Программа творческого объединения "Моё Оренбуржье"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Кислица Елена Васильевна

Программа рассчитана для обучающихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_orenburzhe.docx72.17 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования, опеки и попечительства

Беляевского района Оренбургской области

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования

«Дом  детского творчества»

Беляевского района, Оренбургской области

                                                                                                                         

  Утверждаю

Директор МБУ ДО ДДТ

____________Л.И. Ерещенко

«____»_______________ 2018г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «МОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ»

Творческое объединение «Мое Оренбуржье»

                                                                                                                                                                                 Возраст: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                               

                                                                                                                                             Педагог дополнительного образования

Кислица Е.В.

с.Беляевка, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.1.1

Направленность (профиль) программы

5

1.1.2

Актуальность  программы

5

1.1.3

Отличительные особенности программы

5

1.1.4

Адресат программы

6

1.1.5

Объем и срок освоения программы

6

1.1.6

Формы обучения

6

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

6

1.1.8

Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

6

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

Содержание программы

8

1.3.1

Учебный план

8

1.3.2

Содержание учебного плана

11

1.4

Планируемые результаты

12

1.4.1

Личностные результаты

12

1.4.2

Предметные результаты

12

1.4.3

Метапредметные результаты

12

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Условия реализации программы

15

2.1.1

Материально-техническое обеспечение

15

2.1.2

Кадровое обеспечение

15

2.2

Формы аттестации

15

2.2.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

15

2.2.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

15

2.3

Оценочные материалы

16

2.4

Методические материалы

19

2.5

Список литературы

21

2.5.1

Основная и дополнительная

22

2.5.2

Интернет источники  

22

2.5.3

Музыка

23

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

24

26

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

– Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.  № 11-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

– Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (c  изменениями на 29/10/2015);

– Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

– Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы»;

- Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Оренбургской области от 28.06.2013г. № 553-п.п.);

– Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

1.1.1 Направленность (профиль) программы 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моё Оренбуржье» - это программа туристско-краеведческой   направленности.

1.1.2 Актуальность  программы

В современных условиях, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через систему дополнительного образования становится особенно актуальным. Содержание программы «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Содержание программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей родной местности. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического воспитания. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

1.1.3 Отличительные особенности программы

Программа «Мое Оренбуржье» построена по концентрическому принципу на основе усложнения практического материала на каждом году обучения.

Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях, выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин.

Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера. Занятия проводятся во второй половине дня. Комплектование осуществляется на основе свободного выбора обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).  Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.

1.1.4 Адресат программы

Программа «Мое Оренбуржье», ориентирована на детей 7-8 лет. В школьный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его чувств, мышления, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной.

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на  рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме  34 часа.

1.1.6 Формы обучения

Программа реализуется в  очной форме.

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в группах одного возраста  постоянного состава.

1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю продолжительностью 40 мин.

1.2. Цель и задачи программы

Цель:  сформировать целостное представление о малой Родине  – Оренбургской области на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.

Задачи 

- личностные: развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю; воспитывать на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни, чувство гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

-метапредметные: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности; формировать активную гражданскую позицию, включающую развитие ответственности за настоящее и будущее своего края; развивать творческое  содружество семьи и школы и включение семьи в единое воспитательное пространство школы;

-предметные: познакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками, традициями родного края, с историей малой родины на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; формировать краеведческие понятия, помогающие сформировать целостный взгляд на окружающий мир,   в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве; помогать овладеть начальными навыками исследовательской работы

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план 

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы организации занятия

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

1

«Моя малая Родина»

5

2

3

Групповая,

подгрупповая

Групповой проект «Моя малая родина»

2

«История заселения с.Беляевка. Памятник Беляеву

1

0,5

0,5

Экскурсия к памятнику

3

«Мой край Оренбургский»

4

2

2

Экскурсия в

МБУ «БМ ЦБС» Центральная районная детская библиотека.          

