | ||
13 | Беседа | 1 | Заповедные места | Проект «Заповедники Оренбуржья» | ||
14 | Экскурсия | 1 | Заповедные места | |||
15 | практическое занятие | 1 | Заповедные места | |||
16 | Беседа | 1 | Береги природу-наш дом | Конкурс листовок и плакатов «Береги родную природу» Альбом | ||
17 | групповое занятие | 2 | Береги природу – наш дом | |||
18 | Экскурсия | 1 | Природные памятники Беляевского района | Творческая работа по теме | ||
19 | Беседа | 1 | Климатические условия нашего края | Дневник наблюдений за погодой | ||
20 | экскурсия | 1 | Шумят пшеничные поля… | Творческая работа по теме | ||
21 | групповое занятие | 1 | Народные традиции. Хлеб на русской кухне | Поделки из соленого теста | ||
22 | Беседа | 1 | Моя родословная | Творческая работа | ||
23 | групповое занятие | 1 | Моя родословная | Проект «Родословное древо» | ||
24 | Беседа | Заключительное занятие. Подведение итогов работы творческого объединеня | Защита проектов |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективности образовательного процесса необходимы:
– учебные кабинеты, соответствующие санитарно–гигиеническим требованиям;
– ПК, мультимедиа проектор, экран
- маркерная доска.
Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Информационное обеспечение
Интернет-ресурсы:
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ» Миниханова Л.Б., 1 квалификационная категория.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:
- готовая работа,
- журнал посещаемости,
- материал анкетирования и тестирования,
- методическая разработка,
- перечень готовых работ,
- фото.
Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
- презентация и защита индивидуальных и коллективных проектов и творческих работ (на занятии, на конференции);
- квест (комбинированная игровая программа);
- защита портфолио (проходит на итоговом занятии в форме презентации).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Образовательные результаты , в соответствии с целью программы, демострируются в формах :
- выставка,
- готовое изделие,
- демонстрация моделей,
- диагностическая карта,
- защита творческих работ,
- конкурс.
Оценочные материалы.
1. Методика оценки творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала.
2. Методика «Лесенка»
3. Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, Д. Крауна)
Планируемые результаты | Диагностические методики и задания
| Сроки проведения |
Личностные |
| С 1 октября-27 октября |
Метапредметные |
| С 1 октября – 30апреля |
Предметные |
| С 1 октября – 30 апреля |
Методические материалы
Используются следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровая, личностно-ориентированная, технология проекта, ИКТ.
При проведении занятий по программе применялась технология игрового обучения. Тематические игры связаны с изучаемым материалом. Они помогали обучающимся усвоить знания, ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Отображение наблюдаемых объектов природы в технике: «монотипии», на «мятой» бумаге, «набрызга», аппликации из бумаги и природного материала, позволяют пережить повторно виденное на экскурсиях, что способствует обострению восприятия цветового колорита, форм природы, лучшему усвоению знаний.
Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний предложенных В.А. Оганесяном , В.П. Беспалько.
- Объяснительно – иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, чтение учебных текстов и др.);
- Эвристический – метод творческой деятельности (сочинение и рассказывание сказок, выполнение рисунков по темам, изготовление моделей и т.д.);
- Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
- Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: экологический практикум, проектная деятельность, экскурсии);
- Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: пересказ, беседа, упражнения по аналогии);
- Частично – поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога (форма: беседа);
- Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение её самим педагогом, соучастие обучающихся при решении (форма: рассказ).
Формы организации работы по программе:
- Проведение экскурсий.
- Встречи с интересными людьми.
- Беседы.
- Занятия теоретического характера.
- Защита проектов.
- Дидактические и сюжетные игры.
- Изобразительная деятельность.
- Конкурс рисунков.
- Проведение практической работы.
#1058;естирование. Анкетирование.
#1042;икторины.
Рабочая программа воспитания
1. Цель воспитания - формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Особенности организуемого воспитательного процесса:
реализация программы будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого через изучение родного края
Данная программа обеспечивает социально – гуманитарное развитие. Особенности социального окружения на территории района ОУ и в доступности от него расположены организации и учреждения, которые могут быть полезны при организации и проведении различных мероприятий. Партнерами образовательного учреждения могут выступить предприятия и организации села района, на базе которых обучающиеся смогут организовать образовательные и творческие мероприятия социально - гуманитарной направленности при реализации данной программы. Осуществляется социальное партнерство с учреждениями культуры Беляевского района с целью проведения экскурсий.
