Мастер-класс открытого учебного занятия-проекта по Доноведению «Проблема загрязнения воздуха в родном крае»
план-конспект занятия (4 класс)

Пугачева Евгения Григорьевна

Мастер-класс по Доноведению "Проблема загрязнения воздуха в родном крае " предназначен для распространения и передачи педагогического опыта по формированию экологической культуры школьников. А также повышения  мотивировации у педагогов  на практическое использование  полученных знаний в организации работы с детьми. Акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Уроки и внеурочные занятия дорлжны иметь точки соприкосновения с жизнью. Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.Одной из составляющих функциональной грамотности является экологическая грамотность. В мастер-классе показаны приемы работы на занятиях во внеурочной деятельности в начальной школе, которые способствуют формированию экологической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Николаевская СОШ

Мастер-класс

открытого учебного занятия-проекта по Доноведению

«Проблема загрязнения воздуха в родном крае»

                          Учитель Пугачева Е.Г.

2021г.

Конспект мастер-класса открытого учебного занятия-проекта «Проблема загрязнения воздуха в родном крае»

Цель: Распространение и передача педагогического опыта по  

        формированию экологической культуры школьников.

Задачи:

  • Повысить  уровень профессиональной компетентности учителей  в вопросах формирования экологической культуры детей.
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на практическое использование полученных знаний в организации работы с детьми.

Ход занятия

Организационный момент

- Добрый день, коллеги! Предлагаю Вам сегодня побыть в роли учащихся и принять участие  в мастер-классе занятия по внеурочной деятельности  по курсу Доноведение. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость от общения друг с другом. 

Пусть сегодня для нас всех,

На занятие  придёт успех!

Актуализация знаний

- Наше занятие я хочу начать словами поэта Роберта Рождественского, которые встревожили меня и заставили задуматься (слайд 1):

Богаты мы,

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Донской камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

- Коллеги, кто может объяснить, что беспокоит автора? (слайд 2) (ответы )

  1. Постановка проблемы. (Мотивационная основа)

- Автор говорит о проблемах окружающей среды, в результате чего исчезают многие виды растений и животных, ухудшается здоровье людей.

Давайте вспомним, как называется наука о взаимодействии  живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой?      Правильно, ЭКОЛОГИЯ.

- Теперь внимание на экран (слайд 3) Определите по фотографиям  проблему, которая станет темой нашего занятия .

(на экране появляются фото: дым от пожара, из труб завода, из выхлопной трубы, от сигареты, от вулкана, лесные пожары). (ответы детей).

- Тема нашего занятия «Проблема загрязнения воздуха в родном крае». Т.к. курс Доноведение, значит в Ростовской области.

 (вывесить ватман с названием темы, на нем же фиксируется дальнейшая работа  по группам).

- Известно, что человек без пищи может прожить несколько десятков суток, без воды – несколько суток, а без воздуха – не более нескольких минут! Давайте проверим.  

Опыт. На счет 3 закрываем нос, смотрим на циферблат часов и считаем, кто сколько секунд сможет продержаться без воздуха (ответы детей).

-Вот видите , как жизненно необходим воздух всему живому.

Коллеги,  ответы на трудные вопросы искать интереснее с друзьями или поодиночке?

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы изучить материалы проекта «Проблема загрязнения воздуха в родном крае» и донести сведения до других  коллег и  учащихся.

Я попрошу вас  подойти к столу, выбрать кружок любого цвета и занять свое место за столом в соответствии с цветом кружка и флажка.

По группам мы определились.

А теперь давайте познакомимся с этапами работы над  проектом.

2.Планирование работы (алгоритм последовательности действий в группах). (слайд 4):

  1. логическая цепочка источников загрязнения воздуха в родном крае и их последствия составляет 1 группа «Экологи-аналитики»;

  1. график «Степень загрязнённости воздуха в городах Ростовской области» строит 2 группа «Экологи-математики»;  

  1. экологические знаки, привлекающие  внимание и призывающие людей задуматься о проблеме загрязнения воздуха, рисует 3 группа «Экологи-художники».

(Каждая группа получает пакет соответствующих заданий)

3. Практическая работа в группах с информацией по поставленной проблеме (Время-7мин)        

(По ходу работы учитель координирует действия в группах)

4. Презентация готового продукта проекта и публичное представление.

- Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы.

(На ватмане с названием темы фиксируется дальнейшая работа по группам).

1 группа. Отчет

(комментарий учителя )

- А вы знаете, что такое кислотные дожди?  Кислотные дожди содержат растворы серной и азотной кислоты. А появляются эти кислоты при сжигании любого полезного ископаемого, топлива. Миллионы тонн веществ серы выбрасываемые в атмосферу, превращают выпадающие дожди в слабый раствор кислот.

- 60% населения области проживает в городах с высоким загрязнением атмосферы. Многие люди страдают из-за этого заболеваниями глаз, слизистых оболочек носа, горла, обостряется астма, повышается заболеваемость раком лёгких.

2 группа. (комментарий учителя ) - Серьёзную опасность для человека в нашей Ростовской области представляет не нехватка воздуха как такового, а его прогрессирующее загрязнение. Ростовская область относится к районам с достаточно высокой степенью загрязнения воздушного пространства.

Отчет 2 группы

- В каком же городе Ростовской области самый чистый, самый грязный воздух?

Комментарий учителя. Среди станционных загрязнителей  атмосферного воздуха основными являются тепловые электростанции: Новочеркасская ГРЭС, Волгодонская ТЭЦ-2, Каменская ТЭЦ, Ростовская ТЭЦ-2. Металлургические заводы: Новочеркасский  электродный завод, Таганрогский металлургический завод, Сулинский металлургический завод, Волгодонский химзавод. Три объединения угледобычи «Ростовуголь», «Гуковуголь», «Шахтуголь». Более чем 69% от общего объема составляют выбросы от автотранспорта. (Самый грязный Новочеркасск, т.к. основными источниками загрязнения города являются Новочеркасская ГРЭС – гос. районная электростанция и Новочеркасский электродный завод)

3 группа.