Фоторассказ

«Мое родное село»

4

Неофициальные символы Оренбуржья

5

2

3

Экскурсия на хлебопекарню в МТС «Нива», музей.

Коллекция макаронных изделий.

Конкурс стихов «Хлеб- всему голова»

5

История области в истории страны

2

1

1

Групповая

Экскурсия к памятникам села

 Проект «Моя семья в годы ВОв»

6

«Природа родного края»

5

2

3

Групповая

Индивидуальная

Малые группы

Выставка рисунков «Береги природу»,

Творческая мастерская «Животные Красной книги»

7

«Природа и животный мир родного края с древнейших времен и до наших дней»

1

0,5

0,5

Экскурсия

МБУК «Беляевский районный историко-краеведческий музей»

8

«Природное наследие любимого края»

5

2

3

Групповая

индивидуальная

Слайд-шоу

«Природные памятники Беляевского района».

9

«Природные памятники Беляевского района»

1

1

Экскурсия

МБУК «Беляевский районный историко-краеведческий музей»

10

«Заповедные места»

3

1

2

Экскурсия

МБУК «Беляевский районный краеведческий музей»

Анкетирование

11

Защита проектов по темам

2

2

Итого: 

34

13

21

Экскурсии: в заповедник «Буртинская степь», к памятнику природы «Гора Верблюжка»,

к святому источнику Н.Чудотворца

1.3.2 Содержание учебного плана

2 класс

«Моя малая Родина». Инструктаж по т/б. Познакомить детей с историей села, своей улицы, первопоселенцами, социальными объектами. Групповой проект «Моя малая родина»

«Мой край Оренбургский».  Познакомить детей с историей области и района, символикой.  Виртуальное путешествие «Районный центр». МБУК Беляевский районный  историко-краеведческий музей, МБУ «БМ ЦБС» Центральная районная детская библиотека.            Фоторассказ «Мое родное село».

«Неофициальные символы Оренбуржья». Познакомить с неофициальными символами Оренбургской области, которые известны всей стране и миру: Оренбургский пуховый платок, Газ – наше достояние, Хлеб – всему голова. Коллекция  «Виды макаронных изделий».Конкурс стихов «Хлеб-всему голова». Экскурсия в музей «История пуховязания в Беляевском районе».

«История района в истории страны». Жизнь односельчан в годы Великой Отечественной войны, помощь фронту. Проект «Моя семья в годы ВОв».

«Природа родного края». Познакомить детей с природой родного края, Красной книгой Оренбургской области. Выставка рисунков «Береги природу», Творческая мастерская «Животные Красной книги».

«Природное наследие любимого края». Познакомить с природным наследием Оренбуржья: Бузулукский бор,  пещера Подарок, Тузлуккольские грязи, Соленое урочище, гора-Верблюд. Слайд-шоу «Природные памятники Беляевского района».

«Заповедные места». Познакомить с участком заповедника «Оренбургский» «Буртинская степь», центром реинтродукции лошади Пржевальского. Анкетирование.

1.4 Планируемые результаты

1.4.1 Личностные УУД

Обучающийся:  

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

1.4.2 Предметные результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

1.4.3 Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Оренбургской области, Беляевского района;
  • описывать достопримечательности городов Оренбургской области, Беляевского района;;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Оренбургской области, картой  Беляевского района;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся  научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

       II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации программы

2.1.1 Материально-техническое обеспечение

Для эффективности образовательного процесса необходимы:

– учебные кабинеты, соответствующие санитарно–гигиеническим требованиям;

– ПК, мультимедиапроектор, экран

- маркерная доска.

   2.1.2 Кадровое обеспечение

Педагог начальных классов.

2.2 Формы аттестации

2.2.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах:

  • готовая работа,
  • журнал посещаемости,
  • материал  анкетирования  и  тестирования,  
  • методическая разработка,
  • перечень готовых работ,
  • фото.

 

2.2.2  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

  • выставка,
  • готовое изделие,
  • демонстрация моделей,
  • диагностическая карта,
  • защита творческих работ,
  • конкурс.