2. Виды, формы и содержание деятельности
Работа с коллективом обучающихся:
- формирование практических умений по организации воспитания навыков этики и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему селу, школе
Работа с родителями:
- организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность творческого объединения;
- оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
3. Планируемые результаты и формы их демонстрации
Планируемые результаты выступают ориентирами для педагогических работников в их воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучающимися зависит от длительности, объема, конкретного содержания получаемого дополнительного образования, а также от форм воспитания. Основные формы, которые служат для демонстрации достижений обучающихся, для подведения итогов обучения по программе, выражаются в участии в тематических конкурсах, акциях.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Планируемый результат |
1 | Патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; | #1048;зготовление схемы безопасного маршрута от школы – до дома «Дети и дорога», «Дорога домой» #1083;етие со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 3. Акция памяти «Возложение цветов к Вечному огню» | ноябрь январь апрель | Привлечение внимания обучающихся и их родителей к деятельности творческого объединения, воспитание культуры безопасного поведения на улицах и дорогах. Развитие у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества |
2 | Духовно-нравственное воспитание - воспитание нравственных чувств и этического сознания. | #1059;частие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека #1059;частие в мероприятиях, посвященных Международному женскому дню 8 Марта | октябрь март | Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к пожилым людям |
3 | Трудовая деятельность. -формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей | #1059;частие в изготовлении новогодних украшений для школы и класса(«Мастерская Деда Мороза») #1059;частие в общешкольном субботнике. 3. Экскурсии на предприятия родного села. | декабрь октябрь, апрель в течение года | Воспитание |
4 | Гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; | 1. 4 ноября- День народного единства #1059;частие в мероприятиях, посвященных Дню защитника отечества, Конкурс открыток к 23 Февраля | ноябрь февраль | Воспитание любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать |
5 | Эстетическое воспитание -формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства | #1059;частие в конкурсах, посвященных Всемирному дню театра 2. Выставка открыток ко Дню 8 Марта | март март | Привлечение внимания обучающихся к эффективному использованию уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического. |
6 | Экологическое воспитание -формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; | #1050;онкурс рисунков , посвященный Международному Дню защиты животных #1042;икторины, посвященные Дню Земли | октябрь апрель | Развитие и расширение у детей знаний в данной области, формирование культуры поведения в природе, которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. |
Список литературы
Основная и дополнительная
Основная литература:
1. Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург: Пресса, 2001. – 260с.
2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 2004.
3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,2014.
4. География Оренбургской области: Учебник для общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.
5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.
6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 2006.
7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 2008.
8. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд.
ООИПКРО, 2003.
9. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 2005.
#1063;ибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 2005.
Дополнительная литература (для детей и родителей) по данному курсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги,
2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий – М. Знание, 2007.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 2008.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2011.
5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.
Наглядный материал
1. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2020.
2. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2013.
3. Географическая карта Оренбургской области. Омская картографическая фабрика, 2020
#1048;нтернет-ресурсы:
#1055;резентации: «Природные достопримечательности Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».
#1042;иртуальный тур по Оренбургскому областному музею изобразительных искусств
#1042;иртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый платок»
#1042;иртуальный тур по музею-заповеднику писателя С.Т. Аксакова
#1060;отоматериалы «Мемориальный комплекс-музей Салют, Победа!»
#1060;отоматериалы «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»
Приложение №1.
Возрастные особенности обучающихся по программе
Младший школьный возраст (с 1 по 4 класс, возраст с 6-7 до 9-10л.)
В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, причем физический рост опережает нервно-психическое развитие,
что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной требовательности в движениях.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, под влиянием которой формируются основные новообразования этого возраста: способность к действиям во внутреннем и умственном плане или планирование про себя, умение анализировать и рефлексия (т.е анализ собственных действий).
Происходят существенные изменения во всех познавательных процессах: мышлении, памяти, внимании. Мышление от наглядно-образного развивается к словесно-логическому, память и внимание от непроизвольного к сознательно регулируемому и опосредованному.
Важным фактором, влияющим на успешность обучения является мотивационная составляющая, причем мотивация более сильная у первоклассников, к концу младшего школьного возраста может снизиться. Основным мотивом, доминирующем в этом возрасте является мотив достижения успеха.
В начале младшего школьного возраста еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение найти место в коллективе. К концу возраста возникают коллективные связи, формируется взаимная оценка, требовательность.
Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники.
В личности младшего школьника происходит появление произвольного поведения, формируются нравственные мотивы, способность оценивать свои поступки с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные.
Приложение № 2.
Методика оценки творческой и исполнительской активности
учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала.
Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторин.
Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы животного и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.
Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.
Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на темы животного и растительного мира Оренбуржья сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.
Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе». Учащиеся делают зарисовки пейзажей, представителей растительного и животного мира, других наблюдений на экскурсиях и в походе. Оценивается замысел и красота увиденного окружающего мира.
Тест викторина. Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мое Оренбуржье». Оцениваются количество вопросов, отражающих краеведение родного края (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).
Информационная карта
оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению
№п\п | Ф.И. ребенка | Ребусы | Кроссворд | Загадки, стихи | Сочинение | Зарисовки | Викторина | итог |
Итог |
Шкала оценки: 3 балла – высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл – низкий уровень (задание выполнено с помощью других).Педагог: _____________
Приложение №3.
Проектная деятельность.
В представленной таблице раскрыты цели и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся
и родителей.
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность родителей |
1. Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей |
#1055;ланирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; организовать группы; распределить роли в группах; спланировать деятельность по решению задач проекта; продумать возможные формы презентации результатов проекта; продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. | Осуществляют: поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. | Консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. |
#1054;существление деятельности по решению проблемы | Цель – разработка проекта. Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. | Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов проектной деятельности. |
#1054;формление результатов | Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: анализ и синтез данных; формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха. |
#1055;резентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов. | Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта. |
Результаты и эффекты:
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса
обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- формированию проектного мировоззрения и мышления;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
- Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-125265-1519470058.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-125265-1519470058.jpg)
Презентация "МОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ"
История Оренбуржья богата событиями и насчитывает почти триста лет. Оренбургская область неотъемлемая часть России. История Оренбургской облас...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/10/picture-963042-1604995513.jpg)
Занятие по внеурочной деятельности курса "Моё Оренбуржье"
Данный конспект был разработан для конкурса методических разработок по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье". Тема занятия: "Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1097345-1545909165.jpg)
Занятие по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Данная разработка занятия по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" служить целью: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глуб...