- Прокомментируйте нарисованные вами   экологические знаки.

У нас еще остались «Меры по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в воздух».

          5. Имитация  деловой игры «Депутаты»

- Обязанность защищать окружающую среду закреплена в Конституции РФ. В соответствии с законом «Об охране атмосферного воздуха» за состояние воздуха в России, в том числе и Ростовской области, несут ответственность органы государственной власти.

Я предлагаю Вам  ролевую игру «Депутаты».  Давайте выберем своих собственных депутатов и разработаем свою систему мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

(приглашаются от каждой группы по 1 представителю, им раздается и надевается реквизит для вхождения в образ: галстук, усы, а затем предлагается ответить на вопросы по очереди)

         - ______________________, (слайд 5)

  • Какие меры Вы предпримите, чтобы снизить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями Ростовской области?

(……………………. сама читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)

  • Установка очистных фильтров на предприятиях;
  • Переход на использование новых экологически безопасных источников энергии;
  • Закрыть все предприятия, а рабочих отправить домой читать учебники по экологии.

      - ___________________________, (слайд 6)

  • Какие мероприятия Вы осуществите, если появится угроза для здоровья людей при загрязнении воздуха в Вашем регионе?

(…………………… сам читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)

  •                   Выдача путёвок в лечебно-профилактические учреждения;
  • Установка на улицах населённого пункта кабинок, где можно подышать чистым воздухом гор Кавказа;
  • Запрет жителям покидать свои дома до тех пор, пока воздух сам по себе не очистится.

               -   ___________________, (слайд 7)

  • Как можно сохранить воздух чистым в Вашем родном крае?

(…………………. сам читает варианты мер и выбирает 1или несколько вариантов ответа)

  • Ежедневная трёхразовая очистка воздуха пылесосом;
  • Высадка деревьев и кустарников на территории населённых пунктов;
  • Размещение на улицах населённого пункта рекламных стендов, напоминающих о проблемах загрязнения воздуха.

- Спасибо нашим депутатам за разработанную систему мер. Вернитесь на свои места.

6.Заключительный этап. Подведение итогов занятия.

- Давайте посмотрим на результат наших стараний и подведем итог нашей работы.

 Над каким проектом мы работали?

Какие этапы работы над проектом  мы выполняли ?

С какой целью мы выполняли проект «Проблема загрязнения воздуха в родном крае» ? (рассказать друзьям, родителям, учителям, поместить информацию в СМИ, на сайте школы)

- А я  предлагаю разместить наш проект на информационной доске нашей школы сразу же после занятия.

-Спасибо, коллеги, за плодотворную работу. Прошу вас выйти всех к доске для вручения медалей «Защитнику природы».

Используемая литература:

Доноведение : Рабочая тетрадь (4 класс) –Ростов –на-Дону: «Изд. БАРА», 2018 г.

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю.. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе. Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2006 г.

Доноведение. Методические разработки уроков и праздничных мероприятий 4 класс. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю. и др. . Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2010 г.Небратенко В.Б., Яцык В.Д. Край родной. Хрестоматия для чтения. Ростов –на-Дону: «Изд. БАРО-пресс», 2003 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Богаты мы, Но считанные птицы Над считанными рощами летят, Донской камыш на считанных озёрах, И считанные рыбы плавают в реке. И восковые считанные зёрна Неслышно зреют в малом колоске. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы. Р. Рождественский

Слайд 4

Этапы проекта «Проблема загрязнения воздуха в родном крае» логическая цепочка источников загрязнения воздуха в родном крае и их последствия – 1 группа «Экологи-аналитики» ; график « Степень загрязнённости воздуха в городах Ростовской области » – 2 группа «Экологи-математики» ; экологические знаки, привлекающие внимание и призывающий людей задуматься о проблеме загрязнения воздуха- 3 группа «Экологи-художники» .

Слайд 5

Какие меры Вы предпримите, чтобы снизить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями Ростовской области? Установка очистных фильтров на предприятиях; Переход на использование новых экологически безопасных источников энергии; Закрыть все предприятия, а рабочих отправить домой читать учебники по экологии.

Слайд 6

Какие мероприятия Вы осуществите, если появится угроза для здоровья людей при загрязнении воздуха в Вашем регионе? Выдача путёвок в лечебно-профилактические учреждения; Установка на улицах населённого пункта кабинок, где можно подышать чистым воздухом гор Кавказа; Запрет жителям покидать свои дома до тех пор, пока воздух сам по себе не очистится.

Слайд 7

Как можно сохранить воздух чистым в Вашем родном крае? Ежедневная трёхразовая очистка воздуха пылесосом; Высадка деревьев и кустарников на территории населённых пунктов; Размещение на улицах населённого пункта рекламных стендов, напоминающих о проблемах загрязнения воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

мастер-класс к открытому заседанию МО

 Сегодняшний мастер-класс пройдет в три этапа: сначала я вам расскажу о проектной деятельности, затем покажу, какие проекты создали мои ученики, и в заключении предложу вам создать собственный проект....

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"

Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...

Конспект открытого учебного занятия-проекта «Спасём и сохраним»

Конспект открытого учебного занятия-проекта «Спасём и сохраним»...

Конспект открытого урока по окружающему миру (4 класс) Тема Животноводство в родном крае

                         Конспект открытого урока по       окружающему миру (4 класс)Тема  Животноводст...