2.3 Оценочные материалы

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы  

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

не проявляется

1

Сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

В – Хорошо сформировано представление о своей семье и своем доме. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная

С - Частично сформировано представление о своей семье и своем доме.  Частично понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

Н -  Не сформировано представление о своей семье и своем доме.  Не понимает значение слов «род», «родня», «родословная»

2

Имеет сведения об Оренбургской области, городе, селе и

может показать

их на карте

В – Имеет  разнообразные сведения об Оренбургской области, городе, селе и может показать их на карте

С - Имеет некоторые сведения об Оренбургской области ,городе, селе и может показать их на карте с помощью взрослого

Н –  не имеет сведений об Оренбургской области, городе, селе и не может показать их на карте

3

Может назвать

достопримечательности Оренбурга, своего села,  места отдыха.

В –  Способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего поселка,  места отдыха.

С – Не всегда способен  назвать достопримечательности Оренбурга, своего села,  места отдыха.

Н – Не может назвать  достопримечательности Оренбурга, своего села,  места отдыха.

4

Имеет представление  и может  показать на карте свою страну и столицу

В -   Имеет представление  и может самостоятельно  показать на карте свою страну и столицу. Может рассказать о географических особенностях своей страны, ориентируясь по карте

С –  Имеет представление  и может  с помощью взрослого  показать на карте свою страну и столицу

Н – Не имеет представление о своей стране и столице.

5

Владеет знаниями о жилищах .

В –  Владеет знаниями о жилищах. Проявляет интерес к некоторым  российским традициям и праздникам

С –  Владеет знаниями о жилищах.

Н –  Не владеет знаниями о жилищах.

6

 Имеет представление об общественных

нормах и правилах

В – Хорошо развито чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за начатое дело, за данное слово).

С – Развито чувство собственного достоинства

по отношению к себе и другим. Готов прийти на

помощь.

Н – Имеет представление об общественных нормах и правилах, но не всегда выполняет их.

2.4 Методические материалы

Используются следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего  обучения, игровая, личностно-ориентированная,  технология проекта, ИКТ.

     При проведении занятий по программе применялась технология игрового обучения. Тематические игры связаны с изучаемым материалом. Они помогали обучающимся усвоить знания, ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Отображение наблюдаемых объектов природы в технике: «монотипии», на «мятой» бумаге, «набрызга»,  аппликации из бумаги и природного материала, позволяют пережить повторно виденное на экскурсиях, что способствует обострению восприятия цветового колорита, форм природы, лучшему усвоению знаний.

Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний предложенных В.А. Оганесяном , В.П. Беспалько.

  • Объяснительно – иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, чтение учебных текстов и др.);
  • Эвристический – метод творческой деятельности (сочинение и рассказывание сказок, выполнение рисунков по темам, изготовление моделей и т.д.);
  • Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
  • Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: экологический практикум, проектная деятельность, экскурсии);
  • Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: пересказ, беседа, упражнения по аналогии);
  • Частично – поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога (форма: беседа);
  • Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом, решение её самим педагогом, соучастие обучающихся при решении (форма: рассказ).

Формы организации работы по программе:

  1. Проведение экскурсий.
  2. Встречи с интересными людьми.
  3. Беседы.
  4. Занятия теоретического характера.
  5. Защита проектов.
  6. Дидактические и сюжетные игры.
  7. Изобразительная деятельность.
  8. Конкурс рисунков.
  9. Проведение практической работы.

10.Тестирование. Анкетирование.

11.Викторины.


2.5 Список литературы

.2.5.1 Основная и дополнительная

Основная литература:

 1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2013.

2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 2004.

3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,2014.

4. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.

5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.

6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 2006.

7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 2008.

8. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.

         9. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд.

ООИПКРО, 2003.

       10. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 2005.

       11.Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал

РГО. Оренбург. 2005.

Дополнительная литература (для детей и родителей) по данному курсу:

1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги,

2007.

2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий – М. Знание, 2007.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 2008.

4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2011.

5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

2.5.2 Интернет-ресурсы:

  1. Презентации: «Природные достопримечательности Оренбурга», «Здравствуй, хлебушек!».
  2. Виртуальный тур по Оренбургскому областному музею изобразительных искусств http://www.omizo.ru/about/tour.html
  3. Виртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый платок» http://omizo.ru/about/orenpuh.html
  4. Виртуальный тур по музею-заповеднику писателя С.Т. Аксакова http://omizo.ru/about/tour-aksakov.html
  5. Фотоматериалы «Мемориальный комплекс-музей Салют, Победа!» 
  6. Фотоматериалы «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»

2.5.3.Музыка:

  • Гимн «Живи, Оренбург» (сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова),
  • «Песня об Оренбурге» Золотарёв П. Ф.
  • Аудиозапись «Я - Оренбуржец и этим горжусь!» С. Шмелев
  • Сказки А.С. Пушкина в аудиозаписи «Сказка о золотой рыбке».
  • Песни Ю. Антонова "Не рвите цветы"
  • Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
  • В.Позднеев «Край Оренбургский»
  • А. Зельцер, Л. Татаренко «Над Уралом зори»

Приложение №1.

Методика оценки творческой и исполнительской активности

учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала.

Методика оценки творческой и исполнительной активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторин.

Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы на темы животного и растительного мира в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.

Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название животного, растения, птицы, рыбы региона. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.

Тест « Загадки, стихи, сочинение».  Учащийся готовит не менее семи загадок на темы животного и растительного мира Оренбуржья сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.

Тест «Зарисовки на экскурсиях и в походе».  Учащиеся делают зарисовки пейзажей,  представителей растительного и животного мира,  других наблюдений на экскурсиях и в походе. Оценивается замысел и красота увиденного  окружающего мира.

Тест викторина.  Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Мое Оренбуржье». Оцениваются количество  вопросов, отражающих краеведение родного края  (географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура, народы и этнические группы, нормы и правила бережного отношения к природе).

Информационная карта

оценки творческой и исполнительной активности учащихся по краеведению

№п\п

Ф.И. ребенка

Ребусы

Кроссворд

Загадки, стихи

Сочинение

Зарисовки

Викторина

итог

Итог

Шкала оценки: 3 балла – высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл – низкий уровень (задание выполнено с помощью других).

Педагог: _____________

                                                                                                                  Приложение 2.

Проектная деятельность.

В представленной таблице раскрыты цели  и задачи каждого этапа проекта, содержание деятельности педагога, учащихся

 и родителей.

Этапы работы над проектом 

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

проблему проекта;

сюжетную ситуацию;

 цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе,

наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей

2.Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;  организовать группы;

 распределить роли в группах;

спланировать деятельность по решению задач проекта;

 продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

 планирование работы; 

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов  проектной деятельности.

4.Оформление результатов

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

 анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5.Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп  учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Результаты и эффекты:

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса

 обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  • развитию творческих способностей и активности учащихся;
  • формированию проектного мировоззрения и мышления;
  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
  • Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Соленое тесто"

Современное декоративно-прикладное искусство очень разнообразно - это керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое.Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для детей, ...

программа творческого объединения "Бумажные кружева"

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение«средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина» Принято на ШМО «__»__________20__год.    Протокол №...

Программа творческой мастерской "Фантазия"

Программа по которой я работаю. Расчитана на два года обучения....

Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс

Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....

Программа творческого и логического мышления

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОбразовательная программа «Развитие творческого и логического мышления» имеет естественнонаучную направленность по общекультурному уровню освоения.Благодатный детский возраст 7-10...

презентация к программе творческой мастерской"Фантазия"

Программа творческой мастерской "Фантазия" рассчитана на 7-11 лет                     Цель программы: занятия в мастерской направлены на интеллек...

Программа творческой группы учителей по использованию ИД

План работы творческой группы учителей  «Использование интерактивной доски на уроках предметов различного цикла"...